Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

15 марта 2021 года

№321/35943

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

от 12 января 2021 года №5

Об утверждении Порядка ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

С целью усовершенствования оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, руководствуясь требованиями Налогового кодекса Украины, Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" и в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2018 года №1200 "Об образовании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины" и подпунктом 5 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года №375, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - Порядок), который прилагается.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Украины от 7 апреля 2016 года №422 "Об утверждении Порядка ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20 мая 2016 года за №751/28881.

3. Департаменту обеспечения координационно-мониторинговой работы в установленном порядке обеспечить:

представление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование этого приказа.

4. Государственной налоговой службе Украины в установленном законодательством порядке:

в месячный срок после опубликования настоящего приказа разработать план мероприятий по внедрению положений Порядка;

предоставлять разъяснения по применению Порядка, утвержденного настоящим приказом.

5. Этот приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой и возлагаю на Председателя Государственной налоговой службы Украины Любченко А.Н.

Министр

С. Марченко

 

Согласовано:

Председателем Государственной налоговой службы Украины

 

А.Любченко

Председателем Государственной казначейской службы Украины

Т.Слюз

Председателем Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины

Ю.Щиголь

Первым заместителем Министра цифровой трансформации Украины

В.Выскуб

Исполняющим обязанности Председателя Государственной регуляторной службы Украины

А.Мирошниченко

 

Утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 12 января 2021 года №5

Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила ведения в налоговых органах оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос).

2. Термины в настоящем Порядке употребляются в таких значениях:

базовая запись - первичная запись в информационной системе;

достоверность показателей - соответствие информации, которая отражается в интегрированной карточке налогоплательщика, показателям первичных документов;

общий контроль - процесс контроля, который обеспечивает достижение достоверности отражения учетных показателей в интегрированной карточке плательщика налогов;

отчетные показатели - обобщенные показатели, которые характеризуют результаты ведения оперативного учета и отражаются в отчетности налоговых органов;

отчетность налоговых органов - совокупность отчетов и сводной информации, которые содержат обобщающие показатели, которые характеризуют состояние расчетов плательщиков налогов и единого взноса (далее - плательщик) с государственным и местными бюджетами, с бюджетом Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования (далее - бюджеты и фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования);

интегрированная карточка плательщика (далее - ИКП) - форма оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса (далее - платежи), который ведется по каждому виду платежа;

информационная система - интегрированный комплекс процессов, компонентов и средств аппаратного и программного обеспечения для выполнения целевой функции;

корректность данных информационной системы - соответствие информации, хранящейся в подсистемах информационной системы, первичным показателям и установленным алгоритмам (правилам) логического и арифметического контроля;

модуль контроля за показателями - функциональный элемент информационной системы, генерация которого происходит при условии отсутствия записей в реестре сопоставлений;

учетная операция - действие в ИКП, которое приводит к изменениям учетных показателей;

учетные показатели - показатели в ИКП, которые порождаются в процессе преобразования в подсистемах информационной системы первичных показателей;

оперативный учет - процесс отражения, систематизации и обобщения учетных показателей в ИКП, который основывается на принципах бухгалтерского учета;

первичные документы - документы, составленные плательщиками и/или налоговыми органами, полученные от других органов власти в соответствии с действующим законодательством (налоговые декларации, уточняющие расчеты, налоговые уведомления-решения, решения налогового органа, требования об уплате долга (недоимки) по единому взносу, судебные решения, решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), информация Казначейства о поступлении налогов и сборов и единого взноса и тому подобное);

первичные показатели - показатели, которые содержатся в первичных документах и являются определяющими для характеристики процессов администрирования платежей, контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы;

перекручивание (искажение) показателей - неполное и/или несвоевременное отражение показателей в соответствующих подсистемах информационной системы;

налоговый номер плательщика налогов - код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (далее - ЕГРПОУ) для плательщиков налогов, которые включаются в такой реестр (юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц - резидентов и нерезидентов), регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов - физического лица, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий налоговый орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта;

показатели информационной системы - первичные, учетные и отчетные показатели;

предварительный контроль - процесс сравнения первичных показателей, занесенных в подсистему информационной системы, с учетными показателями, отраженными в ИКП;

реестр контроля ИКП - упорядоченная информация по ИКП, открытым в информационной системе в разрезе плательщиков и кодов классификации доходов бюджета/технологических кодов классификации единого взноса, которые не соответствуют правилам открытия/закрытия ИКП, определенным настоящим Порядком;

