Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 16 ноября 2022 года №106
О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 20 октября 2022 года
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 03.04.2023 г. №78, 19.04.2023 г. №92, 09.01.2024 г. №2)
Регламент Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - настоящий Регламент) определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) полномочий, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция) и законами Кыргызской Республики.
Раздел I Основы деятельности Жогорку Кенеша
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Термины, используемые в настоящем Регламенте
В настоящем Регламенте нижеприведенные определения и понятия имеют следующие значения:
1) альтернативные законопроекты - законопроекты, поступившие в Жогорку Кенеш от разных субъектов законодательной инициативы, направленные на регулирование одних и тех же общественных отношений;
2) база законопроектов - свод официально поступивших и зарегистрированных в Жогорку Кенеше проектов нормативных правовых актов;
3) государственные (национальные) интересы - интересы, обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, образом жизни, устремлениями и стимулами деятельности субъектов государственной политики, которые служат приумножению национальной мощи государства и повышению благосостояния большинства граждан;
4) законодательное предложение - предложения фракции, депутатской группы, комитета, депутата, избранного по одномандатному округу, или Жогорку Кенеша Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) о разработке проекта закона или иного нормативного правового акта;
5) избранный депутат - кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, зарегистрированный Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия) в качестве депутата, но еще не вступивший в свои полномочия (после официального опубликования результатов выборов либо в порядке замещения вакантного мандата);
6) конфликт интересов - ситуация, при которой имущественные или другие личные интересы депутатов при исполнении возложенных на них обязанностей входят в противоречие с общественными и государственными (национальными) интересами;
7) Координационный совет Жогорку Кенеша (далее - Координационный совет) - постоянный орган Жогорку Кенеша, созданный для коллективного решения вопросов эффективной организации деятельности Жогорку Кенеша;
8) лингвистическая экспертиза проекта закона - сравнительно-редакционная экспертиза текстов проекта закона на государственном и официальном языках на аутентичность и внутреннюю согласованность, оценка соответствия текста проекта закона нормам современного кыргызского и русского языков с учетом особенностей правил юридической техники и дача рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов;
9) личный интерес - материальная или иная выгода, которую стремятся получить или получают прямо или косвенно, для себя или своих близких должностные лица, депутаты Жогорку Кенеша в результате выполнения своих служебных обязанностей;
10) общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества;
11) общественная экспертиза - экспертиза, проводимая независимыми общественными или экспертными организациями, национальными или международными экспертами;
12) открытое голосование - способ голосования, при котором фиксируются волеизъявление и результаты поименного голосования депутатов за один из вариантов ответа ("за", "против");
13) проект закона (законопроект) - проект нормативного правового акта, официально внесенный субъектами законодательной инициативы на рассмотрение Жогорку Кенеша;
14) протокол заседания - документ, фиксирующий ход заседания от начала до завершения;
15) стенограмма заседания - документ, представляющий воспроизведенную с аудиозаписи дословную устную речь участников заседаний Жогорку Кенеша, фракции, депутатской группы, комитета, комиссии, а также иных мероприятий, организованных Жогорку Кенешем;
16) субъект права законодательной инициативы - субъект, обладающий правом вносить от своего имени на рассмотрение Жогорку Кенеша проекты законов;
17) тайное голосование - вид голосования, при котором голосование участников осуществляется анонимно и исключается контроль за волеизъявлением голосующего за один из вариантов ответа ("за", "против");
18) число присутствующих на заседании депутатов - количество депутатов Жогорку Кенеша, зарегистрировавшихся перед проведением голосования.
Термины, используемые в настоящем Регламенте, но не содержащиеся в настоящей статье, используются в соответствии с их общепринятым значением.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 19.04.2023 г. №92)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Жогорку Кенеш
1. Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.
2. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
3. Депутаты Жогорку Кенеша могут быть отозваны в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Регламентом и законом о статусе депутата Жогорку Кенеша.
4. Полномочия Жогорку Кенеша нового созыва начинаются со дня принятия присяги большинством депутатов конституционного состава на его первом заседании. Полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва.
5. Жогорку Кенеш осуществляет предусмотренные полномочия в порядке, определенном настоящим Регламентом.
