Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 21 декабря 2021 года №33

Об утверждении авиационных правил "Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь"

На основании статей 6, 20 и части пятой статьи 50 Воздушного кодекса Республики Беларусь Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить авиационные правила "Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь" (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Министр

А.Н.Авраменко

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2021 года №33

Авиационные правила "Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь"

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие авиационные правила разработаны на основании статей 6, 20 и части пятой статьи 50 Воздушного кодекса Республики Беларусь в целях реализации международных стандартов и рекомендуемой практики Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, Doc 10121 "Руководство по организации наземного обслуживания", Doc 9562 "Руководство по экономике аэропортов", Doc 9981 "Правила аэронавигационного обслуживания "Аэродромы", Doc 9640 "Руководство по противообледенительной защите воздушных судов на земле".

2. Настоящие авиационные правила устанавливают порядок организации наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь и требования к аэропортам (их подразделениям) Республики Беларусь и юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, зарегистрированным в установленном порядке в Республике Беларусь, имеющим договор с главным юридическим лицом аэропорта на выполнение процедур по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь в части выполнения требований безопасности полетов и авиационной безопасности и уполномоченным эксплуатантом воздушного судна осуществлять наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь (далее - обслуживающая организация).

3. Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь является одним из видов аэропортовой деятельности, сертифицируемым Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Департамент по авиации) в установленном законодательством порядке.

4. Для осуществления деятельности по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь обслуживающая организация должна пройти сертификационную проверку на соответствие требованиям настоящих авиационных правил в соответствии с перечнем вопросов для проведения сертификационной проверки обслуживающей организации по обеспечению наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь согласно приложению 1.

5. Деятельность обслуживающей организации по выполнению процедур по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь осуществляется в соответствии с настоящими авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в области безопасности полетов и авиационной безопасности.

6. Для целей настоящих авиационных правил применяются следующие термины и их определения:

главное юридическое лицо аэропорта - авиационная организация, выполняющая основные виды обеспечения полетов в аэропорту (на аэродроме), осуществляющая организацию взаимодействия всех служб и организаций по обеспечению полетов в данном аэропорту (на данном аэродроме) и имеющая сертификат соответствия аэропорта;

место стоянки - специально выделенный и обозначенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна;

наземное обслуживание воздушных судов - комплекс мероприятий по обслуживанию воздушных судов по прибытии в аэропорт и подготовке воздушных судов к отправлению из аэропорта, исключая обслуживание воздушного движения, техническое обслуживание воздушных судов, организацию обслуживания пассажиров и багажа, обработку грузов и почты, обеспечение горюче-смазочными материалами;

посторонние предметы - любые объекты, находящиеся на перроне, которые не используются для выполнения процедур по наземному обслуживанию воздушных судов и потенциально могут представлять опасность для воздушных судов;

руководство по наземному обслуживанию - документ, регламентирующий деятельность обслуживающей организации в аэропортах, определяющий порядок и объем выполняемых процедур по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту и являющийся неотъемлемой частью технологического паспорта аэропорта;

средства наземного обслуживания - совокупность технических средств, обеспечивающих наземное обслуживание и сохранность воздушных судов на земле, к которым относятся транспортные средства, спецмашины, средства механизации, устройства, оборудование и иное;

техническое обслуживание средств наземного обслуживания - комплекс организационных мероприятий и технологических операций по поддержанию работоспособности средств наземного обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации производителей;

утвержденное учреждение образования - учреждение образования Республики Беларусь, иные организации системы образования Республики Беларусь и иностранные организации, имеющие действующий сертификат, выданный специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на право осуществления деятельности в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала и функционирующие под его контролем для проведения подготовки по утвержденным программам;

штырь стояночный или струбцина - предохранительное (блокирующее) устройство, предупреждающее самопроизвольное складывание передней и основных опор шасси;

штырь буксировочный - устройство, используемое для отключения системы управления поворотом колес передней опоры шасси.

7. Для целей настоящих авиационных правил применяются следующие сокращения:

ВС - воздушное судно;

ВСУ - вспомогательная силовая установка;

ДПА - диспетчерский пункт аэродрома;

ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации;

ИТП - инженерно-технический персонал;

КВС - командир ВС;

МС - место стоянки;

НИЭП - наземный источник электропитания;

НОВС - наземное обслуживание ВС;

ОТ - охрана труда;

ПОЖ - противообледенительная жидкость;

ПОЗ - противообледенительная защита ВС;

ПОО - противообледенительная обработка ВС;

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации ВС;

РНО - руководство по наземному обслуживанию;

СИЗ ? средства индивидуальной защиты;

СЛО - снежно-ледяные отложения;

СНО ? средства наземного обслуживания;

СПУ - самолетное переговорное устройство;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ТО - техническое обслуживание;

УВЗ - установка воздушного запуска;

ШРАП - штепсельный разъем аэродромного питания;

ЭД - эксплуатационная документация.

