Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 3 февраля 2005 года №20
Об утверждении Программы развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)
(по состоянию на 20 августа 2008 года)
Кабинет министров Азербайджанской Республики постановляет:
1. Утвердить "Программу развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями состояния здоровья)" (прилагается).
2. Обеспечить расходы, требующиеся для осуществления Программы развития в пределах средств, предусмотренных на соответствующие годы в расходных подстатьях раздела "Расходы на образование" по Министерству образования, раздела "Расходы на социальное обеспечение" по Министерству труда и социальной защиты населения государственного бюджета.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-министр
Азербайджанской Республики А.РАСИ-ЗАДЕ
Утверждена постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 3 февраля 2005 года №20
Программа развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)
1. Введение
Реальное положение в образовании детей, нуждающихся в особой заботе в Республике:
Развитие системы образования - одна из стратегически важных задач государства. И поэтому во все периоды, когда у власти был общенациональный лидер Азербайджана, основатель независимого Азербайджанского государства Гейдар Алиев, развитие системы образования было одной из исключительно важных задач и сейчас в деятельности Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, достойного продолжателя политической школы Гейдара Алиева, эта система образует одну из приоритетных областей. Распоряжения Президента Азербайджанской Республики "Об укреплении материально-технической базы общеобразовательных школ Азербайджанской Республики" от 4 октября 2002 года № 1051 и "Об утверждении Программы строительства в Азербайджанской Республике новых общеобразовательных школ, капитального ремонта существующих и обеспечения современным учебным оборудованием (2003 - 2007 годы)" от 17 февраля 2003 года № 1147, Указы Президента Азербайджанской Республики "Об утверждении Государственной программы по сокращению бедности и развитию экономики в Азербайджанской Республике на 2003 - 2005 годы" от 20 февраля 2003 года № 854 "О мероприятиях по ускорению социально- экономического развития в Азербайджанской Республике" от 24 ноября 2003 года № 4 и "Об утверждении Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (на 2004 - 2008 годы)" от 11 февраля 2004 года № 24 в общем явились определяющим фактором в укреплении материально-технической и учебной базы общеобразовательных учебных заведений, обеспечением их учебным оборудованием. Социальная защита детей с умственными и физическими недостатками, детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие специальных учебных заведений, где они обучаются, находятся в центре внимания Президента Азербайджанской Республики. Необходимость подготовки Программы развития, связанной со специальным образованием, результат особого внимания главы государства к этой проблеме.
Указ Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года № 161 "О применении Закона Азербайджанской Республики "О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2005 год" и в связанном с его исполнением распоряжении Кабинета министров Азербайджанской Республики от 30 декабря 2004 года № 291s поручается подготовка соответствующих государственных программ по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в особой заботе.
В республике для детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья), действуют 25 специальных школ и интернатов. Из них 18 заведений типа интернатов, 7 специальных школ. В этих заведениях, в общем, привлечено к учебе 5535 школьников. Их учебно-воспитательной работой занимается 1996 педагогических работников. Из указанных заведений 16 школ-интернатов (2906 школьников) в системе Министерства образования, 2 дома-интерната для умственно-отсталых детей (366 детей) в системе Министерства труда и социальной защиты. 6 школ-интернатов непосредственно финансируются Министерством образования.
В 7 специальных школах, действующих в системе Министерства образования, к учебе привлечено 2263 ученика, нуждающихся в особой заботе. В тоже время в 4-х школах-интернатах республики (Барда, Гейчай, Товуз, Шеки) наряду со здоровыми детьми 233 ребенка нуждаются в особой заботе, 1 школе-интернате (г. Баку, Сабунчинский район № 11) наряду с детьми, нуждающимися в особой заботе, 70 здоровых ребенка охвачены учебно-воспитательной работой.
Вместе с этим число детей (5535 человек), охваченных учебно-воспитательной работой в специальных учебных заведениях, вовсе не отражает реальное положение по стране. Проведенные исследования показывают, что число детей нуждающихся в особой заботе, составляет около 20 тысяч и из них только 27,6% привлечены в учебные заведения. Ведение учета этих детей и привлечение их к учебе как одна из основных целей этой Программы приобретает исключительную важность.
