Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 13 мая 1997 года №1-зп

Об официальном толковании статей 58, 78, 79, 81 Конституции Украины и статей 243-21, 243-22,243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины (по делу о несовместимости депутатского мандата)

Дело №03/29-97

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Тимченка Ивана Артемьевича - председательствующего,

Вознюка Владимира Денисовича,

Козюбры Николая Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мартыненка Петра Федоровича,

Мироненка Александра Николаевича,

Немченка Василия Ивановича,

Розенка Виталия Ивановича,

Савенка Николая Дмитриевича,

Селивона Николая Федосовича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Тихого Владимира Павловича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Яценка Станислава Сергеевича

при участии представителя субъекта права на конституционное представление - народных депутатов Украины - Бутейка Антона Денисовича и представителей от Верховной Рады Украины Шинкаря Александра Ивановича и Яроша Владимира Николаевича,

руководствуясь статьей 150 Конституции Украины пунктом 4 статьи 13, статьями 41, 51 и 65 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", рассмотрел на пленарном заседании дело об официальном толковании статей 58, 78, 79, 81 Конституции Украины и статей 243-21, 243-22, 243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Предлогом для рассмотрения дела согласно статьям 39 и 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела согласно части первой статьи 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стала неопределенность в понимании указанных статей Конституции Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины о досрочном прекращении полномочий народных депутатов Украины в соответствии с статьей 78 Конституции Украины (нарушения требований о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности), чем и обусловлена практическая необходимость в их официальном толковании.

Субъект права на конституционное представление - народные депутаты Украины - просит дать официальное толкование:

а) частей второй и третьей статьи 78 Конституции Украины в их соотношении с частями третьей и четвертой статьи 81 Конституции Украины, а именно:

- отвечает ли Конституции Украины применение судебного порядка досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины, предусмотренного частью четвертой статьи 81 Конституции Украины, о народных депутатов Украины, которые сочетают депутатский мандат с пребыванием на государственной службе;

- согласовывается ли с Конституцией Украины применение статей 243-21, 243-22 и 243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины, которые предусматривают порядок осуществления в делах о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости депутатской деятельности с другими видами деятельности, к случаям сочетания депутатского мандата с государственной службой и подведомственные ли такие дела судам общей юрисдикции;

б) статьи 79 Конституции Украины о возможности ее применение к народным депутатам Украины, которые работают в составе Верховной Рады Украины нынешнего созыва;

в) статьи 58 и пункта 2 Переходных положений Конституции Украины о возможности применения статей 78 и 81 Конституции Украины к народным депутатам Украины, избранным до введения ее действие.

Заслушав судью-докладчика Козюбру М. И., объяснение представителя субъекта права на конституционное представление Бутейка А.Д. и представителей от Верховной Рады Украины Шинкаря О.И. и Яроша В.М., изучив поданные материалы, Конституционный Суд Украины установил:

1. В соответствии с частью первой статьи 78 Конституции Украины народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Часть вторая статьи 78 Конституции Украины устанавливает несовместимость депутатского мандата с другим представительским мандатом или государственной службой. Требования о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности устанавливаются законом (часть третья статьи 78 Конституции Украины).

В случае невыполнения требования о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно на основании закона по решению суда (часть четвертая статьи 81 Конституции Украины).

Порядок судебного осуществления в таких делах устанавливается статьями 243-21 - 243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Субъект права на конституционное представление - народные депутаты Украины - считает, что часть четвертая статьи 81 Конституции Украины, которая устанавливает судебный порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины, распространяется исключительно на случаи несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, установленными законом (часть третья статье 78 Конституции Украины), и не может применяться к случаям, определенных частью второй статьи 78 Конституции Украины - сочетание депутатского мандата с другим представительским мандатом или государственной службой.

К этим случаям, по логике народных депутатов Украины, должна применяться часть третья статье 81 Конституции Украины, которая предусматривает досрочное прекращение полномочий народного депутата Украины по решению Верховной Рады Украины.

Как считают народные депутаты Украины, часть четвертая статьи 81 Конституции Украины воспроизводит только положение части третьей статьи 78 Конституции Украины о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности и не содержит ссылок на часть вторую статьи 78 Конституции Украины.

Предлагаемое народными депутатами Украины толкование частей второй и третьей статьи 78 и частей третьей и четвертой статьи 81 Конституции Украины не отвечает содержанию Конституции Украины.

Статья 78 Конституции Украины, которая устанавливает ограничение на сочетание депутатского мандата с другими видами деятельности, не дает полного перечня этих видов деятельности, выделяя среди них только два - сочетание депутатского мандата с другим представительским мандатом или с государственной службой. Ограничение на сочетание депутатского мандата со всеми другими видами деятельности должны, согласно этой статье, устанавливаться законом.

Анализ указанных статей Конституции Украины свидетельствует о том, что словосочетание "другие виды деятельности" употребляется в части третьей статьи 78 и части четвертой статьи 81 Конституции Украины в различных значениях. В части третьей статьи 78 Конституции Украины под "другими видами деятельности" имеются в виду все ее виды, не охваченные частью второй этой статьи, т.е. за исключением деятельности, связанной с другим представительским мандатом или с государственной службой.

