Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года №309

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 февраля 2006 года №100

О Национальной программе реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы

(по состоянию на 23 декабря 2008 года)

В целях реализации задач, поставленных Президентом Кыргызской Республики Бакиевым К.С. на республиканском совещании 15 октября 2005 года, по приоритетным направлениям дальнейшего развития здравоохранения Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Национальную программу реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления принять к исполнению Национальную программу реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы.

3. Общую координацию по реализации Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы возложить на Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.

4. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий, индикаторы мониторинга по реализации Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление социального и культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Ф.Кулов

Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 2006 года №100

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "МАНАС ТААЛИМИ" на 2006-2010 годы

Список сокращений

     Сокращение                 Наименование сокращения
     DFID            Департамент международного               развития
Великобритании
DOTS Короткий курс лечения (туберкулеза) под
наблюдением
KfW Немецкий банк развития
PAL Практический подход к легочному здоровью
SWAp Широкосекторальный подход
АДО Амбулаторно-диагностическое отделение
АБР Азиатский Банк Развития
БДОР Больница доброжелательного отношения к
ребенку
ВБ Всемирный Банк
ВБИ Внутрибольничная инфекция
ВВП Валовой внутренний продукт
ВТО Всемирная торговая организация
ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
ГСВ Группа семейных врачей
ГУКВ Главное управление координации и внедрения
реформы здравоохранения
ДГСЭН Департамент государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
ДЛОиМТ Департамент лекарственного обеспечения и
медицинской техники
ДМ Доказательная медицина
ДП ОМС Дополнительная программа ОМС
ИВБДВ Интегрированное ведение болезней детского
возраста
ИППП Инфекции, передающиеся половым путем
КГМА Кыргызская государственная медицинская академия
КГМИПиПК Кыргызский государственный медицинский институт
подготовки и повышения квалификации
КДО Консультативно-диагностическое отделение
КОР Комплексная основа развития Кыргызской Республики
до 2010 года
КР Кыргызская Республика
КРСУ Кыргызско-Российский славянский университет
КФПЛЗ Кыргызско-Финская программа по легочному здоровью
КШППРЗ Кыргызско-Швейцарский проект поддержки реформы
здравоохранения
ЛС Лекарственные средства
МВД Министерство внутренних дел
МГА Местные государственные администрации
МЗ Министерство здравоохранения
МО Министерство обороны
МСУ Органы местного самоуправления
МЮ Министерство юстиции
НДС Налог на добавленную стоимость
НИИ Научно-исследовательские институты
НПО Неправительственные организации
НСК Национальный статистический комитет
НССБ Национальная стратегия сокращения бедности
НЦ Национальные центры (научные центры)
НЦКТ Национальный центр кардиологии и терапии
ОМС Обязательное медицинское страхование
ООБ Областная объединенная больница
ООН Организация Объединенных Наций
ОРИ Острые респираторные инфекции
ОшГУ Ошский государственный университет
ПАПЗ Проект анализа политики здравоохранения ВОЗ/DFID
ПГГ Программа государственных гарантий
ПМСП Первичная медико-санитарная помощь
ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций
РМИЦ Республиканский медико-информационный центр
Министерства здравоохранения Кыргызской
Республики
РЦУЗ Республиканский центр укрепления здоровья
РО "СПИД" Республиканское объединение "СПИД"
СНГ Содружество независимых государств
СМИ Средства массовой информации
СМП Скорая медицинская помощь
СПБ Среднесрочный прогноз бюджета
СПЭПП Содействие повышению эффективности перинатальной
помощи
ССЗ Сердечно-сосудистые заболевания
ССС Сердечно-сосудистая система
ТБ Территориальная больница
ТУ ФОМС Территориальные управления Фонда обязательного
медицинского страхования
УЗИ Аппарат для ультразвуковых исследований
ФАО Всемирная продовольственная организация
ФАП Фельдшерско-акушерский пункт
ФВТ Фонд высокотехнологичных (дорогостоящих) видов
медицинской помощи
ФОМС Фонд обязательного медицинского страхования
ФТО Фонд технического обслуживания
ЦРТ Цели развития тысячелетия
ЦСМ Центр семейной медицины
ЧР Человеческие ресурсы
ЮНИСЕФ Фонд ООН помощи детям
ЮНФПА Фонд народонаселения ООН
ЮСАИД Американское агентство по международному развитию

1. Введение

1.1. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы и ее преемственность с Национальной программой реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас" (1996-2006)

После приобретения независимости Кыргызстан взял курс на построение демократического государства с рыночной экономикой. Из-за разрыва хозяйственных связей, установленных в советский период, резкого сокращения объемов производства наступил экономический спад. Здравоохранение, наравне с другими секторами, столкнулось с проблемой недостаточности финансовых ресурсов, невозможностью содержать унаследованную от советского периода мощную инфраструктуру с преобладанием больничного сектора и чрезмерной специализацией служб здравоохранения.

