Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 17 августа 2012 года №346

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Украины

27 сентября 2001 г. №845/6036

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 августа 2001 года №369

Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушения банковского законодательства

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины N563 от 29.12.2001 г., N81 от 28.02.2002 г., N384 от 07.10.2002 г., N228 от 04.06.2003 г., N386 от 08.09.2003 г., N172 от 21.04.2004 г., N192 от 29.04.2004 г., N515 от 27.10.2004 г., N346 от 28.09.2005 г., N216 от 15.06.2006 г., N324 от 17.08.2006 г., N428 от 09.11.2006 г., N131 от 11.04.2007 г., N4 от 08.01.2008 г., N99 от 17.04.2008 г., 18.06.2008 N171, 06.08.2008 г. N228, N476 от 30.12.2008, N38 от 30.01.2009, N107 от 28.02.2009, N270 от 06.05.2009, N459 от 06.08.2009,N475 от 14.08.2009, N569 от 29.09.2009, N160 от 31.03.2010, N273 от 09.06.2010, 15.06.2011 №192 (вступило в силу 25.07.2011 г.) 22.06.2011 г. №204, 24.06.2011 г. №209, 08.08.2012 г. №332)

В соответствии с требованиями Законов Украины "О Национальном банке Украины" и "О банках и банковской деятельности" и с целью усовершенствования системы мер воздействия за нарушение банковского законодательства Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства (прилагается).

2. Признать утратившим силу Положение о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 26.05.2000 N 215 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 03.07.2000 за N 382/4603 (с изменениями), кроме главы 7, которая признается утратившей силу после ввода в действие главы 7 раздела III Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного этим постановлением.

3. Это постановление вступает в силу через 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, кроме главы 7 раздела III Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства, которая вступает в силу с 01.01.2002.

4. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) до 01.11.2001 разработать регламент применения мер воздействия Национальным банком Украины.

5. Установить, что меры воздействия на банки и лиц, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, применяются Правлением Национального банка Украины, Комиссией Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, заместителем Председателя Национального банка Украины по представлению и заключениям структурных подразделений центрального аппарата и территориальных управлений, а также начальниками территориальных управлений Национального банка Украины или их заместителями, комиссиями по вопросам надзора и регулирования деятельности банков при территориальных управлениях Национального банка Украины в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В случае наложения штрафов на банки по инициативе других структурных подразделений Национального банка (кроме банковского надзора), в том числе не подпадающих под действие статьи 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", применение которых в соответствии с действующим законодательством в определенных случаях является обязательным, но может повлечь за собой существенное ухудшение финансового положения банка, Правление Национального банка или Комиссия Национального банка в индивидуальном порядке и по отдельному постановлению (отдельному решению) может разрешить постепенную уплату банком штрафа в течение определенного промежутка времени.

6. Внести в главу 7 Положения о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.05.2000 N 215 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.07.2000 за N 382/4603 (с изменениями), такие изменения:

6.1. Абзац первый пункта 7.1 изложить в такой редакции:

"Национальный банк имеет право налагать на банки штрафы в случае допущения ими нарушений в соответствии со статьей 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", в частности такие".

6.2. В абзаце первом подпункта 7.6.2 пункта 7.6 слово "арбитражного" исключить.

6.3. Пункт 7.9 изложить в такой редакции:

"7.9. В случае неприменения штрафов с целью обеспечения исправления ситуации или предотвращения дальнейшей потери банком своих активов Национальный банк должен применять другие адекватные меры воздействия в соответствии со статьей 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" ".

7. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) довести это постановление после государственной регистрации до ведома самостоятельных структурных подразделений Национального банка Украины, территориальных управлений, а также банков для руководства и использования в работе.

8. Контроль за исполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя В.Л.Кротюка, Генеральный департамент банковского надзора (П.В.Андрущенко), Департамент монетарной политики (Н.И.Гребеник) Департамент налично-денежного обращения (Н.В.Дорофеева), Департамент платежных систем (В.Л.Кравец), Департамент валютного контроля и лицензирования (С.О.Брагин), Операционное управление (В.Д.Щуцкий) и начальников территориальных управлений Национального банка Украины.