В результате создания соответствующей законодательной базы создалась благоприятная почва для организации образования детей, нуждающихся в особой заботе. Так, в 2001 году был принят Закон Азербайджанской Республики "Об образовании (специальное образование) детей с ограниченными возможностями здоровья". В законе определены обязанности государства в области специального образования, отражены права и обязанности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей или других законных представителей в области специального образования, организация специального образования, закреплено управление системой специального образования.
С целью обеспечения выполнения закона Кабинетом министров Азербайджанской Республики приняты постановления: "Об утверждении Порядка приема в профессиональные заведения лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 29 апреля 2002 года № 72, "Об утверждении Положения о логопедической службе" от 29 апреля 2002 года № 73, "Об утверждении Положения о психологической медицинско-педагогической комиссии" от 29 апреля 2002 года № 74, "Об утверждении Правил, включающих список болезней, дающих право на получение образования дома и организацию обучения на дому" от 10 мая 2002 года № 77, "Об утверждении Положения о специальных учебных заведениях" от 10 мая 2002 года № 78, "Об утверждении Правил бесплатного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 29 мая 2002 года № 86, "Об утверждении Правил организации образования в учебных заведениях с интеграционным обучением" от 29 мая 2002 года № 87, "Об утверждении Правил организации обучения в стационарных условиях" от 29 мая 2002 года № 88.
В последние годы для укрепления материально-технической и учебной базы специальных учебных заведений проведен ряд целенаправленных работ. Капитально отремонтированы специальная школа № 268 в Насиминском районе, школа-интернат № 16 в Азизбековском районе для детей, перенесших паралич мозга и полиомелит, дом-интернат № 7 в поселке Сараи для умственно отсталых детей, закончено строительство 3-этажного корпуса общежития специальной школы-интерната для плохо слышащих и потом оглохших. Сделана определенная работа в области укрепления материально-учебной базы специальной школы-интерната для детей с дефектами речи.
Для восстановления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья Министерством труда и социальной защиты населения сдан в г. Баку в 2003 году Детский реабилитационный центр, отвечающий современным стандартам, в республике проводится последовательная работа по бесплатному обеспечению плохо слышащих детей, которым установлена ограничение возможностей здоровья, слуховыми аппаратами, а детей с проблемами опорно-двигательной системы инвалидными колясками.
Наряду со всем этим еще существует достаточно проблем в области организации образования детей, нуждающихся в особой заботе:
* материально-техническая и учебная база большинства учебных заведений в негодном состоянии, здания нуждаются в капитальном ремонте, должны строиться новые учебные корпусы, корпусы общежитий и вспомогательные корпусы, есть необходимость в восстановлении отопительной системы, для капитального и текущего ремонта не выделяется достаточно средств;
* существующее учебное оборудование морально и физически устарело, не отвечает современным требованиям;
* не хватает транспортных средств для перевозки детей;
* не хватает наглядных пособий, средств технического обучения;
* слабое обеспечение лечебным спортивным инвентарем;
* есть необходимость создания в регионах реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья для восстановления их здоровья;
* для лечения детей не выделяются специальные лекарственные принадлежности и препараты;
* не ведется системная работа по подготовке педагогических кадров (учителей, воспитателей) по потребности, по повышению квалификации ныне действующих педагогических работников;
* не хватает учебников и учебных средств для специальных учебных заведений, есть серьезная необходимость в обновлении учебных планов и программ, в подготовке учебников нового поколения;
* в связи с широким применением информационно-коммуникационных технологий в специальных учебных заведениях не созданы компьютерные классы;
* не готовятся и не применяются соответствующие программы для решения вопросов, связанных с будущей судьбой детей, окончивших специальные учебные заведения, ролью их в обществе, обеспечением их работой;
* остаются проблемы по обеспечению продуктами специальных учебных заведений типа интерната, есть необходимость заново пересмотреть продуктовые нормы.
