Действует

Неофициальный перевод

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Молдова

5 декабря 2022 года №1759

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 8 ноября 2022 года №58/5

О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных актов

На основании части (1) статьи 1, пункта b) статьи 8, части (1) статьи 20 и статьи 22 Закона о Национальной комиссии по финансовому рынку №192/1998 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2007, №117-126 BIS), статьи 4 и статьи 40 Закона о страховании №407/2006 (Официальный монитор Республики Молдова, 2007, №47-49, ст. 213) и части (7) статьи 50 Закона об аудите финансовых отчетов №271/2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2018, №7-17, ст. 48) Национальная комиссия по финансовому рынку ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В приложении №3 к Постановлению Национальной комиссии по финансовому рынку №13/3/2008 об утверждении некоторых положений (Официальный монитор Республики Молдова, 2008, №97-98, ст. 298), зарегистрированному Министерством юстиции Республики Молдова под №557 от 26 мая 2008, внести следующие изменения:

1) по всему тексту приложения:

a) слова "аудиторское общество", в любой грамматической форме, и слова "аудиторской организации" заменить словами "субъект аудита" в соответствующей грамматической форме;

b) слова "бухгалтерский учет", в любой грамматической форме, заменить словом "бухгалтерия" в соответствующей грамматической форме;

c) слова "внутреннего и/или внешнего" и слово "внешний" исключить;

2) в пункте 19:

a) в подпункте 2) после слова "исполнительного" дополнить словами "страховщика/перестраховщика/исполнительного директора НБСАС";

b) дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

"2-1) на должность члена исполнительного органа посредника в страховании и/или перестраховании - высшее экономическое, юридическое или техническое образование. В случае если выдвинутое лицо имеет высшее образование в областях, отличных от требуемых для исполнения должности, или имеет послесреднее профессионально-техническое образование, но владеет опытом работы, превышающим, по крайней мере, на 3 года, требование к опыту, установленное в Положении относительно данной должности, считается, что критерий образования соблюден;";

3) пункты 24, 24-1 и 25 изложить в следующей редакции:

"24. По согласованию с органом надзора, полномочия главного бухгалтера страховщика могут быть переданы субъекту аудита на основании решения исполнительного органа/совета общества и договора оказания услуг с субъектом аудита, при условии, что аудиторская организация имеет в штате не менее двух аудиторов и не находится в ситуации несовместимости или аффилированности с рассматриваемым страховщиком/перестраховщиком.

24-1. По согласованию с органом надзора, полномочия главного бухгалтера страхового и (или) перестраховочного посредника могут быть переданы, на основании решения исполнительного органа и договора оказания услуг, субъекту аудита или субъекту, специализирующемуся в области бухгалтерского учета, при условии, что субъект, осуществляет деятельность в области бухгалтерского учета не менее 3 лет.

25. По согласованию с органом надзора, полномочия членов ревизионной комиссии страховщика могут быть переданы субъекту аудита, на основании решения общего собрания и договора по оказанию услуг с субъектом аудита, если он не осуществляет аудит данного страховщика/перестраховщика. Соответствующий субъект аудита должен иметь в своем штате не менее двух аудиторов и не находиться в ситуации несовместимости или аффилированности с рассматриваемым страховщиком/перестраховщиком.";

4) дополнить пункт 40-1 следующего содержания:

"40-1. В случае передачи полномочий главного бухгалтера в условиях пункта 24-1 относительно списка представляемых документов распространяются положения пункта 40 Положения.";

5) пункт 67 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9. должностного лица, которое повторно в течение 12 месяцев допустило неисполнение решений органа надзора, исполнение которых относится к его компетенции.".

