Действует

Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 декабря 2021 года №141-З

Об изменении законов по вопросам налогообложения

(В редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 г. №230-З)

Принят Палатой представителей 21 декабря 2021 года

Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 года

Статья 1. Внести в часть четвертую пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. следующие изменения:

из абзаца девятнадцатого слова "выгул домашних животных и уход за ними," исключить;

дополнить часть абзацами следующего содержания:

"услуги учителя-дефектолога;

ландшафтное проектирование;

курьерская деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов);

чистка салонов транспортных средств;

содержание могил и уход за ними;

аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и прочее).".

Статья 2. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. следующие изменения:

1. В статье 3:

пункты 3 и 4 исключить;

из пункта 5 слова ", за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи" исключить.

2. Пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:

"2. Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

налога при упрощенной системе налогообложения;

единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

налога на игорный бизнес;

налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

сбора за осуществление ремесленной деятельности;

налога на профессиональный доход.".

3. В статье 13:

в пункте 2:

часть первую подпункта 2.4 изложить в следующей редакции:

"2.4. дивиденды - доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, а также доход от доверительного управления составляющим паевой инвестиционный фонд имуществом, выплачиваемый владельцу инвестиционных паев по принадлежащим ему инвестиционным паям (за исключением части средств, получаемых в связи с прекращением существования этого фонда).";

подпункт 2.12 изложить в следующей редакции:

"2.12. иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в электронной форме:

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, покупателям Республики Беларусь, соответствующим критериям, определенным пунктом 2 статьи 141 настоящего Кодекса (далее - покупатели услуг Республики Беларусь), осуществляющим расчеты с ними за оказанные услуги (далее - иностранное лицо, оказывающее услуги в электронной форме);

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранным лицом, оказывающим услуги в электронной форме, от имени (в интересах) указанного иностранного лица получают заказы, поставляют услуги в электронной форме, организуют расчеты непосредственно с покупателями услуг Республики Беларусь за приобретение таких услуг (далее - иностранный посредник в расчетах за услуги в электронной форме);

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с белорусской организацией, белорусским индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в электронной форме, от имени (в интересах) указанных лиц получают заказы, поставляют услуги в электронной форме, организуют расчеты непосредственно с покупателями Республики Беларусь за приобретение таких услуг (далее - иностранный посредник в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме).

Иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в электронной форме, не признаются иностранный посредник в расчетах за услуги в электронной форме, иностранный посредник в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме, если в договоре с покупателем услуг Республики Беларусь и выставленном ему счете за оказанные услуги в качестве поставщика указаны:

иностранное лицо, оказывающее услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь;

белорусская организация, белорусский индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в электронной форме.

Иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые уполномочивают иную организацию, иного индивидуального предпринимателя на взимание платы с покупателей услуг Республики Беларусь за их приобретение, но самостоятельно устанавливают условия их оказания, в том числе оплаты, не вправе указывать другое лицо в качестве иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в электронной форме;";

дополнить пункт подпунктом 2.12-1 следующего содержания:

"2.12-1. иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров:

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые осуществляют электронную дистанционную продажу товаров покупателям Республики Беларусь, соответствующим критериям, определенным пунктом 2 статьи 141-1 настоящего Кодекса (далее - покупатели товаров Республики Беларусь), осуществляющим расчеты с ними за поставленные товары (далее - иностранное лицо, осуществляющее электронную дистанционную продажу товаров покупателям Республики Беларусь);

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранным лицом, осуществляющим электронную дистанционную продажу товаров покупателям Республики Беларусь, от имени (в интересах) указанного иностранного лица получают заказы, организуют доставку товаров, организуют расчеты непосредственно с покупателями товаров Республики Беларусь за приобретение таких товаров (далее - иностранный посредник в расчетах при электронной дистанционной продаже товаров);

иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, которые на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с белорусской организацией, белорусским индивидуальным предпринимателем от имени (в интересах) указанных лиц получают заказы, организуют доставку товаров, организуют расчеты непосредственно с покупателем товаров Республики Беларусь за приобретение таких товаров (далее - иностранный посредник в расчетах с белорусским поставщиком при электронной дистанционной продаже товаров).

Иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров, не признаются иностранный посредник в расчетах при электронной дистанционной продаже товаров, иностранный посредник в расчетах с белорусским поставщиком при электронной дистанционной продаже товаров, если в договоре с покупателем товаров Республики Беларусь и выставленном ему счете за реализованные товары в качестве поставщика товара указаны:

иностранное лицо, осуществляющее продажу товаров покупателям товаров Республики Беларусь;

белорусская организация, белорусский индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров покупателям товаров.

Организация, индивидуальный предприниматель, которые уполномочивают иную организацию, иного индивидуального предпринимателя на взимание платы с покупателей при электронной дистанционной продаже товаров, но самостоятельно устанавливают условия продажи и доставки этих товаров, не вправе указывать другое лицо в качестве иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров;";

дополнить пункт подпунктами 2.19-1 и 2.19-2 следующего содержания:

"2.19-1. приложение "Налог на профессиональный доход" - программное обеспечение Министерства по налогам и сборам, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (смартфона, ноутбука или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к глобальной компьютерной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в случаях, предусмотренных главой 40 настоящего Кодекса;

2.19-2. профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя* и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не установлено законодательными актами;

______________________________

* Для целей настоящего Кодекса термин "работодатель" используется в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. №118-З "О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь".";

в подпункте 2.31 слова "глобальную компьютерную сеть Интернет (далее - сеть Интернет)" заменить словами "сеть Интернет";

подпункт 2.34 изложить в следующей редакции:

"2.34. участники налоговых отношений - плательщики налогов, сборов (пошлин), иные обязанные лица и их представители, налоговые агенты, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственного контроля, а также уполномоченные органы, организации и должностные лица при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства;";

дополнить пункт подпунктами 2.37 и 2.38 следующего содержания:

"2.37. электронная торговая площадка - информационная система, предназначенная для организации и совершения покупок (продаж) в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в сети Интернет;

2.38. электронная дистанционная продажа товаров - реализация товаров покупателю при наступлении следующих условий:

заказ товаров и оплата производятся покупателем посредством сервисов, доступных на электронной торговой площадке;

доставка товаров покупателю организуется (полностью или частично) организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими продажу товаров посредством электронной торговой площадки.";

подпункт 3.1 пункта 3 исключить.

4. Пункт 3 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"3. Филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, которые в соответствии с учетной политикой этого юридического лица осуществляют ведение бухгалтерского учета с определением финансового результата по их деятельности и которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений (далее - филиал), исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности, если иное не установлено настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь.".

5. Пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"2. Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относятся время непосредственного нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь:

на лечение, в командировку в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

на отдых, при условии, что время нахождения на таком отдыхе в совокупности по всем выездам за пределы территории Республики Беларусь в течение календарного года составило не более шестидесяти календарных дней. Если общее количество дней фактического нахождения физического лица за пределами территории Республики Беларусь на отдыхе в совокупности в течение календарного года превысило шестьдесят календарных дней, весь период такого нахождения за пределами территории Республики Беларусь не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь.".

6. В пункте 1 статьи 22:

в абзаце третьем части первой подпункта 1.5 слова "решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней" заменить словами "уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы,";

подпункт 1.6 изложить в следующей редакции:

"1.6. представлять в налоговый орган необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика, если иное не установлено настоящим Кодексом, а в части таможенных платежей - в таможенный орган;";

дополнить пункт подпунктом 1.6-1 следующего содержания:

"1.6-1. при личном обращении в налоговый или таможенный орган представлять документы, удостоверяющие его личность;";

дополнить пункт подпунктом 1.18-1 следующего содержания:

"1.18-1. если он является коммерческой организацией, ежегодно до 31 декабря текущего года устанавливать своих подлинных владельцев за этот год и сообщать информацию о них (фамилия, имя, отчество (если таковое имеется), страна места жительства, дата и основания возникновения статуса подлинного владельца с учетом пункта 3 статьи 20 настоящего Кодекса) по запросу (уведомлению) налоговых органов, органов государственного контроля;".

7. Статью 24 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:

"5-1. Представитель плательщика при личном обращении в налоговый или таможенный орган представляет документы, удостоверяющие его личность, и документы, подтверждающие полномочия представителя.".

8. Из абзаца шестого подпункта 2.1 пункта 2 статьи 26 слова ", адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально" исключить.

