Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 3 июня 1999 года №5-рп/99

По делу о конституционном представлении Службы безопасности Украины, Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, Министерства финансов Украины по официальному толкованию положений пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", частей четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" и части шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности" (дело об официальном толковании термина "член семьи")

Дело №1-8/99

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Тимченко Ивана Артемьевича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Козюбры Николая Ивановича,

Корниенко Николая Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мартыненко Петра Федоровича,

Мироненко Александра Николаевича - судья-докладчик,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевича,

Селивона Николая Федосовича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Тихого Владимира Павловича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

Яценко Станислава Сергеевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело относительно официального толкования отдельных положений пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" от 20 декабря 1991 года N2011-XII (с последующими изменениями), частей четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 года N565-XII (с последующими изменениями), части шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности" от 17 декабря 1993 года N3745-XII (с последующими изменениями).

Поводом для рассмотрения дела согласно статьям 39, 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Службы безопасности Украины, Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности (Госнефтегазпрома) Украины, Министерства финансов Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации терминов: "член семьи" военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны (пункт 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", часть четвертая статьи 22 Закона Украины "О милиции", часть шестая статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности"), "член семьи", который проживает вместе с работником милиции (часть пятая статьи 22 Закона Украины "О милиции"), "член семьи", который находится на содержании военнослужащего (пункт 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей").

Заслушав судью-докладчика Мироненко О.М. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъекты права на конституционное представление - Служба безопасности Украины, Госнефтегазпром Украины, Министерство финансов Украины - обратились с ходатайством дать официальное толкование отдельных положений названных законов Украины, связанных с содержанием понятия "член семьи" военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны.

Практическую необходимость в официальной интерпретации положения "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, Служба безопасности Украины обосновывает тем, что в последнее время увеличилось количество обращений военнослужащих в Центральное управление и другие органы Службы безопасности Украины по поводу недоразумений с предприятиями коммунального хозяйства, которые возникают при реализации права на льготную оплату жилой площади и коммунальных услуг, установленного пунктом 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей". В конституционном представлении указывается, что положение "член семьи, который находится на содержании", не может полностью отождествляться с понятиями "иждивенец" и "член семьи", которые содержатся в нормах гражданского, жилищного и пенсионного законодательства.

Госнефтегазпром Украины в конституционном представлении указывает, что после ввода в действие Закона Украины "О внесении изменения в статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" возникла практическая необходимость в толковании терминов "член семьи военнослужащего" и "на содержании" в случаях, когда это касается предоставления льгот на оплату коммунальных услуг, в том числе - пользование природным газом. Эта необходимость, по мнению субъекта права на конституционное представление, связана с отсутствием в указанной норме каких- либо ограничений по предоставлению льгот по возрасту, работоспособности, месту проживания и тому подобное для лиц, которые находятся на содержании военнослужащего, что приводит к неоднозначному ее применению.

Министерство финансов Украины, ссылаясь на пункт 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", статью 22 Закона Украины "О милиции", статье 22 Закона Украины "О пожарной безопасности" и исходя из практической необходимости в разъяснении отдельных терминов, которые применяются в этих статьях, обращается с ходатайством дать официальное толкование трех словосочетаний: "члены семей военнослужащих, работников милиции, лиц командного и рядового состава государственной пожарной охраны", "члены семей военнослужащих, которые находятся на их содержании", "члены семей работников милиции, лиц командного и рядового состава государственной пожарной охраны, которые проживают вместе с ними".

2. Открыв конституционные производства по делам по конституционным представлениям Службы безопасности Украины, Госнефтегазпрома Украины, Министерства финансов Украины, Конституционный Суд Украины на основании статьи 58 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" объединил их в одно конституционное производство в деле в частях, которые касаются одного и того же вопроса - официального толкования понятия "член семьи", в том числе и "член семьи", который находится на содержании субъекта права на льготы или проживает с ним.

