Утратил силу

Документ утратил силу с 23 сентября 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года №733

Внимание! Документ предоставлен по состоянию на 31 декабря 2021 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 декабря 2019 года №990

Об утверждении Государственной программы развития регионов на 2020 - 2025 годы

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 31.12.2020 г. №952)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития регионов на 2020 - 2025 годы (далее - Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию) представлять информацию об исполнении Плана мероприятий по реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Мамин

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №990

Государственная программа развития регионов на 2020 - 2025 годы

1. Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа развития регионов на 2020 - 2025 годы

Основание для разработки

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636;
Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 9 октября 2019 года №185;
пункт 59 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года №772;
пункт 91 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс" и предложений, полученных в ходе общенациональной акции "Бірге", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года №27;
поручения Елбасы, озвученные на XVIII очередном съезде партии "Нур Отан" 27 февраля 2019 года, по вопросам реализации региональной политики
 

Разработчик Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан
 

Государственные органы, ответственные
за реализацию Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, АО "ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), АО "НГК "Казгеология" (по согласованию)
 

Цель
Программы

Повышение экономической конкурентоспособности регионов и улучшение качества жизни населения через управляемую урбанизацию

Задачи
Программы

1. Развитие функциональных городских районов - агломераций с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе
2. Развитие функциональных городских районов с центрами в областных центрах, городе Семее
3. Развитие моногородов с численностью населения более 50 тысяч человек, не входящих в состав функциональных городских районов
4. Развитие приграничных моно- и малых городов с прилегающими территориями
5. Развитие сельских населенных пунктов
 

 

Сроки
реализации

2020 - 2025 годы

Целевые индикаторы

Целевые индикаторы

2020 год

2021
год

2022
год

2023 год

2024
год

2025 год

1. Уровень урбанизации*, % (на конец года)

