Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 3 февраля 2005 года №20

Об утверждении Программы развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)

(по состоянию на 20 августа 2008 года)

Кабинет министров Азербайджанской Республики постановляет:

1. Утвердить "Программу развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями состояния здоровья)" (прилагается).

2. Обеспечить расходы, требующиеся для осуществления Программы развития в пределах средств, предусмотренных на соответствующие годы в расходных подстатьях раздела "Расходы на образование" по Министерству образования, раздела "Расходы на социальное обеспечение" по Министерству труда и социальной защиты населения государственного бюджета.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

 

Премьер-министр

Азербайджанской Республики А.РАСИ-ЗАДЕ

Утверждена постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 3 февраля 2005 года №20

Программа развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)

1. Введение

Реальное положение в образовании детей, нуждающихся в особой заботе в Республике:

Развитие системы образования - одна из стратегически важных задач государства. И поэтому во все периоды, когда у власти был общенациональный лидер Азербайджана, основатель независимого Азербайджанского государства Гейдар Алиев, развитие системы образования было одной из исключительно важных задач и сейчас в деятельности Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, достойного продолжателя политической школы Гейдара Алиева, эта система образует одну из приоритетных областей. Распоряжения Президента Азербайджанской Республики "Об укреплении материально-технической базы общеобразовательных школ Азербайджанской Республики" от 4 октября 2002 года № 1051 и "Об утверждении Программы строительства в Азербайджанской Республике новых общеобразовательных школ, капитального ремонта существующих и обеспечения современным учебным оборудованием (2003 - 2007 годы)" от 17 февраля 2003 года № 1147, Указы Президента Азербайджанской Республики "Об утверждении Государственной программы по сокращению бедности и развитию экономики в Азербайджанской Республике на 2003 - 2005 годы" от 20 февраля 2003 года № 854 "О мероприятиях по ускорению социально- экономического развития в Азербайджанской Республике" от 24 ноября 2003 года № 4 и "Об утверждении Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (на 2004 - 2008 годы)" от 11 февраля 2004 года № 24 в общем явились определяющим фактором в укреплении материально-технической и учебной базы общеобразовательных учебных заведений, обеспечением их учебным оборудованием. Социальная защита детей с умственными и физическими недостатками, детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие специальных учебных заведений, где они обучаются, находятся в центре внимания Президента Азербайджанской Республики. Необходимость подготовки Программы развития, связанной со специальным образованием, результат особого внимания главы государства к этой проблеме.

Указ Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года № 161 "О применении Закона Азербайджанской Республики "О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2005 год" и в связанном с его исполнением распоряжении Кабинета министров Азербайджанской Республики от 30 декабря 2004 года № 291s поручается подготовка соответствующих государственных программ по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в особой заботе.

В республике для детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья), действуют 25 специальных школ и интернатов. Из них 18 заведений типа интернатов, 7 специальных школ. В этих заведениях, в общем, привлечено к учебе 5535 школьников. Их учебно-воспитательной работой занимается 1996 педагогических работников. Из указанных заведений 16 школ-интернатов (2906 школьников) в системе Министерства образования, 2 дома-интерната для умственно-отсталых детей (366 детей) в системе Министерства труда и социальной защиты. 6 школ-интернатов непосредственно финансируются Министерством образования.

В 7 специальных школах, действующих в системе Министерства образования, к учебе привлечено 2263 ученика, нуждающихся в особой заботе. В тоже время в 4-х школах-интернатах республики (Барда, Гейчай, Товуз, Шеки) наряду со здоровыми детьми 233 ребенка нуждаются в особой заботе, 1 школе-интернате (г. Баку, Сабунчинский район № 11) наряду с детьми, нуждающимися в особой заботе, 70 здоровых ребенка охвачены учебно-воспитательной работой.

Вместе с этим число детей (5535 человек), охваченных учебно-воспитательной работой в специальных учебных заведениях, вовсе не отражает реальное положение по стране. Проведенные исследования показывают, что число детей нуждающихся в особой заботе, составляет около 20 тысяч и из них только 27,6% привлечены в учебные заведения. Ведение учета этих детей и привлечение их к учебе как одна из основных целей этой Программы приобретает исключительную важность.