 

Председатель В.С.Стельмах

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года N369

Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Меры воздействия, которые применяются Национальным банком

1.1. Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства (далее Положение) разработано на основании Законов Украины "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), "О Национальном банке Украины", "О хозяйственных обществах", "Об акционерных обществах" других законодательных актов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины (далее - Национальный банк). Положение определяет основания и порядок применения Национальным банком к банкам, филиалам иностранных банков и другим лицам, являющимся объектом проверки Национального банка(1), мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

(В абзац первый пункта 1.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением НБ Украины от 24.06.2011 г. №209)

(см. предыдущую редакцию)

--------------

(1) Другие лица, являющиеся объектом проверки Национального банка, определены в статье 72 Закона о банках. К другим лицам, являющимся объектом проверки Национального банка в соответствии с Законом о банках, могут применяться меры воздействия, определенные в подпунктах "а" и "з" пункта 1.2 этого раздела.

В случае нарушения банками, филиалами иностранных банков или другими лицами, являющимися объектом проверки Национального банка согласно Закону о банках (далее - банки), требованиям банковского законодательства и нормативно-правовых актов Национального банка или осуществления ими рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка, Национальный банк применяет меры воздействия адекватно допущенным нарушениям в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае допущения филиалом иностранного банка нарушений Национальный банк может выдвигать к иностранному банку требования относительно их устранения, сообщать о допущенном нарушении надзорному органу иностранного государства как перед применением адекватных мер воздействия, так и одновременно с их применением.

Термины, которые используются в настоящем Положении, употребляются в таких значениях:

активы, обязательства - в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета;

банк, который реорганизовывается, - банк, который во время действия временной администрации вследствие реорганизации полностью или частично передает свое имущество, средства, права и обязанности банку-правопреемнику;

банк-правопреемник - банк, который вследствие реорганизации полностью или частично принимает имущество, средства, права и обязанности банка, который реорганизовывается;

конфликт интересов - любой вид отношений, который не отвечает интересам банка или может препятствовать объективному выполнению обязанностей ответственного лица;

ликвидационная стоимость, подобное имущество, рыночная стоимость - в соответствии с национальными положениями (стандартами) оценки имущества;

оценочная стоимость - стоимость (рыночная, ликвидационная), определенная по результатам независимой оценки субъектом оценочной деятельности по договору с банком, в котором введена временная администрация или который ликвидируется;

передача активов/обязательств - передача активов/обязательств с баланса одного банка на баланс другого банка на основании договора о передаче активов/обязательств;

проблемные активы - отрицательно классифицированные в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка активы;

продажа активов - передача активов на основании договора о купле-продаже активов;

публичный конфликт в руководстве банка - отсутствие согласия и наличие противоречий между органами управления банка, которые негативно влияют на эффективное управление банком и угрожают интересам кредиторов (вкладчиков) банка и о которых стало известно неограниченному кругу лиц;

финансово стабильный банк - банк, соблюдающий в своей деятельности экономические нормативы, установленные нормативно-правовыми актами Национального банка, и имеющий достаточный объем капитала для своего дальнейшего развития.

Другие термины, которые используются в настоящем Положении, употребляются в значениях в соответствии с их определениями в Законе о банках и других законодательных актах Украины и нормативно-правовых актах Национального банка.

1.2. Национальный банк применяет к банкам меры воздействия, к которым относятся:

а) письменное предупреждение относительно прекращения нарушения и применения необходимых мер для исправления ситуации, уменьшения неоправданных расходов банка, ограничения неоправданно высоких процентных выплат по привлеченным средствам, уменьшения или отчуждения неэффективных инвестиций;

б) созыв общего собрания участников, наблюдательного совета банка, правления (совета директоров) банка для принятия программы финансового оздоровления или плана реорганизации банка;

в) заключение письменного соглашения с банком, по которому банк или определенное соглашением лицо обязуется принять меры для устранения нарушений, улучшения финансового положения банка и тому подобное;

г) распоряжение относительно остановки выплаты дивидендов или распределения капитала в любой другой форме;

,) распоряжение относительно установления для банка повышенных экономических нормативов;

д) распоряжение относительно повышения резервов на покрытие возможных убытков по кредитам и другим активам.

