Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 13 декабря 2001 года №18-рп/2001

По делу о конституционном представлении народных депутатов Украины о соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абзаца четвертого статьи 2, части второй статьи 6, частей первой, второй статьи 10 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" (дело о молодежных организациях)

Дело №1-43/2001

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Скоморохи Виктора Егоровича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Козюбры Николая Ивановича,

Корниенко Николая Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мироненко Александра Николаевича,

Немченко Василия Ивановича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевич,

Селивона Николая Федосовича,

Тихого Владимира Павловича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

Яценка Станислава Сергеевича - судья-докладчик,

при участии представителя субъекта права на конституционное представление Петрова Олега Владимировича - народного депутата Украины, представителей Верховной Рады Украины: Мисюры Вадима Ярославовича - народного депутата Украины, председателя подкомитета Комитета Верховной Рады Украины по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, Селиванова Анатолия Александровича - Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины, а также привлеченных Конституционным Судом Украины к участию в рассмотрении дела представителя Министерства юстиции Украины Горбуновой Лидии Николаевны - заместителя Государственного секретаря Министерства юстиции Украины; представителей Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины: Цибуха Валерия Ивановича - Председателя Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины, Безулик Татьяны Владимировны - первого заместителя директора Государственного департамента молодежной и семейной политики Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины, Кляшторного Алексея Николаевича - председателя Союза молодежных общественных организаций "Молодежный парламент Украины", представителей Украинского национального комитета молодежных организаций (УНКМО) Кириленко Вячеслава Анатольевича - народного депутата Украины, члена Правления УНКМО,Ляльки Александра Любомировича - заместителя председателя УНКМО; свидетеля Приянчука Игоря Васильевича - председателя Союза молодых юристов Украины,

рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абзаца четвертого статьи 2, части второй статьи 6, частей первой, второй статьи 10 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 года N 281-XIV (В?домост? Верховної Ради України, 1999 г., N 1, ст. 2).

Поводом для рассмотрения дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление пятидесяти народных депутатов Украины.

Основанием, для рассмотрения дела в соответствии со статьями 71, 82 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спора относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях".

Заслушав судью-докладчика Яценко С.С., объяснения Безулик Т.В., Горбуновой Л.М., Кириленко В.А., Кляшторного О.М., Ляльки О.Л., Мисюры В.Я., Петрова О.В., Приянчука И.В., Селиванова А.О., Цибуха В.И. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать неконституционными положения абзаца четвертой статьи 2, части второй статьи 6, части второй статьи 10 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 года N 281-XIV (далее - Закон). Народные депутаты Украины считают, что оспариваемые положения, а именно: о "неправомерном определении Законом Украины Украинского национального комитета молодежных организаций как союза, через которой осуществляется государственная финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций", относительно координации УНКМО молодежного движения, об объединении этим союзом большинства молодежных и детских общественных организацийпротиворечат "принципам равноправия общественных организаций, изложенным в частях четвертой и пятой статьи 36 Конституции Украины". Во время рассмотрения дела на пленарном заседании представитель субъекта права на конституционное представление высказал сомнение относительно соответствия Конституции Украины также положения части первой статьи 10 Закона.

В письме Председателя Верховной Рады Украины к Конституционному Суду Украины и объяснениях ее представителей указывается, что Закон Украины "О молодежных и детских общественных организациях" не определяет УНКМО как союз, через который осуществляется финансовая поддержка деятельности молодежных и детских организаций, а поэтому не противоречит положениям, изложенным в частях четвертой, пятой статьи 36 Конституции Украины. В Законе определен статус этого объединения, который отвечает конституционному правовому режиму функционирования объединений граждан. Он не ограничивает права других всеукраинских молодежных организаций, не являющихся членами УНКМО, и не лишает их права создавать любые объединения, союзы и координировать молодежное движение согласно их уставным задачам. Суть объяснений представителей Украинского национального комитета молодежных организаций о соответствии Конституции Украины оспариваемых положений Закона совпадает с приведенным выше обоснованием их конституционности.