По республике накоплено достаточно положительного опыта в области организации образования детей, нуждающихся в особой заботе, но надо отметить, что одна из проблем в этой области то, что не учтен широко применяемый в мировой практике метод интеграционного (инклюзивного) обучения. В системе образования большинства стран дети, нуждающиеся в особой заботе, обучаются не в интернатах и специальных учебных заведениях, а в общеобразовательных школах со здоровыми детьми путем интеграции на школьном или классном уровне. В ряде стран, где существует эта система, в направлении перехода к интеграционному (инклюзивному) обучению проводятся специальные программы. Организация обучения в такой форме спасает детей, нуждающихся в особой защите, от изоляции от общества и детей, в них появляется вера в себя, а в здоровых детях по отношению к ним формируется толерантность, милосердие, чувство заботы. По этой причине осуществление в Азербайджане пилотных проектов по интеграционному (инклюзивному) обучению имеет особенно важное значение.
Для организации интеграционного (инклюзивного) обучения детей, нуждающихся в особой заботе, решения существующих проблем в специальных учебных заведениях, для обеспечения их динамического развития, усиления социальной защиты детей, обучающихся в этих заведениях, предусматривается План мероприятий, охватывающих 2005-2009 годы.
В Программе в целях усиления материально-технической и учебной базы учебных заведений для детей, нуждающихся в особой заботе, определены мероприятия по каждому заведению. Эти мероприятия включают строительство дополнительных корпусов, классных и вспомогательных комнат, спортивных залов, создание реабилитационных кабинетов, покупку лечебного спортивного оборудования, тренажеров, комплектов компьютеров, технических средств обучения, слуховых аппаратов, инвалидных колясок, транспортных средств и прочие вопросы. Для решения этих вопросов, исключая комплекты компьютеров, требуется в общей сложности 5 млрд. 14 млн. манат.
2. Цель Программы
Основные задачи Программы нижеследующие:
* реализация права на учебу детей, нуждающихся в особой заботе, создание равных условий обучения для всех детей такой категории;
* реализация перехода к интеграционному (инклюзивному) обучению;
* создание в учебных заведениях равных возможностей для обучения всех детей;
* усиление социальной защиты детей, находящихся на попечении государства;
* согласно соответствующей классификации ведение учета по стране детей, нуждающихся в особой заботе, всех категорий, и привлечение их к учебе;
* приспособление к современным стандартам материально-технической и учебной базы специальных учебных заведений.
3. Законодательная база Программы
Законодательную базу Программы составляют следующие документы:
* Конституция Азербайджанской Республики;
* Закон Азербайджанской Республики "Об образовании";
* Закон Азербайджанской Республики "О правах ребенка";
* Указ Президента Азербайджанской Республики "О применении Закона Азербайджанской Республики "О социальной защите детей, потерявших родителей и детей, лишенных родительской опеки" от 30 августа 1999 года № 188;
* Указ Президента Азербайджанской Республики "О применении Закона Азербайджанской Республики "Об образовании лиц (специальном образовании) лиц с ограниченными возможностями состояния здоровья" от 19 июля 2001 года № 540;
* "Государственная программа социально- экономического развития регионов Азербайджанской Республики (на 2004 - 2008 годы)", утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 11 февраля 2004 года № 24.
4. Материальное обеспечение Программы
Материальное обеспечение Программы составляют нижеследующие источники:
* предусмотренные отчисления по государственным бюджетным ассигнованиям;
* техническая и материальная помощь международных организаций и зарубежных стран;
* средства муниципалитетов;
* иностранные инвестиции;
* помощь неправительственных организаций;
* помощь общественных фондов, организаций и местных бизнес-структур.
5. Ожидаемые результаты
Результаты, ожидаемые от выполнения Программы, нижеследующие:
* усовершенствуется нормативная правовая база по обучению детей, нуждающихся в особой заботе;
* к обучению будут привлечены дети, нуждающиеся в особой заботе, всех категорий;
* будут созданы подходящие условия для учебно-воспитательной работы с детьми, нуждающимися в особой заботе;
* укрепиться материально-техническая и учебная база учебных заведений для детей, нуждающихся в особой заботе;
* осуществится интеграционное (инклюзивное) обучение;
* повысится результат и качество обучения детей, нуждающихся в особой заботе;
* усовершенствуется подготовка педагогических кадров для специальных учебных заведений;
* будет создана рациональная система в области привлечения педагогических кадров, работающих в специальных учебных заведениях, к повышению квалификации;
* будет осуществлена охрана здоровья и реабилитация детей, нуждающихся в особой заботе;
* будут подготовлены для специальных учебных заведений новые учебные планы и программы, учебники и учебные пособия;
* в специальных учебных заведениях будут применяться современные механизмы управления, система управления будет усовершенствоваться;
* в заведениях будут применяться современные механизмы мониторинга и оценки.