реестр сопоставлений показателей - упорядоченная информация в разрезе плательщиков и кодов классификации доходов бюджета/технологических кодов классификации единого взноса относительно первоначальных показателей, неотраженных соответствующими учетными показателями в ИКП, сформированная по результатам проверки соответствия первичных и учетных показателей;

расчетные операции - комплекс операций автоматизированного процесса ведения оперативного учета, которые влияют на достоверность учетных и отчетных показателей о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Иные термины в настоящем Порядке употребляются в значениях, приведенных в Налоговом кодексе Украины (далее - Кодекс), Законах Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований".

3. Оперативный учет платежей осуществляется налоговыми органами в информационной системе.

Целью ведения оперативного учета и составления отчетности налоговых органов является обеспечение пользователей полной, достоверной и непредвзятой информацией относительно состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования для принятия оптимальных управленческих решений.

Оперативный учет и отчетность налоговых органов основывается на таких принципах:

начисления - показатели фиксируются в оперативном учете согласно правилам налогообложения, установленным Кодексом и другими законодательными актами по вопросам налогового законодательства;

превалирования сущности над формой - законность отражения учетных операций и соответствие их сущности;

полного освещения - отчетность налоговых органов должна содержать информацию, которая всесторонне характеризует состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования;

непрерывности - выполнение полномочий и функций налоговых органов осуществляется исходя из предположения, что их деятельность будет продолжаться и в дальнейшем;

единого денежного измерителя - измерение и обобщение всех показателей в информационной системе и отчетности налоговых органов в единой денежной единицы.

Для обеспечения достоверности отражения учетных показателей в ИКП структурными подразделениями по направлениям работы осуществляется предварительный и общий контроль в сроки, установленные настоящим Порядком.

Этапы предварительного контроля:

формирование реестров сопоставлений;

анализ данных реестров сопоставлений;

осуществление мероприятий по обработке реестров сопоставлений.

Этапы общего контроля:

генерирование модулей контроля за каждым реестром сопоставлений;

проведение комплекса мероприятий, направленных на генерирование всех модулей контроля в установленные сроки;

маркировка учетных показателей на отчетные даты, которые прошли общий контроль.

В информационной системе обеспечивается формирование реестров сопоставлений:

реестр сопоставления информации об уплаченных, возвращенных и возмещенных суммах (далее - поступления) по данным Казначейства и налоговых органов;

реестр сопоставления сумм денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, и учетных показателей, отраженных в ИКП;

реестр сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом;

реестр сопоставления сумм налоговых обязательств плательщиков, не связанных с нарушением налогового законодательства, определенных территориальным органом ГНС, и учетных показателей, отраженных в ИКП;

реестр сопоставления сумм, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, из них согласованных и несогласованных (по результатам административного и/или судебного обжалования), и учетных показателей, отраженных в ИКП;

реестр сопоставления данных журнала рассрочек (отсрочек) и учетных показателей, отраженных в ИКП;

реестр сопоставления данных журнала списания (восстановления) и учетных показателей, отраженных в ИКП;

реестр контроля исполнения решений судов, принятых по сути, вступивших в законную силу, не связанных с контрольно-проверочной работой.

В случае выявления записей в сформированных реестрах сопоставлений структурными подразделениями по направлениям работы принимаются меры по устранению таких записей в сроки, установленные настоящим Порядком.

Отсутствие записей в реестрах сопоставлений фиксируется в соответствующих модулях контроля как факт прохождения предварительного контроля.

В информационной системе обеспечивается генерирование модулей контроля:

модуль контроля за показателями поступлений;

модуль контроля за показателями денежных обязательств, определенными плательщиком самостоятельно;

модуль контроля за отработкой сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом;

модуль контроля за показателями налоговых обязательств по имущественным налогам, определенным территориальным органом ГНС;

модуль контроля за показателями, определенными по результатам контрольно-проверочной работы (в том числе по результатам административного и/или судебного обжалования);

модуль контроля за показателями рассроченных (отсроченных) сумм;

модуль контроля за показателями списанных (восстановленных) сумм.

Наличие сгенерированного модуля контроля свидетельствует о положительной оценке обработки соответствующего реестра сопоставлений.