е) распоряжение относительно ограничения, остановка или прекращение осуществления отдельных видов осуществляемых банком операций с высоким уровнем риска;

у) распоряжение относительно запрещения предоставлять бланковые кредиты;

ж) распоряжение относительно наложения штрафов на:

руководителей банков в размере до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан,

банки в размере не больше одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда;

з) распоряжение относительно временного, до устранения нарушения, запрещения владельцу существенного участия в банке, использовать право голоса приобретенных акций (частиц/пая) в случае грубого или систематического нарушения им требований Закона о банках или нормативно-правовых актов Национального банка;

и) распоряжение относительно временного, до устранения нарушения, отстранения должностного лица банка от должности в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований Закона о банках или нормативно-правовых актов Национального банка;

,) распоряжение относительно принудительной реорганизации банка;

х) распоряжение относительно назначения временной администрации;

й) отозвание банковской лицензии и инициирование процедуры ликвидации банка.

К филиалам иностранных банков требования подпунктов "б", "г", "з", "i" не применяются.

О применении мер воздействия к филиалам иностранных банков Национальный банк сообщает иностранному банку и надзорному органу иностранного государства.

Национальный банк посылает территориальному управлению по местонахождению филиала иностранного банка копии принятых решений о применении мер воздействия к этому филиалу.

1.3. Меры воздействия применяются Национальным банком на основании:

результатов инспекционных (плановых и внеплановых) проверок деятельности банков или их филиалов;

результатов (материалов) проверок банков и/или безвыездного надзора по вопросам финансового мониторинга;

результатов анализа соблюдения банками требования банковского законодательства с использованием статистической отчетности, ежемесячных и ежедневных балансов и тому подобное;

результатов проверок деятельности банков аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с действующим законодательством на их осуществление.

предложений Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далееФонд) в случае нарушения банком норм Закона Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц;

результатов проверок соблюдения банками валютного законодательства, осуществленных уполномоченными работниками Национального банка, которые содержат обнаруженные нарушения банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка или осуществление рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка.

При осуществлении надзора за учреждениями, ведущими банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, посланное соответствующими органами других государств, может использоваться только с такой целью:

для проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности;

для проверки права на осуществление банковской деятельности.

(В пункт 1.3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.06.2011 г. №192)

(см. предыдущую редакцию)

1.4. В случае рассмотрения Национальным банком вопросов относительно применения к конкретному банку мер воздействия для предоставления объяснений может быть приглашен председатель правления (совета директоров) или председатель наблюдательного совета банка. Если рассматривается вопрос о назначении временного администратора или отозвании лицензии банка, то эти лица для предоставления объяснений не приглашаются. Приглашение посылается в письменной форме (или по электронной почте) не раньше чем за три дня до даты проведения встречи. Деловая встреча в виде совещания оформляется протоколом, к которому прилагаются письменные объяснения приглашенного лица за его подписью.

1.5. Меры воздействия, применяемые Национальным банком к банкам, должны быть адекватными конкретным нарушениям, которые ими были допущены.

Выбор адекватных мер воздействия, применяемых к банкам в соответствии с банковским законодательством и этим Положением, должен осуществляться с учетом:

характера допущенных банком нарушений;

причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

общего финансового состояния банка;

размера возможных отрицательных последствий для кредиторов и вкладчиков.

