Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 14 декабря 2000 года №15-рп/2000

По делу о конституционном представлении Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате", официального толкования положений части второй статьи 150 Конституции Украины, а также части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения решений Конституционного Суда Украины (дело о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины)

Дело №1-31/2000

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Скоморохи Виктора Егоровича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Козюбры Николая Ивановича,

Корниенко Николая Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мартыненко Петра Федоровича - судья-докладчик,

Мироненко Александра Николаевича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевича,

Селивона Николая Федосовича,

Тимченко Ивана Артемьевича,

Тихого Владимира Павловича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Яценко Станислава Сергеевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года N 18/98-ВР и текста Закона Украины "О Счетной палате", опубликованного в газете "Голос України" 23 января 1998 года, а также относительно официального толкования положений части второй (в конституционном предоставлении - третьей) статьи 150 Конституции Украины и части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения решений Конституционного Суда Украины в случае, если в этих решениях не определен порядок их выполнения.

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40, 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Президента Украины.

Основанием для рассмотрения дела согласно статьям 39, 71, 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спорных вопросов относительно соответствия Конституции Украины Постановлению Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года и тексту Закона Украины "О Счетной палате", опубликованного в газете "Голос України" 23 января 1998 года, а также практическая необходимость в официальном толковании положений части второй статьи 150 Конституции Украины и части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения решений Конституционного Суда Украины в случае, если в этих решениях не определен порядок их выполнения.

Заслушав судью-докладчика Мартыненко П.Ф. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - Президент Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), Постановление Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года и текст Закона Украины "О Счетной палате", опубликованного в газете "Голос України" 23 января 1998 года.

Решением Конституционного Суда Украины от 23 декабря 1997 года N 7-зп Закон Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года признан таким, который не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), в части его отдельных положений, которые теряют силу с дня принятия этого Решения, а обязанности по обеспечению выполнения Решения Конституционного Суда Украины возложены на Верховную Раду Украины и Президента Украины.

В конституционном представлении констатируется, что 14 января 1998 года Верховная Рада Украины приняла Постановление "О силе Закона Украины "О Счетной палате" N 18/98-ВР. Согласно пункту 1 этого Постановления Закон Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" (В?домост? Верховної Ради України, 1996, N 43, ст. 212), который вступил в силу 22 октября 1996 года, продолжает действовать с 23 декабря 1997 года как Закон Украины "О Счетной палате". Согласно пункту 2 этого Постановления Председателю Верховной Рады Украины было поручено обеспечить опубликование в 10-дневной срок в официальных изданиях Верховной Рады Украины текста Закона Украины "О Счетной палате", предварительно изъяв из него положения, которые утратили силу с 23 декабря 1997 года, и уточнив его редакцию.

Президент Украины считает, что изменением названия Закона Украины и его отдельных положений на основании Постановления Верховной Рады Украины нарушена конституционная процедура принятия законов (статья 94 Конституции Украины) и Регламент Верховной Рады Украины, где, в частности, определено, что внесение любых изменений в законы осуществляется путем принятия в установленном порядке соответствующих законов (статья 6.8.1). Не были соблюдены и те положения Конституции Украины, которые устанавливают полномочия Президента Украины на подписание и официальное обнародование законов Украины (часть вторая статьи 94, пункт 29 части первой статьи 106), что сделало невозможным выполнение Президентом Украины Решения Конституционного Суда Украины. Кроме того, указывает Президент Украины, поручение Верховной Рады Украины Председателю Верховной Рады Украины согласно пункту 2 этого Постановления выходит за рамки определенных для него Конституцией Украины полномочий, поскольку на Председателя Верховной Рады Украины возложено выполнение действий, которые согласно Конституции Украины отнесены к исключительной компетенции парламента и должны происходить по установленной Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины процедуре внесения изменений в законы Украины.

Поэтому, по мнению субъекта права на конституционное представление, Верховная Рада Украины и ее Председатель действовали с превышением полномочий и способом, не предусмотренными Конституцией и законами Украины, чем нарушили требования части второй статьи 19 Конституции Украины.

Как утверждается в объяснении Председателя Верховной Рады Украины, ни Конституция Украины, ни Закон Украины "О Конституционном Суде Украины" не определяют, как должно выполняться решение Конституционного Суда Украины в тех случаях, когда в самом решении не определен порядок его выполнения, а прямого требования принятия любого правового акта во исполнение решений Конституционного Суда Украины Основной Закон не предусматривает.