Основными принципами советского здравоохранения являлись общественный характер здравоохранения, всеобщая доступность и бесплатность медицинских услуг. Однако, присущие системе сверхцентрализация управления, высокий уровень бюрократизации, отсутствие гибкости, фрагментированность и дублирование в оказании медицинской помощи, неэффективные методы финансирования, необходимость содержания громоздкой инфраструктуры не позволяли обеспечить декларируемые принципы всеобщей доступности и бесплатности.

Бремя расходов на услуги здравоохранения все больше и больше ложилось на плечи населения, возрастал уровень неофициальных платежей. Это отразилось на ухудшении демографических показателей, особенно среди домохозяйств с низким уровнем дохода.

Как и во всех секторах Кыргызстана, возникла необходимость кардинального переустройства системы здравоохранения. При содействии Всемирной организации здравоохранения в 1994-1996 годах была разработана Национальная программа реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас" (1996-2006) (далее - Программа "Манас").

Основными чертами создаваемой модели здравоохранения Кыргызской Республики стали многоукладность, формирование инфраструктуры, соответствующей потребностям населения в медицинской помощи и финансовым ресурсам, децентрализация управления, повышение управленческой и финансовой автономии организаций здравоохранения. Сектор здравоохранения был разделен на "поставщиков" и "покупателя" медицинских услуг. Приоритетами были признаны развитие первичного здравоохранения, семейной медицины, свободный выбор семейного врача, обеспечение доступности медицинских услуг для населения в рамках Программы государственных гарантий. Начали внедряться новые методы финансирования, ориентированные на конечный результат, и оплаты труда медицинских работников в зависимости от качества выполняемой работы.

Для отработки механизмов реструктуризации предоставления медицинских услуг и изменения механизмов финансирования здравоохранения в Иссык-Кульской области в 1994-1996 годах реализован пилотный (демонстрационный) проект, профинансированный ЮСАИД. Одновременно разрабатывался дизайн проекта реформирования здравоохранения, рассчитанный на 4,5 года, финансируемый Всемирным банком и основанный на четко определенной политике в рамках Программы "Манас". В пилотных областях (Чуйская и Иссык-Кульская области) в рамках четырех компонентов предусматривались структурные изменения в предоставлении первичной медико-санитарной помощи, реабилитация лечебно-профилактических учреждений, изменение методов финансирования и внедрение управления лекарственными средствами.

Для проведения дальнейших реформ в 2000 году был подготовлен дизайн второго проекта реформирования здравоохранения на 2001-2005 годы, финансируемый Всемирным банком, направленный на углубление и распространение в республике преобразований, начатых в пилотных регионах в рамках первого проекта.

Реформирование здравоохранения получило политическую поддержку со стороны руководства страны, что было отражено в таких стратегических документах, как Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года и Национальная стратегия сокращения бедности в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы.

Итоги десятилетнего периода реформы здравоохранения показывают, что, несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, благодаря поддержке руководства государства и партнеров из Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка, Немецкого банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, ЮСАИД, ПРООН, DFID, международных организаций правительств США, Японии, Швейцарии, Глобального Фонда по борьбе с туберкулезом, малярией и ВИЧ/СПИДом, международных неправительственных организаций Кыргызстану удалось преодолеть системный кризис здравоохранения.

Создаваемая в Кыргызстане система здравоохранения, получившая название "Кыргызская модель здравоохранения", позволяет сохранить доступность медицинских услуг для населения во всех регионах в рамках Программы государственных гарантий, и дает возможность функционировать сектору в условиях рыночной экономики, оперативно реагируя на нужды населения. Большинство проведенных изменений получили устойчивый характер, благодаря закреплению в ряде законов, и нуждаются в дальнейшей их институционализации.