4. Отображение/занесение первичных показателей в подсистемы информационной системы осуществляется работниками структурных подразделений территориальных органов ГНС по направлениям работы.

5. Мониторинг полноты и своевременности внесения первичных показателей в подсистемы информационной системы обеспечивается руководителями структурных подразделений территориального органа ГНС по направлениям работы.

Общий контроль за достоверностью отражения в ИКП учетных показателей обеспечивается подразделением, которое осуществляет учет платежей.

Действия работников территориальных органов ГНС во время отображения в информационной системе первичных показателей фиксируются с указанием идентификатора пользователя, даты и времени действия.

6. Обработка информации с ограниченным доступом и государственных информационных ресурсов, а также применение квалифицированной электронной подписи или печати осуществляется с учетом требований законодательства в сфере защиты информации и электронных доверительных услуг.

II. Интегрированная карточка плательщика

1. Порядок ведения интегрированной карточки плательщика

1. С целью учета начисленных и уплаченных, возвращенных и возмещенных сумм платежей территориальными органами ГНС открываются ИКП по каждому плательщику и каждому виду платежа, которые должны уплачиваться такими плательщиками на счета, открытые в разрезе административно-территориальных единиц.

ИКП содержит информацию об учетных операциях и учетных показателях, характеризующих состояние расчетов налогоплательщика с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования по соответствующему виду платежа и соответствующей административно-территориальной единице.

Во время проведения учетной операции в ИКП указывается дата записи операции, содержание операции и/или документ, на основании которого производится запись.

Специальное кодирование всех операций, которые используются для отражения в ИКП учетных показателей, обеспечивает автоматизированное ведение ИКП.

Все стоимостные учетные операции и учетные показатели в ИКП проводятся в гривнах с двумя десятичными знаками.

Учет платежей ведется в ИКП отдельными учетными операциями в хронологическом порядке. При этом каждая операция фиксируется в отдельной строке с указанием вида операции и даты ее проведения.

Информационная система после отражения учетной операции обеспечивает автоматическое проведение в ИКП расчетных операций.

Учетные показатели, которые отражаются в ИКП, зависят от формы учета, которая предусмотрена условиями администрирования соответствующего платежа, открываются для юридических и физических лиц (далее - Перечень форм ИКП).

Для организации оперативного учета каждой ИКП присваивается код, который идентифицирует ее в информационной системе и не может быть присвоен другой ИКП.

Постоянными реквизитами ИКП являются:

налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий территориальный орган ГНС и имеют отметку в паспорте) (далее - налоговый номер);

наименование - для юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физического лица;

код вида бюджета;

код классификации доходов бюджета/технологический код классификации единого взноса;

дата открытия ИКП;

дата закрытия ИКП;

код территориального органа ГНС, в котором открыта ИКП.

Переменными реквизитами ИКП являются:

дата осуществлении учетной операции;

код учетной операции;

сумма по учетной операции.

При открытии, ведении, передаче, закрытии ИКП используется информация о плательщиках из регистрационных данных.

Налоговому органу, в котором состоит плательщик по основному месту учета, предоставляется доступ к ИКП, открытым по основному месту учета, для внесения соответствующей информации, а по неосновному месту учета - в режиме просмотра.

Налоговому органу, в котором состоит плательщик по неосновному месту учета, предоставляется доступ к ИКП, открытым по неосновному месту учета, для внесения соответствующей информации.