В части четвертой статьи 81 Конституции Украины словосочетание "другими видами деятельности" по своему объему является более широким, чем такое же словосочетание части третьей статьи 78. Оно включает как виды деятельности, предусмотренные частью второй статьи 78, так и виды деятельности, которые согласно части третьей статьи 78 Конституции Украины устанавливаются законом.

Такое толкование употребленного в части четвертой статье 81 Конституции Украины словосочетания "другие виды деятельности" подтверждается также анализом части четвертой статьи 103, части первой статьи 120 и части второй статьи 127 Конституции Украины, которые устанавливают требования несовместимости поста Президента Украины, должностей членов Кабинета Министров Украины и профессиональных судей.

2. В соответствии со статьей 79 Конституции Украины "перед вступлением в должность" народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины присягу, текст которой содержится в той же статье. Отказ принести присягу должен иметь следствием потерю депутатского мандата.

Исходя из буквального толкования указанных положений статьи 79 Конституции Украины, народные депутаты Украины должны приносить присягу перед вступлением в должность, т.е. перед открытием первой сессии новоизбранной Верховной Рады Украины, как об этом сказано в той же статье, или же, если народный депутат Украины в силу определенных причин избран позже, то на одном из пленарных заседаний очередной сессии Верховной Рады Украины данного созыва.

Отсюда следует, что требования статьи 79 Конституции Украины распространяются на тех народных депутатов Украины, которые избраны после введения в действие новой Конституцией Украины, т.е. после 28 июня 1996 года.

3. На день выборов народных депутатов Украины, которые составляют большинство нынешнего депутатского состава Верховной Рады Украины, была действительна Конституция Украины 1978 года (с изменениями по состоянию на 27 марта 1994 года, т.е. на день проведения выборов народных депутатов Украины). В соответствии со статьей 93 этой Конституции депутат (независимо от уровня Рады) должен осуществлять свои полномочия, "как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью" (часть первая этой статьи). Депутат освобождался от выполнения производственных или служебных обязанностей только на время сессии соответствующей Рады, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом (часть вторая статьи 93).

Часть вторая статьи 111 Конституции Украины 1978 года, конкретизируя положение статьи 93 касательно народных депутатов Украины, устанавливала, что "народные депутаты Украины освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховной Раде Украины, ее комиссиях, а также среди населения. Они могут освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховной Раде Украины".

Часть первая статьи 4 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" (с изменениями по состоянию на 27 марта 1994 года) также не запрещала сочетания депутатской деятельности с другими видами деятельности. Она, в частности, предусматривала: что народный депутат "осуществляет свои полномочия с частичным или полным освобождением от производственных или служебных обязанностей". Причем такое освобождение должно происходить "по собственному желанию депутата в порядке перевода".

Изменения, внесенные в статью 4 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" Законом Украины от 23 сентября 1994 года, которые предусматривали осуществление народным депутатом Украины своих полномочий с полным освобождением от производственных или служебных обязанностей, не согласовывались со статьями 93 и 111 Конституции Украины 1978 года.

Расходился с этими же статьями действующей на день выборов народных депутатов Украины (27 марта 1994 года) Конституции Украины действующий на то время Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины", который требовал от кандидата в народные депутаты Украины во время его регистрации в соответствующей окружной избирательной комиссии представления заявления об обязательствах освободиться с предыдущего места работы в случае избрания депутатом (пункт 2 статьи 25).

Следовательно, Конституция Украины, действующая на день выборов большинства народных депутатов Украины, которые составляют Верховную Раду Украины нынешнего созыва, а также действующий на тот же день Закон Украины "О статусе народного депутата Украины" не устанавливали ограничений на сочетание депутатской деятельности с другими видами деятельности.

4. 8 июня 1995 года введен в действие Конституционный Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины "Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины", статья 13 которого установила ограничение на сочетание депутатской деятельности с иной, кроме преподавательской, научной и другой творческой работы.

Поскольку согласно части второй этого Договора до принятия новой Конституции Украины положения действующей Конституции Украины действовали только в части, которая согласовывалась с Конституционным Договором, статьи 93 и 111 Конституции Украины 1978 года, которые не отвечали статье 13 Договора, утратили силу.

Конституция Украины 1996 года фактически воспроизвела положение статьи 13 Конституционного Договора об ограничении на сочетание депутатской деятельности с другими видами деятельности.

Таким образом, на конституционном уровне требования о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности закреплены только 8 июня 1995 года, т.е. больше чем через год после выборов народных депутатов Украины, которые составляют большинство депутатского состава Верховной Рады Украины нынешнего созыва. Именно с этого времени возникли конституционные основания для реализации данных требований.

5. Статья 58 Конституции Украины 1996 года закрепляет один из важнейших общепризнанных принципов современного права - законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Это значит, что они распространяют свое действие только на те отношения, которые возникли после введения законов или других нормативно-правовых актов в действие.