Для закрепления достигнутых результатов и придания устойчивости системы в 2004 году Министерство здравоохранения Кыргызской Республики обратилось во Всемирную организацию здравоохранения за технической помощью по разработке стратегий дальнейшей реформы. Данная инициатива была поддержана, и Министерство здравоохранения Кыргызской Республики приступило к разработке новой программы реформирования здравоохранения, рассчитанной на 2006-2010 годы.

Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики, получившая название "Манас таалими", (далее - Программа "Манас таалими") основана на преемственности Программы "Манас" и направлена на обеспечение предоставления качественных услуг здравоохранения, отвечающих потребностям общества.

В рамках Программы "Манас таалими" дальнейшее развитие получит качественно новая служба общественного здравоохранения, основанная на функциональном разделении деятельности по профилактике и укреплению здоровья на основе контроля заболеваний от надзорных функций по защите здоровья и функций предоставления услуг.

Значимых результатов в укреплении здоровья населения, как показал опыт создания сельских комитетов здоровья в Джумгальском районе Нарынской области, можно достичь путем более активного вовлечения населения и партнерского взаимодействия с общинными, неправительственными и общественными организациями, тесного сотрудничества со средствами массовой информации, а также органами местного самоуправления.

Планируется дальнейшее укрепление потенциала первичного уровня сектора здравоохранения, повышение роли семейной медицины в интегрированном решении медико-санитарных проблем отдельных пациентов, семьи и общества в целом.

В больничном секторе предстоит провести дальнейшую оптимизацию деятельности, которая позволит предоставлять медицинские услуги высокого качества на основе вертикальной и горизонтальной интеграции, преемственности в оказании медицинских услуг.

Большое внимание планируется уделить дальнейшей интеграции приоритетных программ в создаваемую систему предоставления индивидуальных и общественных услуг, с повышением роли ведущих центров и институтов в координации деятельности организаций здравоохранения, мониторингу индикаторов здоровья населения, разработке методических материалов, основанных на научных данных.

Существенная роль отводится развитию кадрового потенциала системы здравоохранения, отвечающего требованиям современного здравоохранения. При этом особое внимание будет уделено сокращению диспропорций в кадровых ресурсах, закреплению медицинских кадров на местах, оптимизации системы медицинского образования.

Будет усилена роль Министерства здравоохранения Кыргызской Республики в проведении государственной политики в области охраны и укрепления здоровья, усилении межсекторального взаимодействия, координации деятельности донорских организаций. Планируется внедрение новых методов стратегического управления, ориентированных на результат и основанных на партнерских взаимоотношениях, координация деятельности подведомственных организаций и делегирование им исполнительских функций.

Децентрализация управления в системе здравоохранения предполагает повышение управленческой, финансовой автономии и ответственности поставщиков за результаты деятельности. Для повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения планируется аккумулирование средств здравоохранения на республиканском уровне и переход к стратегическим закупкам в системе Единого плательщика, ориентированным на потребности населения и приоритеты здравоохранения. При этом будут внедрены механизмы повышения финансовой устойчивости поставщиков, выравнивания уровня финансирования регионов.

Дальнейшие преобразования в секторе здравоохранения для обеспечения его устойчивости планируется осуществлять на основе широкосекторального подхода (SWAp). Достигнута договоренность с Всемирным банком и Немецким банком развития (KfW) об инвестициях в проект по реформированию здравоохранения - 3, который будет реализовываться в рамках Программы "Манас таалими" на основе широкосекторального подхода. При этом ожидается активное участие других международных организаций в реализации Программы "Манас таалими".

Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы является логическим продолжением Программы "Манас". В основу Программы "Манас таалими" заложен анализ результатов, проблем и опыта, накопленного за предыдущие годы. Успешная реализация задач, стоящих перед сектором здравоохранения, заложенных в Комплексной основе развития Кыргызской Республики до 2010 года, Целях развития тысячелетия, Программе "Манас таалими", направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, позволят внести существенный вклад в сокращение уровня бедности.

1.2. Разработка Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы

Программа "Манас таалими" разработана при технической поддержке ВОЗ/DFID. Для ее разработки была создана экспертная группа консультантов из местных специалистов, в обязанности которой входила координация разработки различных компонентов программы. Разработка проводилась в атмосфере открытости, с привлечением основных участников системы здравоохранения.

На рабочих совещаниях с медицинской общественностью всех областей, городов Бишкек и Ош, республиканских учреждений здравоохранения, аппарата Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, были обсуждены новые подходы к дальнейшему реформированию здравоохранения. В целом, предлагаемые направления дальнейшего развития получили поддержку со стороны медицинских работников, в ходе совещаний были высказаны конструктивные предложения о механизмах реализации.