По республике в среднем

59,5

60,1

60,7

61,3

62,0

62,6

Акмолинская область

48,6

49,0

49,3

49,6

50,0

50,4

Актюбинская область

70,7

71,2

71,7

72,2

72,7

73,2

Алматинская область

24,5

24,7

24,8

25,0

25,2

25,4

Атырауская область

53,3

53,9

54,5

55,1

55,8

56,4

Восточно-Казахстанская область

62,8

63,4

64,0

64,7

65,3

65,9

Жамбылская область

40,9

41,2

41,5

41,8

42,0

42,3

Западно-Казахстанская область

53,7

54,3

55,0

55,6

56,2

56,8

Карагандинская область

80,8

81,3

81,9

82,5

83,0

83,6

Костанайская область

55,6

56,2

56,8

57,4

58,1

58,7

Кызылординская область

45,1

45,7

46,3

47,0

47,6

48,2

Мангистауская область

43,3

43,6

43,9

44,2

44,5

44,8

Павлодарская область

71,8

72,3

72,8

73,3

73,8

74,3

Северо-Казахстанская область

47,0

47,7

48,3

48,9

49,5

50,1

Туркестанская область

20,1

20,2

20,4

20,5

20,7

20,8

г. Нур-Султан

100

100

100

100

100

100

г. Алматы

100

100

100

100

100

100

г. Шымкент

100

100

100

100

100

100

2. Разрыв развития по ВРП на душу населения между регионами**, раз

по республике

3,1

3,0

3,0

2,9

2,8

2,7

3. Темпы роста реальных денежных доходов населения***, %

По республике в среднем

12,0

18,2

23,8

29,7

35,9

42,3

Акмолинская область

23,8

33,2

42,2

51,8

62,1

73,0

Актюбинская область

18,2

26,4

34,1

42,3

51,0

60,2

Алматинская область

27,4

38,9

50,4

62,8

76,3

90,9

Атырауская область

1,8

6,1

9,7

13,5

17,4

21,4

Восточно-Казахстанская область

19,2

26,3

32,9

39,8

47,0

54,7

Жамбылская область

12,7

17,8

22,1

26,7

31,4

36,2

Западно-Казахстанская область

7,6

12,4

16,6

20,9

25,3

30,0

Карагандинская область

13,8

18,9

23,3

27,9

32,6

37,5

Костанайская область

25,5

35,2

44,5

54,5

65,2

76,6

Кызылординская область

12,3

17,3

21,7

26,2

30,8

35,7

Мангистауская область

8,8

17,6

26,1

35,2

44,9

55,4

Павлодарская область

13,4

21,0

28,1

35,6

43,6

52,0

Северо-Казахстанская область

13,2

19,7

25,7

31,9

38,5

45,4

Туркестанская область

4,8

9,5

13,6

17,8

22,2

26,7

г. Нур-Султан

6,4

12,5

18,0

23,9

30,0

36,4

г. Алматы

7,6

13,0

17,8

22,8

28,0

33,4

г. Шымкент

5,1

10,0

14,4

19,1

24,0

29,1


* Прогнозные значения уровня урбанизации на 2020-2025 годы рассчитаны на основе темпов роста/снижения уровня урбанизации за 2000-2018 годы.
** Прогнозные значения разрыва по ВРП на душу населения между регионами на 2020 - 2025 годы рассчитаны на основе анализа темпов роста/снижения объемов ВРП по 16 регионам за 2016-2017 годы и по 17 регионам за 2018 год.
*** Прогнозные значения темпов роста реальных денежных доходов населения на 2020 - 2025 годы рассчитаны на основе анализа темпов роста/снижения реальных денежных доходов по отношению к 2016 году.
 

Источники и объемы финансирования

Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования Государственной программы составляют:

млн. тенге



2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

2025 год

РБ*

95 636

123 151

66 415

16 348

15 736



МБ*

6 742

34 981

10 885

22 128

19 884



Внебюджетные средства

15

305

318

275

58



Все средства

102 393

158 437

77 618

38 751

35 678




* Объем средств будет уточняться по мере утверждения и уточнения республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

 

2. Введение

Государственная программа развития регионов на 2020 - 2025 годы (далее - Государственная программа) разработана в реализацию Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года (далее - Прогнозная схема), Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни", поручений Елбасы, озвученных на XVIII очередном съезде партии "Нур Отан", по вопросам реализации региональной политики.

Прогнозная схема является инструментом реализации региональной политики и определяет долгосрочное видение развития страны в части расселения населения, размещения инфраструктуры, иных аспектов эффективного использования территорий.

В Прогнозной схеме Казахстан рассматривается как открытая система, подверженная современным глобальным трендам (глобализация, цифровизация экономики, внешняя миграция). В Прогнозной схеме определены теоретические основы перспектив развития крупных и больших городов как драйверов роста несырьевого валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны.

С учетом решаемых в рамках Государственной программы задач употребляются нижеследующие термины:

1) агломерация - урбанизированное скопление близко расположенных населенных пунктов вокруг одного (моноцентрическая) или нескольких (полицентрическая) городов-ядер, объединенных между собой постоянными производственными, культурно-бытовыми и иными связями, а также имеющих тенденцию к территориальному слиянию.

Основными критериями определения агломераций в Казахстане являются:

административный статус города-центра (столица, город республиканского значения, город областного значения);

демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток, ресурсную базу (земельные, водные, продовольственные ресурсы);

логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;

экономический потенциал, то есть развитость города-центра (индустриально-инновационный, сервисный, трудовой, финансовый, научный потенциал);

2) функциональный городской район (далее - ФГР) - это аналог агломерационных образований на региональном уровне. При этом ФГР объединяет:

а) город-ядро с населением не менее 100 тыс. человек и плотностью не менее 1000 чел. на 1 кв. км (при этом не являющийся частью другого ФГР или моногородом);

б) окружающие населенные пункты, расположенные в радиусе не более 30 км от города-ядра, не менее 15% трудового населения которых участвует в ежедневной маятниковой миграции в город-ядро;

3) моногород - город, где основная часть (20% и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.

В категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тыс. человек, характеризующихся одним из следующих критериев:

объем промышленного производства градообразующих предприятий города, в основном добывающего сектора, составляет более 20% от общегородского объема производства (моноспециализация);

на градообразующих предприятиях города занято более 20% от общей численности занятого населения;

города, в которых в настоящее время градообразующие предприятия работают частично или приостановили деятельность (при этом зачастую моногородам административно подчинены пригородные поселки и сельские населенные пункты, экономически тесно связанные с городом);

4) малый город - город с численностью населения до 50 тыс. человек;

5) опорный сельский населенный пункт - благоустроенный сельский населенный пункт (далее - СНП), в котором создается инфраструктура для обеспечения государственными и социальными услугами проживающему в нем населению и жителям прилегающих СНП, составляющих сельский кластер.

Сельский кластер - совокупность опорного села и окружающих его сел на расстоянии около 10-15 км удаленности. При этом расстояние по формированию сельских кластеров составляет 10 км для густонаселенных (Туркестанская, Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Кызылординская области) и 15 км для средненаселенных регионов Республики Казахстан (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области);

6) приграничные территории - территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от Государственной границы Республики Казахстан;

7) центры экономического роста - конкретные населенные пункты, выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса, являющиеся благодаря "эффекту масштаба" полюсами притяжения (концентрации) факторов производства, и где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги.

В настоящей Государственной программе в число центров экономического роста включены:

в масштабах страны - ФГР с центрами в городах "первого уровня" (агломерации с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе);

в масштабах регионов - ФГР с центрами в городах "второго уровня" (областные центры, город Семей);

8) уполномоченный орган - центральный государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в сфере регионального развития;

9) Совет по региональной политике - консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан;

10) Межведомственная комиссия по вопросам региональной политики - консультативно-совещательный орган при уполномоченном органе (далее - МВК);

11) "якорный" инвестиционный проект - средний инвестиционный проект, реализуемый в несырьевых секторах экономики Казахстана и направленный на диверсификацию экономики моно- или малого города, на котором планируется создание не менее 50 постоянных рабочих мест.

3. Анализ текущей ситуации

Программа развития регионов реализуется с 2014 года (постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года придан статус Государственной программы) и охватывает вопросы развития агломераций, моно- и малых городов, а также сел с высоким потенциалом развития.

В 2019 году заканчивается первая пятилетка данной Программы и по итогам ее реализации были получены следующие результаты.

Население 4-х крупных агломераций (с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Актобе и Шымкенте с близлежащими населенными пунктами) увеличилось на 1 млн. человек.

Снижен износ сетей водоснабжения в моногородах на 10% и электросетей на 12%.

За 5 лет 17 тыс. специалистам социальной сферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе "С дипломом в село!".

В рамках поддержки системы местного самоуправления были реализованы 8 тыс. проектов по благоустройству сел. Улучшена инфраструктура в селах для 700 тыс. сельчан.

Всего на указанные мероприятия было выделено 252 млрд. тенге.

Также проводились мероприятия по развитию водоснабжения и строительству жилья.

С 2017 года мероприятия по строительству жилья были интегрированы в Государственную программу жилищного строительства "Нурлы жер" на 2015-2019 годы. С 2020 года вопросы водоснабжения, водоотведения и жилищно-коммунального хозяйства будут реализовываться в рамках Государственной программы жилищно-коммунального развития "Нурлы жер" на 2020 - 2025 годы.

За 5 лет реализации Государственной программы развития регионов на развитие инженерной инфраструктуры было выделено 1,4 трлн.тенге.

Исследования Всемирного банка (далее - ВБ), Программы развития ООН (далее - ПРООН), Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) свидетельствуют, что в настоящее время долгосрочными драйверами экономического роста государств являются не отдельные отрасли или регионы (области) как таковые, а концентрация рабочей силы (талантливой молодежи и специалистов) в крупных городах с привлекательными условиями жизни. ПРООН в Национальном докладе о человеческом развитии в Республике Казахстан за 2018 год "Урбанизация как ускоритель инклюзивного и устойчивого развития в Казахстане" констатирует, что, по сути, очень немногим странам удалось достичь уровня дохода на душу населения в размере 10 тыс. долларов США при доле городского населения менее 60%. В этой связи там же отмечается, что хотя урбанизация сама по себе не гарантирует экономический рост, устойчивое экономическое развитие не происходит в отсутствие урбанизации.