2. ИКП открывается:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование I. Общие положения II. Интегрированная карточка плательщика 1. Порядок ведения интегрированной карточки плательщика 2. Осуществление контроля за правильностью открытия/закрытия ИКП в информационной системе III. Учет поступлений платежей 1. Основания (документы) для отражения в учете поступлений платежей 2. Порядок отражения в ИКП сумм поступлений платежей 3. Учет сумм поступлений платежей в случае изменения (отмены) платежа 4. Осуществление предварительного контроля за достоверностью отражения в ИКП показателей по поступлениям платежей 5. Осуществление общего контроля за достоверностью отражения в ИКП показателей по поступлениям платежей IV. Учет сумм начислений, определенных самостоятельно плательщиками и налоговыми органами в случаях, не связанных с нарушением налогового законодательства 1. Определение первичных показателей, отраженных в подсистеме, обеспечивающей обработку отчетности и платежей, подлежащих переносу в ИКП 2. Прием и регистрация поданных плательщиками Документов отчетности в подсистеме, обеспечивающей обработку налоговой отчетности и платежей 3. Проведение арифметического и логического контроля Документов отчетности 4. Обработка Документов отчетности по отражению показателей в ИКП 5. Осуществление контроля за внесением данных Документов отчетности, представленных на бумажных носителях 6. Осуществление предварительного контроля за соответствием данных подсистемы, которая обеспечивает обработку налоговой отчетности и платежей, и показателями, отраженными в ИКП 7. Осуществление общего контроля за достоверностью отражения в ИКП показателей сумм начислений, самостоятельно определенных плательщиком к уплате 8. Отражение в информационной системе сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в разрезе соответствующих составляющих 9. Осуществление предварительного контроля за обработкой сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом 10. Осуществление общего контроля за обработкой сумм переплат по налогу на добавленную стоимость со специальным статусом 11. Определение налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков в случаях, не связанных с нарушением налогового законодательства 12. Формирование налогового уведомления-решения об уплате налогов 13. Отражение в ИКП начисленных сумм налогов по налоговым уведомлениям-решениям 14. Осуществление предварительного контроля за соответствием показателей налоговых обязательств по имущественным налогам, определенных территориальными органами ГНС, показателям, отраженным в ИКП 15. Осуществление общего контроля за соответствием показателей налоговых обязательств по имущественным налогам, определенных территориальными органами ГНС, показателям, отраженным в ИКП V. Перенос в ИКП, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, сумм денежных обязательств, налоговых и других платежей, единого взноса. Методы контроля соответствия показателей результатов контрольно-проверочной работы данным ИКП 1. Определение первичных показателей документов налоговых органов, отраженных в подсистеме, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы, которые подлежат переносу в ИКП 2. Осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения первичных показателей в подсистему, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы 3. Определение учетных показателей подсистемы, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы, которые подлежат переносу в ИКП 4. Отражение в информационной системе результатов административного и/или судебного обжалования доначисленных сумм с соответствующим переносом в ИКП 5. Осуществление предварительного контроля за соответствием данных подсистемы, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы, в том числе по результатам административного и/или судебного обжалования, показателям, отраженным в ИКП 6. Осуществление общего контроля за соответствием данных подсистемы, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы, в том числе по результатам административного и/или судебного обжалования, показателям, отраженным в ИКП VI. Отражение в информационной системе показателей налогового долга, задолженности по уплате единого взноса и другой задолженности, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, рассроченных (отсроченных) обязательств (долгов), а также списание долга (задолженности) 1. Определение первичных показателей документов налоговых органов, отраженных в информационной системе, подлежащих переносу в ИКП 2. Перенос в ИКП показателей 3. Осуществление предварительного контроля за соответствием данных, занесенных в журналы рассрочки (отсрочки) и списания (восстановления), данным показателей, отраженных в ИКП 4. Осуществление общего контроля за соответствием данных, занесенных в журналы рассрочки (отсрочки) и списания (восстановления), данным показателей, отраженных в ИКП 5. Отражение в информационной системе сумм задолженности должников, находящихся в процедурах банкротства, и их погашение VII. Отражение в информационной системе показателей по результатам административного и/или судебного обжалования решений налоговых органов 1. Определение первичных показателей в информационной системе, предназначенной для хранения, обработки и предоставления пользователям информации о состоянии административного обжалования, на основании которых осуществляется связь с соответствующими показателями подсистемы, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы 2. Определение первичных показателей в информационной системе, предназначенной для хранения, обработки и предоставления пользователям информации о состоянии рассмотрения дел в судах с участием налогового органа, на основании которых осуществляется связь с соответствующими показателями подсистемы, которая обеспечивает отображение результатов контрольно-проверочной работы 3. Обеспечение отражения в информационных системах, предназначенных для хранения, обработки и предоставления пользователям информации о состоянии административного обжалования и о состоянии рассмотрения дел в судах с участием налогового органа, информации по первичным документам

Приказ Министерства финансов Украины от 12 января 2021 года №5
"Об утверждении Порядка ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование"

О документе

Номер документа:5
Дата принятия: 12/01/2021
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 321/35943 от 15/03/2021
Начало действия документа:05/04/2021
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 26 марта 2021 года №23, стр. 304, статья 1096, код акта 103587/2021

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования - с 5 апреля 2021 года.