9. В статье 27:

в части второй пункта 1 слова "а при его" заменить словами "приложение "Налог на профессиональный доход", а при их";

в пункте 2 слова "по почте" заменить словами "посредством почтовой связи";

часть третью пункта 3 изложить в следующей редакции:

"Документы и (или) информация в электронной форме могут быть представлены в налоговый орган иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в электронной форме, иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров, или направлены налоговым органом таким организациям, таким индивидуальным предпринимателям в виде электронного документа и (или) в электронном виде.";

в пункте 5:

часть первую после слова "плательщика" дополнить словами ", приложении "Налог на профессиональный доход";

часть вторую дополнить словами ", приложении "Налог на профессиональный доход";

дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:

"8. При представлении документов и (или) информации в письменной форме плательщиками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом представлять документы и (или) информацию по установленным форматам в виде электронного документа, такие документы и (или) информация не считаются представленными, за исключением случаев, когда их представление невозможно в связи с недоступностью портала Министерства по налогам и сборам, являющегося информационным ресурсом этого Министерства, единого портала электронных услуг ОАИС, ошибками программного обеспечения порталов, невозможностью подписать документы и (или) информацию в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой подвижной электросвязи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком электронной цифровой подписи. При наступлении таких случаев срок представления документов и (или) информации продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым плательщик не может их представить, если иное не определено настоящим Кодексом.".

10. Статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Личный кабинет плательщика

1. Личный кабинет плательщика, размещенный в сети Интернет, является информационным ресурсом, ведение которого осуществляет Министерство по налогам и сборам в установленном им порядке.

Личный кабинет плательщика используется в случаях и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе для получения от налоговых органов и направления в налоговые органы электронных документов, документов и (или) информации в электронном виде.

2. Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью:

личного ключа электронной цифровой подписи;

учетной записи и пароля. Доступ к личному кабинету плательщика с помощью учетной записи и пароля предоставляется физическому лицу и иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, осуществляющим электронную дистанционную продажу товаров;

иных способов в соответствии с законодательством.

3. Учетная запись и пароль могут быть получены:

3.1. при обращении физического лица в налоговый орган независимо от места его жительства, постановки на учет или нахождения объекта налогообложения земельным налогом и (или) налогом на недвижимость.

Учетная запись и пароль вручаются физическому лицу либо его представителю под роспись при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а представителю физического лица - также документа, подтверждающего его полномочия;

3.2. при регистрации физическим лицом личного кабинета плательщика путем заполнения сведений на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в сети Интернет.

4. Учетная запись и пароль иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, осуществляющим электронную дистанционную продажу товаров, направляются инспекцией Министерства по налогам и сборам по городу Минску.

Доступ к личному кабинету плательщика предоставляется иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранному индивидуальному предпринимателю, осуществляющим электронную дистанционную продажу товаров, со дня их постановки на учет в налоговом органе и прекращается по истечении шести месяцев после снятия их с учета в налоговом органе.

5. Документы и (или) информация в электронной форме, представленные через личный кабинет плательщика, признаются равнозначными документам в письменной форме, подписанным собственноручной подписью физического лица либо представителя иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров.

6. Доступ к личному кабинету плательщика прекращается в случаях снятия плательщика с учета в налоговом органе и в сроки, установленные пунктом 12 статьи 69 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено частью второй пункта 4 настоящей статьи и частью второй настоящего пункта.

Доступ к личному кабинету организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации, сохраняется до последнего числа месяца, следующего за месяцем, в котором в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении ее деятельности.".

11. В пункте 1 статьи 29:

из абзаца первого слова "республиканских органах государственного управления, органах местного управления и самоуправления," исключить;

подпункт 1.10 дополнить словами ", а при отсутствии таких договоров - предоставляемых таким органам сведений, направленных на предотвращение (выявление) случаев неуплаты налогов, сборов (пошлин)".

12. Пункт 2 статьи 31 дополнить подпунктом 2.7.4 следующего содержания:

"2.7.4. вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящая к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимая участником хозяйственного общества в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. №2020-XII "О хозяйственных обществах";".

13. Абзац третий пункта 4 статьи 33 дополнить предложением следующего содержания: ". Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь".

14. В статье 35:

часть четвертую пункта 3 исключить;

дополнить статью пунктом 31 следующего содержания:

"31. Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации;

отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом и (или) иными законами.