6. Жогорку Кенеш, его органы и должностные лица руководствуются в своей деятельности настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Полномочия Жогорку Кенеша
1. К полномочиям Жогорку Кенеша относятся:
1) назначение выборов Президента Кыргызской Республики (далее - Президент);
2) внесение предложения Президенту о проведении референдума в порядке, установленном Конституцией;
3) внесение изменений и дополнений в Конституцию в порядке, установленном Конституцией;
4) принятие законов;
5) повторное рассмотрение законов, возвращенных с возражениями Президента;
6) официальное толкование законов;
7) ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом;
8) решение вопросов об изменении государственных границ Кыргызской Республики;
9) утверждение республиканского бюджета;
10) заслушивание ежегодного отчета Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета;
11) рассмотрение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;
12) издание актов об амнистии;
13) осуществление контроля за исполнением законов и решений Жогорку Кенеша;
14) дача согласия на назначение Председателя Кабинета Министров, его заместителей и членов Кабинета Министров;
15) избрание по представлению Президента и на основании предложения Совета по делам правосудия судей Конституционного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционный суд) и Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд) не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; освобождение их от занимаемой должности по представлению Президента в случаях, предусмотренных Конституцией, конституционными законами и настоящим Регламентом;
16) дача согласия на назначение кандидатов, представленных Президентом, председателями Конституционного суда и Верховного суда из состава судей сроком на 5 лет не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
17) дача согласия по представлению Президента на основании предложения Совета судей на освобождение от занимаемой должности председателей Конституционного суда и Верховного суда в случаях, предусмотренных конституционными законами;
18) утверждение состава Совета по делам правосудия в порядке, предусмотренном конституционным законом и настоящим Регламентом;
19) избрание по представлению Президента председателя Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк); освобождение его от должности в случаях, предусмотренных законом;
20) избрание по представлению Президента половины состава Центральной избирательной комиссии, другой половины - по собственной инициативе; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;
21) избрание по представлению Президента одной трети состава Счетной палаты, две трети - по собственной инициативе; освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом;
22) избрание Акыйкатчы (Омбудсмена) и освобождение его от должности в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на привлечение его к уголовной ответственности;
23) избрание заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена) по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) и освобождение их от должности в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на привлечение их к уголовной ответственности;
24) избрание, в случаях, предусмотренных законом, досрочный отзыв членов Координационного совета Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Национальный центр) из числа депутатов Жогорку Кенеша;
25) дача согласия на назначение, освобождение и привлечение к уголовной ответственности по представлению Президента Генерального прокурора Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор) не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
26) одобрение большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша инициативы одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша об освобождения от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом;
27) введение чрезвычайного положения в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом; утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;
28) решение вопросов войны и мира; введение военного положения; объявление состояния войны; утверждение или отмена указов Президента по этим вопросам;
29) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
30) установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий Кыргызской Республики;
31) учреждение государственных наград, государственных премий и почетных званий Кыргызской Республики;
32) заслушивание ежегодных посланий, информации Президента и выступлений представителей иностранных государств, международных организаций;
33) заслушивание ежегодного доклада председателя Центральной избирательной комиссии;
34) заслушивание ежегодного и специальных докладов Акыйкатчы (Омбудсмена);
35) заслушивание ежегодного и специальных докладов Национального центра;
36) заслушивание ежегодных отчетов Генерального прокурора, председателей Национального банка, Счетной палаты;
37) рассмотрение информации Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, предоставляемой в письменном (электронном) виде;
38) выдвижение обвинений против Президента; принятие решения об отрешении Президента от должности в порядке, предусмотренном Конституцией;
39) создание государственной медицинской комиссии в случае невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни;
40) принятие решения о досрочном освобождении Президента от должности на основании заключения государственной медицинской комиссии не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
41) заслушивание раз в два года доклада о воздействии законодательства на развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике, вносимого на рассмотрение Жогорку Кенеша объединением органов местного самоуправления (ассоциацией, союзом), которое объединяет не менее половины от общего числа органов местного самоуправления;
42) избрание Торага (Торайым) Жогорку Кенеша (далее - Торага), его заместителей, председателей комитетов и их заместителей; образование комитетов, временных комиссий и формирование их составов; заслушивание ежегодных отчетов должностных лиц Жогорку Кенеша, их отзыв;
43) принятие решения о самороспуске.