Закрепление названного принципа на конституционном уровне является гарантией стабильности общественных отношений, в том числе отношений между государством и гражданами, порождая у граждан уверенность в том, что их нынешнее положение не будет ухудшено принятием более позднего закона или другого нормативно-правового акта.

Принцип необратимости действия во времени распространяется также на Конституцию, которая является Основным Законом государства (Преамбула Конституции Украины).

Исключение из этого принципа допускается только в случаях, когда законы и другие нормативно-правовые акты смягчают или отменяют ответственность лица (часть первая статьи 58 Конституции Украины).

В тексте Конституции Украины нет предостережения о предоставлении обратной силы статье 78 Конституции Украины. Более того, пункт 2 Переходных положений Конституции Украины, продолжив срок деятельности нынешнего состава Верховной Рады Украины до очередных выборов в марте 1998 года и определив, что "Верховная Рада Украины осуществляет полномочия, предусмотренные этой Конституцией", не предусматривает изменения условий осуществления полномочий народными депутатами Украины в соответствии со статьей 78 Конституции Украины.

В Переходных положениях Конституции Украины нет также предостережения о принятии присяги народными депутатами Украины, избранными до ввода ее в действие, как условии продолжения срока полномочий Верховной Рады Украины нынешнего созыва.

Из вышесказанного следует, что до окончания срока полномочий Верховной Рады Украины нынешнего созыва указанные выше условия осуществления полномочий народными депутатами Украины, которые избирались в период от 27 марта 1994 года по 8 июня 1995 года, т.е. до дня введения в действие Конституционного Договора, и на этот день сочетали депутатский мандат с другими видами деятельности, не могут без их согласия меняться.

Не имеют обратного действия во времени также требования статьи 79 Конституции Украины о народных депутатах Украины, избранных до ввода ее в действие.

Законом Украины от 3 июля 1996 года "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Украины" Гражданский процессуальный кодекс Украины дополнен главой 30-Д "Заявления о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости депутатской деятельности с другими видами деятельности". Она состоит из пяти статей, в частности статей 243-21, 243-22 и 243-25, об официальном толковании которых речь идет в конституционном представлении народных депутатов Украины.

В упомянутом Законе отмечено, что эти дополнения вносятся в соответствии с частью третьей статьи 81 Конституции Украины. Из содержания же самого Закона следует, что изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины внесены в соответствии с частью четвертой, а не третьей статьи 81 Конституции Украины.

Анализ статей 243-21, 243-22, 243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины свидетельствует о том, что они изложены четко, ясно и потому нет практической необходимости в их официальном толковании.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 150 Конституции Украины, статьями 61, 63, 65, 67, 69 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Статью 58 Конституции Украины и пункт 2 Переходных положений Конституции Украины следует понимать так, что действие частей второй и третьей статьи 78 и части четвертой статьи 81 Конституции Украины о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности не распространяется на народных депутатов Украины, избранных в период от 27 марта 1994 года по 8 июня 1995 года, если они сочетали депутатский мандат с другими видами деятельности до 8 июня 1995 года, когда на конституционном уровне было установлено ограничение на такое сочетание.

2. Словосочетание "другие виды деятельности", которое употребляется в части четвертой статьи 81 Конституции Украины, следует понимать так, что им охватываются как виды деятельности, предусмотренные частью второй статьи 78, так и виды деятельности, которые согласно части третьей статьи 78 Конституции Украины устанавливаются законом.

3. Часть третья статьи 81 Конституции Украины, которая предусматривает порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины по решению Верховной Рады Украины, касается исключительно случаев, предусмотренных частью второй статьи 81 Конституции Украины, и не распространяется на случаи, предусмотренные частью второй статьи 78 Конституции Украины.

К случаям, предусмотренным частями второй и третьей статьи 78 Конституции Украины, применяется в соответствии с частью четвертой статьи 81 Конституции Украины судебный порядок досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины по нормам гражданского судопроизводства.

4. Требования статьи 79 Конституции Украины не распространяются на народных депутатов Украины, избранных до введения в действие Конституции Украины 1996 года.

5. Решение Конституционного Суда Украины в соответствии со статьей 150 Конституции Украины являются обязательным для исполнению на территории Украины, окончательным и обжалованию не подлежит.

6. Решение судов общей юрисдикции о досрочном прекращении полномочий народных депутатов Украины на основании статьи 78 Конституции Украины в связи с решением Конституционного Суда Украины подлежат пересмотру.

7. Решение Конституционного Суда Украины вступает в силу с дня его официального предания огласке.

8. Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

Председатель Конституционного Суда Украины И.ТИМЧЕНКО

Решение Конституционного Суда Украины от 13 мая 1997 года №1-зп
"Об официальном толковании статей 58, 78, 79, 81 Конституции Украины и статей 243-21, 243-22,243-25 Гражданского процессуального кодекса Украины (по делу о несовместимости депутатского мандата)"

О документе

Номер документа:1-зп
Дата принятия: 13/05/1997
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:17/06/1997
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 1997, №20 17.06.97