В ходе исследования Конституционный Суд Украины анализировал правовую позицию относительно дела, которое рассматривается, Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны,

Министерство обороны Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство Украины по делам семьи и молодежи (теперь - Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи), Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Главного управления Командующего Национальной гвардией Украины, Управления государственной охраны Украины, Генеральной прокуратуры Украины, а также судебную практику.

Объяснения органов исполнительной власти подтверждают обоснованную субъектами права на конституционное представление неоднозначность понимания и применения понятий "член семьи" военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны, "член семьи", который проживает с работником милиции, "член семьи", который находится на содержании военнослужащего. Такая же неоднозначность вытекает из обобщений судебной практики, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Украины "О некоторых вопросах, которые возникли в практике применения судами Жилищного кодекса Украины" от 12 апреля 1985 года N2 (с последующими изменениями), "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" от 1 ноября 1996 года N9 и тому подобное.

Как свидетельствует анализ положений Конституции Украины и действующих нормативных актов различных отраслей законодательства (в том числе 24 законов Украины, которыми устанавливаются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, и еще около 40 законов Украины, в которых применяются термины, которые подлежат официальному толкованию, ряд международных соглашений, ратифицированных Украиной), в них отсутствуют обобщающие нормы-дефиниции относительно понятий "член семьи" и "иждивенчество". Не разработан единый критерий понимания этих терминов и в соответствующей, в том числе научной, литературе.

Конституция Украины (статьи 17, 29, 32, 48, 51, 52, 63, 92 и другие), действующее законодательство Украины (Жилищный кодекс Украинской ССР, Кодекс о браке и семье Украины, Гражданский кодекс Украинской ССР, Уголовно-процессуальный кодекс Украины, Закон Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N1788 - XII (с последующими изменениями), Закон Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц командного и рядового состава органов внутренних дел" от 9 апреля 1992 года N2262-XII (с последующими изменениями) и другие) содержат достаточно правовых оснований для официальной интерпретации терминов "член семьи" военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны, "член семьи", который проживает с работником милиции, "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, путем применения системного, грамматического и других способов толкования.

3. В Конституции Украины термины "семья", "члены семьи", "родственники", "семейная жизнь", "содержание" и тому подобное без определения содержания употребляются неоднократно. Фундаментальной правовой подпочвой толкования понятий "член семьи", "член семьи", который проживает с работником милиции, "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, является признание Конституцией Украины человека наивысшей социальной ценностью (статья 3), провозглашение Украины социальным государством (преамбула, статья 1), гарантирование гражданам права на социальную защиту, на уровень жизни, не ниже прожиточного минимума (статья 46), на социальную защиту граждан, которые находятся на службе в Вооруженных Силах Украины и в других военных формированиях, а также членов их семей (статья 17), закрепление права каждого на жилье (статья 47), на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (статья 48), на свободный выбор места проживания (статья 33). Важное значение для понимания термина "член семьи" имеют конституционные положения о том, что брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины, о равных правах и обязанностях каждого из супругов в браке и семье (статья 51), о равенстве детей в правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне брака (статья 52), и другие конституционные нормы и принципы.

Жилищный кодекс Украинской ССР, признавая гарантии права граждан на жилье, устанавливает права и обязанности съемщика жилого помещения и членов его семьи, которые проживают вместе с ним, по договору найма, обязательным элементом которого является плата за пользование жильем и за коммунальные услуги. Часть вторая статьи 64 этого Кодекса предусматривает, что к членам семьи съемщика относятся жена съемщика, их дети и родители. Членами семьи съемщика могут быть признаны и другие лица, если они постоянно проживают вместе с съемщиком и ведут с ним совместное хозяйство. Аналогичные положения о членах семьи владельца дома (квартиры) содержит часть четвертая статьи 156 Кодекса.

Таким образом, законодатель не установил исчерпывающего перечня лиц, которые относятся к кругу членов семьи съемщика, но определил критерии, по которым лица, не связанные брачными или семейными отношениями, отнесены к ним.

