Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 5 октября 2005 года №6-рп/2005

По делу о конституционном представлении 60 народных депутатов Украины относительно официального толкования положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений ее статей 5, 156 и по конституционным обращениям граждан Галайчука Вадима Сергеевича, Подгорной Виктории Валентиновны, Кислой Татьяны Владимировны относительно официального толкования положений частей второй, третьей, четвертой статьи 5 Конституции Украины (дело об осуществлении власти народом)

Дело №1-5/2005

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Селивона Николая Федосовича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича - судья-докладчик,

Иващенко Владимира Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Мироненко Александра Николаевича,

Немченко Василия Ивановича,

Пшеничной Валерии Григорьевны,

Савенко Николая Дмитриевича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Станик Сюзанны Романовны,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении 60 народных депутатов Украины об официальном толковании положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений ее статей 5, 156 и по конституционным обращениям граждан Галайчука В.С., Подгорной В.В., Кислой Т.В. об официальном толковании положений частей второй, третьей, четвертой статьи 5 Конституции Украины.

Поводом для рассмотрения дела согласно статьям 39, 40, 42, 43 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление народных депутатов Украины и конституционное обращение граждан.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьями 93, 94 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в выяснении и официальной интерпретации положений частей второй, третьей, четвертой статьи 5, части первой статьи 103, статьи 156 Конституции Украины.

Заслушав судью-докладчика Евграфова П.Б. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 60 народных депутатов Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством об официальном толковании положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений ее статей 5, 156. Народные депутаты Украины указывают, что согласно статье 5 Конституции Украины народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

В конституционном представлении отмечается, что по Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии (статья 69). Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (часть первая статьи 103 Конституции Украины. В связи с этим народные депутаты Украины спрашивают, не приведет ли введение другого порядка избрания Президента Украины к изменению конституционного строя Украины и к ограничению права народа осуществлять свою власть непосредственно.

В конституционном обращении граждан Галайчука В.С., Подгорной В.В., Кислой Т.В. заявлено ходатайство об официальном толковании отдельных положений Конституции Украины, которыми гарантирована реализация и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине, в частности словосочетание "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ". Согласно Конституции Украины "народ осуществляет власть непосредственно", что, по мнению заявителей, делает невозможным посягательство на государственную власть с его стороны. Поскольку народ является источником формирования любых органов государственной власти, он не может узурпировать государственную власть, о чем речь идет в части четвертой статьи 5 Конституции Украины.

2. Ввиду того, что конституционное представление народных депутатов Украины и конституционное обращение граждан касаются одного и того же вопроса, Конституционный Суд Украины согласно статьей 58 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" Определением от 14 декабря 2004 года объединил их в одно конституционное производство.

3. В полученных на запросы Конституционного Суда Украины ответах Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Института законодательства Верховной Рады Украины, Фонда содействия местному самоуправлению Украины, Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, юридических факультетов Львовского национального университета имени Ивана Франко, Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича и Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, доктора юридических наук, профессора Одесской национальной юридической академии Орзиха М. П., кандидата юридических наук, доцента юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченка Мяловицкой Н.А. изложены позиции по поднятым вопросам. В частности, в этих ответах содержится однозначное понимание положений частей второй, третьей статьи 5 Конституции Украины, по которым носителем и единственным источником власти в Украине является народ и исключительно народу предоставлено право определять и менять конституционный строй в Украине.

При этом подчеркивается взаимосвязь непосредственной (осуществление народного волеизъявления через выборы, референдумы и тому подобное) но представительской (осуществление власти народом через органы государственной власти и органы местного самоуправления) демократии, а также отсутствие преимущества ни одной из этих форм осуществления власти народом. Как отмечается в заключении Института законодательства Верховной Рады Украины, положениями раздела III "Выборы. Референдум" Конституции Украины "нормируется порядок принятия властных решений самим народом, осуществление одного из наиболее существенных из политических прав граждан - избирательного и, наконец, формирование ключевого звена государственного механизма".

