Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПРИКАЗ МИНИСТРА ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 апреля 2021 года №214

О внесении изменений и дополнения в некоторые Приказы Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. В приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года №362 "Об утверждении квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №7058) внести следующее изменение:

Квалификационные требования к лицу для получения свидетельства авиационного персонала, утвержденные указанным приказом изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. В приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года №764 "Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №8785) внести следующие изменения и дополнение:

в Типовых программах профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных указанным приказом:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. В настоящих Типовых программах используются следующие термины и определения:

1) аварийное оборудование - оборудование, которое установлено или находится на борту воздушного судна (далее - ВС), для использования в аварийных и нештатных ситуациях, которые требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения безопасности полетов и сохранения жизни всех находящихся на борту (подача кислорода в пассажирском салоне, топор, огнетушитель, дымозащитный кислородный капюшон, механический инструмент размыкания, аварийный трап);

2) аварийные процедуры - процедуры, установленные эксплуатантом в руководстве по производству полетов и применяемые в нештатных и аварийных ситуациях. Нештатной называется ситуация, которая не является типичной или стандартной, ведет к отклонениям и создает угрозу аварийной ситуации;

3) авиационный учебный центр (далее - АУЦ) - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;

4) авиационный персонал - физические лица, имеющие специальную и (или) профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по выполнению и обеспечению полетов ВС, воздушных перевозок и авиационных работ, техническому обслуживанию (далее - ТО) ВС, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением;

5) возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности;

6) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

7) приборное время - время полета по приборам или время наземной тренировки по приборам;

8) тяжелые воздушные суда:

самолеты - ВС с максимальной взлетной массой равной и более 5700кг;

вертолеты - ВС с максимальной взлетной массой равной и более 3180кг;

9) аэростат - ВС легче воздуха, не приводимое в движение двигателем;

10) реальное техническое обслуживание воздушных судов или вовлечение в реальное техническое обслуживание воздушных судов - работа специалиста на ВС, обладающего действующим свидетельством специалиста по ТО ВС и использование полномочий сертификационного разрешения и (или) реальное выполнение ТО, по крайней мере, на таком же типе ВС или группах систем ВС, определенных в индивидуальном сертификационном разрешении;

11) привилегии специалиста по техническому обслуживаю воздушных судов (AML Holder Privileges) - ограниченные права и обязанности, официально предоставленные либо организацией ТО и ремонту авиационной техники (далее - РАТ) обладателю действующего свидетельства на основании записи в графе "Rating" типов ВС, двигателя и категории специалиста по ТО ВС, а также сертификационного разрешения на выполнение ТО ВС, либо в условиях, когда ТО ВС выполняется, а организация по ТО и РАТ не требуется - действующим свидетельством специалиста по ТО ВС и соответствующей записью в графе "Rating";

12) вид воздушных судов - классификация ВС на основе установленных основных характеристик:

самолет;

вертолет;

планер;

свободный аэростат;

ВС с системой увеличения подъемной силы;

дирижабль;

мотодельтаплан;

автожир;

13) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

14) техническое обслуживание воздушных судов - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения (поддержания) летной годности ВС, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта, исключая выполнение предполетной инспекцией;

15) командир воздушного судна под наблюдением - второй пилот, выполняющий под наблюдением командира ВС обязанности и функции командира ВС в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченной организации;

16) командир воздушного судна (далее - КВС) - пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем ВС выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;

17) тип воздушных судов - все ВС одной и той же принципиальной конструкции, в том числе все их модификации, за исключением тех, которые приводят к изменению пилотажных или летных характеристик;

18) обслуживание воздушного движения (далее - ОВД) - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское ОВД (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание);

19) система наблюдения обслуживания воздушного движения - общий термин, под которым в отдельности понимаются системы ADS-B, ПОРЛ, ВОРЛ или любая другая сопоставимая наземная система, позволяющие опознать ВС;

20) обслуживание воздушного движения на основе наблюдения - термин, используемый в отношении одного из видов обслуживания, обеспечиваемого непосредственно с помощью системы наблюдения ОВД;

21) подготовка по утвержденной программе - подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной договаривающимся государством;

22) утвержденная учебная (одобренная) организация - организация, утвержденная (одобренная) договаривающимся государством и функционирующая под его контролем для проведения подготовки по утвержденной программе;

23) утвержденная (одобренная) организация по техническому обслуживанию - организация, утвержденная (одобренная) договаривающимся государством в соответствии с требованиями главы 8 "Техническое обслуживание самолетов";

24) бортовое электронное оборудование - любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту ВС, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование;

25) неразрушающий контроль (NDT) - метод контроля, используемый для контроля состояния материалов, компонентов и систем, применяемых на ВС, силовых установках, связанных с ними системах и компонентах, в целях проверки состояния этих изделий и выявления дефектов без повреждения подвергающихся контролю изделий;

26) квалификация - сочетание умений, знаний и установок, требуемых для выполнения задачи на предписанном уровне;

27) квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение документе, являющимся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;

28) квалификационный блок - дискретная функция, состоящая из ряда квалификационных элементов;

29) квалификационный тест - демонстрация теоретических знаний и практических навыков для получения (подтверждения, продления срока действия) свидетельства или квалификационной отметки;

30) квалификационный элемент - действие, представляющее собой задачу, которая имеет инициирующее событие и завершающее событие, четко определяющие ее границы, и наблюдаемый результат;

31) воздушное судно, сертифицированное для полетов с одним пилотом - тип ВС, которое по решению государства регистрации, принятому во время сертификации, допущено к эксплуатации с летным экипажем минимального состава, а именно одним пилотом;

32) комбинированное обучение - проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения;

33) методика, содействующая подготовке - активный метод подготовки, в котором используются эффективный опрос, внимательное выслушивание и без оценочный подход, и который особенно эффективен в развитии навыков и отношения к делу, оказывает помощь стажерам в получении более глубоких знаний и выработке своих собственных решений, что приводит к более высокому уровню понимания, запоминания учебного материала и заинтересованности;

34) цель подготовки - четкая формулировка, состоящая из трех частей: желаемые показатели эффективности или что слушатель предположительно умеет делать по окончанию срока подготовки (или по окончании тех или иных конкретных этапов подготовки); стандарт эффективности, который достигается для подтверждения уровня квалификации слушателя; условия, в которых слушатель демонстрирует свою квалификацию;

35) самостоятельный налет - время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту ВС;

36) дирижабль - летательный аппарат, который легче воздуха, приводимый в движение двигателем;

37) второй пилот - лицо, имеющий свидетельство пилота, который выполняет любые функции пилота, кроме функций КВС, исключение составляет пилот, находящийся на борту ВС исключительно с целью прохождения летной подготовки;

38) экзаменатор (оценщик) - физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, уполномоченное и назначенное уполномоченной организацией проводить оценку теоретических знаний и (или) практических навыков авиационного персонала, специалистов с целью выдачи или продления свидетельств или внесения квалификационных отметок или допуска к самостоятельной деятельности;

39) условия - все, что считается особой средой, в которой будет демонстрироваться эффективность;

40) время наземной тренировки по приборам - время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета;

41) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту ВС, поручаемые ему эксплуатантом или КВС, но не являющееся членом летного экипажа;

42) профессиональная подготовка (обучение) - первоначальная подготовка, переподготовка и поддержание профессионального уровня;

43) поддержание профессионального уровня - процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление профессиональных знаний, навыков и умений с целью соответствия квалификационным требованиям;

44) комплексное обучение - проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период;

45) комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации - подготовка пилотов в рамках одного непрерывного курса обучения до уровня квалификации, необходимого для выдачи свидетельства пилота коммерческой авиации (далее - CPL);

46) модульный курс подготовки пилотов коммерческой авиации - подготовка пилотов в рамках конечного этапа курса обучения до уровня квалификации, необходимого для выдачи свидетельства CPL и (или) квалификационной отметки о праве выполнения полетов по приборам;

47) коммерческая воздушная перевозка - деятельность юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений гражданскими воздушными судами за плату или по найму в соответствии с договором воздушной перевозки;

48) воздушное судно с системой увеличения подъемной силы - ВС тяжелее воздуха, способное выполнять вертикальный взлет, вертикальную посадку и полет на малой скорости, что в основном обеспечивается приводимой в действие двигателем механизацией крыла или тягой двигателя, используемых для создания подъемной силы на этих режимах полета, а также не вращающимися аэродинамическими поверхностями, создающими подъемную силу при выполнении горизонтального полета;

49) удостоверить годность к полетам (допустить ВС или компонент к эксплуатации) - выдать удостоверение (сертификат) о том, что ВС или его части соответствуют действующим нормам летной годности после выполнения технического обслуживания ВС или его частей;

50) диспетчер обслуживания воздушного движения с квалификационной отметкой в свидетельстве - диспетчер ОВД, имеющий свидетельство и действительные квалификационные отметки, соответствующие осуществляемым им правам;

51) придание силы (свидетельству) - действие, в результате которого договаривающееся государство вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим договаривающимся государствам, в качестве равноценного его собственному свидетельству;

52) переподготовка - процесс обучения специалистов отрасли гражданской авиации, направленный на изучение авиационной техники, приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, навыков умений;

53) ошибка - действие или бездействие члена эксплуатационного персонала, которое приводит к отступлению от намерений или ожиданий организации или этого члена эксплуатационного персонала;

54) контроль ошибок - процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность дальнейших ошибок или нежелательных состояний;

55) угроза - события или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности;

56) контроль факторов угрозы - процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний;

57) оборудование для обеспечения безопасности - оборудование, которое установлено или находится на борту ВС, для постоянного использования в целях обеспечения безопасности полетов и всех лиц, находящихся на борту (ремни безопасности, инструкции по безопасности, демонстрационный комплект);

58) дистанционное обучение - обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;

59) время полета по приборам - время, в течение которого пилот управляет воздушным судном в полете исключительно по показаниям приборов без использования внешних ориентиров;

60) полет по маршруту - полет между точкой вылета и точкой прибытия, следующий по предварительно запланированному маршруту, с использованием стандартных навигационных процедур;

61) участок маршрута - полет, включающий такие этапы как: взлет, отправление в маршрут, крейсерский режим в течение не менее чем 15 минут, прибытие, заход на посадку и приземление;

62) модульное обучение - метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и умений;

63) инструктор - лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке и проверке навыков у авиационного персонала в соответствии со своей квалификацией;

64) налет с инструктором - полетное время, в течение которого какое-либо лицо проходит летную подготовку на борту ВС с пилотом инструктором, имеющим соответствующее свидетельство;

65) соотнесенное с критериями тестирование - тестирование, при котором результаты оценки сравниваются с объективным стандартом (а не с данными других оценок);

66) воздушное судно, для эксплуатации которого требуется второй пилот - тип ВС, как определено в сертификате типа или сертификате эксплуатанта;

67) планер - ВС, которое тяжелее воздуха, не приводимое в движение двигателем, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

68) свидетельство (сертификат) допуска к эксплуатации (Certificate Release to Service (далее - CRS) - разрешение к эксплуатации ВС, выданное специалистом после выполнения работ по ТО ВС или его компонентов с целью подтверждения его летной годности. Сертификат допуска к эксплуатации реализуется через личную подпись специалиста или постановку индивидуального штампа, выданного организацией по ТО и РАТ специалисту в записи по поддержанию летной годности ВС или компонента;