В Кодексе о браке и семье Украины термины "семья", "члены семьи" и производные от них "семейный", "семейные отношения", "семейный" используются во многих статьях. Соответствующие положения или конкретный перечень лиц, которые считаются членами семьи, здесь также отсутствуют. Но принимая во внимание общее содержание Кодекса, особенно разделов II и III, можно прийти к выводу, что важными признаками семьи, членства в семье, являются кровное родство, семейные связи, брачные отношения, а положения об установлении отцовства, изложенные в части третьей статье 53, дают основания для признания признаками семьи фактических брачных отношений. Статья 17 этого нормативного акта вводит в правовое обращение понятие "родственники по прямой восходящей и нисходящей линии", "полнородные и неполнородные братья и сестры", а в статье 95 употреблен термин "другие родственники", к которым отнесены дед, бабушка, брат, сестра, а также отчим и мачеха ребенка и лиц, которые постоянно воспитывали ребенка и содержали его как члена своей семьи, представляя ему систематическую материальную помощь.

В пункте 1.26 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 декабря 1994 года N334/94-ВР (с последующими изменениями) членами семьи физического лица "считаются его муж или жена, прямые родственники (дети или родители) как физического лица, так и его мужа или жены, а также муж или жена любого прямого родственника физического лица или его мужа (жены)". В этом Законе применен термин "прямые родственники", в котором имеются ввиду дети и родители.

О понятии "близкие родственники" речь идет в пункте 11 статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Украины. К ним отнесены родители, жена, дети, родные братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки. Таков же круг близких родственников закрепляет и статья 2 Закона Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" от 23 декабря 1993 года N3781-XII (с последующими изменениями).

Статья 37 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" определяет круг неработоспособных членов семьи. Ими считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, которые не достигли 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей; б) отец, мать, жена, муж, если они являются инвалидами или достигли: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет; в) один из родителей, или муж (жена), или дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и работоспособности, если он (она) заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, которые не достигли 8 лет, и не работает; г) дед и бабушка - в случае отсутствия лиц, которые по закону обязаны их содерживать.

Аналогично содержание статьи 30 Закона Украины "О пенсионном обеспечение военнослужащих и лиц командного и рядового состава органов внутренних дел", где указывается, что право на пенсию в случае потери кормильца имеют неработоспособные члены семей погибших, умерших или таких, которые пропали безвести, военнослужащих, лиц командного и рядового состава органов внутренних дел, которые состояли на их содержании. Согласно указанной статье независимо от пребывания на содержании кормильца пенсия назначается: неработоспособным детям; неработоспособным родителям и жене (мужу), если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию, а также неработоспособным родителям и жене (мужу) военнослужащих, лиц командного и рядового состава органов внутренних дел, которые погибли или умерли или пропали безвести в период прохождения службы или позже вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые имели место во время службы.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" от 22 октября 1993 года N3551-XII (с последующими изменениями) к членам семей погибших (тех, которые пропали безвести) военнослужащих, партизанов и других лиц относятся: содержанцы погибшего или тех, кто пропал безвести, которым в связи с этим платится пенсия; родители; один из супругов, который не вступил в брак во второй раз, независимо от того, платится ему пенсия или нет; дети, которые не имеют (и не имели) своих семей; дети, которые имеют свои семьи, но стали инвалидами до достижения совершеннолетия; дети, оба из родителей которых погибли или пропали безвести.

Не установлены единые критерии или перечень членов семьи международно-правовыми актами. Так, согласно статьи 16 Общей декларации прав человека (принятого Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, резолюция N217 А/III/), пункта 2 статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, резолюция N2200 А/XXI/, ратифицированного Указом Президиума Верховной Рады УССР от 19 октября 1973 года N2148-VIII) за мужчинами и женщинами, которые достигли брачного возраста, признается право на бракосочетание и право создавать семью.

