Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 28 мая 2003 года №10-рп/2003

По делу по конституционному представлению Антимонопольного комитета Украины об официальном толковании понятия "организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" (дело об организации распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек)

Дело №1-16/2003

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Селивона Николая Федосовича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича - судья-докладчик,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мироненко Александра Николаевича,

Пшеничного Валерия Григорьевича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Тихого Владимира Павловича,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

при участии представителя субъекта права на конституционное представление Кравченко Юрия Григорьевича - государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Украины, представителя Верховной Рады Украины Константого Александра Владимировича - главного научного консультанта Отдела связей с органами правосудия Аппарата Верховной Рады Украины, Носова Владислава Васильевича - Постоянного представителя Президента Украины в Конституционном Суде Украины, представителя Кабинета Министров Украины Павликовской Лады Анатольевны - заместителя Государственного секретаря Министерства юстиции Украины, а также привлеченных к участию в рассмотрении дела: Кострибы Надежды Петровны - начальника Управления правового обеспечения и реформирования собственности Государственного комитета связи и информатизации Украины, Мухина Василия Георгиевича - генерального директора Украинского государственного предприятия почтовой связи "Укрпочта", Почтальона Петра Сафроновича - начальника юридического отдела открытого акционерного общества "Агентство Союзпечать" (г. Киев), Тринчука Степана Николаевича - председателя наблюдательного совета, заместителя председателя правления по правовым и кадровым вопросам открытого акционерного общества "Торгпресса" (г. Львов), Копыленко Якова Михайловича и Малова Виталия Юрьевича - заместителей директора частного предприятия "Европа-Принт" (г. Днепропетровск), Аронова Леонида Ильича - коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью "Торгпресса" (г. Тернополь), Корзуна Владимира Анатольевича - юрисконсульта общества с ограниченной ответственностью "Укрпресса" (г. Киев),

рассмотрел на пленарном заседании дело об официальном толковании понятия "организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" от 4 октября 2001 года N2759-III (В?домост? Верховної Ради України, 2002 г., N6, ст. 39).

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Антимонопольного комитета Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическа необходимость в официальной интерпретации понятия "организация распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи".

Заслушав судью-докладчика Костицкого М. В., объяснения Кравченко Ю.Г., Константого О.В., Носова В.В., Павликовской Л.А., Кострибы Н.П., Мухина В.Г., Поштаря П.С., Тринчука С.М., Малова В.Ю., Аронова Л.?., Корзуна В.А. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. В конституционном представлении в Конституционный Суд Украины Антимонопольный комитет Украины поднимает вопрос об официальном толковании понятия "организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором (по представлению - в первом) части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи", а также просит дать ответ на вопрос, распространяются ли исключительные права национального оператора на организацию распространения конвертов чистых и художественных (без марок).

Практическую необходимость в официальном разъяснении субъект права на конституционное представление обосновывает тем, что Украинское государственное предприятие почтовой связи "Укрпочта" (далее - "Укрпочта"), с одной стороны, и Антимонопольный комитет Украины и субъекты ведения хозяйства - со второй, по-разному понимают содержание указанного понятия. Как считает Антимонопольный комитет Украины, это приводит к нарушению права субъектов ведения хозяйства, которые не входят в состав "Укрпочти", на предпринимательскую деятельность и к ограничению права потребителей на приобретение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек.

Антимонопольный комитет Украины отмечает, что от субъектов ведения хозяйства (бывших предприятий "Союзпечати") поступили жалобы по поводу того, что "Укрпочта" запретила им продажу почтовых марок, маркированных конвертов, карточек, конвертов чистых и художественных (без марок), которую они осуществляли в соответствии с подпунктом 6.4. Положения о почтовых марках, блоках, маркированных конвертах и карточках, утвержденного приказом Министерства связи Украины от 16 декабря 1996 года N 262. Как указывается в конституционном представлении, свое запрещение "Укрпочта" обосновывает тем, что в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" исключительное право на издание, введение в обращение и организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, а также выведения их из обращения установлено для национального оператора. На основании этого положения "Укрпочта" утверждает, что поскольку выполнение функций национального оператора соответствующим распоряжением Кабинета Министров Украины возложено на "Укрпочту", то именно ей принадлежит исключительное право продажи указанной продукции.

2. Председатель Верховной Рады Украины в письме в Конституционный Суд Украины подчеркивает, что в контексте абзаца второго части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" процесс организации распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек включает в себя не только любые действия национального оператора, которые связаны с созданием условий и непосредственным распространением указанной продукции, но и ее реализацию другими юридическими и физическими лицами путем заключения с ними гражданско-правовых соглашений.

В объяснении Главы Администрации Президента Украины, предоставленном по поручению Президента Украины, речь идет о том, что Закон Украины "О почтовой связи" и Закон Украины "О связи", которые являются базовыми относительно регулирования отношений в сфере предоставления услуг связи (в частности почтовой), не содержат прямого запрещения относительно распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек любыми субъектами ведения хозяйства и не определяют исключительного права национального оператора (операторов) почтовой связи на эту деятельность. Закон Украины "О почтовой связи" предоставляет национальному оператору исключительное право только на организацию такого распространения.

Премьер-министр Украины на запрос Конституционного Суда Украины сообщает, что исключительное право национального оператора на издание, введение в обращение и организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, а также выведение их из обращения, установленное абзацем вторым части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи", "нельзя рассматривать как ограничение прав других субъектов ведения хозяйства на предпринимательскую деятельность, поскольку, делегируя такие полномочия национальному оператору, государство имело в виду обеспечить выполнение заданий социального государства, создание достойных условий для жизни человека, обеспечение защиты его социально-экономических прав, а качество и стоимость услуг связи могут существенно влиять на жизненный уровень, права и свободы граждан".

Государственный комитет связи и информатизации Украины объясняет, что процесс организации распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек непосредственно включает их продажу через торговую сеть, а также другие действия и мероприятия, прямо предусмотренные законодательством и не запрещены им. В частности, это может быть привлечение других субъектов предпринимательской деятельности к распространению указанной продукции путем заключения с ними соответствующих гражданско-правовых соглашений, что предусмотрено статьей 10 Закона Украины "Об издательском деле" и отвечает положениям Гражданского кодекса Украинской ССР, законов Украины "О предприятиях в Украине" и "О предпринимательстве". Исключительное право национального оператора на организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек не ограничивает возможности потребителей относительно приобретения указанной продукции, поскольку "Укрпочта" как национальный оператор имеет разветвленную структуру отделений во всех регионах Украины. В случае недостаточного количества отделенных производственных подразделений, которые занимаются реализацией этой продукции, "Укрпочта" может самостоятельно заключать с юридическими лицами гражданско-правовые соглашения. Предоставив такое право национальному оператору, государство имело в виду путем установления государственных тарифов на универсальные услуги связи обеспечить социальную защиту населения.

В ответе на запрос Конституционного Суда Украины "Укрпочта" подчеркивает, что под исключительным правом на организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек нужно понимать самостоятельную организацию национальным оператором рынка почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, которая охватывает их реализацию не только через сеть объектов почтовой связи, но и путем заключения гражданско-правовых соглашений с другими юридическими и физическими лицами.

В то же время "Укрпочта" указывает, что в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О почтовой связи" почтовая марка - это средство оплаты услуг почтовой связи, которые предоставляются национальным оператором, а не имущество, которое является предметом гражданских договоров купли-продажи. Приобретение почтовых марок не предоставляет пользователям почтовых услуг права собственности на определенное имущество, а только возможность воспользоваться услугами национального оператора. Правилами предоставления услуг почтовой связи (утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 августа 2002 года N1155 предусмотрено, что универсальные услуги почтовой связи оплачиваются по тарифам, установленным уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области связи. А это делает экономически нецелесообразной реализацию марок и маркированной продукции из-по посредников, поскольку последние не имеют права устанавливать на них торговую наценку.

3. В процессе рассмотрения дела на открытом пленарном заседании Конституционного Суда Украины представители сторон, другие участники конституционного производства поддержали позиции органов государственной власти, которые они представляли.

Представители субъектов ведения хозяйства, жалобы которых стали основанием для конституционного представления Антимонопольного комитета Украины, подчеркнули, что законодатель вполне сознательно предоставил исключительное право национальному оператору не на продажу почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, а на организацию их распространения, т.е. создание им розничной сети в масштабах государства для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей в такой продукции. Право распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек касается не только "Укрпочти", но и других субъектов ведения хозяйства, которые способны обеспечить их реализацию на условиях, определенных договорами с "Укрпочтой". Они также заявили, что продажа такой продукции исключительно отделениями "Укрпочты" создает неудобства для населения, сужает возможности ее приобретения.

4. Конституционный Суд Украины, рассматривая это дело, исходит из следующего.

Пункт 5 части первой статьи 92 Конституции Украины устанавливает, что основы организации и эксплуатации систем связи определяются исключительно законами Украины. Такими законами являются Закон Украины "О связи", Закон Украины "О почтовой связи", которые определяют правовые, социально-экономические и организационные основы деятельности в области связи и в сфере предоставления услуг почтовой связи.

Закон Украины "О почтовой связи" возлагает обязанность обеспечения предоставления универсальных услуг почтовой связи на всей территории Украины на национального оператора, который в соответствии с этим Законом имеет исключительные права на осуществление определенных видов деятельности в этой сфере.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 января 2002 года N10 выполнение функций национального оператора почтовой связи возложено на Украинское государственное предприятие почтовой связи "Укрпочта". Поэтому "Укрпочта" в соответствии с абзацем вторым части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" обрела исключительное право на "издание, введение в обращение и организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, а также выведения их из обращения".

Закон Украины "О почтовой связи" не раскрывает содержания понятия "организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", официальное толкование которого просит предоставить субъект права на конституционное представление. Не выясняет он и содержания понятия "распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек".

В то же время законодатель, раскрыв в статье 1 этого Закона содержание понятий "услуги почтовой связи" и "универсальные услуги почтовой связи", не отнес к ним ни организацию распространения, ни распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек. Но если исходить из того, что согласно части первой статьи 21 Закона Украины "О почтовой связи" "почтовые марки (в том числе напечатанные на почтовых конвертах и почтовых карточках) является средством оплаты услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции, которые предоставляются национальным оператором", то распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек является неотъемлемым условием предоставления потребителям таких услуг.

Основными принципами деятельности в сфере предоставления услуг почтовой связи на основании статьи 3 Закона Украины "О почтовой связи" являются, в частности, защита интересов пользователей, обеспечение предоставления услуг почтовой связи установленного уровня качества, доступность к рынку услуг почтовой связи.

Потребитель согласно части второй статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время с учетом режима работы продавца (исполнителя), а государство в соответствии со статьей 4 этого Закона обеспечивает гражданам как потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг).

Конституционный Суд Украины считает, что законодатель наряду с установлением исключительного права национального оператора на издание, введение в обращение, а также вывод из обращения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек предусмотрел его исключительное право на организацию их распространения, а не на распространение именно потому, что распространение исключительно национальным оператором почтовой связи почтовых марок, маркированных конвертов и карточек ограничивает возможности их приобретения физическими и юридическими лицами, поскольку существенно уменьшает количество продавцов этой продукции и тем самым усложняет доступ к услугам почтовой связи.

Организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, по мнению Конституционного Суда Украины, включает в себя действия национального оператора почтовой связи, связанные с созданием условий для распространения указанной продукции и ее реализацией потребителям. Имея по закону исключительное право на организацию распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек, национальный оператор почтовой связи имеет право также на их распространение, поскольку оно связано с реализацией им собственных услуг почтовой связи.

В то же время, поскольку распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек непосредственно не относится к услугам почтовой связи, которые согласно части первой статьи 13 Закона Украины "О почтовой связи" предоставляют операторы в соответствии с законодательством Украины, то его могут осуществлять другие юридические и физические лица, которые имеют для этого определенные условия и которые заключили договоры с национальным оператором почтовой связи.

Распространение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек не только национальным оператором почтовой связи через сеть своих подразделений, но и другими юридическими (в первую очередь бывшими предприятиями "Союзпечать") и физическими лицами значительно расширяет возможности приобретения потребителями маркированной почтовой продукции и получения услуг почтовой связи.

Конституционный Суд Украины также указывает, что из системного анализа Закона Украины "О почтовой связи" вытекает - организация распространения конвертов чистых и художественных (без марок) не относится к исключительному праву национального оператора почтовой связи.

Исходя из приведенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 51, 93, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Понятие "организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи", в аспекте конституционного представления нужно понимать как совокупность мероприятий, осуществляемых национальным оператором почтовой связи относительно обеспечения пользователей услуг почтовой связи и других потребителей почтовыми марками, маркированными конвертами и карточками, которые предусматривают, в частности, определение порядка распространения этой продукции, а также ее реализацию как национальным оператором почтовой связи непосредственно, так и другими юридическими и физическими лицами на договорной основе в соответствии с законодательством Украины.

2. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 28 мая 2003 года №10-рп/2003
"По делу по конституционному представлению Антимонопольного комитета Украины об официальном толковании понятия "Организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек", которое применяется в абзаце втором части третьей статьи 15 Закона Украины "О почтовой связи" (дело об организации распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек)"

О документе

Номер документа:10-рп/2003
Дата принятия: 28/05/2003
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2003, №23, ст. 1085, Голос Украины 2003, №108 от 12.06.2003