По мнению представителя Министерства юстиции Украины, положение абзаца четвертого статьи 2 Закона, который устанавливает название союза (Украинский национальный комитет молодежных организаций), который объединяет большинство легализированных молодежных и детских общественных организаций, ограничивает право объединяться большинству молодежных и детских общественных организаций в союз под другим названием. Представители Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины фактически поддержали позицию субъекта права на конституционное представление о несоответствии Конституции Украины оспариваемых положений Закона. О нарушении прав молодежных и детских организаций, которые не входят в состав УНКМО, дал объяснения и привлеченный Конституционным Судом Украины к участию в рассмотрении дела свидетель.

2. Решая спор, Конституционный Суд Украины исходит из такого.

Конституция Украины закрепляет исходной принцип гражданского общества: "Общественная жизнь в Украине основывается на основах политической, экономического и идеологического многообразия" (часть первая статьи 15). Учитывая то, что право на свободу объединения является одним из основных политических прав граждан, принцип многообразия общественной жизни является отправным в определении основ реализации этого конституционного права и установлении институтов гражданского общества, составляющей которого являются разнообразные объединения граждан, которые представляют определенные идеологические и другие взгляды, интересы различных социальных групп и индивидов.

Часть первая статьи 36 Конституции Украины гарантирует гражданам право на свободу объединения, в том числе в общественные организации, для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. Свобода объединения означает, в частности, правовую и фактическую возможность добровольно, без принуждения или предварительного разрешения образовывать объединения граждан или вступать в них. Согласно части четвертой статьи 36 Конституции Украины никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан.

Образование объединениями граждан, в частности общественными организациями, союзов между собой (как формы объединения) основывается на реализации соответствующего права гражданами, которые являются членами этих организаций.

Статья 1 Конституции Украины провозгласила Украину демократическим, социальным, правовым государством. Социальное государство должно обеспечивать развитие и поддержку членов общества, общественных институтов, в том числе через целевое направление расходов "на общеобщественные потребности" (часть вторая статьи 95 Конституции Украины).

Долгом правового государства является, в частности, невмешательство как в реализацию гражданами права на свободу объединения, так и в деятельность самого объединения, "за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, здравоохранения населения или защиты прав и свобод других людей" (часть первая статьи 36 Конституции Украины). Тем самым Конституция Украины установила границы вмешательства государства в реализацию права граждан на свободу объединения. Пункт 11 части первой статьи 92 Конституции Украины предусматривает, что исключительно законами определяются "основы образования и деятельности... объединений граждан". Другие (которые не являются наиболее общими) вопросы реализации права на свободу объединения в гражданском обществе не подлежат государственному регулированию и должны решаться на усмотрение его членов.

3. Абзац четвертый статьи 2 Закона содержит формулировку: "Украинский национальный комитет молодежных организаций - союз, который объединяет большинство легализированных всеукраинских молодежных и детских организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских объединений молодежных и детских общественных организаций".

Конституционный Суд Украины считает, что это положение Закона, которым определен конкретный союз, который объединяет большинство молодежных и детских общественных организаций, нарушает конституционный принцип многообразия общественной жизни, поскольку закрепляет исключительный монопольный статус одного из союзов соответствующих объединений граждан.

Кроме того, законодательное предвидение объединения большинства легализированных молодежных и детских общественных организаций не отвечает конституционному положению о свободе объединения. Фактическое объединение большинства таких организаций возможно, но должно происходить вне государственного регулирования исключительно на основании реализации гражданами права на свободу объединения, т.е. на основе свободного волеизъявления членов этих общественных организаций.

Поэтому положение абзаца четвертого статьи 2 Закона, который предусматривает объединение большинства легализированных молодежных и детских общественных организаций в конкретно определенный союз, должно быть признано неконституционным.

4. Частью второй статьи 6 Закона определено. "Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, который является независимой неправительственной организацией и имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций".