Конституционную процедуру рассмотрения проекта постановления Верховной Рады Украины о силе Закона Украины "О Счетной палате", принятие и введение ее в действие было соблюдено. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, действуя в границах конституционных полномочий, предварительно рассмотрел и предложил принять единый проект постановления, направленный на урегулирование вопросов, указанных в Решении Конституционного Суда Украины. Этот проект внесен на рассмотрение парламента субъектом законодательной инициативы.

2. Конституционный Суд Украины, решая этот спор, исходит из того, что согласно Конституции Украины решения Конституционного Суда Украины являются обязательными к исполнению на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованы (часть вторая статьи 150). Следовательно, выполнение Решения Конституционного Суда Украины в деле о конституционном представлении Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 23 декабря 1997 года N 7-зп является обязательным.

Утрата силы отдельных положений Закона в этом случае непосредственно связана с принятием Решения Конституционного Суда Украины, а не с принятием правового акта в его подтверждение или выполнение. Таким образом, с дня принятия Решения Конституционным Судом Украины - 23 декабря 1997 года - положения Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года, которые признаны неконституционными, утрачивают силу, а сам Закон является действующим, за исключением положений, признанных неконституционными. Признание неконституционными значительного количества положений Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года привело к нарушению его логики и структуры, обусловило появление пробелов в нем, что стало основанием для постановки вопроса о необходимости употребления дополнительных мер к обеспечению выполнения принятого Решения.

В пункте 6 резолютивной части указанного Решения обязанности обеспечения его выполнения возложены на Верховную Раду Украины и Президента Украины. Орган государственной власти, на который согласно Закону Украины "О Конституционном Суде Украины" возложена обязанность выполнения решения, заключения Конституционного Суда Украины (часть вторая статьи 70), должен осуществлять эту обязанность на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (часть вторая статьи 19 Конституции Украины). Согласно пункту 3 части первой статьи 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится принятие законов, в том числе тех, которыми вносятся изменения в действующие законы. Принятие законов осуществляется согласно процедуре, определенной Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

Как следует из изложенного, обязанность Верховной Рады Украины по выполнению Решения Конституционного Суда Украины по делу о Счетной палате от 23 декабря 1997 года заключается в том, чтобы согласно конституционно установленной законодательной процедуре для обеспечения должной реализации Закона внести соответствующие изменения в него в связи с признанием неконституционными его отдельных положений.

3. Из материалов дела видно, что Верховная Рада Украины, приняв Постановление Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года с целью выполнения Решения Конституционного Суда Украины по делу о Счетной палате от 23 декабря 1997 года, не выполнила требования Конституции Украины.

Исходя из Конституции Украины Закон Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года, как и любой другой закон Украины, - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в Украине (статья 75 Конституции Украины). Это значит, что право принимать законы, вносить в них изменения в случае, когда оно не осуществляется непосредственно народом (статьи 5, 38, 69, 72 Конституции Украины), принадлежит исключительно Верховной Раде Украины (пункт 3 части первой статьи 85 Конституции Украины) и не может передаваться другим органам или должностным лицам. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основании Конституции Украины и должны отвечать ей (часть вторая статьи 8 Конституции Украины). Из приведенного вытекает, что Верховная Рада Украины может изменить закон исключительно законом, а не путем принятия подзаконного правового акта.

Как свидетельствуют материалы дела, Постановлением Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года подтверждено, что этот Закон продолжает действовать с 23 декабря 1997 года как Закон Украины "О Счетной палате", за исключением отдельных положений, которые утратили силу согласно Решению Конституционного Суда Украины (пункт 1). Этим же Постановлением Верховная Рада Украины поручила Председателю Верховной Рады Украины обеспечить опубликование в 10-дневный срок в официальных изданиях Верховной Рады Украины текста Закона Украины "О Счетной палате" с учетом изъятия из него положений, которые утратили силу с 23 декабря 1997 года, и "его редакционного уточнения" (пункт 2).

Внесение изменений в текст Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года на основании Постановления Верховной Рады Украины и соответствующих действий Председателя Верховной Рады Украины относительно редакционных уточнений и опубликования Закона противоречит базовым положениям Конституции Украины о статусе закона Украины как акта высшей юридической силы в системе нормативно-правовых актов государства, а также с теми ее положениями, которые требуют, чтобы принятие законов, в частности путем внесения в них изменений, осуществлялось в порядке, определенном Конституцией Украины (статьи 8, 19, 94 и др.). Кроме того, в тексте Закона Украины "О Счетной палате", опубликованного в газете "Голос України" 23 января 1998 года (в пунктах 1, 9 статьи 6, пункте 6 статьи 7, в части второй статье 16, части первой статьи 26), применены новые слова, словосочетания и фразы, которых не было в Законе Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года. Фактически в газете "Голос України" 23 января 1998 года напечатана новая редакция отдельных положений этого Закона.