1.6. В случае выполнения банком принятых обязательств и улучшения показателей деятельности банка Национальный банк может досрочно отменить примененные меры воздействия на определенный срок (частично или совсем). Решение об отмене примененных мер воздействия должно приниматься Комиссией Национального банка (Комиссией Национального банка при территориальном управлении) или Правлением Национального банка, или лицом, принявшим решение о применении меры воздействия.

1.7. Решения о применении мер воздействия могут быть обжалованы в судебном порядке.

До принятия соответствующего решения судом действие примененных мер воздействия не останавливается.

Глава 2. Особый режим контроля за деятельностью банков

2.1. Для ввода ежедневного контроля за деятельностью банков и выполнением ими требований Национального банка относительно устранения допущенных нарушений может устанавливаться особый режим контроля за их деятельностью (далее - особый режим контроля).

Национальный банк применяет процедуру особого режима контроля, который предусматривает:

введение проведения всех начальных платежей от банка к системе электронных платежей Национального банка Украины (далее - СЭП) через ответственных исполнителей подразделения банковского надзора центрального аппарата или территориального управления Национального банка с использованием специального программного обеспечения УАРМ юридического лица (далее - АРМ-Ю);

ограничения относительно деятельности банка путем назначения куратора банка.

2.2. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора, который используется, как правило, одновременно с мерами воздействия, установленными статьей 73 Закона о банках, в случае наличия хотя бы одного из таких признаков:

невыполнение руководителями банка требований Национального банка относительно устранения выявленных нарушений;

отстранение руководителей банков от должности;

выявление по результатам безвыездного надзора или инспекционной проверки фактов проведения банком операций с высоким уровнем риска, нарушений банковского законодательства, а также получения доходов с нарушением требований законодательства Украины, даже если эти нарушения не повлекли за собой ухудшение финансового состояния банка;

возникновение реальной угрозы невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами;

потребности в усиленном контроле за деятельностью банка с целью избежания возможности невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами до времени принятия Национальным банком решения о назначении временной администрации или об отозвании лицензии и инициировании процедуры ликвидации.

2.3. Решение об установлении особого режима контроля, который предусматривает введение проведения всех начальных платежей от банка к СЭП через ответственных исполнителей подразделения банковского надзора центрального аппарата или территориального управления Национального банка с использованием АРМ-Ю, принимается Комиссией Национального банка по вопросам надзора и регулирования деятельности банков (далееКомиссия Национального банка) или заместителем Председателя Национального банка (куратором службы банковского надзора), или Комиссией по вопросам надзора и регулирования деятельности банков при территориальном управлении Национального банка (далее - Комиссия Национального банка при территориальном управлении).

Решение об ограничении относительно деятельности банка путем назначения куратора банка принимается Правлением Национального банка по представлению исполнительного директора Дирекции по банковскому регулированию и надзору. Срок полномочий куратора банка не может превышать одного года со дня его назначения.

В таком же порядке принимается решение о продлении действия особого режима контроля.

2.4. Проведение всех начальных платежей от банка к СЭП через ответственных исполнителей подразделения банковского надзора центрального аппарата или территориального управления Национального банка с использованием АРМ-Ю осуществляется в день принятия (получения) такого решения в соответствии с нормативно-правовым актом Национальным банком по вопросам межбанковского перевода денег в Украине.

Если банк имеет филиалы, которым открыты корреспондентские счета в территориальных управлениях Национального банка, то особый режим контроля одновременно устанавливается и для всех филиалов.

2.5. Куратор банка назначается из числа служащих Национального банка, имеющих высшее экономическое или юридическое образование, опыт работы, связанный с осуществлением банковских операций, безупречную деловую репутацию, организаторскую способность.

Привлеченный к выполнению полномочий куратора банка служащий Национального банка назначается приказом Национального банка с сохранением за ним места работы, заработной платы, премий и других выплат, предусмотренных системой оплаты труда по основному месту работы на период выполнения функций куратора банка.

