Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 31 декабря 2020 года №ПП-4939

О мерах по кардинальному совершенствованию системы оценки квалификаций и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 31.08.2022 г. №УП-214, 28.08.2023 г. №УП-151, 16.02.2024 г. №УП-36)

В целях создания условий для полноценного развития человеческого капитала в стране, повышения качества высшего и профессионального образования, обучения широких слоев населения востребованным профессиям с учетом тенденций развития рынка труда, внедрения качественно новой системы подготовки квалифицированных кадров, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах:

1. Согласиться с предложением Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Торгово-промышленной палаты, Агентства "Узстандарт", крупных предприятий и ассоциаций о совершенствовании Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих (далее - Классификатор), предусматривающим:

отмену требований к минимальному уровню образования с установлением требований к квалификационному уровню по каждой должности и профессии в соответствии с рамками квалификаций;

приведение должностей и профессий в соответствие с Международным стандартным классификатором занятий (МСКЗ - 2008);

определение диапазона тарифных разрядов для профессий рабочих.

Министерству занятости и трудовых отношений (Н.Б. Хусанов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать Классификатор в новой редакции и зарегистрировать его в Агентстве "Узстандарт" в форме государственного стандарта Узбекистана.

2. Утвердить Схему достижения квалификационных уровней, обеспечивающую гибкость и многообразие путей достижения квалификационных уровней, соответствующих востребованным на рынке труда профессиям, согласно приложению №1.

3. Установить, что:

требования к уровню образования и квалификации по каждой должности и профессии, указанной в Классификаторе, определяются работодателями самостоятельно исходя из квалификационного уровня, соответствующего должности (профессии) согласно Схеме достижения квалификационных уровней;

при определении квалификационного уровня каждого работника учитываются не только полученное им образование, но и профессиональный опыт, компетенции, а также личные и деловые качества;

при определении оплаты труда работников учитывается их квалификационный уровень.

4. Образовать Совет по развитию профессиональных квалификаций и компетенций (далее - Совет), подотчетный Президенту Республики Узбекистан и Кабинету Министров, а также территориальные советы по развитию профессиональных квалификаций и компетенций при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (далее - территориальные советы), возложив на них следующие задачи:

совершенствование системы мониторинга, оценки и стратегического планирования рынка труда, в том числе его профессионально-квалификационной структуры, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в квалифицированных кадрах с учетом цифровизации экономики и развития новых прогрессивных технологий;

организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификации и квалификационных требований;

обеспечение признания национальной системы оценки квалификаций и компетенций на международном уровне;

обеспечение гибкости, преемственности и непрерывности развития профессиональных квалификаций и компетенций;

внедрение гибких, прозрачных и объективных механизмов признания, валидации и аккредитации (сертификации) квалификаций и компетенций исходя не только из полученного образования, но и профессионального опыта, навыков, а также личных и деловых качеств работников;

повышение качества образования путем усиления взаимоувязки требований работодателей и содержания образовательных программ.

5. Утвердить:

Состав Совета по развитию профессиональных квалификаций и компетенций, а также Типовой состав территориальных советов по развитию профессиональных квалификаций и компетенций при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента согласно приложениям №№2 и ;

Перечень образуемых отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций и компетенций (далее - отраслевые советы), а также ответственных за организацию их деятельности министерств, ведомств, образовательных и научных организаций согласно приложению №3.

Предоставить Министерству занятости и трудовых отношений право на внесение изменений в перечень отраслевых советов на основе предложений соответствующих министерств и ведомств по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан.

6. Возложить на отраслевые советы следующие задачи:

выявление тенденций и потребности отраслей в квалификации и компетенциях на основе мониторинга рынка труда;

разработку, внедрение и совершенствование отраслевых квалификационных рамок;

координацию деятельности по разработке и внедрению профессиональных стандартов;

формирование системы признания, валидации и аккредитации (сертификации) результатов неформального и информального образования, включая организацию деятельности центров оценки квалификаций;

организацию работ по профессиональной ориентации молодежи, разработке профессиограмм и информационных материалов;

подготовку предложений о совершенствовании Классификатора и установлении норм оплаты труда исходя из отраслевых квалификационных рамок и профессиональных стандартов.

Определить, что:

в ответственных министерствах и ведомствах в пределах их общей штатной численности вводится должность секретаря отраслевого совета, приравненная по условиям оплаты труда к начальнику самостоятельного отдела;

постоянным рабочим органом отраслевых советов могут выступать профильные научно-исследовательские и образовательные организации, крупные отраслевые предприятия, подразделения по работе с персоналом;

рабочие органы по согласованию с отраслевыми советами вправе создавать рабочие экспертные группы в зависимости от особенностей разрабатываемых профессиональных стандартов и иных документов;

работникам и экспертам, привлекаемым к деятельности рабочих экспертных групп, может выплачиваться денежное вознаграждение за счет средств министерств и ведомств, ответственных за организацию деятельности отраслевых советов.

