Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 28 мая 2002 года №2
О контроле конституционности ряда положений Закона №461-XV от 30 июля 2001 года "О рынке нефтепродуктов"* и ряда положений Постановления Правительства Республики Молдова N1027 от 1 октября 2001 года "О некоторых мерах по выполнению Закона о рынке нефтепродуктов"**
Конституционный суд в составе:
Виктор ПУШКАШ - председатель
Мирча ЮГА - судья
Константин ЛОЗОВАНУ - судья
Думитру ПУЛБЕРЕ - судья-докладчик
Елена САФАЛЕРУ - судья-докладчик при участии Людмилы Цымбалист, секретаря заседания, депутата Парламента Михая Плэмэдялэ, автора обращения, Иона Мыцу, постоянного представителя Парламента в Конституционном суде, в отсутствие приглашенного в установленном порядке постоянного представителя Правительства в Конституционном суде, руководствуясь ст.135 ч.(1) п.а) Конституции, ст.4 ч.(1) п.а) Закона о Конституционном суде, ст.4 ч.(1) п.а) и ст.16 Кодекса конституционной юрисдикции, рассмотрел в открытом заседании дело о контроле конституционности положений ст.10, ст.13 ч.(1) и ч.(3) п.а), ст.14 ч.(2) п.а), ст.15 и ст.17 Закона о рынке нефтепродуктов N461-XV от 30 июля 2001 года, а также положений п.3 абз. второго, п.4 лит. а) и лит. b) Постановления Правительства N1027 от 1 октября 2001 года "О некоторых мерах по выполнению Закона о рынке нефтепродуктов".
Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутата Парламента Михая Плэмэдялэ, представленное в соответствии со ст.24 и 25 Закона о Конституционном суде, ст.38 и 39 Кодекса конституционной юрисдикции.
Определением Конституционного суда от 29 октября 2001 года обращение было принято к рассмотрению по существу и включено в повестку дня.
В ходе предварительного рассмотрения обращения Конституционный суд запросил заключения Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства промышленности, Министерства энергетики, Министерства финансов, Академии наук, Департамента стандартизации и метрологии, Союза импортеров и реализаторов нефтепродуктов, Службы информации и безопасности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав сообщение судей-докладчиков и аргументы сторон, Конституционный суд установил:
В целях формирования организационных, правовых и экономических основ обеспечения экономической безопасности страны и регламентирования деятельности по импорту, транспортировке, хранению и торговле нефтепродуктами на внутреннем рынке 30 июля 2001 года Парламент принял Закон N461-XV "О рынке нефтепродуктов" (далее - Закон N461-XV).
Во исполнение Закона N461-XV и в целях обеспечения энергетической безопасности страны и стабильного снабжения потребителей нефтепродуктами 1 октября 2001 года Правительство приняло Постановление N1027 "О некоторых мерах по выполнению Закона о рынке нефтепродуктов".
В обращении оспаривается конституционность следующих положений:
Закона N461-XV:
- ст.10, регламентирующей вопросы, относящиеся к финансовому обеспечению Национального агентства по регулированию в энергетике;
- ст.13 ч.(1) и ч.(3) п.а), устанавливающей специальные условия деятельности для хозяйствующих субъектов - импортеров нефтепродуктов;
- ст.14 ч.(2) п.а), предусматривающей одно из оснований для аннулирования лицензии;
- ст.15, регламентирующей особенности лицензирования импортеров;
- ст.17, предусматривающей создание страхового запаса нефтепродуктов;
Постановления Правительства N1027:
- п.3 абз. второго, устанавливающего, что единственным средством транспортировки импортируемых нефтепродуктов является железнодорожный транспорт;
- п.4 лит. а) и лит. b), устанавливающего, что на лицензию на импорт нефтепродуктов могут претендовать только экономические агенты, имеющие в наличии собственные нефтехранилища в стране мощностью не менее 25 тыс. м3 и собственный капитал, эквивалентный не менее 2 млн. долларов США.
Автор обращения считает, что приведенные положения затрагивают принципы равенства прав хозяйствующих субъектов, свободу торговли и предпринимательства, защиту добросовестной конкуренции и частной собственности, и, таким образом, противоречат ст.9 ч.(3), ст.54, ст.58, ст.126 ч.(2) п.b) и g), ст.127, ст.132 Конституции и законам о приватизации, об основах налоговой системы, о предпринимательстве и предприятиях, об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции.