В результате создания соответствующей законодательной базы создалась благоприятная почва для организации образования детей, нуждающихся в особой заботе. Так, в 2001 году был принят Закон Азербайджанской Республики "Об образовании (специальное образование) детей с ограниченными возможностями здоровья". В законе определены обязанности государства в области специального образования, отражены права и обязанности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей или других законных представителей в области специального образования, организация специального образования, закреплено управление системой специального образования.

С целью обеспечения выполнения закона Кабинетом министров Азербайджанской Республики приняты постановления: "Об утверждении Порядка приема в профессиональные заведения лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 29 апреля 2002 года № 72, "Об утверждении Положения о логопедической службе" от 29 апреля 2002 года № 73, "Об утверждении Положения о психологической медицинско-педагогической комиссии" от 29 апреля 2002 года № 74, "Об утверждении Правил, включающих список болезней, дающих право на получение образования дома и организацию обучения на дому" от 10 мая 2002 года № 77, "Об утверждении Положения о специальных учебных заведениях" от 10 мая 2002 года № 78, "Об утверждении Правил бесплатного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 29 мая 2002 года № 86, "Об утверждении Правил организации образования в учебных заведениях с интеграционным обучением" от 29 мая 2002 года № 87, "Об утверждении Правил организации обучения в стационарных условиях" от 29 мая 2002 года № 88.

В последние годы для укрепления материально-технической и учебной базы специальных учебных заведений проведен ряд целенаправленных работ. Капитально отремонтированы специальная школа № 268 в Насиминском районе, школа-интернат № 16 в Азизбековском районе для детей, перенесших паралич мозга и полиомелит, дом-интернат № 7 в поселке Сараи для умственно отсталых детей, закончено строительство 3-этажного корпуса общежития специальной школы-интерната для плохо слышащих и потом оглохших. Сделана определенная работа в области укрепления материально-учебной базы специальной школы-интерната для детей с дефектами речи.

Для восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья Министерством труда и социальной защиты населения сдан в г. Баку в 2003 году Детский реабилитационный центр, отвечающий современным стандартам, в республике проводится последовательная работа по бесплатному обеспечению плохо слышащих детей, которым установлена ограничение возможностей здоровья, слуховыми аппаратами, а детей с проблемами опорно-двигательной системы инвалидными колясками.

Наряду со всем этим еще существует достаточно проблем в области организации образования детей, нуждающихся в особой заботе:

* материально-техническая и учебная база большинства учебных заведений в негодном состоянии, здания нуждаются в капитальном ремонте, должны строиться новые учебные корпусы, корпусы общежитий и вспомогательные корпусы, есть необходимость в восстановлении отопительной системы, для капитального и текущего ремонта не выделяется достаточно средств;

* существующее учебное оборудование морально и физически устарело, не отвечает современным требованиям;

* не хватает транспортных средств для перевозки детей;

* не хватает наглядных пособий, средств технического обучения;

* слабое обеспечение лечебным спортивным инвентарем;

* есть необходимость создания в регионах реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья для восстановления их здоровья;

* для лечения детей не выделяются специальные лекарственные принадлежности и препараты;

* не ведется системная работа по подготовке педагогических кадров (учителей, воспитателей) по потребности, по повышению квалификации ныне действующих педагогических работников;

* не хватает учебников и учебных средств для специальных учебных заведений, есть серьезная необходимость в обновлении учебных планов и программ, в подготовке учебников нового поколения;

* в связи с широким применением информационно-коммуникационных технологий в специальных учебных заведениях не созданы компьютерные классы;

* не готовятся и не применяются соответствующие программы для решения вопросов, связанных с будущей судьбой детей, окончивших специальные учебные заведения, ролью их в обществе, обеспечением их работой;

* остаются проблемы по обеспечению продуктами специальных учебных заведений типа интерната, есть необходимость заново пересмотреть продуктовые нормы.

По республике накоплено достаточно положительного опыта в области организации образования детей, нуждающихся в особой заботе, но надо отметить, что одна из проблем в этой области то, что не учтен широко применяемый в мировой практике метод интеграционного (инклюзивного) обучения. В системе образования большинства стран дети, нуждающиеся в особой заботе, обучаются не в интернатах и специальных учебных заведениях, а в общеобразовательных школах со здоровыми детьми путем интеграции на школьном или классном уровне. В ряде стран, где существует эта система, в направлении перехода к интеграционному (инклюзивному) обучению проводятся специальные программы. Организация обучения в такой форме спасает детей, нуждающихся в особой защите, от изоляции от общества и детей, в них появляется вера в себя, а в здоровых детях по отношению к ним формируется толерантность, милосердие, чувство заботы. По этой причине осуществление в Азербайджане пилотных проектов по интеграционному (инклюзивному) обучению имеет особенно важное значение.