4. Что касается понятия "член семьи", который проживает с работником милиции, т.е. субъектом права на льготы по бесплатному обеспечению жильем с отоплением и освещением по установленным нормам, а также на пользование другими льготами, предусмотренными законодательством для тех, кто живет и работает в сельской местности и в поселках городского типа, то решающее значение для его понимания имеет выяснение места и времени проживания того или другого члена семьи.

В части второй статьи 24 Конституции Украины указано, что не может быть привилегий или ограничений по любым признакам, в том числе и по месту проживания лица. Понятие "привилегии" и "льготы" не являются тождественными, поэтому представление льгот члену семьи, который проживает вместе с работником милиции в сельской местности и в поселках городского типа, не противоречит указанным конституционным положениям. Часть первая статьи 33 Конституции Украины гарантирует каждому свободный выбор места проживания, который не связывается с наличием прописки лица для ввода права на льготы, предусмотренные частью пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции".

В статье 17 Гражданского кодекса Украинской ССР местом проживания признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом проживания несовершеннолетних, которые не достигли пятнадцати лет, или граждан, которые находятся под опекой, - место проживания их родителей (усыновителей) или опекунов.

Статья 21 Кодекса о браке и семье Украины устанавливает право каждого из супругов на выбор места проживания, а статья 67 формулирует правило: "Если родители не проживают вместе, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия между родителями спор решается судом, исходя из интересов детей и с учетом их желания".

В Жилищном кодексе Украинской ССР термин "проживание" без раскрытия его содержания употребляется во многих статьях, а в некоторых из них (статьи 64, 65 и другие) используется также без соответствующих правовых дефиниций и понятие "члены семьи съемщика, которые проживают с ним".

Что касается времени проживания, то такое определение в общем виде имеет место в названных и других законах, в словосочетаниях "постоянное место проживания", "временное место проживания", "постоянно проживает", "временно проживает" и тому подобное. Детальнее конкретизируется время проживания в подзаконных нормативных актах, которые касаются правил прописки, регистрации и выписки граждан.

5. Что же касается термина "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, то понятие "содержание" употребляется в Конституции Украины в формулировке долга родителей содержать детей до их совершеннолетия (статья 51), долга государства содержать детей-сирот (статья 52) и тесно связывается с долгом заботы (родителей о детях, совершеннолетних детей о неработоспособных родителях). Но в целом национальное законодательство четкого определения понятия "иждивенчество" не содержит.

Статья 32 Кодекса о браке и семье Украины закрепляет положения, согласно которым супруги должны материально поддерживать друг друга, а один из разведенных супругов, который нуждается в помощи, имеет право на содержание, если он стал неработоспособным в течение одного года после расторжения брака. Названная статья этого нормативного акта отождествляет понятие "содержание" и "алименты". Статья 80 Кодекса обязывает родителей содержать своих несовершеннолетних детей и неработоспособных совершеннолетних детей, которые нуждаются в материальной помощи, а статья 81 возлагает на совершеннолетних детей обязательства содержать неработоспособных родителей, которые нуждаются в помощи. Следовательно, иждивенцами могут быть как родители, так и дети при условии, что кто-то из них требует материальной помощи. Согласно статье 95 названного Кодекса долг по содержанию несовершеннолетних детей, если они не имеют родителей или если родители по уважительным причинам не в состоянии их содержать, может быть возложенный на других родственников. А статья 96 возлагает долг по содержанию неработоспособных совершеннолетних членов семьи, которые нуждаются в материальной помощи, если они не имеют мужа или жены, родителей или совершеннолетних детей, на внуков, пасынков и падчериц, а также на людей, которых они воспитывали и предоставляли им систематическую материальную помощь в течение не менее пяти лет.

Важные положения по пониманию понятия "иждивенчество" и производных от него терминов "содержание", "иждивенец" и тому подобное содержат статья 38 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и статья 31 Закона Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц командного и рядового состава органов внутренних дел". Этими статьями предусмотрено, что члены семьи умершего считаются такими, которые были на его содержании, если они были на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Статья 531 Гражданского кодекса Украинской ССР определяет, что к числу наследников по закону относятся неработоспособные лица, которые состояли на содержании умершего не меньше одного года до его смерти.