2.6. Куратор банка, который по поручению руководства Национального банка осуществляет усиленный контроль за деятельностью банка, пребывая непосредственно в банке, должен быть обеспечен отдельным помещением, оборудованным необходимой мебелью, компьютерной техникой с доступом к соответствующим программно-техническим комплексам для просмотра в режиме текущего времени всех операций банка и его клиентов, иметь возможность пользоваться телефоном/факсом и средствами множительной техники.

2.7. Национальный банк имеет право установить такие особые требования к расчетам банка, в котором назначен куратор:

запретить использование для расчетов прямые корреспондентские счета;

перевести банк на модель обслуживания консолидированного корреспондентского счета в СЭП, которая предоставляет банку возможность осуществлять начальные платежи от имени филиалов или через внутрибанковскую межфилиальную платежную систему;

установить порядок выполнения банком и его филиалами начальных платежей с учетом наличия средств на корреспондентском счете банка и содержания платежей.

2.8. На куратора банка возложены следующие полномочия:

а) осуществлять постоянный контроль за проведением банком операций, в том числе устанавливать порядок выполнения банком и его филиалами начальных платежей с учетом наличия средств на корреспондентском счете и содержания платежей, выбирать способы организации управления очередностью начальных платежей (используя средства системы автоматизации банка, внутрибанковской межфилиальной платежной системы банка, автоматизированное рабочее место "АРМ куратора банка", предназначенное для управления начальными платежами банка, что посылаются к СЭП), получать информацию и ознакомляться с документами относительно проведения банком операций и определения уровня риска, на который он может подвергаться;

б) инициировать запрещение на использование для расчетов прямые корреспондентские счета;

в) инициировать перевод банка на модель обслуживания консолидированного корреспондентского счета в СЭП, которая предоставляет банку возможность осуществлять начальные платежи от имени филиалов или через внутрибанковскую межфилиальную платежную систему;

г) инициировать проведение совещаний с руководством банка для получения пояснений и информации относительно принятия банком мер относительно устранения нарушений и недостатков и обеспечения его финансовой стабильности;

д) обязательно присутствовать:

на общем собрании акционеров, на заседаниях наблюдательного совета и правления банка;

на заседаниях комитетов (в обязательном порядке кредитного комитета, комитета по вопросам управления активами и пассивами, тарифного комитета);

на совещаниях руководства, в том числе относительно реструктуризации внешних обязательств банка, и других структурных подразделений банка, в том числе подразделений внутреннего контроля и аудита банка;

на переговорах с инвесторами банка по вопросам продажи или реорганизации банка, путей оздоровления банка за счет средств участников;

е) осуществлять контроль за своевременным выполнением банком требований (мероприятий), предъявленных (примененных) Национальным банком к банку по результатам его деятельности, в том числе за выполнением банком программы финансового оздоровления (плана реорганизации) и/или принятых в письменном соглашении обязательств перед Национальным банком;

,) информировать руководство службы банковского надзора относительно результатов анализа финансового состояния банка, а в случае возникновения негативных тенденций и выявления проблем в его деятельности, которые могут нести угрозу потери ликвидности и платежеспособности и интересам кредиторов и вкладчиков, оперативно готовить обоснованные предложения относительно дальнейших надзорных действий за этим банком;

ж) выполнять функции, связанные с осуществлением контроля за использованием средств, полученных от Национального банка для обеспечения его ликвидности;

з) согласовывать решения руководства банка и документы (соглашения), связанные с движением средств;

у) обращаться в Национальный банк с ходатайством о рассмотрении вопроса относительно применения соответствующей меры воздействия согласно требованиям статьи 73 Закона о банках к должностным лицам или лицам, действующим по их поручению, если они препятствуют осуществлению функций куратора банка, в частности создают условия, при которых куратор не может полностью или частично осуществлять полномочия, возложенные на него Национальным банком.

и) выносить за пределы банка копии документов, которые могут свидетельствовать о фактах нарушения банком банковского законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка.