2. Полномочия Жогорку Кенеша, предусмотренные пунктами 3-9, 11-12, 30-31 части 1 настоящей статьи, реализуются посредством принятия законов, другие полномочия, за исключением пунктов 32 и 41 - постановлений.
3. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц государственных органов, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений Конституции и законов о самостоятельности и независимости государственных органов и их должностных лиц.
4. Жогорку Кенеш реализует иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Кыргызской Республики.
Статья 4. Принципы деятельности Жогорку Кенеша
Жогорку Кенеш осуществляет свою деятельность, основываясь на принципах:
1) открытости, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом;
2) исполнения своих полномочий в интересах народа;
3) ответственности перед народом и своими избирателями;
4) соблюдения и уважения общепризнанных норм международного права;
5) соблюдения Конституции, законов, настоящего Регламента и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
6) свободного выражения мнений и коллегиального принятия решений;
7) политического многообразия и многопартийности;
8) соблюдения пропорциональности представительства фракций и депутатских групп в руководстве Жогорку Кенеша и его органах;
9) обеспечения представительства не более 70 процентов лиц одного пола в органах Жогорку Кенеша.
Статья 5. Местонахождение Жогорку Кенеша
1. Постоянным местонахождением Жогорку Кенеша является столица Кыргызской Республики - город Бишкек.
2. В необходимых случаях по решению Торага заседания Жогорку Кенеша могут проводиться в другом месте.
Заседания Жогорку Кенеша и его органов во время чрезвычайной ситуации или действия чрезвычайного положения на всей территории Кыргызской Республики либо на ее части, охватывающей место проведения заседаний Жогорку Кенеша и его органов, могут проводиться в режиме видеоконференции.
Решение о проведении заседания в режиме видеоконференции принимается Торага или не менее одной третью голосов от общего числа депутатов.
3. Размещение в здании Жогорку Кенеша и на его территории других органов и организаций допускается с согласия Жогорку Кенеша.
4. Порядок нахождения и пребывания в зданиях и на территориях, находящихся в ведении Жогорку Кенеша, определяется положением, утверждаемым Жогорку Кенешем.
Глава 2. Подготовка и открытие первой сессии нового созыва Жогорку Кенеша
Статья 6. Формирование и организация работы подготовительной группы
1. Для организации первого заседания Жогорку Кенеша по инициативе партий, преодолевших избирательный порог, и депутатов, избранных по одномандатным округам, в явочном порядке формируется Подготовительная группа из депутатов Жогорку Кенеша.
2. Подготовительную группу возглавляет старейший по возрасту избранный депутат Жогорку Кенеша.
3. Подготовительная группа работает в порядке, установленном настоящим Регламентом для комитетов Жогорку Кенеша, за исключением контрольных полномочий и проведения закрытых заседаний, и прекращает свою деятельность после окончания первого заседания.
4. О проведенной работе Подготовительная группа докладывает на первом заседании Жогорку Кенеша нового созыва.
Статья 7. Информационное обеспечение избранных депутатов для участия в первом заседании
Депутат Жогорку Кенеша за 3 дня до первого заседания может запросить у соответствующего отдела Аппарата Жогорку Кенеша (далее - Аппарат) следующие материалы:
1) текст Конституции;
2) текст закона о статусе депутата Жогорку Кенеша;
3) текст Регламента Жогорку Кенеша;
4) структуры Жогорку Кенеша и Аппарата;
5) сведения о вновь избранных депутатах;
6) список должностных лиц Аппарата, их контактные данные.
Статья 8. Первое заседание Жогорку Кенеша
1. Первое заседание Жогорку Кенеша нового созыва проводится не позднее 15 календарных дней после определения официальных результатов выборов.
2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту избранный депутат, который выполняет функции председательствующего до избрания Торага.
Заседание Жогорку Кенеша начинается с исполнения Государственного гимна Кыргызской Республики.
3. Председательствующий предоставляет слово председателю Центральной избирательной комиссии для оглашения результатов выборов в Жогорку Кенеш и вручения депутатам удостоверения и нагрудного знака установленного образца.