Вместе с тем в указанных ответах ученых-правоведов по-разному определяется понятие конституционного строя в Украине и изложено различное видение разрешения вопроса об изменении порядка выборов Президента Украины. По этому случаю Председатель Верховной Рады Украины считает, что в связи с принятием Постановления Верховной Рады Украины "О внесении дополнения в Постановление Верховной Рады Украины "О предварительном одобрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (реестр. N 4105)" от 3 февраля 2004 года N 1403-IV положения части первой статьи 103 действующей Конституции Украины, согласно которым Президент Украины избирается гражданами Украины на основании общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет, было возобновлено в законопроекте о внесении изменений в Конституцию Украины (реестр. N 4180), а поэтому "предложение о внедрении порядка выборов Президента Украины Верховной Радой Украины сегодня не является предметом конституционной реформы в Украине".

4. Решая вопросы, поставленные в конституционном представлении народных депутатов Украины и конституционном обращении граждан, Конституционный Суд Украины исходит из такого.

4.1. Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 года от имени Украинского народа, является выражением его суверенной свободы (преамбула Конституции Украины).

В соответствии со статьей 5 Основного Закона Украины носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая); исключительно народу принадлежит право определять и менять конституционный строй в Украине, что не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами (часть третья).

Положение "носителем суверенитета... есть народ" закрепляет принцип народного суверенитета, согласно которому власть Украинского народа является первичной, единственной и неотчуждаемой, т.е. органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие власть в Украине, происходит от народа. В Решении Конституционного Суда Украины от 11 июля 1997 года N 3-зп (дело о конституционности толкования Верховной Радой Украины статьи 98 Конституции Украины указано, что принятие Конституции Украины Верховной Радой Украины было непосредственным актом реализации суверенитета народа (абзац первый пункта 4 мотивировочной части).

По мнению Конституционного Суда Украины, положения части третьей статьи 5 Конституции Украины нужно понимать так, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти может реализовать свое право определять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины на всеукраинском референдуме.

4.2. "Воля народа, - отмечается в Общей декларации прав человека, - должна быть основой власти правительства; эта воля должна проявляться в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны осуществляться при общем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же через другие равнозначные формы, которые обеспечивают свободу голосования" (часть третья статье 21).

По Основному Закону Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии (статья 69) (в частности выборы народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов представительских органов местного самоуправления, сельских, поселковых, городских председателей, всеукраинский и местные референдумы) в порядке, установленном Конституцией и законами Украины.

Осуществление народного волеизъявления в указанных формах непосредственной демократии является реализацией народом своей власти путем утверждения соответствующих решений (законов) и формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине.

Исходя из приведенного Конституционный Суд Украины пришел к заключению, что результаты народного волеизъявление, полученные через выборы и референдум, являются обязательными.

Власть народа осуществляется в пределах территории государства способом и в формах, установленных Конституцией и законами Украины. По мнению Конституционного Суда Украины, реализация гражданами Украины конституционных прав и свобод, прежде всего права голоса на выборах и референдуме, является составной процесса осуществления власти народом непосредственно. При этом каждый гражданин обязан неуклонно соблюдать требования Конституции и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (часть первая статьи 68 Конституции Украины, абзац четвертый пункта 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 19 апреля 2001 года N 4-рп/2001 (дело по заблаговременном извещении о мирных собраниях).

Основным Законом Украины гарантировано осуществление народом власти также через сформированные в установленном Конституцией и законами Украины порядке органы законодательной, исполнительной, судебной власти и органы местного самоуправления (часть вторая статьи 5).

4.3. Согласно Конституции Украины государство, его органы, должностные лица не имеют права определять конституционный строй в Украине, что принадлежит исключительно народу. Однако Конституция Украины закрепляя конституционный строй, не содержит определения этого понятия. В Решении Конституционного Суда Украины от 11 июля 1997 года N 3-зп утверждаются только основы конституционного строя в Украине, которые закреплены в разделах I, III, XIII Конституции Украины (абзац первый пункта 4 мотивировачной части).

Раздел XIII Конституции Украины устанавливает порядок внесения только изменений в нее. В частности, для внесения изменений в разделы I, III, XIII Основного Закона Украины определена особая процедура, согласно которой законопроект о внесении изменений в эти разделы направляется Верховной Раде Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины (часть первая статьи 156).