Областные, Минский городской Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы реализуют полномочия, указанные в части первой настоящего пункта, по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в областной бюджет, бюджет города Минска, а районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы - в бюджеты базового и первичного уровней.

Минский городской, районный, городской (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства плательщика вправе предоставлять льготы по транспортному налогу физическим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. Такие льготы предоставляются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством об административных процедурах для предоставления льгот, указанных в части первой настоящего пункта.".

15. В пункте 3 статьи 39:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в электронной форме, иностранная организация, иностранный индивидуальный предприниматель, осуществляющие электронную дистанционную продажу товаров, обеспечивают учет:";

в подпункте 3.2 слово "индекс" заменить словами "код (индекс)".

16. В статье 40:

абзац четвертый части третьей пункта 2 изложить в следующей редакции:

"налогу на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем услуг в электронной форме, при осуществлении иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем электронной дистанционной продажи товаров.";

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять:

организации, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также иностранных организаций, не осуществляющих деятельность, которая согласно статье 180 настоящего Кодекса рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость.

Требование, установленное частью первой настоящего пункта, не распространяется на плательщиков:

в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).";

в части первой пункта 5 слова "по почте" заменить словами "посредством почтовой связи".

17. Из части первой пункта 5 статьи 44 слова ", адвокатской деятельности" и "адвокатом" исключить.

18. В статье 45:

часть вторую пункта 3 и часть вторую пункта 4 после слов "учет реорганизованной организации" дополнить словами ", принятому по установленной форме,";

дополнить статью пунктом 9 следующего содержания:

"9. Если в результате выделения из состава организации одной или нескольких организаций реорганизованная организация не имеет возможности исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, уплатить пени и это выделение повлекло неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, неуплату пеней, выделившиеся организации обязаны по решению таможенного органа, осуществляющего взыскание, солидарно с реорганизованной организацией исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, уплатить пени.".

19. Абзацы третий и пятый пункта 2 статьи 48 после слова "ежеквартально" дополнить словами "равными долями".

20. Часть вторую пункта 3 статьи 51 дополнить словами ", с указанием обоснования принятия такого решения".

21. В подпункте 3.1 пункта 3 статьи 54 слово "трех" заменить словом "шести".

22. В статье 55:

в пункте 1 слово "должен" заменить словами ", налоговый агент должны";

пункт 2 дополнить частью следующего содержания:

"Пени за неперечисление в установленный срок налоговым агентом подоходного налога с физических лиц начисляются:

за каждый календарный день просрочки начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором возникла обязанность по перечислению подоходного налога с физических лиц;

по результатам проведения проверки, а также в случаях, указанных в абзацах пятом, шестом и восьмом части первой, части второй пункта 6, абзаце пятом пункта 7 статьи 216 настоящего Кодекса, - в порядке, установленном частью второй настоящего пункта.";

в пункте 6 слова "может быть освобожден" заменить словами ", налоговый агент могут быть освобождены".

23. В статье 56:

из абзаца второго пункта 1 слова ", по обязательствам лица, операции по счетам, электронным кошелькам которого приостановлены" исключить;

абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

"благотворительных счетов, открытых для сбора, хранения и использования денежных средств, в том числе в иностранной валюте, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований;".

24. Часть вторую пункта 5 статьи 60 после слова "исключением" дополнить словами "случаев несоответствия этих требований условиям банковской гарантии либо".

25. Пункты 1 и 2 статьи 61 изложить в следующей редакции:

"1. Взысканием налога, сбора (пошлины), пеней признаются исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней с организации или индивидуального предпринимателя производится налоговым, таможенным органами в соответствии с настоящим Кодексом в бесспорном порядке за счет имущества, указанного в статьях 62-64 настоящего Кодекса, а за счет имущества, указанного в статье 65 настоящего Кодекса, - на основании решения суда о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней с организации или индивидуального предпринимателя может производиться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, на основании решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, на основании решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.

Решение налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, может быть предъявлено к принудительному исполнению в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, в течение трех лет со дня его вынесения, если законодательными актами не установлены иные сроки.