4. Избранный депутат, положив правую руку на текст Конституции, приносит перед Жогорку Кенешем присягу следующего содержания:
"Я, ..., приступая к исполнению полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, присягаю на верность Кыргызской Республике и клянусь соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, ответственно исполнять свои обязанности в интересах всего народа, защищать суверенитет, территориальную целостность и независимость кыргызского государства".
5. Отступления от текста присяги и процедуры ее принесения не допускаются. В случае отступления присяга приносится повторно.
6. Контроль соблюдения процедуры принесения присяги осуществляет Подготовительная группа Жогорку Кенеша.
7. Порядок принесения присяги депутатом, пришедшим на место депутата, досрочно прекратившего полномочия, осуществляется в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
8. Полномочия депутата Жогорку Кенеша начинаются со дня принесения им присяги.
Статья 9. Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению Жогорку Кенешем
1. После вступления в полномочия депутатов Жогорку Кенеша нового созыва первоочередному рассмотрению подлежат следующие вопросы:
1) формирование счетной комиссии для избрания Торага и его заместителей;
2) формирование постоянной комиссии по контролю электронной системы голосования;
3) избрание Торага и его заместителей;
4) утверждение структуры Жогорку Кенеша;
5) избрание председателей комитетов и их заместителей;
6) формирование составов комитетов Жогорку Кенеша.
2. Последовательность рассмотрения вышеуказанных вопросов определяется повесткой дня заседания.
По решению Жогорку Кенеша к вопросам первоочередного рассмотрения могут быть отнесены и иные вопросы.
Глава 3. Парламентские фракции, депутатские группы, депутаты, избранные по одномандатным округам
Статья 10. Парламентская фракция
1. Парламентская фракция (далее - фракция) - объединение депутатов Жогорку Кенеша, избранных по списку политической партии и по одномандатному избирательному округу.
2. Фракция приобретает официальный статус с момента объявления о ее создании, наименования, списочного состава, лидера и других руководителей фракции на заседании Жогорку Кенеша. Решение фракции представляется в письменном виде председательствующему.
3. Депутат, избранный по партийному списку, замещающий досрочно выбывшего депутата, становится членом соответствующей фракции с момента принесения присяги.
4. Отказ депутата, избранного по партийному списку, от вступления во фракцию и выход из фракции этой же партии не допускается.
5. Фракция осуществляет свою деятельность самостоятельно и действует на основе положения о фракции, не противоречащего настоящему Регламенту.
6. Фракция вправе предварительно рассматривать вопросы, подлежащие рассмотрению Жогорку Кенешем, для определения своей политической позиции по ним. По результатам их рассмотрения фракция принимает решения, обязательные для членов фракции. Фракция вправе уполномочивать своих членов для озвучивания поправок в порядке, установленном настоящим Регламентом.
7. Деятельность фракции прекращается в случаях:
1) прекращения полномочий Жогорку Кенеша;
2) самороспуска Жогорку Кенеша.
8. Прекращение или приостановление деятельности партии не влияет на правовое положение ее фракции в Жогорку Кенеше.
Статья 11. Депутатская группа
1. Депутатские группы - объединение депутатов Жогорку Кенеша, избранных по одномандатным округам, не вошедших в состав фракций.
2. Депутаты Жогорку Кенеша, избранные по одномандатным округам, вправе создавать депутатские группы из не менее 7 депутатов.
3. Депутат Жогорку Кенеша имеет право быть членом только одной депутатской группы.
4. Депутатские группы имеют те же права, что и фракции.
5. Депутатская группа с момента объявления о ее образовании, наименования, списочного состава, руководителя на заседании Жогорку Кенеша приобретает официальный статус. Письменное решение депутатской группы представляется председательствующему.
6. Депутатские группы осуществляют работу на основании положения о депутатских группах, не противоречащего настоящему Регламенту.
7. Депутатские группы прекращают свою деятельность в следующих случаях:
1) прекращение полномочий Жогорку Кенеша;
2) самороспуск Жогорку Кенеша;
3) если численность депутатской группы менее 7 депутатов.