В ходе предварительного рассмотрения обращения Конституционный суд установил, что Парламент Законом N930-XV от 22 марта 2002 года*** внес изменения и дополнения в Закон N461-XV. В ст.10, ст.13 ч.(1) и (3) п.а), ст.14 ч.(2) п.а), оспариваемые в обращении, были внесены изменения, а ст.15 и 17 - исключены.
Вместе с тем, постановлениями N1322 от 29 ноября 2001 года**** и N435 от 10 апреля 2002 года***** Правительство внесло изменения и дополнения в Постановление N1027 от 1 октября 2001 года "О некоторых мерах по выполнению Закона о рынке нефтепродуктов". Данными постановлениями п.3 абз. второй Постановления N1027 был дополнен словами "речным" и "автомобильным", установив, таким образом, что средствами перевозки нефтепродуктов являются не только железнодорожный транспорт, но и речной и автомобильный, а в п.4 лит. а) и лит. b) были внесены изменения, которые привели к сокращению минимальной мощности резервуаров с 25 тыс.м3 до 5 тыс. м3, собственного капитала - с 2 млн. долларов США до 750000 тыс., обязательные условия для получения лицензии на импорт нефтепродуктов.
Конституционный суд констатирует, что внесением изменений и дополнений в Закон N461-XV и в Постановление Правительства N1027 был разрешен исключительный случай неконституционности.
Согласно ст.60 п.d) Кодекса конституционной юрисдикции в случае устранения неконституционности оспариваемого нормативного акта Конституционный суд прекращает производство по делу.
В заседании Конституционного суда автор обратился с устным ходатайством об осуществлении контроля конституционности Закона N461-XV от 30 июля 2001 года и Постановления Правительства N1027 от 1 октября 2001 года, с изменениями и дополнениями, приведя те же аргументы о неконституционности, что и в обращении.
Конституционный суд отмечает, что в соответствии со ст.31 ч.(3) Кодекса конституционной юрисдикции заявитель вправе изменить основание или предмет обращения.
Согласно смыслу данной нормы и учитывая практику конституционной юрисдикции, изменение основания или предмета обращения может относиться лишь к нормативным актам, принятым и вступившим в силу до момента представления обращения в Конституционный суд.
Как было отмечено ранее, в Закон N461-XV и Постановление Правительства N1027, оспариваемые в обращении, были внесены существенные изменения, некоторые статьи изложены в новой редакции. Следовательно, заявитель вправе подать новое заявление с соблюдением положений ст.38 и 39 Кодекса конституционной юрисдикции.
Исходя из изложенного, в соответствии со ст.60 п.d), ст.61 ч.(3) и ст.64 Кодекса конституционной юрисдикции Конституционный суд ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Прекратить производство по делу о контроле конституционности ряда положений Закона N461-XV от 30 июля 2001 г. "О рынке нефтепродуктов" и ряда положений Постановления Правительства N1027 от 1 октября 2001 года "О некоторых мерах по выполнению Закона о рынке нефтепродуктов".
2. Настоящее определение является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня принятия и публикуется в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova".
_______________________________________________
* М.О., 2001, N107, ст.821
** М.О., 2001, N120, ст.1074
*** М.О., 2002, N56, ст.397
**** М.О., 2001, N147-149, ст.1367
***** М.О., 2002, N50-52, ст.519
Председатель Конституционного суда
Виктор Пушкаш
Определение Конституционного суда Республики Молдова от 28 мая 2002 года №2
"О контроле конституционности ряда положений Закона №461-XV от 30 июля 2001 года "О рынке нефтепродуктов"* и ряда положений Постановления Правительства Республики Молдова №1027 от 1 октября 2001 года "О некоторых мерах по выполнению закона о рынке нефтепродуктов"
О документе
Номер документа: | 2 |
Дата принятия: | 28/05/2002 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 28/05/2002 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Monitorul Oficial №74 от 11 июня 2002 года
Ссылка на Закон Республики Молдова О рынке нефтепродуктов :: Статья 10. Бюджет Агентства
Ссылка на Закон Республики Молдова О рынке нефтепродуктов :: a) заявление обладателя лицензии;
Ссылка на Закон Республики Молдова О рынке нефтепродуктов :: Статья 15. Импорт нефтепродуктов
Ссылка на Закон Республики Молдова О рынке нефтепродуктов
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 54 Ограничение осуществления прав или свобод
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 58 Участие в финансовых расходах
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 127 Собственность
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 132 Налоговая система
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 64. Определения