Налоговыми органами не осуществляются действия, предусмотренные статьями 62-65 настоящего Кодекса, при исполнении решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

2. Взыскание налога, сбора (пошлины) с организации или индивидуального предпринимателя не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда взыскание производится по результатам:

проверки, назначенной в соответствии с законодательными актами;

представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями или налоговой декларации (расчета), если в установленный срок она не представлялась.".

26. Часть вторую пункта 5 статьи 62 дополнить словами ", либо решение налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, направлено в органы принудительного исполнения".

27. Часть вторую пункта 7 статьи 64 дополнить словами ", либо решение налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, направлено в органы принудительного исполнения".

28. Абзац второй части первой пункта 1 статьи 65 после слова "взыскании" дополнить словами "таможенным органом".

29. В статье 66:

в пункте 1:

после части первой дополнить пункт частями следующего содержания:

"Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы, за исключением случая, указанного в частях третьей и четвертой настоящего пункта.

Если по результатам проверки организации или индивидуального предпринимателя по итогам налогового периода установлена излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), зачет такой суммы производится независимо от истечения пятилетнего периода от установленных налоговым законодательством сроков уплаты этого налога, сбора (пошлины).

Зачет излишне уплаченной плательщиком суммы налога, сбора, установленной по результатам проверки иного лица, производится независимо от истечения пятилетнего периода от установленных налоговым законодательством сроков уплаты налога, сбора.";

дополнить пункт частью следующего содержания:

"Особенности возврата и зачета консульского сбора устанавливаются статьей 281 настоящего Кодекса.";

в пункте 2:

в абзаце первом слова "не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты" заменить словами "в следующей последовательности";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"в счет уплаты этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;";

в абзаце третьем слова "неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим" заменить словами "в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней по другим";

в пункте 3:

часть первую дополнить абзацем следующего содержания:

"уплаты установленных настоящим Кодексом авансовых платежей при наличии у плательщика объекта налогообложения по соответствующему налогу, сбору (пошлине).";

часть третью дополнить словами ", за исключением подачи заявления о проведении зачета излишне уплаченной плательщиком суммы налога, сбора, установленной по результатам проверки иного лица";

в пункте 5:

часть первую изложить в следующей редакции:

"5. Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика:

при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и штрафов;

после погашения задолженности по налогам, сборам, пеням по результатам проверки иного лица, в ходе которой установлена излишне уплаченная плательщиком сумма налога, сбора.";

дополнить пункт частью следующего содержания:

"Течение срока рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней приостанавливается с даты составления акта таможенной проверки и возобновляется с даты вынесения решения по акту таможенной проверки. О приостановлении и возобновлении течения срока рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней заявитель информируется письменно.";

часть первую пункта 8 после слова "платежей," дополнить словами "авансовых платежей,".

30. Пункт 3 статьи 67 дополнить частью следующего содержания:

"Течение срока рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней приостанавливается с даты составления акта таможенной проверки и возобновляется с даты вынесения решения по акту таможенной проверки. О приостановлении и возобновлении течения срока рассмотрения таможенным органом заявления о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пеней заявитель информируется письменно.".

31. В статье 69:

пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Постановка на учет нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, осуществляется на основании заявления, подаваемого в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о регистрации нотариального бюро.

К заявлению, указанному в части первой настоящего пункта, прилагается копия свидетельства о регистрации нотариального бюро с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого документа.";

из абзаца пятого пункта 12 слово ", адвоката" исключить.

32. В статье 70:

название статьи дополнить словами ", иностранных индивидуальных предпринимателей";

в пункте 1:

абзац первый после слова "организации" дополнить словами ", иностранные индивидуальные предприниматели";

в подпункте 1.7:

в части первой слова "иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц" заменить словами "иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в электронной форме, иностранной организацией, иностранным индивидуальным предпринимателем, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров";

в части второй слова "организации" и "ее" заменить соответственно словами "организации, иностранного индивидуального предпринимателя" и "их";

часть третью изложить в следующей редакции:

"Обязанность постановки на учет в налоговом органе возникает у иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в электронной форме, иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, в случае, когда оборот по реализации таких услуг, товаров в текущем календарном году превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (без учета налога на добавленную стоимость), определенную исходя из курса центрального банка государства по месту государственной регистрации этих иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя на последнее число последнего месяца квартала, в котором услуги, товары были реализованы покупателю услуг Республики Беларусь и (или) покупателю товаров Республики Беларусь.";