К тому же анализ текста указанного Закона свидетельствует, что в нем не в полном объеме учтено Решение Конституционного Суда Украины по делу о Счетной палате от 23 декабря 1997 года. Так, в тексте Закона воспроизводятся положения абзаца пятого статьи 2 Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" от 11 июля 1996 года, признанные неконституционными (подпункт 3.8 резолютивной части Решения), а в части второй статьи 16 Закона только частично учитывается положение пункта 4 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины по применению полномочий Счетной палаты и тому подобное.

Исходя из приведенного, Конституционный Суд Украины пришел к заключению, что Постановление Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года является таким, которое не отвечает Конституции Украины.

4. Субъект права на конституционное представление обращается в Конституционный Суд Украины с ходатайством об официальном толковании положения части второй статьи 150 Конституции Украины и части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения тех решений Конституционного Суда Украины, в которых не определен порядок их выполнения.

Системное толкование указанных выше нормативных положений в контексте Конституции Украины свидетельствует, что решения Конституционного Суда Украины независимо от того, определен в них порядок и сроки их выполнение или нет, являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. Органы государственной власти, органы Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные и служебные лица, граждане и их объединения, иностранцы, лица без гражданства должны воздерживаться от применения или использования правовых актов или их положений, признанных неконституционными.

Решения Конституционного Суда Украины имеют прямое действие и для введения в действие не нуждается в подтверждениях со стороны любых органов государственной власти. Обязанность выполнения решения Конституционного Суда Украины является требованием Конституции Украины (часть вторая статьи 150), которая имеет наивысшую юридическую силу ко всем другим нормативно-правовым актам (часть вторая статьи 8).

Законы, другие правовые акты, их отдельные положения, признанные решением Конституционного Суда Украины такими, которые не отвечают Конституции Украины (неконституционными), теряют силу с дня принятия соответствующего решения (часть вторая статьи 152 Конституции Украины). При этом согласно Решению Конституционного Суда Украины в деле о конституционном представлении Президента Украины относительно официального толкования положений части второй статьи 158 и статьи 159 Конституции Украины от 9 июня 1998 года N 8-рп/98 решения и заключения Конституционного Суда Украины являются одинаково обязательными к исполнению.

Согласно содержанию части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" в случае необходимости Конституционный Суд Украины может определить в своем решении, заключении дополнительные мероприятия, связанные с порядком их выполнения, обратив внимание на срочность или обязанности по его обеспечению. При этом независимо от того, определен ли в решении, заключении Конституционного Суда Украины, в частности, порядок его выполнения, соответствующие государственные органы обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Однако дополнительное определение в решениях, заключениях Конституционного Суда Украины порядка их выполнения не отменяет и не подменяет общей обязательности их выполнения. Независимо от того, имеются в наличии или отсутствуют в решениях, заключениях Конституционного Суда Украины предписания о порядке их выполнения, соответствующие законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные этими решениями неконституционными, не подлежат применению как такие, которые утратили силу с дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 152 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать таким, которое не отвечает Конституции Украины (является неконституционным), Постановление Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате" от 14 января 1998 года N 18/98-ВР.

Указанное Постановление Верховной Рады Украины теряет силу с дня принятия этого Решения.

2. Положение части второй статьи 150 Конституции Украины относительно выполнения решений Конституционного Суда Украины необходимо понимать так, что законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные согласно этим решениям неконституционными, не подлежат применению как такие, которые согласно части второй статьи 152 Конституции Украины утратили силу с дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.

3. Положение части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения решений, заключений Конституционного Суда Украины нужно понимать как право Конституционного Суда Украины в случае необходимости определить в своем решении, заключении порядок и сроки его выполнения и возложить обязанность на соответствующие государственные органы обеспечить это выполнение. При этом независимо от того, определен ли в решении, заключении Конституционного Суда Украины порядок его выполнения, соответствующие государственные органы обязаны действовать только на основании, в границах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 14 декабря 2000 года №15-рп/2000
"По делу о конституционном представлении Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Украины "О силе Закона Украины "О Счетной палате", официального толкования положений части второй статьи 150 Конституции Украины, а также части второй статьи 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" относительно порядка выполнения решений Конституционного Суда Украины (дело о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины)"

О документе

Номер документа:15-рп/2000
Дата принятия: 14/12/2000
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2000, №51, ст. 2226