8. Иные термины и их определения, а также сокращения применяются в значениях, определенных в Воздушном кодексе Республики Беларусь.

Глава 2. Требования к обслуживающей организации

§1. Общие положения

9. Деятельность по НОВС в аэропортах Республики Беларусь осуществляется с целью обслуживания ВС по прибытии в аэропорт и подготовке ВС к отправлению из аэропорта в рамках выданного обслуживающей организации в установленном порядке Департаментом по авиации сертификата годности к аэропортовой деятельности.

10. Обеспечение НОВС состоит из следующих процедур:

административное обеспечение НОВС и контроль;

обслуживание ВС на перроне;

буксировка ВС.

11. Процедура по обслуживанию ВС на перроне включает следующие операции:

встреча ВС;

предоставление НИЭП;

ведение связи персоналом с летным экипажем ВС;

обеспечение стоянки ВС;

открытие, закрытие дверей пассажирского салона ВС;

загрузка, разгрузка ВС, транспортировка пассажиров, бортового питания, бытового оборудования, багажа, груза и почты к (от) ВС;

внутренняя уборка кабин летного экипажа и салонов ВС;

обслуживание системы водоснабжения ВС;

обслуживание туалетной системы ВС;

подогрев двигателей и систем ВС с использованием аэродромных подогревателей;

охлаждение и подогрев воздуха в пассажирском салоне и кабине летного экипажа ВС с использованием аэродромных кондиционеров воздуха;

внешняя мойка ВС;

предоставление УВЗ для запуска двигателей ВС;

отправление ВС;

ПОЗ ВС;

визуальный контроль запуска двигателей ВС.

12. Процедура по буксировке ВС включает следующие операции:

буксировку ВС тягачом с применением буксировочного водила;

буксировку ВС безводильным тягачом;

буксировку ВС безводильным тягачом на дистанционном управлении.

13. Обслуживающая организация должна иметь зарегистрированные в установленном законодательством порядке учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, а также документы, определяющие организационно-производственную структуру, штатное расписание, положение о ее структуре и структурных подразделениях, РНО, квалифицированный персонал обслуживающей организации (далее - персонал), должностные и рабочие инструкции персонала, технологические графики обслуживания ВС.

14. Обслуживающая организация в случае привлечения к выполнению процедур по НОВС иной обслуживающей организации, имеющей сертификат годности к аэропортовой деятельности по процедурам НОВС, должна заключить с ней соглашение на выполнение процедур по НОВС.

15. Организация работы спецмашин и транспортных средств на аэродромах и требования к ним, а также организация работы водителей, должностных лиц, ответственных за руководство подъездом, отъездом и маневрированием спецмашин в зоне обслуживания ВС и их подготовка, осуществляются в порядке, установленном для организации работ транспортных средств на аэродромах гражданской авиации.

16. Обслуживающая организация:

участвует в разработке технологических графиков обслуживания ВС для регулярных воздушных перевозок по форме согласно приложению 2;

участвует в реализации программ главного юридического лица аэропорта и эксплуатантов ВС по контролю за посторонними предметами, находящимися на перроне;

представляет сообщения главному юридическому лицу аэропорта об авиационных событиях, связанных с НОВС и влияющих на безопасность полетов;

разрабатывает, утверждает и включает в технологический паспорт аэропорта технологии по выполнению процедур НОВС.

Обслуживающая организация издает приказы:

о назначении ответственных лиц за руководство буксировкой ВС, за административное обеспечение НОВС и контроль (в случае одновременного обслуживания нескольких ВС назначается несколько ответственных лиц за их обслуживание), ОТ, за соблюдение правил техники безопасности, требований по обеспечению пожарной безопасности, требований по охране окружающей среды;

о подготовке к работе в осенне-зимний период или весенне-летний период;

о местной квалификационной комиссии;

о допуске персонала к выполнению процедур по НОВС;

о порядке выдачи и изъятия удостоверений;

о прохождении персоналом конкретных видов подготовки.

17. Обслуживающая организация обеспечивает хранение документации по НОВС в течение сроков, установленных настоящими авиационными правилами и РНО обслуживающей организации.