Приложение
к Программе развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)
План мероприятий по осуществлению Программы
+--------------------------------------------------------------------+ ¦ № ¦ Название мероприятий ¦Цель ¦Ис- ¦Время ¦Струк- ¦Ожидаемые ¦ ¦п/п ¦ ¦ ¦пол- ¦испол-¦туры, ¦результаты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ни- ¦нения ¦сов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тели ¦(по ¦местно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годам)¦прово- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дящие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦меро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прия- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тия ¦ ¦ +----+----------------------+------+-----+------+---------+----------¦ ¦1. ¦Осуществление экспери-¦Накоп-¦Мини-¦2005- ¦ИПО, ¦Будет осу-¦ ¦ ¦ментальной программы¦ление ¦стер-¦2006 ¦ИООФП, ¦ществлено ¦ ¦ ¦по всестороннему раз-¦опыта ¦ство ¦ ¦World Vi-¦совместное¦ ¦ ¦витию детей в раннем¦по пе-¦обра-¦ ¦sion ¦воспитание¦ ¦ ¦возрасте в определен-¦реходу¦зова-¦ ¦(взгляд ¦и обучение¦ ¦ ¦ных детсадах и началь-¦на ин-¦ния ¦ ¦на мир) ¦детей дош-¦ ¦ ¦ных классах школ горо-¦тегра-¦ ¦ ¦ ¦кольного ¦ ¦ ¦дов Баку и Сумгайыта ¦цион- ¦ ¦ ¦ ¦возраста, ¦ ¦ ¦ ¦ное ¦ ¦ ¦ ¦нуждающих-¦ ¦ ¦в рамках программы¦обуче-¦ ¦ ¦ ¦ся в осо-¦ ¦ ¦подготовка "обучаю-¦ние ¦ ¦ ¦ ¦бой забо-¦ ¦ ¦щих"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦те, и здо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ровых де-¦ ¦ ¦по технологии "Шаг за¦ ¦ ¦ ¦ ¦тей, будут¦ ¦ ¦шагом" в детских са-¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготов- ¦ ¦ ¦дах, образованных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦лены учи-¦ ¦ ¦территориях размещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦теля и¦ ¦ ¦вынужденных переселен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦воспитате-¦ ¦ ¦цев, организация 67 -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли по ин-¦ ¦ ¦72 часовых семинаров¦ ¦ ¦ ¦ ¦теграцион-¦ ¦ ¦для воспитателей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ному обу-¦ ¦ ¦учителей начальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦чению, бу-¦ ¦ ¦классов, прошедших¦ ¦ ¦ ¦ ¦дет подго-¦ ¦ ¦специальную практику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦товлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Националь-¦ ¦ ¦в детских садах, где¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная стра-¦ ¦ ¦проводится экспери-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тегия в¦ ¦ ¦мент, принимать 10%¦ ¦ ¦ ¦ ¦этой об-¦ ¦ ¦детей, имеющих ограни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти; ¦ ¦ ¦чение возможностей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья, оценка прог-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раммы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦после эксперименталь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного пер
Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 3 февраля 2005 года №20
"Об утверждении Программы развития (на 2005 - 2009 годы) по организации образования в Азербайджанской Республике детей, нуждающихся в особой заботе (с ограниченными возможностями здоровья)"
О документе
Номер документа: | 20 |
Дата принятия: | 03/02/2005 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 03/02/2005 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
"Собрание законодательства Азербайджанской Республики" от 28 февраля 2005 года №2, ст.123
Редакции документа
Текущая редакция принята: 20/08/2008