2.9. В течение семи дней со дня его назначения куратор банка обязан вместе с руководством банка составить комплексный план относительно принятия следующих мер:

погашения просроченной задолженности банка;

остановки оттока и стимулирования возврата в банк/наращивания депозитов физических, юридических лиц банка;

возврата в банк наличной массы, начисленных неуплаченных процентов по кредитным договорам;

увеличения ресурсной базы банка за счет возврата средств клиентов;

приведения системы премирования работников банка в соответствие с возложенными задачами.

2.10. С целью эффективного выполнения возложенных на него задач куратор банка при наличии обоснованных оснований имеет право на получение необходимой информации от структурных подразделений Национального банка и привлечения к работе по согласованию с руководством Национального банка служащих Национального банка по определенным вопросам.

2.11. Банк по требованию куратора банка обязан предоставлять информацию относительно его деятельности, в том числе пояснения относительно проведения им отдельных операций. Информация в форме соответствующих документов и их копий (в том числе изготовленных методом сканирования или создания фотокопий) или других носителей соответствующей информации, которые могут свидетельствовать о фактах нарушения банком банковского законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка, должна быть засвидетельствована банком надлежащим образом.

Раздел II. Применение письменного предупреждения и заключение письменного соглашения с банком

Глава 1. Письменное предупреждение

1.1. В случае необходимости выдвижения к банку требования относительно устранения нарушения банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка и/или принятия мер по недопущению таких нарушений в дальнейшей деятельности Национальный банк применяет к банку письменное предупреждение.

(В пункт 1.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.06.2011 г. №192)

(см. предыдущую редакцию)

1.2. В письменном предостережении Национальный банк высказывает банку свою обеспокоенность положением его дел, указывает на допущенные нарушения банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка или недостатки в работе и по необходимости конкретные меры, которые ему следует употребить в определенные сроки с целью их устранения или недопущения в дальнейшем, в частности относительно:

а) устранения конкретных нарушений или недостатков в деятельности банка, которые непосредственно еще не повлияли на его финансовое положение, но в будущем могут привести к его ухудшению и угрозе интересам вкладчиков и кредиторов банка;

б) устранения нарушений банком экономических нормативов;

в) уменьшения неоправданных расходов банка;

г) ограничения неоправданно высоких процентных выплат по привлеченным средствам;

,) применения мер относительно уменьшения или отчуждения неэффективных (низкоприбыльных или убыточных) инвестиций;

д) исправления (корректирования) финансовой отчетности банка по результатам инспекционных (плановых и внеплановых) проверок, которые осуществляет Национальный банк;

е) обеспечения проведения обязательной аудиторской проверки банка и предоставления заключений независимых аудиторских организаций (аудиторов) о результатах деятельности банка в соответствии со статьей 8 Закона Украины "Об аудиторской деятельности";

у) недопущения повторного нарушения норматива обязательного резервирования в течение одного календарного года;

ж) нарушения требований Закона о банках в части предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

Подункт з) исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 22.06.2011 г. №204

Обозначение пунктов изменено в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 22.06.2011 г. №204

(см. предыдущую редакцию)

з) других нарушений.

Если банк нарушает норматив мгновенной ликвидности и его значение находится в пределах 10 - 15 процентов, то Национальный банк посылает ему письменное предупреждение с требованием предоставить прогнозные расчеты источников поступлений и использования средств на следующие 90 дней, разработать меры повышения ликвидности до нормативного уровня. До времени повышения показателя мгновенной ликвидности до нормативного уровня эта информация обновляется банком ежемесячно и направляется в территориальное управление Национального банка в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Письменное предостережение может применяться в случае нарушения банком Закона Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" (в зависимости от характера и вида нарушения).

(В пункт 1.2. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.06.2011 г. №192)

(см. предыдущую редакцию)

1.3. Письменное предупреждение применяется самостоятельными структурными подразделениями центрального аппарата Национального банка, которые должны согласно возложенным на них функциям контролировать деятельность банков, а также территориальными управлениями Национального банка. О применении другими структурными подразделениями Национального банка (кроме банковского надзора) письменного предупреждения должно извещаться соответствующее структурное подразделение банковского надзора Национального банка для его информированности относительно деятельности банка в целом.