18. Главное юридическое лицо аэропорта:

координирует выполнение в аэропорту всех процедур по НОВС;

предоставляет обслуживающим организациям доступ в контролируемую зону аэропорта;

разрабатывает правила эксплуатации СНО на перроне;

разрабатывает программу по обеспечению безопасности на перроне при НОВС;

принимает меры предосторожности в части касающейся реактивной струи и засасывание посторонних предметов в двигатели ВС, при этом временно закрывает маршруты движения, расположенные за МС;

проводит подготовку водителей спецмашин и транспортных средств и выдает водителям талоны на право управления спецмашинами и транспортными средствами на территории аэродрома;

обеспечивает своевременное предоставление обслуживающим организациям информации о неблагоприятных погодных условиях, а также о вводимых ограничениях на выполнение НОВС;

разрабатывает, утверждает и включает в технологический паспорт аэропорта РНО;

разрабатывает программу по организации деятельности, связанной с предотвращением, обнаружением, удалением и исследованием посторонних предметов на перроне;

разрабатывает и согласовывает с эксплуатантом ВС и обслуживающими организациями технологические графики обслуживания ВС для регулярных воздушных перевозок по форме согласно приложению 2;

обеспечивает внесение в технологический паспорт аэропорта информации о всех обслуживающих организациях, порядке их взаимодействия и выполняемых ими процедурах.

19. Эксплуатант ВС при выполнении наземного обслуживания своих ВС:

несет ответственность за обеспечение безопасности полетов на МС;

разрабатывает мероприятия по организации деятельности, связанной с предотвращением, обнаружением, удалением и исследованием посторонних предметов на перроне;

обеспечивает безопасность при движении спецмашин и транспортных средств в непосредственной близости от ВС, при выполнении внешнего осмотра ВС и подъезде к ВС;

участвует в разработке технологических графиков обслуживания ВС для регулярных воздушных перевозок по форме согласно приложению 2 и согласовывает их;

разрабатывает базовые требования НОВС в неблагоприятных погодных условиях.

§2. Информационное обеспечение деятельности обслуживающей организации

20. Обслуживающая организация разрабатывает и внедряет систему обмена информацией, которая обеспечивает обмен информацией между руководством и персоналом, а также представителями главного юридического лица аэропорта, эксплуатанта ВС по НОВС.

21. Целью создания системы обмена информацией является обеспечение доступа к актуальным документам, используемым в процессе НОВС руководством и персоналом главного юридического лица аэропорта и эксплуатантов ВС.

22. Система обмена информацией должна обеспечивать меры эффективного реагирования в случае необходимости изменения процедур и получения обратной связи.

23. В систему обмена информацией включаются представители главного юридического лица аэропорта, эксплуатантов ВС, и обслуживающих организаций по НОВС.

24. Методы обмена информацией зависят от организационной структуры и целей обслуживающей организации.

25. Система обмена информацией должна быть простой в использовании и способствовать эффективности устранения производственных недостатков.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила "Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь" Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к обслуживающей организации §1. Общие положения §2. Информационное обеспечение деятельности обслуживающей организации §3. Руководство по наземному обслуживанию воздушных судов §4. Персонал обслуживающей организации §5. Здания, сооружения, средства наземного обслуживания обслуживающей организации Глава 3. Требования по подготовке персонала обслуживающей организации Глава 4. Процедура административного обеспечения НОВС и контроля Глава 5. Процедура обслуживания вс на перроне §1. Общие положения §2. Встреча ВС §3. Предоставление НИЭП §4. Связь персонала с летным экипажем ВС §5. Обеспечение стоянки ВС §6. Открытие, закрытие дверей пассажирского салона ВС §7. Загрузка, разгрузка ВС, транспортировка пассажиров, бортового питания, бытового оборудования, багажа, груза и почты к (от) ВС §8. Внутренняя уборка кабин летного экипажа и салонов ВС §9. Обслуживание системы водоснабжения ВС §10. Обслуживание туалетной системы ВС §11. Подогрев двигателей и систем ВС с использованием аэродромных подогревателей §12. Охлаждение и подогрев воздуха в пассажирском салоне и кабине летного экипажа ВС с использованием аэродромных кондиционеров воздуха §13. Внешняя мойка ВС §14. Предоставление УВЗ для запуска двигателей ВС §15. Отправление ВС §16. Противообледенительная защита ВС §17. Визуальный контроль запуска двигателей ВС Глава 6. Процедура по буксировке ВС §1. Общие положения §2. Буксировка ВС с применением буксировочного водила §3. Буксировка ВС безводильным тягачом §4. Буксировка ВС безводильным тягачом на дистанционном управлении Глава 7. Обеспечение безопасности полетов при НОВС Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2021 года №33
"Об утверждении авиационных правил "Обеспечение наземного обслуживания воздушных судов в аэропортах Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:33
Дата принятия: 21.12.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.09.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 3 марта 2022 года, 8/37665

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования - с 4 сентября 2022 года.

Приложения к документу

ПРиложение 9 к Пост №33

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14