Утратил силу

Документ утратил силу с 8 марта 2022 года в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Кыргызской Республики от 24 февраля 2022 года №62

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 19 сентября 2007 года УП №410

О проведении референдума (всенародного голосования) в Кыргызской Республике

(В редакции Указов Президента КР от 3 октября 2007 года УП №433, 10 октября 2007 года УП №443)

Принимая во внимание необходимость завершения проведения конституционной реформы, совершенствования конституционного устройства и управления, обеспечения реального участия политических партий, женщин, молодежи, представителей различных национальностей и социальных групп в формировании государственных органов власти, стремясь к достижению этой цели на основе консенсуса и консолидации различных политических сил, учитывая, что для страны важны достижение единства и согласия в обществе, сохранение стабильности общественно-политической ситуации, признавая, что народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, с учетом мнения политических сил общества, руководствуясь статьями 1, 7, 42, 46, 96 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:

1. Назначить референдум (всенародное голосование) на всей территории Кыргызской Республики на воскресенье 21 октября 2007 года.

2. Вынести на референдум для принятия гражданами Кыргызской Республики проекты Закона Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики" и Закона Кыргызской Республики "О новой редакции Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике" (прилагаются).

3. Утвердить следующие формулировки вопросов для включения в бюллетень для голосования:

1) "Принять Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики", проект которого предложен Президентом Кыргызской Республики на референдум (всенародное голосование)

 
    ДА  ________________  +------+
+------+
НЕТ ________________ +------+
+------+
(поставьте соответствующую отметку в квадрате, в пользу которого
сделан выбор)

2) Принять Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике", проект которого предложен Президентом Кыргызской Республики на референдум (всенародное голосование)

 
    ДА  ________________  +------+
+------+
НЕТ ________________ +------+
+------+
(поставьте соответствующую отметку в квадрате, в пользу которого
сделан выбор)

4. Правительству Кыргызской Республики:

- по представлению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики решить вопросы организационного, материального и финансового обеспечения референдума, а также иные вопросы, вытекающие из настоящего Указа;

- обеспечить в период подготовки и проведения референдума общественный порядок, соблюдение Конституции и законов Кыргызской Республики.

5. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления обеспечить организованное проведение референдума, контроль за соблюдением законодательства, систематически информировать общественность о ходе его подготовки и проведения.

6. Установить, что в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о проведении референдумов (всенародного голосования) Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики" и Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике", получившие в ходе референдума одобрение более половины граждан, включенных в списки, подлежат подписанию Президентом Кыргызской Республики и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики" обладает высшей юридической силой и какому-либо утверждению не подлежит.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

 

Президент Кыргызской Республики

К.Бакиев

Приложение

к Указу Президента Кыргызской Республики от 19 сентября 2007 года №410

Проект

Закон Кыргызской Республики "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики"

Мы, народ Кыргызстана, являясь единственным источником государственной власти и реализуя ее путем всенародного голосования, провозглашая свою приверженность демократическим ценностям, согласию и единству народа, признавая права человека и гражданина как высшую ценность, осознавая важность совершенствования государственности кыргызов, принимаем настоящий Закон "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики".

РАЗДЕЛ I

Конституцию Кыргызской Республики, принятую на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан 5 мая 1993 года, изложить в следующей редакции:

"Конституция Кыргызской Республики

Мы, народ Кыргызстана,

поддерживая возрождение и совершенствование государственности кыргызского народа;

осознавая, что единство кыргызов является фундаментом стабильности страны и согласия всего народа Кыргызстана;

исходя из заветов наших предков жить в единстве, мире и согласии, принимаем настоящую Конституцию.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, унитарное, демократическое, правовое, светское, социальное государство.

2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию.

3. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике.

4. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов.

От имени народа Кыргызстана вправе выступать избранные им Президент и Жогорку Кенеш.

5. Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.

6. Граждане Кыргызской Республики избирают Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей.

Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

(В редакции Указа Президента КР от 3 октября 2007 года УП №433)

Статья 2

1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.

2. Никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве.

3. Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законом.

Статья 3

1. Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима.

2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения, и их статус определяется законом.

Статья 4

1. В Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту.

2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие помимо воли собственника допускается только по решению суда.

3. Отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии предварительного и равноценного его возмещения.

4. Кыргызская Республика защищает право собственности на имущество своих граждан и юридических лиц, а также их и свою собственность, находящуюся на территории других государств.

5. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.

Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности.

Пределы и порядок осуществления собственниками земли и природных ресурсов своих прав и гарантии их защиты определяются законом.

Статья 5

1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык.

2. В Кыргызской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык.

3. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Не допускается ущемление свобод и прав граждан по признаку незнания государственного или официального языка.

Статья 6

1. Кыргызская Республика имеет государственные символы - Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.

2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.

3. Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

Статья 7

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства - Президентом Кыргызской Республики;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

ответственности государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 8

1. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной.

2. В Кыргызской Республике признается политическое многообразие.

3. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения. Государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов.

4. Политические партии могут участвовать в государственных делах в формах, предусмотренных настоящей Конституцией и законом.

5. В Кыргызской Республике не допускается:

слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям;

образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях; осуществление государственными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;

членство военнослужащих, работников правоохранительных и судебных органов в партиях, выступление ими в поддержку какой-либо политической партии;

создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными организациями политических задач и целей;

вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность государственных органов;

деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций, их представительств и филиалов, преследующих политические цели.

Статья 9

1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение на каждый случай перехода частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана осуществляется решением Жогорку Кенеша, принятым большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

3. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается.

4. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.

Статья 10

Чрезвычайное положение и военное положение в Кыргызской Республике могут быть введены в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционными законами.

Статья 11

1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.

2. Порядок формирования, принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет ежегодно принимается законом.

3. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 12

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.

2. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.

3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Раздел I. Свободы и права человека

Статья 13

1. Основные свободы и права человека принадлежат каждому от рождения. Свободы и права человека являются действующими. Они признаются в качестве абсолютных и неотчуждаемых, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, защищаются законом и судом.

2. В Кыргызской Республике личность и достоинство человека святы и неприкосновенны.

3. В Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера.

4. В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные свободы и права, а также равные возможности для их реализации.

Статья 14

1. В Кыргызской Республике каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни.

2. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других лиц от противоправных посягательств.

3. Жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Обыск и иные процессуальные действия допускаются только в случаях, установленных законом, с предоставлением лицу права обжаловать в судебном порядке законность этих действий.

Каждый имеет право:

на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Кыргызской Республики;

на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности;

на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом;

на свободу труда, распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии и рода занятий, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту;

на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися государственной тайной, или иной конфиденциальной информацией, защищаемой законом;

на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам;

на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;

на обращение в суд с требованием опровержения и изъятия ложных сведений о себе и членах семьи, а также на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением и распространением ложной информации;

на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом;

на неприкосновенность своей частной жизни, уважение и защиту чести и достоинства;

свободно определять свою национальную принадлежность.

4. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом.

5. Каждому гарантируется свобода вероисповедания и атеистического убеждения.

6. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждения.

Статья 15

1. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Каждое задержанное лицо до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности его задержания.

3. Каждому задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью адвоката.

4. Каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав.

При любом публичном или ином обвинении каждый имеет право на защиту своих чести, достоинства, деловой репутации и своих прав в суде. Ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.

5. Обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего(ей) супруга(и) и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.

Бремя доказывания вины по уголовным и административным делам возлагается на обвинителя.

Доказательства, добытые с нарушением закона, не признаются и не используются в судопроизводстве.

6. Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.

7. Каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.

8. Любые действия, возлагающие на человека ответственность за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения ему через суд материального и морального вреда.

9. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления.

10. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора, вынесенного в отношении него, в вышестоящих судебных инстанциях в установленном законом порядке, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

11. Никто не должен нести дважды юридическую ответственность за одно и то же правонарушение.

12. Уголовный закон по аналогии не применяется.

13. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые на момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

14. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб или вред.

15. Каждый имеет право обращаться в международные суды.

Статья 16

1. В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не противоречащие свободам и правам человека, поддерживаются государством.

2. Семья - исток общества; семья, отцовство, материнство, детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом; забота о детях, их воспитание - естественное право и гражданская обязанность родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях.

3. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

4. Уважение к старшим, забота о родных и близких - святая обязанность народа Кыргызстана.

Статья 17

1. Свободы и права, установленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими и не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод и прав человека.

2. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать свободы и права, честь и достоинство других лиц.

3. Каждый, кто реализует свои свободы и права, не должен ограничивать свободы и права других.

Статья 18

1. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие свободы и права человека.

2. Ограничения свобод и прав человека допускаются Конституцией и законами лишь в целях обеспечения свобод и прав других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом сущность конституционных свобод и прав не может быть затронута.

Статья 19

1. Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только по приговору суда, вынесенному на основании закона, как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям.

2. Запрещается проводить медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их надлежащим образом выраженного и удостоверенного добровольного согласия.