Письменное предупреждение подписывается заместителем Председателя Национального банка, руководителем (его заместителем) самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата или руководителем (его заместителем) территориального управления Национального банка.

Письменное предостережение составляется на бланке Национального банка или территориального управления Национального банка, в котором указывается его название "Предостережение", и адресуется банку с указанием полного названия банка. Письменное предостережение посылается банку по фельдсвязи или согласно установленным Национальным банком требованиям относительно пересылки документов с грифом конфиденциальности заказным письмом с сообщением о вручении.

(В пункт 1.3. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.06.2011 г. №192)

(см. предыдущую редакцию)

1.4. Если письменное предупреждение составляется на основании материалов инспекционной проверки (плановой или внеплановой), то оно может посылаться в банк вместе с отчетом об инспекционной проверке.

Письменное предупреждение также может посылаться банку во время инспекционной проверки, если территориальное управление или соответствующее структурное подразделение банковского надзора Национального банка выявит факты, требующие неотложного применения такой меры.

1.5. Банк должен в течение пяти рабочих дней со времени получения письменного предупреждения подать Национальному банку ответ с указанием срока, в течение которого он обязуется решить обнаруженные проблемы и устранить нарушения.

1.6. Контроль за выполнением банком требований, содержащихся в письменном предостережении, осуществляет соответствующее территориальное управление Национального банка (соответствующее структурное подразделение банковского надзора центрального аппарата).

В случае невыполнения банком требований относительно устранения хотя бы одного указанного в письменном предупреждении нарушения в установленные сроки соответствующее территориальное управление Национального банка в срок до 5 рабочих дней должно подать соответствующему структурному подразделению банковского надзора центрального аппарата предложения относительно применения других (более жестких) мер воздействия.

1.7. Если банк допустил нарушение, для устранения которого необходимо больше двух месяцев, то письменное предупреждение к банку не применяется. В этом случае к банку должна применяться другая мера воздействия, в частности заключение письменного соглашения с банком.

Глава 2. Заключение письменного соглашения с банком

2.1. Письменное соглашение как мера воздействия может заключаться с банком, допустившим нарушения, которые влияют на его финансовое положение, или осуществляет операции с высоким уровнем риска, угрожающие интересам вкладчиков или других кредиторов банка, или допустил нарушение значения лимита общей длинной валютной позиции банка (Л13-1) /лимита общей короткой валютной позиции банка (Л13-2) пять и больше раз подрядпри условии предоставления им приемлемого плана мероприятий для устранения обнаруженных проблем.

(В п.2.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 22.06.2011 г. №204)

(см. предыдущую редакцию)