Для организации интеграционного (инклюзивного) обучения детей, нуждающихся в особой заботе, решения существующих проблем в специальных учебных заведениях, для обеспечения их динамического развития, усиления социальной защиты детей, обучающихся в этих заведениях, предусматривается План мероприятий, охватывающих 2005-2009 годы.

В Программе в целях усиления материально-технической и учебной базы учебных заведений для детей, нуждающихся в особой заботе, определены мероприятия по каждому заведению. Эти мероприятия включают строительство дополнительных корпусов, классных и вспомогательных комнат, спортивных залов, создание реабилитационных кабинетов, покупку лечебного спортивного оборудования, тренажеров, комплектов компьютеров, технических средств обучения, слуховых аппаратов, инвалидных колясок, транспортных средств и прочие вопросы. Для решения этих вопросов, исключая комплекты компьютеров, требуется в общей сложности 5 млрд. 14 млн. манат.

2. Цель Программы

Основные задачи Программы нижеследующие:

* реализация права на учебу детей, нуждающихся в особой заботе, создание равных условий обучения для всех детей такой категории;

* реализация перехода к интеграционному (инклюзивному) обучению;

* создание в учебных заведениях равных возможностей для обучения всех детей;

* усиление социальной защиты детей, находящихся на попечении государства;

* согласно соответствующей классификации ведение учета по стране детей, нуждающихся в особой заботе, всех категорий, и привлечение их к учебе;

* приспособление к современным стандартам материально-технической и учебной базы специальных учебных заведений.

3. Законодательная база Программы

Законодательную базу Программы составляют следующие документы:

* Конституция Азербайджанской Республики;

* Закон Азербайджанской Республики "Об образовании";

* Закон Азербайджанской Республики "О правах ребенка";

* Указ Президента Азербайджанской Республики "О применении Закона Азербайджанской Республики "О социальной защите детей, потерявших родителей и детей, лишенных родительской опеки" от 30 августа 1999 года № 188;

* Указ Президента Азербайджанской Республики "О применении Закона Азербайджанской Республики "Об образовании лиц (специальном образовании) лиц с ограниченными возможностями состояния здоровья" от 19 июля 2001 года № 540;

* "Государственная программа социально- экономического развития регионов Азербайджанской Республики (на 2004 - 2008 годы)", утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 11 февраля 2004 года № 24.

4. Материальное обеспечение Программы

Материальное обеспечение Программы составляют нижеследующие источники:

* предусмотренные отчисления по государственным бюджетным ассигнованиям;

* техническая и материальная помощь международных организаций и зарубежных стран;

* средства муниципалитетов;

* иностранные инвестиции;

* помощь неправительственных организаций;

* помощь общественных фондов, организаций и местных бизнес-структур.

5. Ожидаемые результаты

Результаты, ожидаемые от выполнения Программы, нижеследующие:

* усовершенствуется нормативная правовая база по обучению детей, нуждающихся в особой заботе;

* к обучению будут привлечены дети, нуждающиеся в особой заботе, всех категорий;

* будут созданы подходящие условия для учебно-воспитательной работы с детьми, нуждающимися в особой заботе;

* укрепиться материально-техническая и учебная база учебных заведений для детей, нуждающихся в особой заботе;

* осуществится интеграционное (инклюзивное) обучение;

* повысится результат и качество обучения детей, нуждающихся в особой заботе;

* усовершенствуется подготовка педагогических кадров для специальных учебных заведений;

* будет создана рациональная система в области привлечения педагогических кадров, работающих в специальных учебных заведениях, к повышению квалификации;

* будет осуществлена охрана здоровья и реабилитация детей, нуждающихся в особой заботе;

* будут подготовлены для специальных учебных заведений новые учебные планы и программы, учебники и учебные пособия;

* в специальных учебных заведениях будут применяться современные механизмы управления, система управления будет усовершенствоваться;

* в заведениях будут применяться современные механизмы мониторинга и оценки.