Анализ регионального развития экономически развитых стран свидетельствует, что рост городов является важным институциональным условием социально-экономического подъема и для Казахстана. Так, уровень урбанизации в топ-"тридцатке" стран по Индексу человеческого развития составляет 80% и более. В странах ОЭСР данный показатель достиг в среднем 77%. Фактически аналогичная ситуация наблюдается в странах с огромными территориями и малой плотностью населения на единицу площади, наподобие Казахстана, но с высоким уровнем ВВП на душу населения или динамично развивающихся. Так, в Австралии доля городского населения составляет около 90%, Канаде - 82%, Аргентине - 87%, Бразилии - 75%. Одновременно для всех перечисленных стран характерным является проживание основной части городского населения в крупнейших и известных во всем мире городах (Сидней, Мельбурн, Торонто, Монреаль, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и другие).

В этом плане еще в 2006 году была принята Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года. Уникальность документа в том, что впервые в Казахстане в противовес существовавшей теории равномерного развития областей признано необходимым формирование центров экономического роста на страновом и региональном уровнях. Это подразумевало приоритетное развитие столицы, города республиканского значения - Алматы и областных центров. В данную Стратегию была заложена идея, что имеется прямая зависимость между ростом крупных и больших городов или урбанистическими процессами и инновационным развитием экономики, улучшением качества жизни.

В целом за последние 10 лет численность городского населения увеличивается с опережением в сравнении с ростом сельского населения. Так, численность горожан с 2009 по 2019 годы (данные на начало года) увеличилась на 23,5%, сельского - на 5,2%, при росте всего населения страны на 15,1%.

Уровень урбанизации в Казахстане составил на начало 2019 года 58,2% или увеличился за 2018 год на 0,8 процентных пункта (в 2017 году - 57,4%, в 2016 году - 57,2%, в 2015 году - 56,8% и в 2014 году - 56,6%).

Однако, несмотря на намеченные Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года и Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны до 2020 года меры по развитию крупных и больших городов, темпы урбанизации в Казахстане имеют неоднозначную картину. Так с 1990 по 2001 годы доля городского населения уменьшилась с 54,8% до 50,3% и на 1 января 2019 года достигла уровня 58,2%. Эти данные свидетельствуют, что за 28 лет фактический рост городского населения составил (по тем или иным причинам) всего около 3%, тогда как уровня урбанизации с 56% до 70% достигли: Южная Корея за 7 лет (1980-1987 годы), Саудовская Аравия - 8 лет (1974-1982), Малайзия - 12 лет (1996-2008).

Кроме недостаточных темпов урбанизации, в Казахстане имеется ряд других проблем городского развития. Это:

1) "недоурбанизированность" страны, поскольку имеется много малых/средних городов (27 моно- и 41 малый город), а на долю 3-х крупных городов (Нур-Султан, Алматы, Шымкент) приходится только 21% всего населения. Это ниже, чем в большинстве стран ОЭСР - средняя: 38% (ОЭСР, семинар в г. Астане, 4-7 декабря 2018 года).

2) высокая стоимость жизни в крупных городах страны по сравнению с малыми городами и сельской местностью, а также почти полное отсутствие арендного жилья за пределами столицы (например, во Франции 40% жилищного фонда - арендное жилье). В городах Алматы и Нур-Султане стоимость жизни на 190% и 240% дороже, чем в среднем по стране. Как отметил представитель ВБ на семинаре, организованном ОЭСР 4-7 декабря 2018 года в городе Астане, расходы на жилье в столице и Алматы "более недоступны, чем в знаменитых эксклюзивных городах, таких как Сан-Франциско и Ванкувер". В этой связи в нынешних условиях сельские семьи не могут свободно переместиться в крупные города, где перспективы занятости лучше, а средние доходы выше. Высокая стоимость жизни в городах, наряду с отсутствием рынка арендного жилья, делает самые динамичные населенные пункты недоступными для большинства семей с низкими доходами, то есть сельских жителей и жителей отдаленных моно- и малых городов.

