Утратил силу

Документ утратил силу с 20 июля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2022 года №508

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 декабря 2019 года №1050

Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, организациям принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, организациям (по согласованию) представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Мамин

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1050

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

1. Паспорт Программы

Наименование

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы.

Основание для разработки

1. Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года".
2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции".
3. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни".
4. Пункт 8 Указа Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года №633 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции".
5. Указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года №27 "О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс" и предложений, полученных в ходе общенациональной акции "Бірге".
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2018 года №846 "Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы".
7. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана".
8. Протокол совещания у Президента Республики Казахстан по индустриально-инновационному развитию страны в городе Караганде от 23 августа 2019 года.

Ответственный за разработку

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию Программы

Центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора.

Цель

Конкурентоспособная обрабатывающая промышленность Республики Казахстан на внутреннем и внешних рынках.

Задачи

1) углубление индустриализации путем повышения потенциала индустриального предпринимательства;
2) увеличение объемов производства и расширение номенклатуры обработанных товаров, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках;
3) увеличение промышленных мощностей посредством стимулирования развития базовых производств и реализации стратегических проектов;
4) технологическое развитие и цифровизация отраслей обрабатывающей промышленности.

Срок реализации

2020-2025 годы.

Целевые индикаторы

Достижение в 2025 году следующих показателей*:
1) реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,6 раза к уровню 2018 года;
2) рост объема экспорта обрабатывающей промышленности в 1,9 раза к уровню 2018 года;
3) индекс физического объема инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность в 1,6 раза к уровню 2018 года;
4) увеличение количества действующих предприятий обрабатывающей промышленности на 1000 человек экономически активного населения в 1,5 раза к уровню 2018 года;
5) повышение места в Индексе экономической сложности (Гарвард) с 78 до 55 (уровня с -0,31 балла до 0,14 балла).

Источники и объемы финансирования

Общие требуемые расходы из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2020 – 2025 годах составляют 780 797,1 млн. тенге**, в том числе:
2020 год – 146 065,3 млн. тенге;
2021 год – 215 725,1 млн. тенге;
2022 год – 107 896,4 млн. тенге;
2023 год – 107 863,5 млн. тенге;
2024 год – 101 996,9 млн. тенге;
2025 год – 101 249,9 млн. тенге.

Примечание:

*выполнение целевых индикаторов Программы будет зависеть от объемов финансирования Программы на соответствующие финансовые годы;

**суммы будут уточняться в соответствии с республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

2. Введение

В промышленной политике Казахстан придерживается безальтернативного курса на развитие несырьевых секторов экономики, не зависящих от конъюнктуры мировых рынков. Для решения данной задачи в Казахстане с 2010 года поэтапно реализуется новая проактивная индустриальная политика, направленная на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности.

Главной целью государственной политики индустриализации, как катализатора и основы диверсификации всей экономики, является создание условий для развития и становления обрабатывающей промышленности основным драйвером экономики страны.

Стабильный рост и конкурентоспособность обрабатывающего сектора будут достигаться путем создания технологически прогрессивной промышленности, трансформации и цифровизации основных фондов действующих предприятий, ориентированных на создание средне-, высокотехнологичной продукции с последующим выходом на глобальные рынки.

Так, за годы индустриализации достигнуты опережающие темпы роста выпуска продукции обрабатывающей промышленности, в 1,3 раза выросла производительность труда, в 2,1 раз увеличился приток инвестиций в основной капитал предприятий отрасли.

Освоено производство 500 новых видов продукции, ранее не производившихся в Казахстане: грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, лекарственные средства, молочная продукция и другие.

Увеличилось количество товаров, произведенных в Казахстане и конкурентоспособных на внешних рынках, в том числе: турбины паровые, изделия из меди, радиаторы, аккумуляторы, напитки, кондитерские изделия и т.д.

Для качественного индустриального рывка и создания конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, особенно в условиях обострения геополитической ситуации и глобальных торговых войн, требуется проведение последовательной и взвешенной государственной политики с учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства и улучшения социально-экономического развития страны.

В этих целях разработана Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (далее - Программа), которая является логическим продолжением долгосрочного курса по диверсификации экономики.

В современной мировой экономике усиливается глобальная экономическая конкуренция, что ставит перед Казахстаном задачу подготовки своей экономики к "цифровой эпохе". С учетом этого индустриально-инновационное развитие остается одним из основных приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе.

В рамках предстоящей третьей пятилетки индустриализации и в соответствии с основными направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года акцент в государственной промышленной политике будет сделан на создание экспортоориентированной экономики с высокой добавленной стоимостью. Ориентация на экспорт продиктована необходимостью расширения рынков сбыта растущего объема товаров и услуг и встраивания в глобальные цепочки создания стоимости. Экспортоориентированная индустриализация позволит вывести на внешние рынки новые казахстанские товары, в том числе товары высокотехнологичных переделов.

Для этого необходимо предусмотреть комплекс стимулирующих мер для производителей, ориентированных на внешний рынок. И прежде всего в обрабатывающем секторе. В частности, учитывая процесс становления промышленности "цифровой эпохи" будет осуществляться акцентированное стимулирование экспортеров высокотехнологичной продукции и услуг. Механизм государственного стимулирования будет выстроен так, чтобы стимулировать переход предприятий к модели экспортоориентированного развития. Данный механизм также будет направлен на привлечение и удержание внешних инвестиций. Меры по развитию технологий и инноваций в обрабатывающей промышленности станут ключевым фактором развития стратегических конкурентных преимуществ казахстанских товаров и услуг.

Переход к инновационной экономике предполагает продолжение системных реформ в области подготовки кадров, научных и прикладных исследований, поддержки стартапов, трансфера передовых технологии, создания венчурной экосистемы и т.д.

В то же время, проактивная индустриально-инновационная политика государства будет проводиться в партнерстве с бизнесом. Меры по поддержке будут предоставляться в обмен на их встречные обязательства.

Таким образом, в результате происходящей в настоящее время смены технологических и мирохозяйственных укладов, государственная индустриально-инновационная политика должна повысить свою эффективность и способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям. Это предполагает существенное увеличение роли индустриально-инновационного развития и его влияния на обеспечение устойчивого экономического роста.

С учетом вышеизложенного фокусом Программы является создание условий для стимулирования конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Республики Казахстан путем развития производств с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешних рынках через соответствующее финансирование для достижения запланированных амбициозных результатов.

3. Анализ текущей ситуации

3.1. Анализ состояния обрабатывающей промышленности Республики Казахстан за период 2010 - 2018 годы

Межстрановой анализ показывает, что доля обрабатывающей промышленности в мировой экономике составляет 15,6 %1, что выше казахстанского уровня (11,4 %)2. В странах Организации экономического сотрудничества и развития, а также Европейского союза данный показатель составляет в среднем 14 %. Во многих развивающихся странах доля обрабатывающей промышленности достигает 20 - 35 %: к примеру, в Китае - 29 %, Малайзии - 22 %, Индонезии - 20%, в странах постсоветского пространства, в частности, в России - 12 %; Беларуси - 22 %; Украине - 12 %. Успех экономик Китая и Кореи связывают с переходом на индустриальный путь развития, способствующего сохранению высокой доли обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта страны.

За период реализации двух программ индустриализации в 2010-2018 годы сложилась положительная динамика развития обрабатывающей промышленности, объем производства увеличился с 3,8 трлн. тенге в базовом 2010 году до 10,4 трлн. тенге в 2018 году, или в 2,7 раза, в номинальном выражении. Среднегодовой темп роста индекса физического объема промышленного производства обрабатывающей промышленности в указанном периоде составил 4,5 % и увеличился, в совокупности, на 42,3 % (2018 год к уровню 2009 году). Это в два раза выше аналогичного показателя в горнодобывающем секторе (21,4 %).

______________________________________________________________________

(1) World Bank Database.

https://data.worldbank.org/indicator/NV.IND.MANF.ZSend=2017&start=1960&year_high_desc=true

(2) World Bank Database.

Реальный прирост валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности за 2009-2018 годы составил в совокупности 48 %, что соразмерно приросту валового внутреннего продукта Казахстана (47,9 % - 2018 год к 2009 году). Одним из основных факторов такой синхронности является замедление темпов прироста добывающей промышленности Республики Казахстан до 22,9 % в результате снижения цен на сырьевые ресурсы на внешних рынках.

В структуре выпуска обрабатывающей промышленности за 2018 год продолжает превалировать металлургия (44,4 %), в 2010 году - 41,5 %, наблюдается некоторое снижение доли производства продуктов питания (с 18,1 % до 14,7 %), незначительно увеличилась доля машиностроения (с 9,8% до 10,5%), химической промышленности (2,7 % до 3,9 %). Удельный вес остальных отраслей практически не претерпел изменений (рисунок 1).

Рисунок . Отраслевая структура отраслей обрабатывающей промышленности в 2010 и 2018 годах, в % к итогу (100% - вся обрабатывающая промышленность)

Рисунок 1 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Источник: КС МНЭ

В последние 10 лет высокие темпы роста обрабатывающей промышленности Казахстана были обеспечены преимущественно за счет расширения участия страны в мировых сырьевых рынках (базовые металлы и материалы). В настоящее время по мнению международных институтов и представителей бизнес-сообщества, сырьевой супер-цикл закончен. Возможности экономического роста за счет продажи товаров низких переделов исчерпаны.

К примеру, доля металлургической промышленности в объеме обрабатывающей промышленности страны с низким уровнем переделов (производство листов из стали, рафинированной меди и пр.) в период с 2014 по 2018 годы увеличилась с 31,4 % до 44,4 % соответственно, несмотря на тот факт, что в 2019 году произошло снижение цен на Лондонской бирже металлов (The London Metal Exchange). Цена за 1 тонну меди в мае 2018 года составляла 7000 долларов, в 2019 году 6000 долларов.

Назрел вопрос интенсивного развития обрабатывающей промышленности за счет организации производства продуктов наиболее высокотехнологичной сложности, ориентированных на мировую торговлю, не подверженных внезапным изменениям закупочных цен на сырье.

К примеру, в Японии фокус производства сконцентрирован на высокотехнологичной продукции (сталь для судостроения, транспорта, электротехники). В результате этого металлургическое производство Японии является более стабильным к глобальным скачкам цен на сырье (сталь).

Рисунок 2. Сравнение влияния индекса цен стали на черную металлургию в Казахстане и Японии.

Рисунок 2 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Источники: Bloomberg, Bureau of Statistics of Japan, КС МНЭ

В настоящее время государственная поддержка целых отраслей уже не может привнести того значительного эффекта, который требовался в первые годы индустриализации.

Поддержка базового фундамента обрабатывающей промышленности являлась ответной реакцией на всемирный экономический кризис, ставшая своего рода антикризисной мерой для экономики Казахстана.

На данный момент Казахстану необходимо как можно скорее диверсифицировать свою экспортную и потребительскую корзину, отходить от практики поддержки целых отраслей.

Возникла необходимость определения перечня приоритетных товаров обрабатывающей промышленности с высоким уровнем технологической сложности, ориентированных на экспорт и внутренний рынок.

На третьем этапе индустриализации перед Казахстаном стоят задачи качественного роста обрабатывающей промышленности, ориентированные на "развитие". Эти задачи диктуются как внешними "большими вызовами" глобального характера, так и внутренними процессами.

Казахстану необходимо выйти из ресурсной модели роста, несущей в себе определенные угрозы стабильности экономического развития. Индустриальная политика страны определит стратегические подходы, необходимые для перевода вызовов из статуса проблем в категорию возможностей, которыми можно воспользоваться для качественного развития обрабатывающей промышленности.

В региональном разрезе наибольший вклад в развитие обрабатывающей промышленности вносится Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями (в совокупности около 41 %) за счет концентрации в них крупных металлургических предприятий. Туркестанская, Алматинская области и город Алматы обеспечивают более 17 % всей валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Третьей группой регионов (доля каждой от 2 до 8,5 % в валовой добавленной стоимости отрасли) являются город Нур-Султан, Акмолинская, Актюбинская, Костанайская и Атырауская области. И наконец, 4-я группа регионов вносит минимальный вклад - более 6,5 % от общего объема валовой добавленной стоимости - Кызылординская, Мангистауская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области.

Анализ степени концентрации предприятий различных отраслей в региональном разрезе показывает наибольшую сконцентрированность металлургической промышленности (в Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях), на долю которой приходится 76,5 % от валовой добавленной стоимости отрасли. Следующая по величине доли в валовой добавленной стоимости группа предприятий производства продуктов питания характеризуется относительно высокой географической представленностью: на 9 регионов Казахстана приходится более 80 % от валовой добавленной стоимости данной отрасли. Производство кокса и продуктов нефтепереработки сосредоточено, в основном, в 3-х регионах, где располагаются крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы - г. Шымкент, Атырауской и Павлодарской областях, уровень концентрации отрасли в этих регионах составляет 85 %. Строительные материалы производятся повсеместно во всех регионах Казахстана: 79 % валовой добавленной стоимости приходится на 9 регионов.

В обрабатывающей промышленности на начало 2019 года зарегистрировано 23003 предприятия, в том числе 14700 из них - действующие, 8398 - это активные предприятия.

В региональном разрезе наибольшее количество предприятий обрабатывающей промышленности республики зарегистрировано в гг. Алматы (24 %) и Нур-Султане (12 %), а также в Карагандинской области (11 %). По количеству предприятий в регионах преимущество сохраняется за производством продуктов питания, что объективно отражает первостепенные потребности локальных рынков сбыта.

Уровень загрузки производственных мощностей предприятии обрабатывающей промышленности в среднем составляет 44 % - 58 %. По данным Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" загруженность предприятий мебельной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составляет 45 - 59 %.3 Основными причинами недозагруженности отечественных предприятий обрабатывающей промышленности являются нехватка финансовых средств на оборотные средства на модернизацию мощностей, отсутствие или недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем и внешнем рынках, недостаточность либо отсутствие подготовленных кадров для работы на специальном оборудовании, проблемы с сырьем.

Отсутствует коллаборационная связь между предприятиями обрабатывающей промышленности и производителями готовой качественной сырьевой продукции. В связи с этим в стране наблюдается высокая зависимость от импортного сырья и комплектующих, что критично влияет на конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей.

Отсутствие либо недостаток производимого сырья и комплектующих обусловлены следующими причинами:

- технологическая неразвитость сырьевого производства (отсутствие производства высококачественного сырья и материалов);

- экономическая нецелесообразность производства определенных видов сырья (небольшая внутренняя потребность);

- отсутствие базового сырья для организации последующей переработки.

Многие нынешние гиганты обрабатывающей промышленности мира, например, как Южная Корея, некогда занимались лишь производством конечной продукции из сырья и комплектующих, импортированных из разных стран. Такая стратегия получения максимальной выгоды из текущего положения экономики позволила этим странам со временем стать ведущими производителями на мировом рынке в своих отраслях.

__________________________________________________________________

(3) Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" была проведена паспортизация предприятий обрабатывающей промышленности, в рамках которой было охвачено 2102 предприятия, что составляет 14 % от всех действующих или 25 % от активных предприятий.

Вследствие этого, на данный момент весьма актуальным остается развитие собственного несырьевого экспорта за счет стимулирования интеграции и соответственного роста доли экономики Республики Казахстан в мировых производственных и торговых цепочках. Возможно налаживание производств за счет импорта необходимых сырья и комплектующих, углубления их переработки и последующей реализации продукции с большей добавленной стоимостью через принципы импортодополнения.

Важным фактором стабильной жизнедеятельности предприятий является обеспеченность сырьем. Наиболее высокий уровень обеспеченности отечественным сырьем наблюдается в таких отраслях как производство кокса и нефтепереработки (98%), производство металлургической продукции (90 %), производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) (86%).

Вместе с тем, согласно данным паспортизации, треть (32 %) предприятий обрабатывающей промышленности испытывает проблемы с обеспеченностью сырьем, в том числе: предприятия пищевой (42 %), легкой (40 %), мебельной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (9 - 15 %), химической (35 %) и фармацевтической (29 %) промышленности.

В целом, региональная концентрация предприятий в разрезе отраслей отражает близость к сырьевым ресурсам либо наличие спроса на продукцию отрасли на внутренних рынках в крупных мегаполисах, что связано с наличием платежеспособного спроса.

В обрабатывающей промышленности выделяются три группы отраслей в зависимости от их технологической сложности, измеряемой интенсивностью использования технологий в производстве4 высокотехнологичные, среднетехнологичные и низкотехнологичные отрасли.

По итогам 2018 года, наибольший удельный вес в обрабатывающей промышленности Казахстана занимают среднетехнологичные отрасли (47,9 %). Далее - низкотехнологичные (41,2 %); высокотехнологичные (10,9 %). По сравнению с 2010 годом доля высокотехнологичных отраслей повысилась с 8,9 % до 10,9 %, в то же время доля низкотехнологичных отраслей снизилась с 43,1 % до 41,2 %., средне- с 48 % до 47,9 %. Пока эти изменения незначительны для приближения к уровню развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития, в которых основу оптимальной технологической структуры составляют высокотехнологичные и среднетехнологичные производства (около 48 %), причем высокотехнологичные производства занимают около 20 %.5

Среди высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности Республики Казахстан превалирует производство продуктов химической промышленности (3,7 % от общего объема обрабатывающей промышленности) и основных фармацевтических продуктов (2 %). Наибольший удельный вес внутри среднетехнологичных отраслей занимают металлургическая промышленность (44,7 % от всего объема обрабатывающей промышленности) и производство прочей неметаллической минеральной продукции (5,8 %). Среди низкотехнологичных отраслей следует отметить производство продуктов питания (14,9 % от общего объема обрабатывающей промышленности), производство кокса и продуктов нефтепереработки (8,4 %), производство напитков (3,3 %).

В 9 регионах Казахстана доминируют низко-технологические отрасли, в то время как в 7-и преобладает доля продукции средней технологической сложности. К регионам с преобладанием продукции высокой технологической сложности относятся Жамбылская (43,5 %), Мангистауская (18,6 %), Алматинская (26,7 %) и Костанайская (26,3 %) области (рисунок 3).

_________________________________________________________________________

(4) UNIDO. Классификация отраслей обрабатывающей промышленности. https://stat.unido.org/content/focus/classification-of-manufacturing-sectors-by-technological-intensity

4КС МНЭ

(5) Об отраслевых и технологических сдвигах, необходимых для модернизации Российской экономики. С. Акаева, В. Соколов/МИР (Модернизации. Инновации. Развитие), 2016, Т.7, №3, с.38-48

Рисунок 3. Специализация регионов по технологической сложности, 2018 год, в % к итогу=100 % для каждого региона

Рисунок 3 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Источник: КС МНЭ

Комплексное анкетирование (по методологии Института им. Фраунгофера) более 600 предприятий с целью оценки готовности промышленных предприятий к цифровизации выявило, что более 80 % предприятий обрабатывающей и 60 % предприятий добывающей промышленности находятся на уровне Индустрия 2.0 (полуавтоматизированные операции) или на этапе перехода к автоматизированному производству. При этом 3 % в обрабатывающей и 21 % в горнорудной промышленности находятся на уровне Индустрии 3.0 или полностью автоматизированы.

По данным официальной статистики показатели инновационной деятельности Республики Казахстан с момента реализации программ индустриально-инновационного развития показывают положительную динамику.

Инновационная активность предприятий обрабатывающей промышленности с 2010 года по 2018 год увеличилась в 3 раза, с 4,6 % до 15,8 %.

Затраты на технологические инновации в обрабатывающей промышленности по итогам 2018 года составили 610,8 млрд. тенге (202,9 млрд. тенге в 2014 году).

Объем произведенной инновационной продукции в обрабатывающей промышленности увеличился в 7,5 раза и достиг 930,1 млрд. тенге в 2018 году по отношению к 2010 году. Экспорт инновационной продукции увеличился более чем в 5 раз с 31 427,8 млн. тенге в 2015 году до 161 671,9 млн. тенге в 2018 году. Несмотря на столь высокий показатель роста, доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте остается на крайне низком уровне - 1,6 %.

Несмотря на то, что в стране наблюдается рост объема затрат на инновации, в выпуске инновационной продукции Казахстан все еще отстает от технологически развитых стран. Так, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, по итогам 2018 года составил 6,6 % против 34 %, 36,7 % и 55 % в Великобритании, Франции и Германии соответственно6. При этом согласно показателю глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по фактору "инновационный потенциал" в 2018 году Казахстан занял 87 место, по данным рейтинга Глобального индекса инноваций Казахстан занимает 74 место (Россия - 46, Украина - 44).

Показатель затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Казахстане составляет 0,12 % валового внутреннего продукта, в то время как в странах Европейского союза он равен 2 %, в отдельных странах доходит до 3 - 4 % (например, Израиль - 4,5 %, Швеция - 3,3 %), минимальный показатель - 0,5 % в Латвии.