3. Кыргызская Республика может предоставить в установленном законом порядке право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым по политическим мотивам.

Раздел II. Гражданство. Права и обязанности гражданина

Статья 20

1. Принадлежность человека к Кыргызской Республике и его статус определяются гражданством.

2. Гражданин Кыргызской Республики в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности.

3. Ни один гражданин Кыргызской Республики не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство. За лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными соглашениями Кыргызской Республики.

4. Кыргызы, проживающие за пределами Кыргызской Республики, вне зависимости от наличия гражданства другого государства вправе приобрести гражданство Кыргызской Республики в упрощенном порядке. Порядок и условия предоставления гражданства Кыргызской Республики определяются законом.

5. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.

6. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 21

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на объединения.

2. Объединениям граждан запрещается создавать военизированные формирования.

3. Граждане Кыргызской Республики, их объединения вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных и ограниченных настоящей Конституцией и законами Кыргызской Республики.

4. Защита свобод и прав граждан, недопущение правонарушений и восстановление нарушенных прав - обязанность государства, всех его органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

5. Кыргызская Республика гарантирует судебную защиту всех свобод и прав своих граждан, которые устанавливаются настоящей Конституцией и законами.

6. Законы о правах и обязанностях граждан должны одинаково применяться ко всем гражданам и не создавать ни для кого из них преимуществ и привилегий, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией и законами по социальной защите граждан.

Статья 22

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и случаях, предусмотренных законом.

Статья 23

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право:

участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения;

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в порядке, предусмотренном конституционным законом.

2. Граждане Кыргызской Республики по вопросам деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по другим важным вопросам вправе проводить народные курултаи, являющиеся исторической традицией кыргызов. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций.

3. Граждане Кыргызской Республики имеют равные права поступать на государственную и муниципальную службу. Порядок поступления на государственную и муниципальную службу определяется законом.

Статья 24

1. Защита Отечества - святой долг и обязанность граждан Кыргызской Республики.

2. Основания и порядок освобождения граждан от несения военной службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются законом.

Статья 25

Граждане Кыргызской Республики имеют право мирно и без оружия проводить политические собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикеты при условии предварительного уведомления органов государственной власти или органов местного самоуправления. Порядок и условия их проведения определяются законом.

Статья 26

Гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться.

Статья 27

1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в порядке и случаях, предусмотренных законом.

2. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями общества должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 28

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, на охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту не ниже установленного законом прожиточного минимума.

2. Государство заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации граждан, содействует деятельности международных организаций, имеющих целью упрочить право на труд.

3. Запрещается использование детского труда, а также принудительное привлечение к труду взрослых граждан, кроме случаев войны, ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств, а также в порядке исполнения наказания по приговору суда.

Статья 29

Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также быть информированными о фактически расходуемых средствах из бюджета. Порядок их участия определяется законом.

Статья 30

Граждане Кыргызской Республики имеют право на забастовку.

Порядок и условия проведения забастовок определяются законом.

Статья 31

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на отдых.

2. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых определяются законом.

Статья 32

1. Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на образование.

2. Общее основное образование - обязательно и бесплатно, каждый имеет право получить его в государственных и муниципальных учебных заведениях.

3. Государство создает условия для обучения каждого гражданина, начиная с учреждений дошкольного образования до основного образования, государственному языку и двум иностранным языкам.

4. Каждый гражданин имеет право на получение как бесплатного, так и платного образования.

Статья 33

Граждане Кыргызской Республики имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного, муниципального и индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда организаций, содействием гражданам в приобретении жилья на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Статья 34

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на охрану здоровья.

2. Первая медицинская помощь и медицинская помощь по некоторым видам заболеваний, определенным законом, а также медицинская помощь социально уязвимым слоям населения бесплатна; каждый вправе получить ее в государственных и частных медицинских учреждениях.

Порядок получения медицинской помощи регулируется законом.

Статья 35

Граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования.

Статья 36

1. Культура, искусство, литература, наука и средства массовой информации свободны.

2. Государство охраняет исторические памятники, заботится и создает необходимые условия для развития литературы, искусства, науки, средств массовой информации и спорта.

3. Граждане имеют право на доступ к ценностям культуры, на занятие искусством и наукой.

Статья 37

Социальная деятельность государства не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.

Статья 38

Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, граждане Кыргызской Республики вправе учреждать третейские суды.

Полномочия, порядок образования и деятельность третейских судов определяются законом.

Статья 39

В Кыргызской Республике граждане вправе учреждать суды аксакалов.

Порядок учреждения судов аксакалов, их полномочия и деятельность определяются законом.