2.2. В письменном соглашении банк письменно признает свои недостатки в работе и допущенные нарушения и дает перечень обоснованных мер, которые банк обязуется принять для устранения нарушений, их предотвращения в дальнейшем, улучшения финансового положения и тому подобное с указанием сроков их выполнения.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства Раздел I. Общие положения Глава 1. Меры воздействия, которые применяются Национальным банком Глава 2. Особый режим контроля за деятельностью банков Раздел II. Применение письменного предупреждения и заключение письменного соглашения с банком Глава 1. Письменное предупреждение Глава 2. Заключение письменного соглашения с банком Глава 3. Созыв общего собрания участников банка, наблюдательного совета банка, правления (совета директоров) банка для принятия программы финансового оздоровления или плана реорганизации банка Раздел III. Выдача Национальным банком распоряжений Глава 1. Общие требования Глава 2. Распоряжение об остановке выплаты дивидендов или распределении капитала в любой другой форме Глава 3. Установление для банка повышенных экономических нормативов Глава 4. Повышение резервов на покрытие возможных убытков по кредитам и другим активам Глава 5. Ограничение, остановка или прекращение проведения отдельных видов осуществляемых банком операций с высоким уровнем риска Глава 6. Запрещение предоставления бланковых кредитов Глава 7. Наложение штрафов на банки Глава 8. Наложение штрафов на руководителей банков Глава 9. Запрещение владельцу существенного участия в банке использовать право голоса приобретенных акций (паев) Глава 10. Отстранение должностного лица банка от должности Глава 11. Раздел IV. Особенности применения мер воздействия к банкам за нарушения, выявленные в деятельности филиалов банков Глава 1. Применение письменного предупреждения Глава 2. Ограничение, остановка, прекращение осуществления отдельных операций, осуществляемых банком в связи с установлением нарушений в деятельности филиалов банка Глава 3. Наложение штрафов на банки за нарушения в деятельности филиалов Глава 4. Отстранение руководителей филиалов банков от должности Раздел V. Назначение временной администрации Глава 1. Основания для назначения временной администрации Глава 2. Назначение временного администратора Глава 3. Требования Национального банка к временному администратору Глава 4. Заключение договора с временным администратором и вознаграждение его работы Глава 5. Права и обязанности временного администратора Глава 6. Контроль за деятельностью временного администратора Глава 7. Порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка Глава 8. Согласование Национальным банком продажи активов банка во время временной администрации Глава 9. Передача активов и/или обязательств банка во время временной администрации Глава 10. Осуществление финансового оздоровления банка путем привлечения инвесторов Глава 11. Реорганизация банка во время временной администрации по решению Национального банка или временного администратора Глава 12. Порядок прекращения деятельности временного администратора Раздел VI. Отозвание банковской лицензии и ликвидация банка Глава 1. Основания для отозвания банковской лицензии и инициирования Национальным банком процедуры ликвидации банка Глава 2. Особенности отозвания банковской лицензии и инициирования процедуры ликвидации банка по заявлению кредиторов банка о ликвидации Глава 3. Назначение ликвидатора Глава 4. Требования Национального банка к ликвидатору Глава 5. Заключение договора с ликвидатором и вознаграждение за его работу Глава 6. Организация работы ликвидатора Глава 7. Права и обязанности ликвидатора Глава 8. Инвентаризация и оценка активов банка, составление начального баланса Глава 9. Составление перечня требований кредиторов и промежуточного ликвидационного баланса Глава 10. Согласование Национальным банком порядка продажи имущества (активов) банка, его состава, условий и сроков приобретения Глава 11. Удовлетворение требований кредиторов Глава 12. Завершение процедуры ликвидации, составление ликвидационного баланса и порядок прекращения деятельности ликвидатора Глава 13. Передача непроданных активов банка в управление определенному Национальным банком юридическому лицу Глава 14. Контроль за деятельностью ликвидатора и управителя, отчетность ликвидатора и управителя Глава 15. Особенности ликвидации обособленного структурного подразделения банка Глава 16. Особенности ликвидации банка по решению его владельцев Глава 17. Особенности ликвидации банка, связанной с потерей достоверной информации об актуальном состоянии счетов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

Постановление Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года №369
"Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушения банковского законодательства"

О документе

Номер документа:369
Дата принятия: 28/08/2001
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 845/6036 от 27/09/2001
Начало действия документа:08/09/2001
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с:01/10/2012

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 26.10.2001 - 2001 р., №41, стор. 165, стаття 1864, код акту 20093/2001

Редакции документа

Текущая редакция принята: 08/08/2012  документом  Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Изменений в Положение о применении национальным банком Украины... № 332 от 08/08/2012
Вступила в силу с: 14/09/2012


Редакция от 24/06/2011, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины № 209 от 24/06/2011
Вступила в силу с: 29/07/2011


Редакция от 15/06/2011, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины санкций за нарушение... № 192 от 15/06/2011
Вступила в силу с: 25/07/2011


Редакция от 22/06/2011, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины № 204 от 22/06/2011
Вступила в силу с: 29/06/2011


Редакция от 09/06/2010