Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 2 октября 2008 года №19-рп/2008

По делу по конституционному представлению 60 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей третьей, пятой статьи 23, частей первой, второй статьи 24, части первой статьи 25, части первой статьи 26 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг"

Дело №1-43/2008

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Стрижака Андрея Андреевича- председательствующего,

Бринцева Василия Дмитриевича,

Вдовиченко Сергея Леонидовича,

Головина Анатолия Сергеевича,

Джуня Вячеслава Васильевича,

Дидковского Анатолия Александровича - докладчика,

Домбровского Ивана Петровича,

Кампа Владимира Михайловича,

Лилака Дмитрия Дмитриевича,

Маркуш Марии Андреевны,

Мачужак Ярославы Васильевны,

Никитина Юрия Ивановича,

Овчаренко Вячеслава Андреевича,

Ткачука Павла Николаевича,

Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 60 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей третьей, пятой статьи 23, частей первой, второй статьи 24, части первой статьи 25, части первой статьи 26 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12 июля 2001 года N 2664-III (В?домост? Верховної Ради України, 2002 г., N 1, ст.1).

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление 60 народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 71 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спора относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) указанных положений Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

Заслушав судью-докладчика Дидковского А.О. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 60 народных депутатов Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать положения Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон) такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), в части подчиненности специального уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг (далее - Уполномоченный орган) и назначения руководящих работников Уполномоченного органа, а именно:

- частей третьей, пятой статьи 23 об утверждении Президентом Украины Положения об Уполномоченном органе, о назначении на должности и прекращении полномочий Председателя, заместителей Председателя и членов Уполномоченного органа - директоров департаментов;

- частей первой, второй статьи 24 относительно назначения на должность и освобождении с должности Президентом Украины Председателя Уполномоченного органа;

- части первой статьи 25, части первой статьи 26 относительно назначения на должности и освобождения с должностей Президентом Украины заместителей Председателя, директоров департаментов Уполномоченного органа.

Народные депутаты Украины считают, что полномочия Президента Украины установлены исключительно Основным Законом Украины, который не наделяет его правом (после вступления в действие Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV (далее - Закон N 2222-IV) утверждать положения о центральных органах исполнительной власти, назначать на должности и освобождать с должностей руководителей, других членов этих органов, в том числе и руководящих работников Уполномоченного органа.

Авторы ходатайства делают заключение, что оспариваемые положения не отвечают требованиям статей 8, 19, 106, 116 Основного Закона Украины, и утверждают, что, принимая Закон в 2001 году, парламент учитывал объем конституционных полномочий главы государства, определенных статьей 106 Конституции Украины в редакции 1996 года, которая предусматривала его право формировать центральные органы исполнительной власти, к которым относится Уполномоченный орган.

В соответствии со статьей 106 Конституции Украины в редакции Закона N 2222-IV Президент Украины такими полномочиями не наделен, поскольку последние принадлежат Кабинету Министров Украины. Как аргумент несоответствия оспариваемых положений Конституции Украины субъект права на конституционное представление приводит ряд решений Конституционного Суда Украины по вопросам назначения на должности и освобождения с должностей руководителей центральных органов исполнительной власти Украины.

2. Свою позицию относительно конституционности оспариваемых положений Закона высказали Президент Украины и Председатель Верховной Рады Украины.

3. Конституционный Суд Украины, рассматривая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.

3.1. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты должны отвечать ей (части вторая, третья статьи 8). По предписаниям части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, в том числе Верховная Рада Украины, Президент Украины, обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Полномочия Президента Украины определяет Основной Закон Украины. На это обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд Украины в своих актах, в частности в Решении от 10 апреля 2003 года N 7-рп/2003 (дело о гарантиях деятельности народного депутата Украины) указано, что "полномочия Президента Украины исчерпывающе определены Конституцией Украины, а это делает невозможным принятие законов, которые устанавливали бы другие его полномочия (права и обязанности)". Такой же правовой позиции Конституционный Суд Украины придерживался в своих решениях от 7 апреля 2004 года N 9-рп/2004 (дело о Координационном комитете), от 16 мая 2007 года N 1-рп/2007 (дело об освобождении судьи с административной должности).

3.2. Наделяя Президента Украины полномочиями, указанными в частях третьей, пятой статьи 23, частях первой, второй статьи 24, части первой статье 25, части первой статье 26 Закона, Верховная Рада Украины действовала в соответствии с объемом конституционной компетенции главы государства, определенным в статье 106 Конституции Украины, в частности относительно возможности участвовать в формировании центральных органов исполнительной власти и регламентировать их деятельность.

Однако Законом N 2222-IV изменена редакция статьи 106 Конституции Украины, в которой не установлены полномочия главы государства относительно формирования центральных органов исполнительной власти и регламентирования их деятельности его актами. Президент Украины может нормировать деятельность только тех органов, относительно образования которых он имеет конституционные полномочия.

Основной Закон Украины не предусматривает полномочий Президента Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг. Закон определяет статус Уполномоченного органа как органа исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование рынков финансовых услуг и наделен соответствующими государственно-властными полномочиями.

Следовательно, с вступлением в действие Закона N 2222-IV оспариваемые положения, в частности об утверждении Президентом Украины Положения об Уполномоченном органе, о назначении на должности и прекращении полномочий Председателя, заместителей Председателя и членов Уполномоченного органа - директоров департаментов (части третья, пятая статьи 23), относительно назначения на должности и освобождения с должностей Президентом Украины заместителей Председателя, директоров департаментов Уполномоченного органа (часть первая статьи 25, часть первая статьи 26), не отвечают статьям 8, 19, 106, 116 Конституции Украины.

Это заключение согласовывается с решениями Конституционного Суда Украины от 1 апреля 2008 года N 3-рп/2008 (дело о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку), от 8 июля 2008 года N 14-рп/2008 (дело о национальных комиссиях регулирования природных монополий).

3.3. В процессе рассмотрения дела Конституционный Суд Украины, решая вопросы, поднятые в конституционном представлении, обнаружил на тех же основаниях признаки несоответствия Конституции Украины положения частишестой статьи 24 Закона относительно ответственности Председателя Уполномоченного органа перед Президентом Украины за деятельность Уполномоченного органа, поэтому согласно части третьей статьи 61 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" есть основания признать его неконституционным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 152, 153 Конституции Украины, статьями 13, 15, 39, 40, 51, 61, 63, 65, 67, 69, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12 июля 2001 года N 2664-III, а именно:

- частей третьей, пятой статьи 23 об утверждении Президентом Украины Положения об Уполномоченном органе, о назначении на должности и прекращении полномочий Председателя, заместителей Председателя и членов Уполномоченного органа - директоров департаментов;

- частей первой, второй, шестой статьи 24 относительно назначения на должность и освобождении с должности Президентом Украины Председателя Уполномоченного органа и его ответственности перед Президентом Украины за деятельность Уполномоченного органа;

- части первой статьи 25, части первой статьи 26 относительно назначения на должности и освобождения с должностей Президентом Украины заместителей Председателя, директоров департаментов Уполномоченного органа.

2. Положения Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12 июля 2001 года N 2664-III, признаны неконституционными, утрачивают силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

Решение Конституционного Суда Украины от 2 октября 2008 года №19-рп/2008
"По делу по конституционному представлению 60 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей третьей, пятой статьи 23, частей первой, второй статьи 24, части первой статьи 25, части первой статьи 26 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг"

О документе

Номер документа:19-рп/2008
Дата принятия: 02/10/2008
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:02/10/2008
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 27.10.2008 - 2008 р., №79, стор. 157, стаття 2662, код акту 44670/2008