7. Министерству занятости и трудовых отношений (Н.Б. Хусанов):

совместно с отраслевыми и территориальными советами ежеквартально проводить обсуждения результатов деятельности по внедрению системы оценки квалификаций с представлением отчетов Президенту Республики Узбекистан и в Кабинет Министров;

в месячный срок разработать и утвердить План-график пересмотра отраслевыми советами отраслевых тарифно-квалификационных справочников должностей служащих и профессий рабочих в 2021-2022 годах.

Предоставить Министерству занятости и трудовых отношений право:

вносить изменения и дополнения в макет профессионального стандарта с учетом предложений участников системы квалификаций и передовой зарубежной практики;

вносить предложения об ответственности должностных лиц министерств и ведомств, не выполняющих возложенные на них задачи в качестве участников системы квалификаций;

определять квалификационный уровень претендентов при наличии у них образования, не предусмотренного в Схеме достижения квалификационных уровней.

8. Преобразовать Республиканский научный центр занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений в Институт исследований рынка труда при Министерстве занятости и трудовых отношений (далее - Институт труда) с возложением на него функций рабочего органа Совета.

Определить основными задачами Института труда осуществление научно-прикладных исследований и разработок по таким направлениям, как содействие занятости, развитие трудовых отношений, совершенствование рынка труда, охраны труда, системы квалификаций и профессиональных стандартов, а также трудовая миграция.

9. Создать в структуре Института труда Центр нормирования труда, ответственный за:

реализацию прикладных проектов в сфере разработки норм и нормативов труда, в том числе на основе заказов отраслевых предприятий;

выработку предложений о планировании и оптимизации организационной структуры и численности персонала организаций;

совершенствование технических регламентов, регулирующих трудовую деятельность;

разработку квалификационной характеристики профессий.

10. Установить, что:

а) Институт труда:

осуществляет методическое, организационное и информационное сопровождение деятельности отраслевых советов, в том числе в части разработки и внедрения в практику профессиональных стандартов;

организует формирование, ведение, совершенствование регистра и иных информационных ресурсов системы квалификаций;

имеет право на привлечение специалистов из министерств и ведомств, образовательных организаций, научных и иных учреждений, а также государственных предприятий к выполнению возложенных задач;

б) директор Института труда назначается на должность решением Кабинета Министров, его заместители - приказом министра занятости и трудовых отношений по согласованию с Кабинетом Министров;

в) руководитель Центра нормирования труда одновременно является заместителем директора Института труда;

г) источниками финансирования деятельности Института труда, в том числе Центра нормирования труда, являются средства Государственного фонда содействия занятости, доходы от хозрасчетной деятельности, средства грантов международных, зарубежных и отечественных организаций, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Разрешить Министерству занятости и трудовых отношений привлекать к работе в Институте труда иностранных специалистов, в том числе соотечественников за рубежом, на договорной основе с оплатой труда за счет Государственного фонда содействия занятости.

11. Министерству занятости и трудовых отношений (Н.Б. Хусанов) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.М. Садиков) и отраслевыми советами в срок до 1 апреля 2021 года разработать и запустить Единый открытый портал профессиональных стандартов "profstandart.uz" (далее - портал "profstandart.uz"), предоставляющий возможности:

свободного доступа к регистру профессиональных стандартов и актуальным версиям их текстов;

инициирования работодателями и специалистами внесения изменений и дополнений в профессиональные стандарты;

проведения с привлечением представителей заинтересованных министерств и ведомств обсуждений актуальных вопросов разработки новых и совершенствования действующих профессиональных стандартов по принципу "открытая площадка" в режиме реального времени, повышения эффективности системы оценки квалификаций.

Определить, что финансирование работ по созданию и дальнейшему сопровождению портала "profstandart.uz" производится за счет средств Государственного фонда содействия занятости.

12. В целях обеспечения системной взаимосвязи образования и производственной практики установить порядок, в соответствии с которым:

а) начиная с 2021/2022 учебного года:

в высших образовательных учреждениях по решению данных учреждений может вводиться система дуального обучения в целях внедрения образовательных программ, ориентированных на производственную практику;

учащимся, проходящим производственную практику на основе системы дуального обучения, может выплачиваться заработная плата в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным с работодателем;

б) начиная с 1 апреля 2021 года:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года №ПП-4939
"О мерах по кардинальному совершенствованию системы оценки квалификаций и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами"

О документе

Номер документа:ПП-4939
Дата принятия: 31.12.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:31.12.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года, №07/20/4939/1703

Редакции документа

Текущая редакция принята: 16.02.2024  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности в республике № УП-36 от 16.02.2024
Вступила в силу с: 16.02.2024


Редакция от 28.08.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках административных реформ № УП-151 о
Вступила в силу с: 29.08.2023


Редакция от 31.08.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан № УП-214 от 31.08.2022
Вступила в силу с: 31.08.2022


Первоначальная редакция от 31.12.2020