Действующая Конституция Украины принята Верховной Радой Украины от имени Украинского народа - граждан Украины всех национальностей (преамбула Конституции Украины). Т.е. при принятии 28 июня 1996 года Конституции Украины суверенная воля народа была опосредствованна Верховной Радой Украины. Из нормативно-правового содержания положений частей второй, третьей статьи 5 Основного Закона Украины, по которым народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине и народу принадлежит право определять и менять конституционный строй в Украине, вытекает, что народ имеет право принимать новую Конституцию Украины.

4.4. Конституция Украины запрещает узурпацию принадлежащего исключительно народу права определять и менять конституционный строй в Украине государством, его органами или должностными лицами. Узурпация означает, в частности, присвоение перечисленными субъектами права, которое прежде всего принадлежит народу, вносить изменения в Конституцию Украины способом, который нарушает порядок, определенный разделом XIII действующего Основного Закона Украины, в том числе устранения народа от реализации его права определять и менять конституционный строй в Украине. Поэтому любые действия государства, его органов или должностных лиц, которые приводят к узурпации права определять и менять конституционный строй в Украине, которое принадлежит исключительно народу, являются неконституционными и незаконными.

4.5. Рассматривая положение части четвертой статьи 5 Конституции Украины "никто не может узурпировать государственную власть" в системной связи с положениями частей второй, третьей этой статьи, другими положениями Основного Закона Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что узурпация государственной власти означает неконституционный или незаконный ее захват органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями и тому подобное.

Гарантией недопущения узурпации государственной власти являются, в частности, закрепленные Конституцией Украины принципы осуществления государственной власти на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную (часть первая статьи 6) и положение, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (часть вторая статьи 19). Об этом речь идет и в Решении Конституционного Суда Украины по делу о финансировании судов от 24 июня 1999 года N 6-рп/99 (абзац первый пункта 2 мотивировочной части).

4.6. Согласно части первой статьи 103 Конституции Украины Президент Украины избирается гражданами Украины на основании общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Верховная Рада Украины 8 декабря 2004 года приняла Закон Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" N 2222-IV, которым оставила порядок выборов Президента Украины, установленный частью первой статьи 103 действующей Конституции Украины, без изменений.

Следовательно, исходя из этого и на основании статьи 45, части первой статьи 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" Конституционный Суд Украины пришел к выводу о прекращении конституционного производства по делу об официальном толковании положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений статей 5, 156 Конституции Украины, поскольку практическая необходимость в официальном толковании указанных положений Конституции Украины отпала.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 45, 51, 61, 63, 65, 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Положение части второй статьи 5 Конституции Украины "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ" нужно понимать так, что в Украине вся власть принадлежит народу. Власть народа является первичной, единой и неотчуждаемой и осуществляется народом путем свободного волеизъявления через выборы, референдум, другие формы непосредственной демократии в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, сформированные согласно Конституции и законам Украины.

Результаты народного волеизъявления в определенных Конституцией и законами Украины формах непосредственной демократии являются обязательными.

2. Положение части третьей статьи 5 Конституции Украины "право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами" нужно понимать так, что только народ имеет право непосредственно путем всеукраинского референдума определять конституционный строй в Украине, который закрепляется Конституцией Украины, а также менять конституционный строй внесением изменений в Основной Закон Украины в порядке, установленном его разделом XIII.

Принадлежащее исключительно народу право определять и менять конституционный строй в Украине не может быть присвоено любым способом государством, его органами или должностными лицами.

3. Положение части четвертой статьи 5 Конституции Украины "никто не может узурпировать государственную власть" нужно понимать как запрещение захвата государственной власти путем насилия или другим неконституционным или незаконным способом органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями.

4. Прекратить конституционное производство по делу о конституционном представлении народных депутатов Украины об официальном толковании положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений ее статей 5, 156 на основании статьи 45, части первой статьи 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины".

5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 5 октября 2005 года №6-рп/2005
"По делу о конституционном представлении 60 народных депутатов Украины относительно официального толкования положений части первой статьи 103 Конституции Украины в контексте положений ее статей 5, 156 и по конституционным обращениям граждан Галайчука Вадима Сергеевича, подгорной Виктории Валентиновны, кислой татьяны владимировны относительно официального толкования положений частей второй, третьей, четвертой статьи 5 Конституции Украины (дело об осуществлении власти народом)"

О документе

Номер документа:6-рп/2005
Дата принятия: 05/10/2005
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2005, №41, ст. 2605;

Голос Украины 2005, №209 от 04.11.2005