2. В Регламент об аудите страховщиков (перестраховщиков), утвержденный Постановлением Национальной комиссии по финансовому рынку №19/3/2019 (Официальный монитор Республики Молдова, 2019, №178-184, ст. 914), зарегистрированным Министерством юстиции Республики Молдова под №1455 от 22 мая 2019, внести следующие изменения:

1) в пункте 1 слово "внешнего" и слова "(далее - аудит)" исключить, а в подпункте 4) пункта 8, в подпункте 4) пункта 42 и в приложении №1 слово "внешний" исключить;

2) пункт 3:

a) слово "и" заменить запятой " ,";

b) дополнить текстом "и настоящим Регламентом";

3) в пункте 5 слова "профессиональных участников небанковского финансового рынка (в области страхования)" исключить;

4) пункт 6 дополнить текстом: "Субъект аудита обязан изучить Отчет/заключение актуария, входившего в состав аудиторской группы, который является неотъемлемой частью аудиторского заключения финансовой отчетности. В случае несогласия с указанным отчетом/заключением, субъект аудита привлекает еще одного актуария в состав аудиторской группы с предварительным согласием органа надзора. В этом случае аудиторское заключение будет содержать пунктуальную аргументацию несогласия с заключением первоначально назначенного актуария.";

5) дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1. Орган надзора принимает решение об утверждении или отклонении другого актуария в состав аудиторской группы в срок до 10 рабочих дней с даты получения полного комплекта документов. В этом случае заявление о внесении изменений в состав аудиторской группы будет содержать аргументацию субъекта аудита относительно несогласия с заключением первоначально назначенного актуария, с приложением его заключения. Другой актуарий в состав аудиторской группы привлекается, соблюдая условия пункта 24-1, без изменения срока составления/представления отчетов, предусмотренного пунктом 43.";

6) пункт 8 дополнить подпунктами 5) и 6) следующего содержания:

"5) не было исключено из списка субъектов аудита, имеющих право осуществлять аудит страховщика (перестраховщика) в течение последних 36 месяцев до подачи заявления;

6) имеет в штате не менее двух аудиторов.";

7) подпункт 3) пункта 9 изложить в следующей редакции:

"3) как минимум два аудитора должны иметь квалификационные сертификаты, выданные в соответствии с Законом об аудите финансовых отчетов №271/2017;";

8) в подпункте 2) пункта 10 после слова "требования" дополнить словами "и/или нарушает положения";

9) дополнить подпунктом 10-1 следующего содержания:

"10-1. Договоры о проведении аудита, действующие на дату приостановления деятельности субъекта аудита из списка приемлемых аудиторских обществ, имеют юридическую силу до завершения текущего аудиторского задания, для которого субъект аудита был утвержден органом надзора.";

10) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Субъект аудита, независимо от цели предполагаемого аудита, может оказывать за тот же отчетный период аудиторские услуги нескольким страховщикам (перестраховщикам) параллельно при условии, что на дату его утверждения органом надзора совокупные активы страховщиков (перестраховщиков) из категории "страхование жизни" или "общее страхование" не будет превышать 50 процентов от общей суммы активов на страховом рынке в соответствующей категории.";

11) пункт 12 дополнить словами "и только после утверждения органом надзора субъекта аудита и членов аудиторской группы";

12) в пункте 16:

a) в подпункте 1) слова "компетентного органа" заменить словами "Комитета по аудиту";

b) в подпункте 6) слова "согласно заключениям по результатам внешней проверки качества аудита" заменить словами "об отсутствии примененных мер дисциплинарного взыскания";

c) дополнить подпунктом 8) следующего содержания:

"8) декларация, под личную ответственность, актуария - члена аудиторской группы - об отсутствии критериев аффилированности с аудируемым страховщиком (перестраховщиком) или его аффилированными лицами и согласие о назначении в состав аудиторской группы.";

13) пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. В случае, если выбранный страховщиком (перестраховщиком) субъект аудита отсутствует в списке приемлемых аудиторских обществ органа надзора, страховщик (перестраховщик) вправе подать заявление об утверждении данного общества только одновременно с заявлением субъекта аудита о включении в список приемлемых аудиторских обществ, согласно пункту 10. В период рассмотрения заявления субъекта аудита рассмотрение заявления страховщика (перестраховщика) об утверждении субъекта аудита приостанавливается.";

14) в пунктах 18, 19 и 21 слово "рабочих" исключить;

15) в пункте 20 слова "возвращает пакет документов без рассмотрения" заменить словами "констатирует отказ по умолчанию от процедуры";

16) в пункте 23:

a) в подпунктах 1) и 2) слова в конце "и/или" исключить;

b) дополнить подпунктами 4) и 5) следующего содержания:

"4) отсутствие субъекта аудита или исключение его из списка приемлемых аудиторских обществ, а также не подано заявление в соответствии с пунктом 10;

5) несоблюдение сроков и/или порядка отбора и представления документов об утверждении субъекта аудита.";

17) дополнить пунктом 24-1 следующего содержания:

"24-1. В случае изменения состава аудиторской группы страховщик (перестраховщик) направляет в орган надзора запрос об изменении выданного разрешения относительно членов аудиторской группы с приложением информации о соответствии новых членов требованиям, указанным в пункте 8 и пункте 9";

18) дополнить пунктами 25-1 и 25-2 следующего содержания:

"25-1. Орган надзора может приостановить действие субъекта аудита в списке приемлемых аудиторских обществ на срок до 12 месяцев. Основаниями для приостановления в списке считаются следующие случаи:

a) заявление субъекта аудита;

b) если субъект аудита не уведомил орган надзора о любом акте или действии, относящемся к аудируемому страховщику (перестраховщику), в соответствии с частью (3) статьи 40 Закона о страховании №407/2006;

c) непредставление в срок аудиторского отчета, за исключением обстоятельств, не зависящих от субъекта аудита;

d) несоблюдение положений настоящего Регламента и/или Закона №407/2006 о страховании при проведении аудиторской деятельности.

25-2. Надзорный орган может исключить субъект аудита из списка приемлемых аудиторских обществ в следующих случаях:

a) по заявлению субъекта аудита;

b) если субъект аудита не уведомил орган надзора о причине/причинах, которая/которые привели к ситуации, когда к аудируемому страховщику (перестраховщику) применена процедура финансовой стабилизации, финансового оздоровления, специального управления, если он находился в сфере осуществления аудиторской деятельности;

c) совершение нарушений в процессе проведения аудита в целях надзора, в том числе отсутствие аудиторских/актуарных доказательств для выдачи заключения, на котором основано аудиторское заключение;

d) повторное установление в течение трех лет несоблюдения положений настоящего Регламента и/или Закона о страховании №407/2006 при проведении аудиторской деятельности;

e) неустранения в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия в списке приемлемых аудиторских обществ;

f) применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 42 Закона об аудите финансовой отчетности №271/2017;

g) отзыв разрешения, предоставленного субъекту аудита органом надзора;

h) прекращение деятельности субъекта аудита.";

19) пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26. После сообщения страховщику (перестраховщику) об отказе в утверждении субъекта аудита или отзыве разрешения, выданного субъекту аудита, указанному в пункте 23 или в пункте 25, безотлагательно инициируется процедура утверждения другого субъекта аудита в условиях настоящего Регламента.";

20) в пункте 29 после слов "отчет по аудиту" слово "и" заменить запятой " ," и дополнить словами "и дополнительный отчет, адресованный Комитету по аудиту субъекта публичного интереса";

21) в пункте 34 последнее предложение изложить в следующей редакции: "Аудиторские задания в целях надзора выполняются в соответствии со стандартами аудита и/или сопутствующими стандартами.";

22) пункт 35 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

"2-1) достоверность и полнота индивидуальной и консолидированной специализированной финансовой отчетности, в зависимости от случая, составленной в соответствии с нормативными актами органа надзора;";

23) в пункте 36 после слов "в подпункте 3)" дополнить словами "и в подпункте 2-1)";

(Подпункт 23 пункта 2 вступает в силу 1 января 2023 года)

24) в пункте 43 слова "Отчет по" заменить словами "Отчет аудитора", а слово "Отчет" заменить словами "Отчет аудитора";

25) дополнить пунктами 43-1 и 43-2 в следующей редакции:

"43-1. По требованию органа надзора, страховщик (перестраховщик) обязан представлять отчеты, указанные в пункте 43. Непредставление страховщиком (перестраховщиком) запрошенных отчетов в установленный срок влечет за собой применение санкций в соответствии с Законом о страховании №407/2006 и Кодексом о правонарушениях.

