Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 января 2001 года №Р-105/2001

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Суда Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., рассмотрев вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, руководствуясь статьей 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и статьей 80 Регламента Конституционного Суда,

решил:

1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту и палатам Парламента Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году" (текст прилагается).

2. Опубликовать Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году" в газетах "Звязда" и "Народная газета" в десятидневный срок со дня принятия, а также в журнале "Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь".

 

Председательствующий

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь

Г.А.Василевич

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Совету Республики Национального Собрания Республики Беларусь

Послание Конституционного Суда Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году"

Конституция Республики Беларусь определяет наше государство как демократическое социальное правовое (статья 1). Эта конституционная норма обязывает государственные органы проводить активную политику по стабилизации экономики, регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества, привлечению граждан к управлению делами общества и государства, реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. Такая деятельность направлена на гарантирование прав и свобод человека, являющегося высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2 Конституции).

Основной и постоянной задачей белорусского государства, как и любого другого демократического социального и правового государства, является обеспечение конституционных прав и свобод каждого человека и гражданина. Решению указанной задачи содействует своевременное принятие и обновление актов законодательства, формирование правоприменительной практики, отвечающей духу и букве Конституции, требованиям современного развития государства и общества. Только за последние четыре года в республике существенно обновлено текущее законодательство, принято 18 кодексов и более 400 законов, направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений и реализацию конституционных прав и свобод.

В этой связи роль конституционного контроля в наступившем XXI веке значительно повышается, так как постоянно возникающие все новые потребности и тенденции общественного развития обусловливают необходимость адекватного и своевременного совершенствования правовой системы, предъявляют дополнительные требования к государственным институтам, призванным создавать условия для полного обеспечения прав и свобод каждого человека и гражданина и надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей.

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам как граждан, так и государства и общества в целом.

I

В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции контроль за конституционностью нормативных актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь. Осуществление Конституционным Судом функции конституционного контроля является неотъемлемым условием формирования белорусского государства как демократического социального и правового. Выполнение Конституционным Судом этой обязанности осуществлялось прежде всего посредством рассмотрения поступивших материалов, в том числе личных и коллективных обращений граждан, на основании статей 40, 116, 122 и других статей Конституции. Эти материалы в соответствии со статьей 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" явились основой для оценки состояния конституционной законности в 2000 году.

Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике. Нередко нормативные акты, принимаемые во исполнение акта более высокого уровня, не только не согласуются с содержанием его норм, но и выходят за пределы предмета допустимого регулирования. Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.

Только тщательный и всесторонний анализ нормативных актов и практики их применения, проводимый в Конституционном Суде, позволяет правильно разрешать конституционный спор с учетом требований Конституции и общепризнанных принципов международного права, приоритет которых признает Республика Беларусь (статья 8 Конституции). Определяя соответствие проверяемых нормативных актов Конституции, Конституционный Суд излагал свою правовую позицию по спорным вопросам и тем самым утверждал конституционно-правовые принципы, имеющие основополагающее значение для правотворческой деятельности и правоприменительной практики.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Решение конституционного Суда Республики Беларусь от 22 января 2001 года №Р-105/2001
"О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году"

О документе

Номер документа:Р-105/2001
Дата принятия: 22/01/2001
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь, 2001 г., №1, "Народная газета" от 31 января 2001 г., №24