6. Относительно понятия "член семьи" Конституционный Суд Украины исходит из объективного отличия его содержания в зависимости от отрасли законодательства. Использованный законодателем подход к определению членов семьи относительно других правоотношений по аналогии можно применить и для толкования понятия "член семьи" в контексте пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", частей четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" и части шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности". Приведенные правовые нормы дают основания для дифференциации членов семей вообще, членов семей, которые находятся на содержании или проживают с субъектами права на льготы по оплате пользования жильем и коммунальными услугами, на две группы.

К первой из них следует отнести мужа или жену военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны и их прямых родственников по нисходящей и восходящей линиям - детей и родителей. Право на получение 50-процентной скидки на оплату жилой площади и коммунальных услуг для жены (мужа), детей и родителей военнослужащего, который погиб, умер, пропал безвести или стал инвалидом во время прохождения военной службы, работника милиции или личного состава государственной пожарной охраны, возникает при наличии только одного условия - принадлежности к семье субъекта права на указанные льготы. Такое же право для жены (мужа), детей и родителей военнослужащего, который несет службу на общих основаниях, приобретается при тех же условиях, но только в случаях, когда они находятся на полном содержании военнослужащего или получают от него помощь, которая является для таких членов семьи постоянным и основным источником средств к существованию. Но при любом из названных обстоятельств право на указанные льготы не зависит от того, кто из членов семьи является съемщиком или владельцем (совладельцем) жилого помещения.

Жена (муж), их дети и родители являются членами семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны и наравне с ним пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, если они проживают вместе с ним, а в предусмотренных законом случаях еще и ведут совместное хозяйство. Относительно детей не имеет значения их происхождение, а также то, рождены они в браке или вне него.

Если взрослые дети или родители имеют или создают собственные семьи, то члены их семей приобретают право на указанные льготы наравне с другими членами семьи военнослужащего, работника милиции или личного состава государственной пожарной охраны, но только при условиях, если они признаны как другие лица, которые относятся к членам семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны на основании положений части второй статьи 64 Жилищного кодекса Украинской ССР, т.е. как такие, которые постоянно проживают со съемщиком и ведут с ним совместное хозяйство, и с соблюдением правил, определенных частью третьей этой же статьи и статьей 65 названного Кодекса.

Вторую группу членов семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны составляют другие лица, которые постоянно проживают с ними и ведут совместное хозяйство. К таким лицам относятся не только близкие родственники (родные братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки), но и другие родственники или лица, которые не находятся с военнослужащим, работником милиции, личного состава государственной пожарной охраны в непосредственных семейных связях (братья, сестры жены (мужа); неполнородные братья и сестры; отчим, мачеха; опекуны, попечители, пасынки, падчерицы и другие). Обязательным условием для признания их членами семьи, кроме собственно факта совместного проживания, является ведение с субъектом права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг совместного хозяйства, т.е. наличие совместных расходов, совместного бюджета, совместного питания, покупки имущества для совместного пользования, участие в расходах на содержание жилья, его ремонт, предоставление взаимной помощи, наличие устных или письменных договоренностей о порядке пользования жилым помещением, других обстоятельств, которые удостоверяют реальность семейных отношений. Вопросы о признании членом семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны других лиц (кроме супругов, детей, родителей) решаются соответствующими органами и организациями, а в спорных случаях - судами общей юрисдикции, которые выясняют характер отношений с военнослужащим, работником милиции, личного состава государственной пожарной охраны при рассмотрении каждого конкретного дела.

Существенным правовым фактором для определения круга лиц, которым представляется право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, является факт их совместного проживания с субъектом права на такие льготы. Это вытекает из приведенных положений статьи 64 Жилищного кодекса Украинской ССР, других законов Украины и тех международных соглашений, которые стали неотъемлемыми составляющими национального законодательства.