43-2. Отчеты, указанные в пункте 43, которые не соответствуют требованиям Регламента и/или были подготовлены субъектом аудита, не включенным в список приемлемых аудиторских обществ, который не был предварительно утвержден органом надзора или в утверждении которого было отказано, не рассматриваются.";

26) в пункте 47 слова "Отчет по соответствующему аудиту" заменить словами "отчет аудитора" и слова "3 года" заменить словами "5 лет";

27) пункт 2 приложения №2 к Регламенту об аудите страховщиков (перестраховщиков) дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

"2-1) достоверность и полнота индивидуальной и консолидированной специализированной финансовой отчетности, в зависимости от случая, составленной в соответствии с нормативными актами органом надзора, в том числе:

a) Аудит индивидуальной и консолидированной специализированной финансовой отчетности, в зависимости от случая, состоит из анализа следующих элементов:

- Форма BC - Бухгалтерский баланс;

- Форма PP - Отчет о прибылях и убытках, включая технический счет по категориям страхования и нетехнический счет;

- Форма FT - Ситуация денежного потока;

- Форма CS - Уставный капитал;

- Форма I - Инвестиции;

- Пояснительные записки к индивидуальной и консолидированной специализированной финансовой отчетности, в зависимости от случая.

b) Анализ индивидуальной и консолидированной специализированной финансовой отчетности, в зависимости от случая, должен содержать:

(1) информации, помогающие пользователям понять суммы из финансовых отчетов страховщика, сформированные по договорам страхования:

- учетные политики, применяемые к договорам страхования и активам, обязательствам, доходам и расходам;

- активы, обязательства, доходы, признанные расходы и денежный поток, обусловленный договорами страхования;

- в случае, если страховщик передал страховой риск - наименование перестраховщика (перестраховщиков), класс или классы страхования, переданные в перестраховании, и глобальная оценка безопасности, предлагаемая перестраховщиком (перестраховщиками);

- расчеты, оказывающие наибольшее влияние на оценку активов, обязательств, доходов и расходов, включая, по возможности, количественное раскрытие оценок, и результат изменения оценок;

- согласование существенных изменений страховых обязательств, активов по перестрахованию и соответствующих аквизиционных расходов.

(2) информации, помогающие пользователям оценить характер и размер рисков, покрытых договорами страхования:

- объективы и политики управления рисками;

- сроки и условия договоров страхования, которые оказывают существенное влияние на сумму, соответствие времени и неопределенность будущих денежных потоков страховщика.

(3) информации о страховом риске (как до, так и после снижения риска посредством перестрахования), включая информацию о:

- чувствительности к риску, связанному со страхованием;

- концентрации страхового риска;

- фактическом ущербе по сравнению с предыдущими расчетами.

(4) информации о кредитном риске, риске ликвидности и рыночном риске.

(5) информации о подверженности рыночному риску, связанному с внедренными производными инструментами основного страхового договора, если страховщик не обязан оценивать, и не оценивает внедренные производные инструменты по справедливой стоимости.

(6) информации об инвестициях в производные инструменты, независимо от того, отражены ли они в балансе или во внебалансовых позициях, о характере и цели осуществления вложений, в случае если вложение было осуществлено в рамках сделки "bona-fide" для покрытия риска, о инвестиционном риске, покрытом производным инструментом, и текущей ситуации покрытия и соответствующего вложения с указанием финансового воздействия (прибыли или убытка) в случае, если ситуация покрытия закончится на отчетную дату или дату финансового отчета.".

3. Признать утратившим силу Постановление Национальной комиссии по финансовому рынку №36/12/2009 об утверждении Положения о требованиях к сертификации аудиторов профессиональных участников небанковского финансового рынка (Официальный монитор Республики Молдова, 2009, №138-139, ст. 647), зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Молдова под №699 от 2 сентября 2009.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова, за исключением подпункта 2 пункта 23), который вступает в силу 1 января 2023 и применяется к осуществленным аудиторским заданиям начиная с отчетного периода, относящегося к 2023 году.

Председатель

Корнелия Козловски

 

Постановление Национальной комиссии по финансовому рынку Республики Молдова от 8 ноября 2022 года №58/5
"О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных актов"

О документе

Номер документа:58/5
Дата принятия: 08.11.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:09.12.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №394-400, 9 декабря 2022 года, Ст. 1379.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу со дня опубликования - с 9 декабря 2022 года, за исключением:

подпункта 2 пункта 23), который вступает в силу 1 января 2023 года.