3) недостаточная внутренняя мобильность населения, которая значительно ниже, чем в США, Японии, Канаде, Китае и других экономически развитых государствах. Однако внутренняя миграция является решающим фактором будущего экономического роста страны, поскольку необходима концентрация специалистов в крупных городах, являющихся драйверами развития.

4) слабая интеграция сельского населения в городскую среду, связанная с формированием элементов "ложной урбанизации", то есть рост городского населения и расширение территорий без вовлечения новых горожан в культурно-экономическую среду. Так, в городах возникают очаги сельского образа жизни с маргинализацией жителей и увеличением доли самозанятых.

5) преобладание индивидуальной жилищной застройки, в основном, на периферии городов, формирует малонаселенные (некомпактные) жилые районы. Эти районы зачастую не в полной мере обеспечены коммунальной инфраструктурой, в первую очередь канализацией.

6) согласно рекомендациям ОЭСР (Обзор политики городского развития, разработанный и опубликованный в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 января 2015 года №10 "О подписании Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта Страновой программы по сотрудничеству между Казахстаном и Организацией экономического сотрудничества и развития") необходимо приведение в соответствие отдельных положений генеральных планов городов со стратегическими и программными документами и бюджетным планированием в связи с тем, что у части городов недостаточно изложены концепции развития, которые комплексно предусматривали бы экономические, социальные, экологические меры, а также решали бы вопросы рационального землепользования (особенно на периферии городов) и финансирования модернизации инженерной инфраструктуры. В регионах сохраняются устаревшие подходы к городскому развитию, слабо применяются современные стандарты качества и принципы развития городской среды. В городах остаются специализированные территории - центр-окраины, спальные и промышленные районы, торговые районы и зоны отдыха, недоступные населению без использования транспорта. Жилищная застройка на периферии городов осуществляется с увеличением городских территорий в ущерб землям сельскохозяйственного назначения и зон рекреации.

В целом недостаточный уровень урбанизации и, как отмечено выше недостаточная доля населения крупных городов ("недоурбанизированность" страны) влекут существенные диспропорции в развитии регионов. Так, по предварительным итогам 2018 года, разрыв по валовому региональному продукту (далее - ВРП) на душу населения между регионами с наибольшим и наименьшим значениями данного показателя (Атырауская и Туркестанская области) составляет 15 раз. Это связано, с одной стороны, со значительным ростом ВРП на душу населения по Атырауской области (с 9,4 млн. тенге в 2017 году до 12,6 млн. тенге в 2018 году), обусловленным сложившейся конъюнктурой цен на сырьевых товарных рынках. Вместе с тем, имеется ряд областей (Алматинская, Жамбылская, Туркестанская), где ВРП на душу населения значительно ниже (в 3-4 раза) среднереспубликанского (3,3 млн.тенге). Эти три региона являются областями с наименьшим уровнем урбанизации (менее 40%), с большой долей сельского населения и, соответственно, проблемами занятости и низких доходов.

Диспропорции в развитии регионов также выражены в неодинаковой обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой. Так, удельный вес местных автомобильных дорог в неудовлетворительном состоянии отмечен в областях: Западно-Казахстанской - 72%, Актюбинской - 50,5%, Атырауской - 48,9%, Северо-Казахстанской - 42% и Кызылординской - 37%. Уровень обеспеченности регионов централизованным водоснабжением показывает, что в сельской местности наименее обеспечены Жамбылская (53,3%), Восточно-Казахстанская (51,1%), Западно-Казахстанская (44,8%), Костанайская (31,2%), Павлодарская (27,9%) области. Системами водоотведения СНП обеспечены в областях: Мангистауской - 3,8%, Северо-Казахстанской - 0,6%, Кызылординской - 0,4%. Согласно проведенному анализу обеспеченности водоотведением СНП в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях эти системы отсутствуют. Кроме того, износ сетей электроснабжения в Западно-Казахстанской области доходит до 85%, износ оборудования теплоисточников в отдельных населенных пунктах (Аркалык и другие) также доходит до 85%.

Недостаточный уровень урбанизации, сырьевой профиль экономики регионов, кроме городов Нур-Султана и Алматы, низкая производительность труда в сельском хозяйстве, недостаточный объем привлекаемых инвестиций, неразвитость отдельных секторов экономики (обрабатывающая промышленность, внутренний туризм и другие) также влекут устойчивую диспропорцию в доходах населения в разрезе областей.

Данные диспропорции в уровне доходов населения по регионам решаются путем диверсификации экономики в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития, развития предпринимательства в рамках государственных программ поддержки и развития предпринимательства, продуктивной занятости и массового предпринимательства "Енбек". При этом ускоренная управляемая урбанизация страны напрямую будет влиять на снижение диспропорций между регионами по уровню доходов населения в связи с увеличением высокодоходных рабочих мест в городах.

Касательно развития ФГР. В отличие от приведенных выше примеров по странам с большими территориями, где основное городское население сосредоточено в мегаполисах, в Казахстане следует развивать помимо городов-миллионников и областные центры. Правильность этой идеи находит свое подтверждение в Национальном докладе о человеческом развитии в Республике Казахстан за 2018 год, подготовленном ПРООН. Так, в документе отмечается, что "Разным странам мира следует стремиться к реализации разных моделей концентрации населения в крупных городах. Некоторые страны отдают предпочтение развитию супергородов с населением свыше 20 миллионов человек (например, Шанхай или Пекин) или мегарегионов с населением до 55 миллионов человек (например, Нью-Йоркская агломерация, объединяющая большую часть трех штатов в Соединенных Штатах). Однако "широко распространено ошибочное представление о том, что мегаполисы являлись движущей силой глобального роста в течение последних 15 лет ... Напротив, ожидается, что к 2025 году 577 средних городов (с населением от 150 000 до 10 миллионов человек) будут обеспечивать более половины глобального роста" (McKinsey, 2011).".

В этом плане в рамках поручения Елбасы в 2019 году акиматами областей, городов республиканского значения и столицы разрабатываются стратегии развития крупных городов страны до 2050 года с учетом перспективной численности городского населения - городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, областных центров и города Семей.

Для оказания организационно-методической помощи местным исполнительным органам принята методика по разработке стратегий развития городов республиканского и областного значений (приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 января 2019 года №3). В данной методике даны рекомендации по порядку разработки стратегий крупных городов, структуре документа, подходам изложения видения развития крупных городов на перспективу. В целом, несмотря на имеющиеся различия в текущем социально-экономическом состоянии крупных и больших городов Казахстана, имеются общие концептуальные тренды (тенденции) их развития, которые необходимо учитывать при разработке указанных стратегий.

Эти тенденции необходимо раскрыть в соответствующих разделах стратегий развития городов республиканского значения, столицы, областных центров и города Семей:

1) стратегическое видение развития города и его роль в мировом и региональном (евразийском) пространстве;

2) стратегические направления развития города:

системная диверсификация экономики (новые технологии в производстве; цифровизация экономики; зеленая экономика, тесная научно-производственная связь университетов и предприятий; развитие сферы услуг, в том числе туризма, финансовые услуги и другие; развитие креативных секторов экономики (рекламная деятельность, архитектура, дизайн, визуальное современное искусство и другие); формирование бренда города на долгосрочную перспективу; создание комфортных условий проживания для высококлассных иностранных специалистов и отечественных талантов;

человеческое развитие (создание условий для получения высококлассного школьного, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, формирование университетов мирового/регионального (евразийского) уровня, привлечение филиалов известных в мире университетов, развитая сфера культуры, качественное здравоохранение и здоровая длительная жизнь, высокие доходы населения, доступное и комфортное жилье, высококлассная инженерная и транспортная инфраструктура, развитый общественный транспорт);

окружающая среда: качественная экология и комфортная городская среда (компактная городская застройка, "шаговая" доступность объектов преимущественно пешим ходом или на велосипеде, зеленая городская среда и другие);

smartcity/цифровизация - формирование и использование современных информационных систем для эффективного управления городской инфраструктурой (безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, социальная сфера, экология, управление городом, бизнес и другие);

городское планирование. Стратегии развития городов должны предусматривать транспарентность, поддержку бизнес-сообществом и населением планируемых мер по градостроительной и архитектурной деятельности, соответствие градостроительного планирования стратегии развития конкретного города. При определении целевых индикаторов городского планирования необходимо использовать подходы ООН-Хабитат, ОЭСР и ВБ, результаты опроса бизнес-сообщества и населения по предлагаемому пространственному развитию города.