В Соглашении о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих, заключенном государствами-участницами Содружества Независимых Государств 15 апреля 1994 года и ратифицированного Законом Украины от 26 апреля 1996 года N144/96-ВР, в частности подчеркивается, что определенные Соглашением льготы предоставляются по месту постоянного проживания лица (статья 8), право на 50-процентные скидки в оплате жилья приобретают только те члены семей, которые постоянно совместно проживают с субъектами права на льготы (пункты 2.11, 4.6, 6.2.7.2, 6.4.9.2 Приложения 2 к Соглашению). Исключительно при условии совместного проживания предоставляются и скидки в оплате за пользование отоплением, водоснабжением, газом, электроэнергией (пункты 1.17.2, 1.17.3, 2.12, 2.13, 4.6, 5.7.2, 6.2.7.2, 6.3.2, 6.4.9.2 этого же Приложения).

При наличии в собственности военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны нескольких квартир (домов) по аналогии с положением статьи 13 Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" от 19 июня 1992 года N2482-XII (с последующими изменениями) льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются только на одну из таких квартир (домов).

Приобретенное согласно указанным нормам законам право на льготы теряется теми лицами, которые перестали быть членами семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны: при изменении места постоянного проживания, потере права на пользование жилым помещением, при прекращении ведения совместного хозяйства и тому подобное.

7. Некоторые особенности, как свидетельствуют материалы дела и приведенные положения действующих законов Украины, имеет понятие "член семьи", который проживает с работником милиции. Этот термин, который употребляется в части пятой статье 22 Закона Украины "О милиции", касается только работников милиции, которые живут и работают в сельской местности и в поселках городского типа, и членов их семей по бесплатному обеспечению жильем с отоплением и освещением по установленным нормам, а также пользование другими услугами, предусмотренными законодательством.

Из содержания понятия "член семьи", который проживает с работником милиции, вытекает, что право на указанные льготы самим работником милиции приобретается при условии, что он и живет, и работает в сельской местности или в поселке городского типа. Что же касается членов его семьи, то последние приобретают право на такие льготы только при условии постоянного проживания с работником милиции, а работать они могут и в других местностях.

В отличие от члена семьи военнослужащего, который несет службу на общих основаниях (пункт 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей"), член семьи работника милиции для пользования льготами не ограничен зависимостью от получаемого им и работником милиции совокупного среднемесячного дохода.

Для введения права на льготы, предусмотренные частью пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции", не имеет значения, кто из членов семьи работника милиции (или он сам) является владельцем (совладельцем) жилья или съемщиком или членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива.

Член семьи работника милиции теряет право на бесплатное жилье с отоплением и освещением, а также на пользование другими льготами, предусмотренными законодательством, в случае выбытия на другое место проживания или потери признаков члена семьи работника милиции (прекращение ведения совместного хозяйства, отказ от участия в совместных расходах и тому подобное). Споры по признанию члена семьи таким, который проживает вместе с работником милиции, или о принадлежности того, кто проживает в жилом помещении, к членам семьи работника милиции в каждом конкретном случае окончательно решаются судами общей юрисдикции.

8. Определяющим признаком понятия "иждивенчество" должно быть наличие такого фактического уровня обеспеченности гражданина, который согласно части третьей статьи 46 Конституции Украины является ниже установленного законом прожиточного минимума. Это значит, что получение членом семьи военнослужащего совокупного среднемесячного дохода в размерах, ниже установленного законом прожиточного минимума, является конституционным основанием, по которому при определенных условиях член семьи может считаться иждивенцем. Именно стоимостная величина потребительской корзины, в которую входят и жилищно-коммунальные услуги, объективно должна стать основой границы прожиточного минимума и для детей, и для пенсионеров, и для других членов семьи - иждивенцев военнослужащего.

До законодательного определения прожиточного минимума критерием для признания иждивенцами членов семьи военнослужащего должен служить показатель установленной законом границы малообеспеченности.