в пункте 2:

в части третьей слово "трех" заменить словом "шести";

часть шестую после слов "организацией" и "организации" дополнить соответственно словами ", иностранным индивидуальным предпринимателем" и ", иностранного индивидуального предпринимателя";

в пункте 4:

в подпункте 4.1:

в абзаце шестом части первой слово "указанной" заменить словами "иностранного индивидуального предпринимателя, указанных";

в абзаце третьем части второй:

слова "налоговых обязательств, а также уплаты ею" заменить словами ", иностранным индивидуальным предпринимателем налоговых обязательств, а также уплаты ими";

после слов "представления иностранной организацией" дополнить абзац словами ", иностранным индивидуальным предпринимателем";

часть четвертую после слов "у иностранной организации" и "такой иностранной организации" дополнить соответственно словами ", иностранного индивидуального предпринимателя" и ", такого иностранного индивидуального предпринимателя";

подпункт 4.3 изложить в следующей редакции:

"4.3. со дня выявления (получения) налоговым органом сведений и (или) иных документов, содержащих информацию о ликвидации иностранной организации, прекращении деятельности иностранного индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого они были зарегистрированы.".

33. В статье 72:

из абзаца четвертого подпункта 2.2 пункта 2 слово "адвоката," исключить;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Проверки, указанные в подпункте 2.1, абзацах втором и седьмом подпункта 2.2 пункта 2 настоящей статьи, не проводятся при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, у которых по результатам анализа информации, имеющейся в налоговом органе, отсутствует неисполненное налоговое обязательство либо предполагаемая сумма неисполненных налоговых обязательств и (или) сумма заявленной к возврату разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет менее десяти базовых величин. В этом случае налоговый орган направляет в регистрирующий орган справку, подтверждающую отсутствие у таких плательщиков задолженности перед бюджетом.

При этом размер базовой величины определяется на дату направления в регистрирующий орган справки, указанной в части первой настоящего пункта.

При наличии поручения органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу или суда по находящимся в их производстве делам проверка при ликвидации организаций или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей проводится без учета обстоятельств, указанных в части первой настоящего пункта.".

34. В статье 73:

из части первой пункта 1 слова "деклараций о доходах и имуществе," исключить;

в пункте 8:

в части первой слово "вручении" заменить словом "получении";

в части четвертой слово "составляется" заменить словами "налоговый орган информирует плательщика о непринятии таких сведений и (или) пояснений, документов в качестве обоснования по отраженным в уведомлении обстоятельствам и составляет";

в части второй пункта 10 слова "индивидуальным предпринимателям, в том числе" заменить словами "физическим лицам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями,";

пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица проводится в порядке, установленном статьей 731 настоящего Кодекса.".

35. Дополнить Кодекс статьей 731 следующего содержания:

"Статья 731. Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица

1. Для целей настоящей статьи используются следующие термины и их определения:

физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;

доходы - денежные средства, в том числе займы (за исключением коммерческих займов), иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей и организаций;

имущество - недвижимые и движимые вещи, в том числе имущественные права, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок, беспоставочные внебиржевые финансовые инструменты, цифровые знаки;

расходы - денежные средства, иное имущество, направленные физическими лицами на приобретение имущества, оплату работ (услуг), а также использованные на иные цели.

2. Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица (далее в настоящей статье - проверка) проводится по месту нахождения налогового органа путем сопоставления сумм расходов и доходов физического лица на основании изучения имеющихся в налоговом органе документов и (или) информации о полученных физическим лицом доходах, понесенных им расходах.

Проверка проводится за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, а также за десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится сопоставление сумм расходов и доходов физического лица.

В случае, если физическим лицом в пояснениях об источниках доходов, представленных в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, заявлены доходы, полученные в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом проводится проверка, то проверка проводится также за период начиная с календарного года, в котором физическим лицом получены такие доходы.

В случае, если физическим лицом, в отношении которого проводится проверка, в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором проводится проверка, произведены расходы, которые иным физическим лицом указаны в качестве источника дохода, то проверка проводится также за период начиная с календарного года, в котором указанные расходы произведены проверяемым физическим лицом.

Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица производится в порядке и сроки, установленные Министерством по налогам и сборам.