Механизмы реализации программы в рамках широкосекторального подхода, перехода на аккумулирование средств здравоохранения на республиканском уровне, формирования бюджета здравоохранения на программной основе были детально обсуждены с финансово-экономическими работниками Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики, Центрального казначейства Министерства экономики и финансов Кыргызской Республики, ТУ ФОМС и международными консультантами по фидуциарной оценке на рабочих совещаниях и "круглых столов".

Большой вклад в разработку программы внесли представители донорских организаций и международные консультанты в ходе обсуждения стратегий в рамках Программы "Манас таалими", механизмов их реализации.

Отличительной особенностью Программы "Манас таалими" является возможность ее реализации в рамках широкосекторального подхода, означающего консолидацию усилий Правительства Кыргызской Республики, донорского сообщества. Кыргызской Республике предоставляется возможность поддержки бюджета здравоохранения из аккумулированных средств доноров, а также в виде параллельного финансирования для достижения поставленных целей и задач.

План работы по реализации Программы "Манас таалими", расчет стоимости мероприятий были детально обсуждены во время миссий Всемирного банка, Немецкого банка развития, Британского агентства по международному развитию.

Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы, механизмы ее реализации были представлены на "круглом столе" 6 октября 2005 года, в котором приняли участие Президент Кыргызской Республики Бакиев К.С., члены Правительства Кыргызской Республики, представители неправительственных организаций, донорское сообщество и медицинская общественность.

Итогом работы "круглого стола" явилось совместное заявление Правительства Кыргызской Республики и донорского сообщества о приверженности дальнейшему развитию сектора здравоохранения на основе широкосекторального подхода в рамках Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы.

2. Уроки, извлеченные из Национальной программы реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас" (1996-2006)

В данном разделе приводятся краткое описание и анализ важнейших достижений 10-летнего реформирования здравоохранения в рамках Программы "Манас", их влияние на показатели здоровья населения, в том числе на индикаторы Целей развития тысячелетия в области здравоохранения, а также на индикаторы, отражающие достижение главных целей системы здравоохранения, определенных ВОЗ.

При анализе были использованы данные исследований, проведенных Проектом анализа политики здравоохранения ВОЗ/DFID (ПАПЗ), данные Республиканского медико-информационного центра (РМИЦ) Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, проекта "Здравплюс" ЮСАИД.

2.1. Реализация Национальной программы реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас" (1996-2006)

Для достижения главных целей систем здравоохранения, определяемых ВОЗ, а именно:

- справедливость в распределении ресурсов,

- эффективность,

- доступность услуг здравоохранения,

- отзывчивость системы к нуждам народа

в рамках Программы "Манас" были начаты комплексные структурные преобразования системы организации, финансирования и управления здравоохранением.

Основными компонентами реформ являлись:

- структурные изменения системы предоставления медицинских услуг: усиление ПМСП, формирование института семейной медицины, реструктуризация больничной сети;

- сведение новых методов финансирования здравоохранения, ориентированных на конечный результат;

- улучшение качества предоставляемой медицинской помощи;

- усиление роли общественного здравоохранения;

- введение новых методов управления в системе здравоохранения в условиях большей автономии медицинских организаций.

2.1.1. Структурные изменения системы предоставления медицинских услуг: усиление ПМСП, формирование института семейной медицины, реструктуризация больничной сети

Для повышения эффективности здравоохранения, снижения затрат на дорогостоящую больничную помощь проведены структурные преобразования:

- произошло юридическое разделение первичной медико-санитарной помощи и стационарной службы. Сформированы группы семейных врачей и Центры семейной медицины. К началу 2005 года создано 85 ЦСМ, в составе которых развернуто 673 ГСВ, кроме того, функционирует 31 ГСВ, как самостоятельные юридические лица. Организованы областные ЦСМ, координирующие деятельность первичного здравоохранения в каждой области. Проведены подготовка и переподготовка врачей и медицинских сестер по семейной медицине. Введен принцип свободного выбора группы семейных врачей, для чего осуществлялась приписка населения к ГСВ. Одновременно вводились и новые методы подушевого финансирования на первичном уровне, стимулирующие медицинский персонал к улучшению качества предоставляемых услуг;

- для улучшения экономической и физической доступности лекарственных средств населению введена Дополнительная программа ОМС по лекарственному обеспечению застрахованных граждан на амбулаторном уровне (ДП ОМС);

- проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения первичного уровня, включая ремонт, оснащение медицинским и лабораторным оборудованием;

- для повышения эффективности первичного здравоохранения и улучшения преемственности службы скорой помощи и семейных врачей в 2004 году отделения скорой медицинской помощи были выделены из стационаров и переданы в ЦСМ.