Статья 12. Руководство фракции и депутатской группы
1. Фракцию возглавляет избранный ею лидер, а депутатскую группу - избранный ею руководитель.
2. Кандидатура лидера фракции и руководителя депутатской группы представляется по инициативе одной трети от общего числа членов фракции, депутатской группы и избирается большинством голосов от их общего числа.
3. Предложение об освобождении лидера фракции или руководителя депутатской группы вносится по инициативе одной трети от общего числа членов фракции, депутатской группы и принимается большинством голосов от их общего числа.
4. Полномочия лидера фракции и (или) руководителя депутатской группы:
1) представляет фракцию, депутатскую группу в Жогорку Кенеше и за его пределами;
2) организует и координирует работу фракции и (или) депутатской группы;
3) подписывает решения фракции и (или) депутатской группы;
4) осуществляет контроль за соблюдением внутрифракционной и (или) внутригрупповой дисциплины;
5) по решению фракции и (или) депутатской группы предлагает кандидатуры в структуру Жогорку Кенеша;
6) контролирует исполнение решений фракции и (или) депутатской группы;
7) по решению фракции и (или) депутатской группы оглашает их политическую позицию по обсуждаемому вопросу на заседании;
8) обеспечивает взаимодействие фракции, депутатской группы с руководством Жогорку Кенеша и другими ветвями государственной власти;
9) предлагает представителей в состав счетной комиссии и постоянной комиссии по контролю электронной системы голосования;
10) обеспечивает участие членов фракции, депутатской группы в заседаниях Жогорку Кенеша, комитетов, временных комиссий, а также в мероприятиях Жогорку Кенеша;
11) представляет кандидатуры для назначения в секретариаты фракции, депутатской группы и осуществляет над ними общее руководство;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о фракции, депутатской группе.
5. Лидер фракции и (или) руководитель депутатской группы не может занимать одновременно должности Торага, заместителя Торага, председателя и заместителя председателя комитета и временной комиссии.
Статья 13. Права фракции, депутатской группы и депутатов, избранных по одномандатным округам и не вошедших во фракции и депутатские группы
1. Фракция, депутатская группа имеют право:
1) выражать политическую позицию по рассматриваемым Жогорку Кенешем вопросам, а также объявлять о своей оппозиции;
2) делегировать представителя фракции, депутатской группы выступать с заявлением, докладами, содокладами, сообщениями и предложениями от имени фракции, депутатской группы;
3) участвовать в совместных с другими фракциями, депутатскими группами заседаниях, приглашать на заседания фракции, депутатской группы заинтересованных лиц, консультироваться с экспертами и специалистами;
4) вносить предложения по плану законотворческой деятельности и ежегодному плану работы Жогорку Кенеша;
5) предлагать кандидатуры членов фракции, депутатской группы в составы комитетов и временных комиссий Жогорку Кенеша и вносить предложения по их отзыву;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Кыргызской Республики от 16 ноября 2022 года №106
"О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
О документе
Номер документа: | 106 |
Дата принятия: | 16.11.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 16.11.2022 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный веб-сайт Президента Кыргызской Республики от 16 ноября 2022 года
Примечание к документу
В соответствии с частью 1 статьи 163 настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования - с 16 ноября 2022 года;
частью 1.1 статьи 163 пункты 1 и 3 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 90 настоящего Закона вступают в силу с 1 сентября 2024 года;
пункты 1-1 и 3-1 части 1 статьи 83 настоящего Закона вступают в силу с 16 ноября 2022 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 09.01.2024 документом Закон Кыргызской Республики О признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики Об общественных советах государственных органов и внесении изменения в Закон Кыргызской Республики О Регламенте Жог
Вступила в силу с: 19.01.2024
Редакция от 19.04.2023, принята документом Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
Вступила в силу с: 21.04.2023
Редакция от 03.04.2023, принята документом Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения"
Вступила в силу с: 04.04.2023
Ссылка на Конституция Кыргызской Республики
Ссылка на Бюджетный кодекс Кыргызской Республики
Ссылка на Конституционный Закон Кыргызской Республики О Конституционном суде Кыргызской Республики
Ссылка на Налоговый кодекс Кыргызской Республики
Ссылка на Закон Кыргызской Республики О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку