Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 5

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

17 февраля 2022 года

№219/37555

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ УКРАИНЫ

от 28 декабря 2021 года №830/21

О совершенствовании процесса управления коррупционными рисками

В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 11, статьей 12, абзацем шестым части первой статьи 19 Закона Украины "О предотвращении коррупции" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

Методологию управления коррупционными рисками;

Порядок представления Антикоррупционных программ, изменений в них на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования.

2. Признать утратившими силу:

решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 2 декабря 2016 года №126 "Об утверждении Методологии оценки коррупционных рисков в деятельности органов власти", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 28 декабря 2016 года за №1718/29848;

решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 8 декабря 2017 года №1379 "Об утверждении Порядка подготовки, представления Антикоррупционных программ на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 22 января 2018 года за №87/31539 (с изменениями).

3. Департаменту предотвращения и выявления коррупции подать в установленном порядке этот приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Этот приказ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции

А.Новиков 

Утверждена Приказом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Украины от 28 декабря 2021 года №830/21

Методология управления коррупционными рисками

I. Общие положения

1. Эта Методология определяет алгоритм управления коррупционными рисками в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, иных субъектов, в которых принимаются Антикоррупционные программы в соответствии со статьей 19 Закона Украины "О предотвращении коррупции" (далее - организация), которая включает процедуры оценки коррупционных рисков, подготовки, мониторинга, оценки исполнения и пересмотра Антикоррупционных программ.

Эта Методология может применяться для управления коррупционными рисками в деятельности других юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы.

2. В этой Методологии термины употребляются в таких значениях:

активы организации - средства, имущественные, корпоративные, другие права и ресурсы, принадлежащие организации;

Антикоррупционная программа - комплексный Антикоррупционный документ стратегического типа, который определяет процесс управления коррупционными рисками с учетом идентифицированных в организации коррупционных рисков и государственной Антикоррупционной политики;

внутренние заинтересованные стороны - руководитель и другие работники организации; лица, которые проходят службу, стажировку или обучение в организации; территориальные органы (филиалы, представительства) организации и их работники; консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы, которые образуются в организации, и члены таких органов;

источник коррупционного риска - обстоятельство или их совокупность, которое может повлечь или допустить возникновение коррупционного риска;

мера воздействия на коррупционный риск - мера, направленная на устранение, минимизацию коррупционного риска;

внешние заинтересованные стороны - физические и/или юридические лица, их объединения, другие субъекты, которые не являются внутренними заинтересованными сторонами, с которыми организация взаимодействует или может взаимодействовать в процессе выполнения своих функций;

среда организации - это совокупность внутренних и внешних факторов, которые характеризуют деятельность организации и имеют или могут иметь влияние на достижение цели ее деятельности;

коррупционный риск - вероятность совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, которое негативно повлияет на деятельность организации;

объем оценки коррупционных рисков - совокупность потенциально уязвимых к коррупции функций организации и процессов в ее деятельности;

рабочая группа - рабочая группа по оценке коррупционных рисков, образованная в организации с целью идентификации, анализа, определения уровней коррупционных рисков в деятельности организации и разработки мер воздействия на них;

управление коррупционными рисками - целенаправленная, скоординированная деятельность организации по выявлению, устранению, минимизации коррупционных рисков в своей деятельности.

Схема процесса управления коррупционными рисками в деятельности организации приведена в приложении 1 к этой Методологии.

Другие термины в этой Методологии употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении коррупции" (далее - Закон).

3. Принципами управления коррупционными рисками:

интегрированность - неотъемлемость управления коррупционными рисками от деятельности организации, его внедрение в общую систему управления организацией; учет потребности в ресурсах, необходимых для выполнения мер воздействия на коррупционные риски, во время планирования и управления финансовыми ресурсами организации; учет положений Антикоррупционной программы при принятии решений и подготовке нормативно-правовых актов и распорядительных документов, регулирующих деятельность организации; привлечение уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции (далее - уполномоченное подразделение (уполномоченное лицо)) к управлению коррупционными рисками;

всеохватность - осуществление управления коррупционными рисками по каждой функции организации с учетом ее структуры и распределения полномочий между ее самостоятельными структурными подразделениями организации, взаимосвязей между различными функциями организации;

адаптированность - учет особенностей среды организации при управлении коррупционными рисками;

инклюзивность - надлежащее и своевременное привлечение ко всем составляющим процесса управления коррупционными рисками внешних и внутренних заинтересованных сторон с целью обмена информацией и проведения консультаций;

динамичность - осуществление управления коррупционными рисками на системной и регулярной основе, учета изменений в среде организации, реагирования на новые коррупционные риски и своевременной и эффективной корректировки мер воздействия на коррупционные риски, в том числе путем внесения изменений в Антикоррупционную программу;

достаточность информации - осуществление управления коррупционными рисками на основании всей информации, имеющейся в организации;

постоянное совершенствование - улучшение процесса управления коррупционными рисками благодаря приобретенным знаниям и практическому опыту по устранению, минимизации коррупционных рисков с целью постепенного снижения количества таких рисков или их уровней в деятельности организации.