Начавшиеся с 1996 года реструктуризация и рационализация излишне развитой больничной сети стала одной из ключевых задач реформы. За 2001-2004 годы произошли значительные изменения, такие, как оптимизация штатной численности персонала, сокращение коечного фонда, высвобождение пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений. Проводились мероприятия по объединению специализированных учреждений, созданию больниц общего профиля. Во всех регионах республики созданы областные объединенные больницы. Неэффективно работающие мелкие стационары трансформированы в структурные подразделения территориальных больниц либо в центры семейной медицины, или группы семейных врачей. Параллельно проводились ремонтные работы.

В результате более рационального подхода к использованию ресурсов произошло сокращение коечного фонда. Так, число больничных коек сократилось на 14,1% - с 30313 в 2001 году до 26040 в 2004 году. При этом общее количество больничных учреждений сократилось на 44,2% - с 256 в 2001 году до 143 в 2004 году.

Наряду с сокращением площадей и закрытием зданий предпринимались усилия по снижению расходов за коммунальные услуги посредством эффективного планирования и контроля, включая внедрение энергосберегающих технологий.

2.1.2. Изменение методов финансирования

За время реформы в здравоохранении Кыргызской Республики, несмотря на сокращение доли финансирования здравоохранения в структуре ВВП с 4,0% в 1991 году до 1,9% в 2002 году, произошли фундаментальные изменения в системе финансирования здравоохранения.

Основным источником финансирования здравоохранения на протяжении 1996-2004 годов являлись налоги, поступающие в государственный бюджет. В 1997 году для привлечения дополнительных источников финансирования в сектор здравоохранения и социальной защиты граждан поэтапно было введено обязательное медицинское страхование (ОМС) с созданием Фонда ОМС, которое создало основы:

- для внедрения контрактной стратегии,

- появления дополнительных источников финансирования здравоохранения,

- улучшения доступности медицинских услуг, особенно для социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, лиц, получающих социальные пособия),

- апробации и внедрения прогрессивных методов оплаты медицинских услуг,

- введения системы мониторинга по индикаторам качества,

- механизмов по защите прав населения при получении медицинских услуг.

Средства ОМС, составляющие в общей структуре расходов сектора здравоохранения постепенно увеличились с 0,8% в 1997 году до 19,6% в 2004 году.

Развитие ОМС осуществлялось в рамках реформы здравоохранения, отрабатывались новые для республики прогрессивные методы финансирования - по пролеченному случаю в стационарах, по подушевому нормативу - на первичном уровне.

В 1999-2000 годах с увеличением доли средств ОМС, более широким охватом населения и учреждений здравоохранения системой ОМС, стало ощущаться противоречие стимулов, заложенных в оплате медицинских услуг по ОМС (по конечному результату) и на основе постатейного бюджетного финансирования (в зависимости от мощности и штатов). Назрела необходимость перехода к единым правилам оплаты за медицинские услуги. В 2001-2004 годах поэтапно введены новые методы финансирования с созданием системы Единого плательщика.

Произошел переход от фрагментированной по уровням административного деления системы финансирования к аккумулированию средств местных бюджетов на областном уровне, куда также поступали категориальные гранты из республиканского бюджета (Рис.1).

Рис.1. Аккумулирование средств здравоохранения в системе Единого плательщика

Система Единого плательщика (2001-2004 гг.)

Примечание: Рис.1. находится в компании "Adviser" в печатном варианте и предоставляется по запросу пользователей.

Технические и институциональные возможности Фонда ОМС по аккумулированию финансовых потоков, введению новых систем оплаты поставщиков медицинских услуг были использованы для создания системы Единого плательщика в 2000-2004 годах в лице ФОМС и его территориальных управлений с переводом финансирования учреждений здравоохранения по конечному результату.