К числу иждивенцев - членов семьи военнослужащего в контексте пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" относятся определенные статьей 51 Конституции Украины, статьями 32, 80, 81, 95, 96 Кодекса о браке и семье Украины и другими законами Украины лица, которые должны содержаться другими лицами, на которых закон возлагает такой долг. По содержанию этих положений военнослужащий обязан содержать своих детей, в том числе и внебрачных, детей жены (мужа), усыновленных до их совершеннолетия; заботиться о своих неработоспособных родителях; содержать неработоспособных совершеннолетних детей, которые требуют материальной помощи; материально поддерживать жену (мужа), особенно того из супругов, кто является неработоспособным и нуждается в материальной помощи, жену в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка (в случае, когда жена находится в отпуске по уходу за больным ребенком - на все время пребывания в таком отпуске, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста). Обязанности военнослужащего по материальной поддержке другого из супругов сохраняются и после расторжения брака. Один из разведенных, который нуждается в материальной помощи военнослужащего, также имеет право на содержание, если он стал неработоспособным в течение одного года после расторжения брака.

Содержание несовершеннолетних детей, если они не имеют родителей или если родители по уважительным причинам не в состоянии их содержать, может быть возложено на военнослужащего, который (которая) является дедушкой, бабушкой, братом, сестрой, отчимом, мачехой ребенка, или на военнослужащего, который постоянно воспитывал ребенка и содержал его как члена своей семьи, представляя ему систематическую материальную помощь. Содержание неработоспособных совершеннолетних членов семьи, которые нуждаются в материальной помощи, если они не имеют мужа или жены, родителей или совершеннолетних детей, становится долгом военнослужащего, который является внуком, пасынком или падчерицей или лицом, которое они воспитывали и предоставляли ему систематическую материальную помощь в течение не менее пяти лет.

Иждивенцами военнослужащего могут считаться и члены его семьи, которые относятся к кругу иждивенцев кормильца, определенного Законами Украины "о пенсионном обеспечении", "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц командного и рядового состава органов внутренних дел", "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты", Гражданским кодексом Украинской ССР и другими законами. Исходя из положений этих нормативных актов к категории "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, можно отнести детей и других членов семьи возрастом до 18 лет; членов семьи, которые являются воспитанниками, учениками, студентами, курсантами, слушателями, стажерами; членов семьи, которые признаны в установленном порядке неработоспособными по болезни или являются такими по возрасту; трудоспособных членов семьи, которые занимаются такими видами трудовой деятельности, как уход за детьми, братьями, сестрами или внуками военнослужащего, которые не достигли 8-летнего возраста, за инвалидом первой группы, ребенком - инвалидом возрастом до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского заведения требует постоянного постороннего ухода, и тому подобное.

В установленном законом или другими нормативными актами порядке к числу иждивенцев военнослужащего могут быть отнесены и те члены его семьи, которые на протяжении длительного времени не получают заработной платы, стипендии, пенсии, других принадлежащих им выплат, трудоспособные члены семьи, которые официально зарегистрированы в государственной службе занятости как такие, которые ищут работу или признаны безработными.

Из законодательства Украины вытекает, что некоторые ограничения для лиц, которые относятся к категории "член семьи", который находится на содержании военнослужащего, относительно возраста, работоспособности и совокупного среднемесячного дохода дополняются обязательным требованием совместного проживания. Но, учитывая положение части пятой статьи 17 Конституции Украины и определенную законами Украины специфику военной службы, иждивенцами военнослужащих в контексте пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защита военнослужащих и членов их семей" нужно считать и членов семьи, которые остались временно проживать в жилом помещении по предыдущему месту службы военного в случае перевода его для дальнейшего прохождения службы или обучения в другой населенный пункт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Под членом семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны из содержания пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", частей четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" и части шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности" нужно понимать лицо, которое находится с субъектом права на льготы по оплате пользования жильем и коммунальными услугами в правоотношениях, природа которых определяется: кровными (семейными) связями или брачными отношениями; постоянным проживанием с военнослужащим, работником милиции, личного состава государственной пожарной охраны; ведением с ним совместного хозяйства. Такие признаки (требования) применяются дифференцировано при конкретном определении членов семьи, которые имеют право на названные льготы.