3. Проверка может проводиться на основании:

письменного запроса органов государственного контроля, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов прокуратуры и Следственного комитета (в связи с ведением административного процесса, а также по уголовным делам и находящимся в производстве материалам по заявлениям и сообщениям о преступлениях);

поручения Министра по налогам и сборам, его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, их заместителей;

имеющихся в налоговом органе документов и (или) информации о полученных физическим лицом доходах, понесенных им расходах.

В случаях, указанных в абзаце втором части первой настоящего пункта, письменный запрос на проведение проверки в налоговый орган имеют право направлять от имени:

органов государственного контроля - Председатель Комитета государственного контроля, его заместители, председатели комитетов государственного контроля областей, их заместители, начальники органов финансовых расследований, их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля, их заместители;

органов внутренних дел - Министр внутренних дел, его заместители, начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители;

органов государственной безопасности - начальники органов государственной безопасности, их заместители, начальники следственных подразделений органов государственной безопасности, их заместители;

органов прокуратуры - Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры, их заместители;

Следственного комитета - Председатель Следственного комитета, его заместители, начальники управлений Следственного комитета по областям и городу Минску, их заместители, начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета, их заместители.

4. Проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение и включает предварительный и последующий этапы.

5. Целью проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы, а также сумм фактически произведенных расходов и источников их доходов.

6. Предварительным этапом проверки устанавливается наличие или отсутствие превышения расходов над доходами физического лица.

Проведение предварительного этапа проверки осуществляется с учетом особенностей, указанных в подпунктах 14.4 и 14.5 пункта 14 настоящей статьи.

По результатам проведения предварительного этапа проверки налоговым органом по установленной форме составляется расчет расходов и доходов физического лица (далее в настоящей статье - расчет).

7. Налоговый орган не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, составляет по установленной форме заключение о результатах предварительного этапа проверки, если по результатам проведения предварительного этапа проверки установлено:

отсутствие превышения расходов над доходами - в отношении физических лиц, по которым проверка проводится на основании абзацев второго и третьего части первой пункта 3 настоящей статьи;

отсутствие превышения расходов над доходами либо превышение расходов над доходами в размере менее 500 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, - в отношении иных физических лиц, по которым проверка проводится по основаниям, не указанным в абзацах втором и третьем части первой пункта 3 настоящей статьи.

8. Последующий этап проверки проводится в отношении физического лица:

у которого по результатам предварительного этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами в размере 500 и более базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, за исключением физического лица, в отношении которого проверка проводится на основании абзацев второго и третьего части первой пункта 3 настоящей статьи;

в отношении которого проверка проводится на основании абзацев второго и третьего части первой пункта 3 настоящей статьи и по результатам предварительного этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами независимо от суммы такого превышения.

9. Налоговый орган при проведении последующего этапа проверки истребует у физического лица пояснения об источниках доходов, сведения и (или) документы, связанные с проведением проверки.

10. Требование о представлении пояснений об источниках доходов по установленной форме вместе с расчетом направляется (вручается) физическому лицу не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, одним из следующих способов:

вручается лично под роспись;

направляется заказным письмом с уведомлением о получении. О направлении документов таким способом физическое лицо в день направления уведомляется через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).

В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы повторно направляются в порядке, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта. В этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы - полученными со дня уведомления физического лица через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).

11. Пояснения об источниках доходов представляются физическим лицом в письменной или электронной форме в порядке, установленном статьей 27 настоящего Кодекса, в течение тридцати календарных дней со дня вручения ему документов, указанных в части первой пункта 10 настоящей статьи. Срок представления пояснений об источниках доходов продлевается на периоды временной нетрудоспособности физического лица, нахождения его за пределами Республики Беларусь или в командировке при документальном подтверждении таких периодов.

При направлении пояснений об источниках доходов в письменной или электронной форме посредством почтовой связи днем их представления является дата приема почтового отправления, а в электронной форме - дата их приема, зафиксированная с помощью программных средств налоговых органов.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (последнее место жительства в отношении наследодателя), наименование юридического лица, место его нахождения), о виде, размере и дате (периоде) получения дохода.