Тем самым государство определило УНКМО координатором молодежного движения в Украине и установила уставные цели этого объединения граждан (союзы таких объединений), что не только противоречит принципу многообразия общественной жизни, но и нарушает право на свободу объединения, в частности возможность свободного определения участниками объединений граждан правомерных целей их образования и способов деятельности согласно части первой статьи 36 Конституции Украины.

Поэтому положение части второй статьи 6 Закона, которым Украинский национальный комитет молодежных организаций государством определен как координатор молодежного движения в Украине: "Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций..., - должно быть признано таким, которое не отвечает Конституции Украины.

5. Частью второй статьи 10 Закона предусмотрено: "Финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций осуществляется через соответствующие органы исполнительной власти, которые работают с молодежью, органы местного самоуправления и союз всеукраинских молодежных общественных организаций".

Это положение имеет непосредственную связь с нормой части первой этой же статьи, где определяется такой союз. В ней указано: "Верховная Рада Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает в нем отдельной строкой расходы на поддержку союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций, деятельность которой направляется на обеспечение социального становления и развития молодых граждан".

Т.е. положения частей первой, второй статьи 10 Закона о финансовой поддержке деятельности молодежных и детских общественных организаций, в том числе путем расходов из Государственного бюджета Украины, предусматривают участие в непосредственном получении финансовой поддержки со стороны государства только "союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций" или "союза всеукраинских молодежных общественных организаций".

Следовательно, правом на получение финансовой поддержки в таком случае пользуется определенный в статье 10 Закона один союз молодежных и детских общественных организаций. Тем самым косвенно нарушается право граждан на свободу объединения, поскольку те объединения граждан, которые не входят в состав союза, который объединяет большинство зарегистрированных молодежных и детских общественных организаций, ограничены в праве на получение финансовой поддержки. Это является также косвенным принуждением зарегистрированных молодежных и детских общественных организаций, которые намереваются получать финансовую поддержку, к вступлению в указанный союз.

Поэтому должны быть признаны неконституционными положения Закона, согласно которым: Верховная Рада Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает в нем расходы на поддержку только "союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций" (часть первая статьи 10); финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций осуществляется через один ".. союз всеукраинских молодежных общественных организаций" (часть вторая статьи 10).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 152 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), такие положения Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" от 1 декабря 1998 года N 281-XIV:

1.1. Положение абзаца четвертого статьи 2, которое предусматривает объединение большинства легализированных молодежных и детских общественных организаций в конкретно определенный союз: "Украинский национальный комитет молодежных организаций - союз, который объединяет большинство легализированных всеукраинских молодежных и детских организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских объединений молодежных и детских общественных организаций";

1.2. Положение части второй статьи 6, которым Украинский национальный комитет молодежных организаций государством определен как координатор молодежного движения в Украине: "Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций...";

1.3. Положение части первой статьи 10, согласно которому Верховная Рада Украины при утверждении Государственного бюджета Украины предусматривает расходы на поддержку только "союза, членами которого являются большинство зарегистрированных всеукраинских молодежных и детских общественных организаций, а также областных, Автономной Республики Крым, киевских и севастопольских городских союзов молодежных и детских общественных организаций";

1.4. Положение части второй статьи 10, согласно которому финансовая поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций осуществляется через один ".. союз всеукраинских молодежных общественных организаций".

2. Положение абзаца четвертого статьи 2, части второй статьи 6, частей первой и второй статьи 10 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях", которые признаны неконституционными, теряют силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

3. Приведение Закона Украины "О молодежных и детских общественные организации" в соответствие с этим Решением возложить на Верховную Раду Украины.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 13 декабря 2001 года №18-рп/2001
"По делу о конституционном представлении народных депутатов Украины о соответствия Конституции Украины (конституционности) положений абзаца четвертого статьи 2, части второй статьи 6, частей первой, второй статьи 10 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях" (дело о молодежных организациях)"

О документе

Номер документа:18-рп/2001
Дата принятия: 13/12/2001
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/12/2001
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 04.01.2002 - 2001 р., №51, стор. 466, стаття 2310, код акту 20897/2001