Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 6 октября 2022 года №1038

Об утверждении Концепции развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы (далее - Концепция).

2. Центральным государственным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, а также заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять меры по реализации Концепции;

2) представлять информацию о ходе реализации Концепции в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Агентству Республики Казахстан по финансовому мониторингу принять меры, вытекающие из настоящего Указа.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент Республики Казахстан

К.Токаев  

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 2022 года №1038

Концепция развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы

Раздел 1. Паспорт

Наименование

Концепция развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы

Основание для разработки

поручение Президента Республики Казахстан (резолюция от 11 декабря 2021 года №21-5006)

Государственный орган, ответственный за разработку

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию

МИОР, МЮ, АЗРК, ГП, МНВО, МЗ, МТСЗН, ВС, МФ, АФМ, АРРФР, АДГС, МКС, МП, БНС АСПР, АПК, МИД, НБ, КНБ, МНЭ, МЦРИАП, МВД

Сроки реализации

2022-2026 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

2.1. Достигнутые результаты

Финансирование терроризма и легализация преступных доходов признаны мировым обществом глобальными проблемами, носящими транснациональный характер и способными подорвать существование государственного строя.

Акты терроризма могут вызвать крупномасштабные конфликты политического, территориального и национального характера. В свою очередь, отмывание преступных доходов наносит вред экономическим интересам государства, оказывая негативное влияние на добросовестную конкуренцию и увеличивая объемы теневой экономики.

Более того, причинным фактором подавляющего большинства преступных действий выступает корыстный мотив, что определяет первостепенность сосредоточия усилий на раскрытии уголовных правонарушений, связанных с легализацией доходов.

В этой связи противодействие легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) становится крайне актуальной задачей и обуславливает необходимость принятия коллективных и действенных мер со стороны всех государств как на национальном, так и на международном уровнях.

На сегодня в Республике Казахстан сформировалась устойчивая система ПОД/ФТ.

Она включает совокупность государственных, правоохранительных и специальных органов, которые реализуют государственную политику в сфере ПОД/ФТ, во взаимодействии и взаимосвязи с субъектами финансового мониторинга.

Становление системы ПОД/ФТ Республики Казахстан можно разделить на три этапа.

Первый этап (2000-2008 годы).

Резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 29 июля 2005 года всем странам - членам Организации Объединенных Наций (далее - ООН) предписано выполнение рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ).

В реализацию этих рекомендаций криминализирован отдельный вид состава уголовного правонарушения - легализация (отмывание) денег и иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Ратифицированы международные конвенции: о борьбе с финансированием терроризма от 2 октября 2002 года, ООН против коррупции от 4 мая 2008 года и ООН против транснациональной организованной преступности от 4 июня 2008 года.

В 2004 году Казахстан в целях обеспечения экономической безопасности и недопущения угроз финансовой стабильности стал одним из учредителей региональной группы ФАТФ - Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ЕАГ).

Ее основными направлениями деятельности являются обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне, а также интеграция на уровне государств - членов ЕАГ в международную систему ПОД/ФТ.

Второй этап (2008-2020 годы).

В 2008 году в реализацию положений международных актов, обязывающих страны учредить подразделение, которое будет служить национальным центром для сбора, анализа и распространения информации в сфере ПОД/ФТ, создано подразделение финансовой разведки в виде Комитета по финансовому мониторингу в составе Министерства финансов Республики Казахстан (такие органы созданы в 163 странах мира).

В 2009 году принят Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ), который заложил правовую основу формирования государственной политики в сфере ПОД/ФТ.

Им определены основы взаимодействия и круг полномочий государственных и правоохранительных органов, а также субъектов финансового мониторинга и введены базовые понятия.

Одновременно с этим создана уникальная информационная система сбора и обработки данных субъектов финансового мониторинга, отвечающая международным стандартам качества и безопасности.

Заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве как между государственными органами, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В 2011 году Казахстан стал полноправным членом группы подразделений финансовой разведки "Эгмонт", которая повысила эффективность взаимодействия с финансовыми разведками иностранных государств.

Начат активный информационный обмен с более 100 подразделениями финансовых разведок мира.

При координации Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан система ПОД/ФТ успешно прошла первую взаимную оценку ЕАГ.

Реализация основополагающих норм резолюций Совета Безопасности ООН и стандартов ФАТФ в части деятельности подразделения финансовой разведки, полномочий и обязанностей правоохранительных органов, международного сотрудничества и оказания взаимной правовой помощи и экстрадиции, а также вопросов обеспечения мер конфискации позволила Казахстану получить рейтинги "значительно соответствует" и "частично соответствует" по 24 из 40 рекомендаций ФАТФ.

По итогам взаимной оценки к Казахстану применена процедура "стандартный мониторинг" - механизм мониторинга, применяемый для всех государств-членов ЕАГ, не имеющих существенных недостатков в техническом соответствии рекомендациям ФАТФ и системы ПОД/ФТ.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Казахстан от 6 октября 2022 года №1038
"Об утверждении Концепции развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы"

О документе

Номер документа:1038
Дата принятия: 06.10.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06.10.2022
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания - с 6 октября 2022 года.