Технологическая модернизация, проведенная отдельными крупными компаниями Казахстана, а также прилагаемые меры государственной политики позволили увеличить рост производительности труда на одного занятого с 4367,0 тыс. тенге в 2010 году до 11849,0 тыс. тенге в 2018 году. На рост производительности труда в обрабатывающей промышленности также повлиял низкий вклад показателя занятости, который при сопоставлении с темпами роста выпуска отрасли способствовал опережающему приросту производительности труда, по сравнению с аналогичными показателями в целом по экономике и всей промышленности. Так, если за анализируемый период кумулятивно производительность труда по всей экономике и отдельно в промышленности выросла на 33,5 % и 10,9 %, соответственно, то в обрабатывающей промышленности рост показателя сложился на отметке 34,8 %.

Однако девальвационные процессы, имевшие место в анализируемом периоде, снизили картину роста производительности труда в экономике Казахстана при сопоставлении с аналогичными показателями других стран в долларовом эквиваленте. В результате резкого обесценения тенге в 2014 - 2016 годах рост производительности труда в обрабатывающей промышленности Казахстана в долларовом выражении составил в 2018 году 35,3 тыс. долларов США (для сравнения: в 2013 году - 45,9 тыс. долларов США). Кроме того, согласно оценке международных экспертов, одной из причин низких темпов роста производительности труда является несфокусированная государственная поддержка, охватывающая в т.ч. неэффективные компании7.

Рисунок 4. Производительность труда в целом по экономике, промышленности и отраслям промышленности Республики Казахстан в 2010 - 2018 годы, тыс. долларов США/чел.

Рисунок 4 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Источник: КС МНЭ

С учетом вышеизложенного производительность труда в целом по экономике Казахстана продолжает оставаться на низком уровне, в 5,7 раза ниже уровня развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (16,5 тыс. долларов США против 94,6 тыс. долларов США за 2017 год). Производительность труда в обрабатывающей промышленности Республики Казахстан увеличилась в 2018 году к уровню 2010 года всего на 6 % в долларовом эквиваленте, для сравнения, в среднем по странам Европейского союза (28 стран), рост в 2017 году, по сравнению с 2009 годом, составил 30,6 %, в том числе в странах Еврозоны - на 34,9 %.

Сравнительный анализ производительности труда отдельных отраслей обрабатывающей промышленности показывает сильный разброс в значениях: от 257,1 тыс. долл. США в производстве кокса и продуктов нефтепереработки до 5,6 тыс. долл. США в легкой промышленности.

________________________________________________________________________

(6) http://www.cnews.ru/reviews/it_v_promyshlennosti_2018.

(7) Всемирный банк, доклад "Преодоление стагнации производительности"

Рисунок 5. Производительность труда по отдельным видам экономической деятельности обрабатывающей промышленности Республики Казахстан в 2018 году, тыс. долларов США/чел.

Рисунок 5 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Источник: КС МНЭ

Внешнеторговый баланс обрабатывающей промышленности Казахстана на всем протяжении анализируемого периода оставался отрицательным. По итогам 2018 года импорт составил 30,5 млрд. долл. США, превысив экспорт (15,8 млрд. долл. США) на 14,7 млрд. долл. США.

Среднегодовые темпы роста экспорта обрабатывающей промышленности Казахстана в анализируемом периоде составили 2 %, что намного ниже аналогичных показателей, к примеру, России (7,5 %), США (3,8 %), Германии (5,9 %), Великобритании (2,4 %).

В товарной структуре наибольшие объемы экспорта обрабатывающей промышленности за 2010 - 2018 годы приходятся на 3 группы отраслей - металлургию, производство кокса и продуктов нефтепереработки и продукцию химической промышленности. Далее следуют продукты питания и напитки, а также продукция машиностроения. Страна является одним из мировых лидеров по поставкам отдельных видов ферросплавов, желтого фосфора, муки, хлопкового масла. Произошел существенный сдвиг в металлургии: осуществлен переход от производства базовых металлов (меди, свинца, цинка и др.), полупродуктов (слябов, блюмов и др. заготовок) и полуфабрикатов (прокатной продукции) к выпуску готовых изделий (стальных труб, металлоконструкций, рельсов, проволоки).