С 2001 года, благодаря внесению поправок и дополнений в некоторые законы, средства местных бюджетов стали аккумулироваться на областном уровне. Отрабатывались механизмы аккумулирования средств на здравоохранение - в виде нормативов отчислений на здравоохранение для каждого района, имеющего налоговый потенциал (Чуйская, Ошская области), либо за счет перераспределения доходов, остававшихся в распоряжении областных бюджетов от регулируемых налогов. Независимо от варианта поступления средств на здравоохранение, появилась возможность выравнивания финансирования здравоохранения внутри одной области между районами.

Наряду с переходом к прогрессивным методам финансирования в ходе реформы здравоохранения, не менее важную роль сыграли введение Программы государственных гарантий (ПГГ) и сооплаты за медицинские услуги, влияющие как на спрос, так и на предложение и, что не менее важно, стимулирующие переход организаций здравоохранения к управленческой и финансовой самостоятельности.

ПГГ является государственным социальным стандартом в области здравоохранения, определяющим объем медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно или на льготных условиях за счет средств бюджета и ОМС. Параллельно с введением ПГГ введена сооплата населением за некоторые виды медицинской помощи, призванная заменить неофициальные поборы и платежи, захлестнувшие здравоохранение.

Большое признание среди населения получила ДП ОМС по лекарственному обеспечению застрахованных граждан на первичном уровне, которая способствовала повышению спроса на первичные услуги здравоохранения, основанные на доказательной медицине, улучшению доступности качественных лекарственных средств и сокращению осложнений при ряде заболеваний, регулируемых на первичном уровне.

2.1.3. Улучшение качества предоставляемой медицинской помощи

Для улучшения качества услуг здравоохранения осуществлялся целый комплекс мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности работников здравоохранения, внедрение механизмов стимулирования, улучшение материально-технической базы организаций здравоохранения, доступности лекарственных средств, введение принципов доказательной медицины, мониторинг и современные методы управления качеством оказываемых услуг.

Проведена качественная перестройка системы до- и последипломного образования, осуществлена реорганизация факультетов КГМА и пересмотр учебных программ в соответствии с проводимыми реформами в системе здравоохранения. Республиканский Центр непрерывной подготовки медицинских и фармацевтических работников преобразован в Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации для обучения специалистов по семейной медицине, последипломного и непрерывного образования.

В целях обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами разработана и внедряется Государственная лекарственная политика, предусматривающая рациональное использование лекарственных средств, включая перечень жизненно важных лекарственных средств.

Для повышения качества диагностики заболеваний, медицинской помощи, стандартизации подходов к лечению внедрен процесс разработки клинических протоколов, основанный на принципах доказательной медицины. Разработано около 200 клинических протоколов, которые внедряются в клиническую практику.

Разработаны и внедрены стандарты аккредитации и лицензирования для организаций здравоохранения.

Созданы неправительственные профессиональные ассоциации с целью поддержки медицинских организаций и лоббирования их интересов.

Разработана концепция управления качеством медицинских услуг, основанная на экспертизе медицинской документации, мониторинге и анализе индикаторов качества, внедрении методов непрерывного управления качеством.

Новые методы финансирования и оплаты труда медицинских работников создают экономические стимулы для повышения качества оказания медицинских услуг, отмечается увеличение заработной платы и ее выравнивание в стационарах и на первичном уровне.

Большое значение в мониторинге качества услуг здравоохранения имеют изучение удовлетворенности пациентов, проводимые Фондом ОМС, и телефоны "доверия", сокращающие бюрократические препятствия, по которым население и медицинские работники обращаются за консультациями, просьбами в оказании содействия в лечении, а также при нарушении их прав организациями здравоохранения.

2.1.4. Усиление роли общественного здравоохранения

С 2001 года начато реформирование службы охраны и укрепления здоровья, выведенной из состава санитарно-эпидемиологической службы как самостоятельной структуры.

В службе охраны здоровья частично проведены структурные преобразования путем объединения и создания ряда учреждений и лабораторий. Улучшилось оснащение 20 лабораторий, которые определены в качестве базовых лабораторий национального уровня и ряда учреждений госсанэпидслужбы, что позволило значительно расширить номенклатуру физико-химических и микробиологических исследований.

В городе Бишкек и Чуйской области внедрены системы мониторинга инфекционных заболеваний с использованием информационных технологий.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 2006 года №100
"О Национальной программе реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы"

О документе

Номер документа:100
Дата принятия: 16/02/2006
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:16/02/2006
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:25/05/2012

Опубликование документа

Нет данных

Редакции документа

Текущая редакция принята: 23/12/2008