В пояснениях об источниках доходов могут не указываться сведения о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), месте жительства физического лица, являющегося источником дохода, не выступающего в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении доходов от:

осуществления физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

реализации на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах продукции, указанной в части первой пункта 19 и абзаце втором пункта 20 статьи 208 настоящего Кодекса;

осуществления видов ремесленной деятельности, определяемых Президентом Республики Беларусь;

осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В пояснениях об источниках доходов могут не указываться сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства, наименование юридического лица, место его нахождения), от которого получен доход от осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 года №141-З
"Об изменении законов по вопросам налогообложения"

О документе

Номер документа:141-З
Дата принятия: 31.12.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2022
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 4 января 2022 года, 2/2861

Примечание к документу

В соответствии со статьей 9 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статья 1, статья 2, за исключением пункта 2, абзацев пятого - двадцать седьмого, тридцатого - тридцать четвертого пункта 3, абзаца второго пункта 6, абзацев второго, четвертого-восьмого пункта 9, тринадцатого-пятнадцатого пункта 10, абзацев второго и третьего пункта 15, абзацев второго и третьего пункта 16, абзацев второго-девятого, двенадцатого-девятнадцатого пункта 32, абзацев четвертого-шестого пункта 41, абзаца третьего пункта 54, пункта 55, абзаца четвертого пункта 56, пунктов 57, 59, абзацев тринадцатого-шестнадцатого пункта 60, абзацев второго и третьего пункта 68, абзаца шестого пункта 72, пунктов 74, 75, абзацев третьего-десятого пункта 80, пункта 90, абзаца второго пункта 124, абзацев второго-четвертого, шестого, девятого и десятого пункта 125, абзаца второго пункта 127, абзаца шестого пункта 128, абзацев седьмого-одиннадцатого пункта 129, абзацев второго и третьего пункта 131, пункта 132, абзацев двенадцатого и тринадцатого пункта 133, абзацев девятого и десятого пункта 135, абзацев семнадцатого-двадцатого, тридцать второго - тридцать седьмого пункта 136, абзацев шестого, тринадцатого и четырнадцатого пункта 137, пунктов 158, 174, абзацев третьего и девятого пункта 181, абзацев третьего-пятого, седьмого, восьмого, шестнадцатого - двадцать первого пункта 183, пункта 186, абзацев седьмого и восьмого пункта 188, пункта 193, абзаца седьмого пункта 203 этой статьи, статьи 3-7 - с 1 января 2022 года;

- абзац седьмой пункта 203 статьи 2 - с 27 марта 2022 года;

- абзацы пятый - двадцать второй, тридцатый - тридцать четвертый пункта 3, абзацы четвертый и пятый пункта 9, абзацы тринадцатый-пятнадцатый пункта 10, абзацы второй и третий пункта 15, абзацы второй и третий пункта 16, абзацы второй-девятый, двенадцатый-девятнадцатый пункта 32, абзацы четвертый-шестой пункта 41, пункты 55, 57, 59, абзацы тринадцатый-шестнадцатый пункта 60, абзацы второй и третий пункта 68, пункты 74, 75 и 158 статьи 2 - с 1 июля 2022 года;

- абзац второй пункта 6, абзац третий пункта 54 статьи 2 - с 25 июля 2022 года;

- пункт 2, абзацы двадцать третий - двадцать седьмой пункта 3, абзацы второй, шестой-восьмой пункта 9, абзац четвертый пункта 56, абзац шестой пункта 72, абзацы третий-десятый пункта 80, пункт 90, абзац второй пункта 124, абзацы второй-четвертый, шестой, девятый и десятый пункта 125, абзац второй пункта 127, абзац шестой пункта 128, абзацы седьмой-одиннадцатый пункта 129, абзацы второй и третий пункта 131, пункт 132, абзацы двенадцатый и тринадцатый пункта 133, абзацы девятый и десятый пункта 135, абзацы семнадцатый-двадцатый, тридцать второй - тридцать седьмой пункта 136, абзацы шестой, тринадцатый и четырнадцатый пункта 137, пункт 174, абзацы третий и девятый пункта 181, абзацы третий-пятый, седьмой, восьмой, шестнадцатый - двадцать первый пункта 183, пункт 186, абзацы седьмой и восьмой пункта 188, пункт 193 статьи 2 - с 1 января 2023 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - с 5 января 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30.12.2022  документом  Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам налогообложения № 230-З от 30.12.2022
Вступила в силу с: 01.01.2023


Редакция от 31.12.2021