Импорт продукции обрабатывающей промышленности в Казахстан за анализируемый период составил в среднегодовом выражении около 30,5 млрд. долл. США, или 90,5 % от общего объема импорта товаров. В 2014 - 2016 годах импорт сокращался, преимущественно, по причине девальвации тенге и, соответственно, снижении ценовой конкурентоспособности импортных товаров по сравнению с отечественными.

Наибольшие объемы импорта за 2010 - 2018 годы приходятся на 5 групп отраслей - машиностроение, металлургическая промышленность, химическая промышленность, производство продуктов питания и напитков.

В структуре импорта превалирует продукция высоко (56 %) и среднетехнологичных (18 %) отраслей, в сумме составляющих 73 % от всего импорта (по данным за 2018 год). Оставшиеся 27 % приходятся на товары низкотехнологичных отраслей, в т.ч. потребительские товары - продукты питания, напитки, табак и одежда и др. Изделия легкой промышленности занимают 13,4 %.

В Казахстане отмечается положительная динамика притока инвестиций в обрабатывающую промышленность. В 2018 году объем привлеченных предприятиями обрабатывающей промышленности Казахстана инвестиций в основной капитал составил 1242 млрд. тенге, что втрое выше аналогичного показателя в 2010 году (413 млрд. тенге). Тем не менее, эти объемы инвестирования продолжают оставаться ниже объемов инвестиций, поступивших в основной капитал добывающих отраслей (4494,0 млрд. тенге в 2018 году), более чем в 3,5 раза.

Приток инвестиций в основной капитал обрабатывающей отрасли в разрезе всей экономики и промышленности сопоставим со вкладом обрабатывающей промышленности в валовый внутренний продукт страны и промышленности, в целом, за анализируемый период. Так, за анализируемый период инвестиции в основной капитал (в текущих ценах) по всей экономике и промышленности кумулятивно выросли на 144,8 % и 198,8 %, соответственно. Из них 19,6 п.п. и 59,7 п.п. приходятся на обрабатывающую промышленность.

Рисунок 6. Декомпозиция накопленных темпов роста инвестиций в основной капитал по всей экономике и промышленности за 2010-2018 годы, в %

Рисунок 6 к ПП РК от 31.12.2019 №1050

Расчеты ЦИПЭ по данным КС МНЭ

Наибольший объем инвестиций за весь анализируемый период поступил в металлургическую промышленность - 34,6 % от суммарного объема инвестиций за весь период, производство кокса и продуктов нефтепереработки - 23,9 %, прочей неметаллической минеральной продукции - 9,5 %, химической продукции - 8,5 %, продуктов питания - 7,7 %. Объемы инвестиций, привлеченные в основной капитал остальных секторов обрабатывающей промышленности, незначительны (в пределах от 1 до 2% от общего объема).

Распределение инвестиций в обрабатывающую промышленность по регионам Республики Казахстан зависит от отраслевой специализации и географической концентрации промышленных предприятий. Больше всего инвестиций в основной капитал вкладывается в тех регионах, где располагаются крупные предприятия базовых отраслей обрабатывающей промышленности (металлургической и нефтеперерабатывающей) - это Павлодарская, Карагандинская, Туркестанская, Атырауская области.

В аутсайдерах, получивших за анализируемый период менее 150 млрд. тенге инвестиций в обрабатывающую промышленность, оказались Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Костанайская области.

Для привлечения инвестиций и продвижения экспорта в Казахстане созданы специальные экономические зоны и индустриальные зоны, составляющие инфраструктуру индустриально-инновационной системы страны. На сегодняшний день в стране функционирует 13 специальных экономических зон и 23 индустриальные зоны.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 3.1. Анализ состояния обрабатывающей промышленности Республики Казахстан за период 2010 - 2018 годы 3.2. Оценка мер государственной поддержки 3.3. Анализ международного опыта государственной политики в области индустриально-инновационного развития 3.4. Основные тенденции мирового развития, оказывающие воздействие на развитие обрабатывающей промышленности Казахстана (глобальные мегатренды) 3.5. Анализ состояния внутреннего рынка регулируемых закупок товаров, работ и услуг 3.6. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в сфере индустриально-инновационного развития 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 6. Необходимые ресурсы Приложение План мероприятий по реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года №1050
"Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы"

О документе

Номер документа:1050
Дата принятия: 31.12.2019
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01.01.2020
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:20.07.2022

Документ утратил силу с 20 июля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2022 года №508

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.