Приложение

к Программе развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)

План мероприятий по осуществлению Программы

+--------------------------------------------------------------------+
¦ №  ¦ Название мероприятий ¦Цель  ¦Ис-  ¦Время ¦Струк-   ¦Ожидаемые ¦
¦п/п ¦                      ¦      ¦пол- ¦испол-¦туры,    ¦результаты¦
¦    ¦                      ¦      ¦ни-  ¦нения ¦сов-     ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦тели ¦(по   ¦местно   ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦годам)¦прово-   ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦дящие    ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦меро-    ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦прия-    ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦тия      ¦          ¦
+----+----------------------+------+-----+------+---------+----------¦
¦1.  ¦Осуществление экспери-¦Накоп-¦Мини-¦2005- ¦ИПО,     ¦Будет осу-¦
¦    ¦ментальной   программы¦ление ¦стер-¦2006  ¦ИООФП,   ¦ществлено ¦
¦    ¦по всестороннему  раз-¦опыта ¦ство ¦      ¦World Vi-¦совместное¦
¦    ¦витию  детей  в раннем¦по пе-¦обра-¦      ¦sion     ¦воспитание¦
¦    ¦возрасте в  определен-¦реходу¦зова-¦      ¦(взгляд  ¦и обучение¦
¦    ¦ных детсадах и началь-¦на ин-¦ния  ¦      ¦на мир)  ¦детей дош-¦
¦    ¦ных классах школ горо-¦тегра-¦     ¦      ¦         ¦кольного  ¦
¦    ¦дов Баку и Сумгайыта  ¦цион- ¦     ¦      ¦         ¦возраста, ¦
¦    ¦                      ¦ное   ¦     ¦      ¦         ¦нуждающих-¦
¦    ¦в рамках     программы¦обуче-¦     ¦      ¦         ¦ся  в осо-¦
¦    ¦подготовка    "обучаю-¦ние   ¦     ¦      ¦         ¦бой  забо-¦
¦    ¦щих";                 ¦      ¦     ¦      ¦         ¦те, и здо-¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦         ¦ровых  де-¦
¦    ¦по технологии "Шаг  за¦      ¦     ¦      ¦         ¦тей, будут¦
¦    ¦шагом"  в  детских са-¦      ¦     ¦      ¦         ¦подготов- ¦
¦    ¦дах,  образованных  на¦      ¦     ¦      ¦         ¦лены  учи-¦
¦    ¦территориях размещения¦      ¦     ¦      ¦         ¦теля     и¦
¦    ¦вынужденных переселен-¦      ¦     ¦      ¦         ¦воспитате-¦
¦    ¦цев,  организация 67 -¦      ¦     ¦      ¦         ¦ли по  ин-¦
¦    ¦72  часовых  семинаров¦      ¦     ¦      ¦         ¦теграцион-¦
¦    ¦для   воспитателей   и¦      ¦     ¦      ¦         ¦ному  обу-¦
¦    ¦учителей     начальных¦      ¦     ¦      ¦         ¦чению, бу-¦
¦    ¦классов,     прошедших¦      ¦     ¦      ¦         ¦дет подго-¦
¦    ¦специальную практику; ¦      ¦     ¦      ¦         ¦товлена   ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦         ¦Националь-¦
¦    ¦в детских  садах,  где¦      ¦     ¦      ¦         ¦ная  стра-¦
¦    ¦проводится    экспери-¦      ¦     ¦      ¦         ¦тегия    в¦
¦    ¦мент,  принимать   10%¦      ¦     ¦      ¦         ¦этой   об-¦
¦    ¦детей, имеющих ограни-¦      ¦     ¦      ¦         ¦ласти;    ¦
¦    ¦чение     возможностей¦      ¦     ¦      ¦         ¦          ¦
¦    ¦здоровья, оценка прог-¦      ¦     ¦      ¦         ¦          ¦
¦    ¦раммы;                ¦      ¦     ¦      ¦         ¦          ¦
¦    ¦                      ¦      ¦     ¦      ¦         ¦          ¦
¦    ¦после  эксперименталь-¦      ¦     ¦      ¦         ¦          ¦
¦    ¦ного  пер
бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 3 февраля 2005 года №20
"Об утверждении Программы развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)"

О документе

Номер документа:20
Дата принятия: 03/02/2005
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:03/02/2005
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Собрание законодательства Азербайджанской Республики" от 28 февраля 2005 года №2, ст.123

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20/08/2008