69) практическая стажировка (On the Job Training (далее - OJT) - практическая стажировка на ВС, проводимая в условиях организации по ТО и РАТ и только ее специалистами на ВС (супервайзерами и оценщиками практической стажировки) с целью получения кандидатом 1-ой отметки типа ВС в новой для специалиста категории ("В2", "В3" (только для самолета Ан-2)) и подкатегории ("В1.1", "В1.2", "В1.3", "В1.4") в графу "Rating" свидетельства специалиста ТО ВС;

70) система контроля качества - документально оформленные организационные процедуры и принципы, внутренний аудит этих принципов и процедур, обзор системы управления и выдача рекомендаций по повышению качества;

71) сертифицирующий персонал - персонал, ответственный за выдачу сертификата допуска к эксплуатации после выполнения технического обслуживания ВС или компонента;

72) сертификационные требования - требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала принятым стандартам;

73) сертификационное разрешение (Certification Company Authorisation, CCA) - разрешение, выданное организацией ГА специалисту на право осуществления определенной деятельности в объемах полномочий, разрешенных индивидуально. В условиях организации по ТО и РАТ сертификационное разрешение выдается сертифицирующему персоналу, не сертифицирующему персоналу, персоналу, проводящему обучение и оценку; в условиях авиационного учебного центра - инструкторскому и экзаменующему персоналу, аттестующему персоналу (оценщикам). Сертификационное разрешение выдается индивидуально и распечатывается на отдельном бланке;

74) сессия - период времени, в течение которого кандидат сдает экзамен, не превышающий 10 последовательных календарных дней;

75) стандартные процедуры или стандартные рабочие процедуры эксплуатанта (Standard Operating Procedures (далее - SOP)) - процедуры, которые установлены эксплуатантом в руководстве по производству полетов для выполнения стандартных действий на борту (например, предполетный инструктаж кабинного экипажа, проверки пассажирского салона ВС перед полетом, инструктаж пассажиров, приведение в безопасное положение кухонных помещений, туалетных комнат и пассажирского салона ВС, мониторинг пассажирского салона ВС во время полета);

76) зачет - признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации;

77) стажировка - обучение на рабочем месте под руководством лица, обеспечивающего обучение, в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, а также быстрого ориентирования на рабочем месте и освоения новых приемов работы;

78) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;

79) подписание свидетельства о техническом обслуживании (выдача сертификата допуска к эксплуатации CRS) - удостоверение того, что работа по ТО ВС или компонента выполнена удовлетворительно в соответствии с применимыми в этом случае стандартами летной годности, в подтверждение чего выдается свидетельство о техническом обслуживании (сертификат допуска к эксплуатации CRS);

80) критерии эффективности - простое, поддающееся оценке изложение требуемого результата квалификационного элемента и описание критериев, используемых для определения того, достигнут ли требуемый уровень эффективности;

81) тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченная организация);

82) ночь - период темного времени суток между солнечными явлениями, наступлением темноты и рассветом (концом вечерних гражданских сумерек и началом утренних гражданских сумерек);

83) вертолет - ВС тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

84) самолет - ВС, тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

85) летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки членов летного экипажа, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует практические навыки и умения выполнения полета;

86) тренажерное устройство имитации полета - любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:

тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа ВС, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа ВС;

тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики ВС определенного класса;

тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам;

87) пилотировать - манипулировать органами управления ВС в течение полетного времени;

88) тренажер для отработки техники пилотирования - смотреть тренажерное устройство имитации полета;

89) летное умение (мастерство) - постоянное принятие правильных решений с использованием глубоких знаний, навыков и установок для выполнения целей полета;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 апреля 2021 года №214
"О внесении изменений и дополнения в некоторые Приказы Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан"

О документе

Номер документа:214
Дата принятия: 30/04/2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/07/2021
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 30 апреля 2021 года №22674.

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 11 мая 2021 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарный дней после дня его первого официального опубликования - с 11 июля 2021 года, за исключением:

абзаца второго подпункта 3) пункта 2 и пункта 42 Квалификационных требований к лицу для получения свидетельства авиационного персонала, которые вводятся в действие - с 3 ноября 2022 года.