К кругу членов семьи военнослужащего, работнику милиции, личного состава государственной пожарной охраны относятся его (ее) жена (муж), их дети и родители. Относительно них признак (требование) ведения совместного хозяйства с субъектом права на льготы в оплате пользования жильем и коммунальными услугами применяется только в предусмотренных законом случаях. Дети являются членами семьи независимо от того, являются ли это дети кого-либо из супругов, совместные или усыновленные, рожденные в браке или внебрачные.

Членами семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны могут быть признаны и другие лица при условиях постоянного проживания вместе с субъектом права на льготы и ведения с ним совместного хозяйства, т.е. не только его (ее) близкие родственники (родные братья, сестры, внуки, дедушки, бабушки), но и другие родственники или лица, которые не находятся с военнослужащим, работником милиции, личного состава государственной пожарной охраны в непосредственных семейных связях (неполнородные братья, сестры; зять, невестка; отчим, мачеха; опекуны, попечители, пасынки, падчерицы и другие).

2. Положение части пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" относительно членов семей, которые проживают с работниками милиции, нужно понимать так, что эти лица постоянно проживают вместе с работником милиции в домах частного, государственного и общественного жилищного фонда, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и отвечают другим признакам (требованиям), изложенным в пункте 1 этого Решения, для признания их членами семьи работника милиции.

3. Членом семьи, который находится на содержании военнослужащего (пункт 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей"), является и определенное в пункте 1 этого Решения лицо, которое находится на полном содержании военнослужащего или получает от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию. Это лица, которые не имеют собственных доходов, или лица, пенсия, стипендия или другой совокупный среднемесячный доход которых не превышает официально установленной границы малообеспеченности (до законодательного определения прожиточного минимума). К ним относятся:

а) несовершеннолетние;

б) неработоспособные;

в) другие лица, которых военнослужащий обязан содержать по закону;

г) воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели (кроме курсантов и слушателей военно-учебных заведений и учебных заведений органов внутренних дел), стажеры до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими возраста, установленного для таких членов семьи военнослужащего, которые имеют право на пенсию в случае потери кормильца;

д) трудоспособные члены семьи военнослужащего, которые заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внучками военнослужащего, которые не достигли 8-летнего возраста, за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом возрастом до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе, и определенными законом другими видами трудовой деятельности, которая зачисляется в стаж работы, который представляет члену семьи военнослужащего право на трудовую пенсию;

е) другие лица, признанные иждивенцами в установленном порядке. В случае перевода военнослужащего для дальнейшего прохождения службы или обучения в другой населенный пункт его иждивенцами в предоставлении жилья семьи нужно считать и тех членов его семьи, которые пребывали ранее на содержании военнослужащего и остались временно проживать по предыдущему месту службы.

4. Для введения права на льготы, предусмотренные пунктом 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", частями четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции", частью шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности", не имеет значения, кто (военнослужащий, работник милиции, личного состава государственной пожарной охраны или член его семьи) является владельцем (совладельцем) жилья или съемщиком.

5. Наличие права на льготы в оплате пользования жильем и коммунальными услугами у члена семьи военнослужащего, работника милиции, личного состава государственной пожарной охраны в каждом конкретном случае определяется соответствующими органами или организациями, а в случае возникновения спора - судами общей юрисдикции.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

Решение Конституционного Суда Украины от 3 июня 1999 года №5-рп/99
"По делу о конституционном представлении Службы безопасности Украины, Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, Министерства финансов Украины по официальному толкованию положений пункта 6 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", частей четвертой и пятой статьи 22 Закона Украины "О милиции" и части шестой статьи 22 Закона Украины "О пожарной безопасности" (дело об официальном толковании термина "Член семьи")

О документе

Номер документа:5-рп/99
Дата принятия: 03/06/1999
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 1999,24 от 02.07.99