II. Задача руководителя организации и других лиц в управлении коррупционными рисками

1. Задача руководителя организации в управлении коррупционными рисками:

1) демонстрация лидерской позиции во внедрении управления коррупционными рисками во все сферы деятельности организации;

2) поддержка напрямую предотвращения и противодействия коррупции в деятельности организации, демонстрация собственным примером нулевой толерантности к коррупции, личное участие в Антикоррупционных мероприятиях организации;

3) принятие распорядительных документов по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, в том числе Антикоррупционной программы и изменений в нее;

4) содействие распространению информации о важности внедрения управления коррупционными рисками во все сферы деятельности организации;

5) образование самостоятельного и функционально независимого уполномоченного подразделения (определение/назначение уполномоченного лица) и его (ее) организационными, материальными и иными ресурсами, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него (нее) задач; обеспечение гарантий независимости и периодического повышения квалификации уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) как координатора работы по управлению коррупционными рисками;

6) осуществление общего руководства и контроля за процессом управления коррупционными рисками, анализа эффективности управления коррупционными рисками;

7) инициирование проведения регулярной оценки коррупционных рисков в деятельности организации (далее - оценка коррупционных рисков), создания рабочей группы, наделения ее соответствующими полномочиями;

8) обеспечение ресурсами, необходимыми для эффективного управления коррупционными рисками;

9) содействие постоянному совершенствованию процессов управления коррупционными рисками;

10) своевременное реагирование на возможные факты нарушений Антикоррупционной программы, коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений закона.

2. Задачи уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) в управлении коррупционными рисками:

1) координация взаимодействия участников процесса управления коррупционными рисками;

2) обеспечение привлечения внутренних и внешних заинтересованных сторон к процессу управления коррупционными рисками, в том числе в состав рабочей группы;

3) организация деятельности рабочей группы:

предоставление предложений руководителю организации относительно персонального состава рабочей группы;

осуществление подготовки заседаний рабочей группы;

обеспечение ведения протоколов заседаний рабочей группы;

проведение вводного тренинга и оказание методической помощи членам рабочей группы по вопросам управления коррупционными рисками;

обеспечение обмена информацией между членами рабочей группы;

4) координация работы по оценке коррупционных рисков и разработке мер воздействия на коррупционные риски;

5) подготовка предложений по определению Антикоррупционной политики организации;

6) подготовка Антикоррупционной программы, изменений в нее и других документов, предусмотренных этой Методологией;

7) осуществление мониторинга и оценки выполнения Антикоррупционной программы;

8) осуществление мониторинга среды организации, своевременное реагирование на изменения, влияющие на возникновение новых или изменение существующих коррупционных рисков;

9) обеспечение взаимодействия организации с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (далее - Национальное агентство) по вопросам, предусмотренным Законом и этой Методологией.

3. Задача рабочей группы в управлении коррупционными рисками:

1) планирование работы по оценке коррупционных рисков;

2) исследование среды организации и определение объема оценки коррупционных рисков;

3) обмен информацией и проведение консультаций с внутренними и внешними заинтересованными сторонами, в том числе путем их опроса (анкетирования), интервьюирование;

4) осуществление идентификации, анализа и определения уровней коррупционных рисков;

5) разработка мер воздействия на коррупционные риски.

4. Задача руководителей самостоятельных структурных подразделений организации в управлении коррупционными рисками:

1) обеспечение взаимодействия самостоятельного структурного подразделения организации с уполномоченным подразделением (уполномоченным лицом);

2) идентификация и учет коррупционных рисков, возникающих в деятельности самостоятельного структурного подразделения организации, при принятии решений и совершении действий; информирование о таких коррупционных рисках уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) и руководителя организации;

3) периодическое повышение квалификации;

4) личное соблюдение и обеспечение соблюдения подчиненными работниками Антикоррупционной политики организации, положений Антикоррупционной программы;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ УКРАИНЫ Методология управления коррупционными рисками I. Общие положения II. Задача руководителя организации и других лиц в управлении коррупционными рисками III. Оценка коррупционных рисков 1. Цель оценки коррупционных рисков и ее этапы 2. Подготовка к оценке коррупционных рисков 3. Исследование среды организации и определение объема оценки коррупционных рисков 4. Идентификация коррупционных рисков 5. Анализ коррупционных рисков 6. Определение уровней коррупционных рисков IV. Определение мер воздействия на коррупционные риски Раздел V. Подготовка Антикоррупционной программы 1. Требования к содержанию Антикоррупционной программы 2. Процедура принятия Антикоррупционной программы VI. Мониторинг выполнения Антикоррупционной программы VII. Оценка выполнения Антикоррупционной программы VIII. Пересмотр Антикоррупционной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Порядок представления Антикоррупционных программ, изменений в них на согласование в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и осуществления их согласования I. Общие положения II. Порядок представления Антикоррупционных программ на согласование в Национальное агентство, оставления их без рассмотрения III. Порядок представления изменений в Антикоррупционную программу на согласование в Национальное агентство, оставления их без рассмотрения IV. Порядок согласования Национальным агентством Антикоррупционной программы V. Порядок согласования Национальным агентством изменений в Антикоррупционную программу Приложение

Приказ Национального агентства по предупреждению коррупции Украины от 28 декабря 2021 года №830/21
"О совершенствовании процесса управления коррупционными рисками"

О документе

Номер документа:830/21
Дата принятия: 28.12.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.06.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 4 марта 2022 года №18, стр. 291, статья 1012, код акта 110168/2022

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования - с 4 июня 2022 года.

Приложения к документу

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 6

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 10

830-21 ПРИЛОЖЕНИЕ 11