Статья 40

1. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.

2. Организация и деятельность адвокатуры как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.

Статья 41

Опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся свобод, прав и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 42

1. Президент является главой государства, высшим должностным лицом Кыргызской Республики.

2. Президент является символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции, свобод и прав человека и гражданина.

3. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.

Раздел I. Избрание Президента

Статья 43

1. Президент избирается на пять лет.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд.

Статья 44

1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. Не может быть избран Президентом гражданин, имеющий судимость за совершение преступления, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.

2. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 50 тысяч подписей избирателей.

Порядок выборов Президента определяется законом.

Статья 45

1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана:

"Я, ..., вступая в должность Президента Кыргызской Республики, перед своим народом и Отечеством клянусь:

свято соблюдать и защищать Конституцию и законы; защищать суверенитет и независимость кыргызского государства; уважать и обеспечивать права и свободы всех граждан Кыргызской Республики; с честью и неустанно выполнять высокие обязанности Президента, возложенные на меня доверием всего народа.".

2. Действие президентского мандата начинается с момента принятия присяги. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свою деятельность в политических партиях и организациях до начала новых выборов Президента.

Раздел II. Полномочия Президента

Статья 46

1. Президент:

1) в порядке, определяемом настоящей Конституцией, назначает Премьер-министра и членов Правительства;

2) принимает прошение Премьер-министра, Правительства или отдельного его члена об отставке; принимает решение об отставке Премьер-министра или Правительства;

3) освобождает по собственной инициативе или по предложению Премьер-министра члена Правительства;

4) назначает по представлению Премьер-министра руководителей административных ведомств, иных органов исполнительной власти; по своей инициативе или по предложению Премьер-министра Кыргызской Республики вправе освободить от должности руководителя административного ведомства, иного органа исполнительной власти;

5) назначает по консультации с Премьер-министром глав местных государственных администраций; освобождает их от должности;

6) назначает Государственного секретаря, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента, обеспечивающую его работу;

7) образует и возглавляет Совет безопасности и иные координационные органы;

8) формирует подчиненные ему Службу государственной охраны и Национальную гвардию;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Проект РАЗДЕЛ I ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Статья 10 Статья 11 Статья 12 ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Раздел I. Свободы и права человека Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 19 Раздел II. Гражданство. Права и обязанности гражданина Статья 20 Статья 21 Статья 22 Статья 23 Статья 24 Статья 25 Статья 26 Статья 27 Статья 28 Статья 29 Статья 30 Статья 31 Статья 32 Статья 33 Статья 34 Статья 35 Статья 36 Статья 37 Статья 38 Статья 39 Статья 40 Статья 41 ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 42 Раздел I. Избрание Президента Статья 43 Статья 44 Статья 45 Раздел II. Полномочия Президента Статья 46 Статья 47 Статья 48 Статья 49 Статья 50 Статья 51 Статья 52 Статья 53 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Раздел I. Жогорку Кенеш Статья 54 Статья 55 Статья 56 Статья 57 Раздел II. Полномочия Жогорку Кенеша Статья 58 Статья 59 Статья 60 Статья 61 Статья 62 Статья 63 Раздел III. Законодательная деятельность Статья 64 Статья 65 Статья 66 Статья 67 ГЛАВА ПЯТАЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 68 Раздел I. Правительство Статья 69 Статья 70 Статья 71 Статья 72 Статья 73 Статья 74 Раздел II. Местная государственная администрация Статья 75 Статья 76 ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Раздел I. Прокуратура Статья 77 Раздел II. Национальный банк Статья 78 Раздел III. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Статья 79 Раздел IV. Счетная палата Статья 80 Раздел V. Акыйкатчы (Омбудсмен) Статья 81 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 82 Статья 83 Статья 84 Статья 85 Статья 86 Статья 87 Статья 88 Статья 89 Статья 90 Статья 91 Статья 92 ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 93 Статья 94 Статья 95 Статья 96 Статья 97 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ, НОВОЙ РЕДАКЦИИ КОНСТИТУЦИИ, А ТАКЖЕ ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ Статья 98. РАЗДЕЛ II РАЗДЕЛ III Проект I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом Статья 2. Принципы участия граждан в выборах Статья 3. Всеобщее избирательное право Статья 4. Равное избирательное право Статья 5. Прямое избирательное право Статья 6. Тайное голосование Статья 7. Обязательность и периодичность выборов Статья 8. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 9. Система избирательных комиссий Статья 10. Полномочия Центральной избирательной комиссии Статья 11. Статус избирательных комиссий и порядок их формирования Статья 12. Порядок расформирования избирательных комиссий Статья 13. Окружные избирательные комиссии и их полномочия Статья 14. Районные, городские избирательные комиссии и их полномочия Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий Статья 16. Статус члена избирательной комиссии Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий Статья 18. Наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации Статья 19. Организация деятельности избирательных комиссий ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 20. Образование избирательных округов Статья 21. Образование избирательных участков ГЛАВА IV. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 22. Составление списков избирателей Статья 23. Ознакомление со списками избирателей Статья 24. Государственная регистрация (учет) избирателей ГЛАВА V. ВЫДВИЖЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ Статья 25. Выдвижение кандидатов, списка кандидатов Статья 26. Уполномоченные представители кандидатов, политических партий Статья 27. Регистрация кандидатов, списка кандидатов Статья 28. Статус кандидатов Статья 29. Доверенные лица кандидата, политических партий ГЛАВА VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ Статья 30. Информирование избирателей и проведение предвыборной агитации Статья 31. Сроки проведения предвыборной агитации Статья 32. Проведение предвыборной агитации по телевидению и радио Статья 33. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации Статья 34. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий Статья 35. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов Статья 36. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации ГЛАВА VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ Статья 37. Помещение для голосования Статья 38. Открепительное удостоверение для голосования на выборах Статья 39. Избирательный бюллетень Статья 40. Порядок голосования Статья 41. Порядок досрочного голосования Статья 42. Порядок голосования вне помещения для голосования ГЛАВА VIII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 43. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования Статья 44. Порядок установления итогов голосования участковыми избирательными комиссиями Статья 45. Порядок подведения итогов голосования вышестоящими избирательными комиссиями Статья 46. Порядок определения результатов выборов Статья 47. Повторные выборы Статья 48. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Статья 49. Использование автоматизированной информационной системы "Шайлоо" ГЛАВА IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 50. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Статья 51. Избирательные фонды Статья 52. Контроль за расходованием средств, выделенных на проведение выборов, за средствами избирательных фондов кандидатов, политических партий ГЛАВА X. ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ВЫБОРОВ Статья 53. Деятельность избирательных комиссий, государственных органов по обеспечению свободы выборов Статья 54. Обжалование решений и (или) действий (бездействия) избирательных комиссий в административном порядке Статья 55. Судебный порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса Статья 56. Основания для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов Статья 57. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА XI. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 58. Назначение выборов Президента Кыргызской Республики Статья 59. Организация выборов Президента Кыргызской Республики Статья 60. Выдвижение кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Статья 61. Владение кандидатом в Президенты Кыргызской Республики государственным языком Статья 62. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Статья 63. Регистрация кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики Статья 64. Избирательный фонд кандидата на должность Президента Кыргызской Республики Статья 65. Подведение итогов и определение результатов выборов Президента Кыргызской Республики Статья 66. Повторное голосование Статья 67. Повторные выборы Статья 68. Вступление в должность Президента Кыргызской Республики ГЛАВА XII. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 69. Назначение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Статья 70. Единый избирательный округ Статья 71. Избирательные комиссии Статья 72. Порядок выдвижения списков кандидатов в депутаты Статья 73. Регистрация списка кандидатов в депутаты Статья 74. Избирательный фонд политической партии, выдвинувшей список кандидатов Статья 75. Подведение итогов голосования Статья 76. Повторные выборы Статья 77. Определение и официальное опубликование результатов выборов Статья 78. Регистрация депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, замещение вакантного мандата депутата ГЛАВА XIII. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 79. Выборы депутатов местных кенешей Статья 80. Назначение выборов депутатов местных кенешей Статья 81. Организация выборов депутатов местных кенешей Статья 82. Избирательные округа Статья 83. Выдвижение кандидатов в депутаты местных кенешей Статья 84. Регистрация кандидатов в депутаты местных кенешей Статья 85. Избирательный фонд кандидата в депутаты местных кенешей Статья 86. Подведение итогов и определение результатов выборов депутатов местных кенешей Статья 87. Замещение вакантного мандата депутата местного кенеша СТАТЬЯ 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования. СТАТЬЯ 3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Указ Президента Кыргызской Республики от 19 сентября 2007 года УП №410
"О проведении референдума (всенародного голосования) в Кыргызской Республике"

О документе

Номер документа:410
Дата принятия: 19/09/2007
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:19/09/2007
Органы эмитенты: Президент
Утратил силу с:08/03/2022

Документ утратил силу с 8 марта 2022 года в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Кыргызской Республики от 24 февраля 2022 года №62

Опубликование документа

"ЭРКИНТОО" ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА №68, ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА №69-70

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10/10/2007