В целом по проекту стратегии развития города должны проводиться общественные слушания в соответствии с типовыми требованиями к порядку организации и проведения общественных слушаний, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1191.

В рамках Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 5 октября 2018 года поставлена задача по обеспечению роста благосостояния казахстанцев посредством повышения доходов и качества жизни.

В Послании было отмечено, что каждый регион и крупный город должны развиваться, опираясь на собственную модель устойчивого экономического роста и занятости, с учетом имеющихся конкурентных преимуществ.

В этой связи поручено разработать систему региональных стандартов для различных населенных пунктов - от опорных сел до городов республиканского значения (далее - система региональных стандартов), которая включала бы конкретные показатели перечня и доступности социальных благ и государственных услуг, обеспеченности транспортной, культурно-спортивной, деловой, производственной, цифровой и другой инфраструктурой.

В реализацию данного поручения в апреле 2019 года был принят совместный приказ центральных государственных органов (министерства национальной экономики, культуры и спорта, индустрии и инфраструктурного развития, образования и науки, цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, здравоохранения) по утверждению системы региональных стандартов.

Система региональных стандартов предусматривает обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг (благ) населению в зависимости от типа (город, село) и размера (численности населения) населенных пунктов.

Система региональных стандартов предназначена:

1) для центральных государственных органов - при планировании социально-экономического, регионального развития страны;

2) для местных исполнительных органов - в целях решения региональных проблем и повышения качества жизни в конкретных населенных пунктах.

Определены следующие принципы системы региональных стандартов:

1) для городской местности: обеспеченность всех городов объектами и услугами (благами) по принципу "20-минутной шаговой доступности" населения к ним. Для внедрения системы региональных стандартов в городских населенных пунктах принято решение условно поделить селитебную территорию города на планировочные сектора с населением порядка 10 тыс. человек в каждом и размещать на территории каждого планировочного сектора обязательный перечень инфраструктурных объектов и услуг. При этом города с численностью населения менее 10 тыс. человек предлагается считать одним планировочным сектором.

2) для сельской местности: обеспеченность сел объектами и услугами (благами) на основании их перспективности развития (районные центры, центры сельских округов, остальные села с небольшой численностью населения).

Для районных центров перечень объектов и услуг (благ) состоит из 32 наименований, центров сельских округов - 24, остальных сел - 12, для планировочного сектора в городе - 51 (согласно приложению 1 к настоящей Государственной программе).

В целом определение критериев и требований системы региональных стандартов отражено в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2030 года. В целях реализации вышестоящего документа Системы государственного планирования в Республике Казахстан положения системы региональных стандартов интегрированы в настоящую Государственную программу.

Помимо людности поселений, состояния социальной и инженерной инфраструктуры, стоимости жизни и других параметров качества жизни немаловажным фактором привлекательности городов и иных населенных пунктов является обеспечение безопасности жизнедеятельности и нормальной экологии.

Следует отметить, что вопросы обеспечения безопасности регионов отражены в одном из стратегических направлений долгосрочного развития Казахстана, предусмотренного Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года №732. Согласно стратегическому направлению до расчетного срока реализации Концепции необходимо обеспечить все крупные города и населенные пункты с населением 5 тыс. и более человек гарантированной защитой государственной противопожарной службы.

Реализация данного направления потребует дополнительного создания 532 пожарных подразделений, из них 130 - за счет обеспечения пожарной безопасности на центральном уровне, 402 - местными исполнительными органами в рамках наделенных полномочий в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан "О гражданской защите".

Данные меры позволят создать эффективную систему реагирования на чрезвычайные ситуации, сократить гибель и травмирование людей, уменьшить материальный ущерб и, как результат, повысить уровень обеспеченности противопожарной защитой страны с 56,6 % до 100 %.

Следует отметить, что в настоящее время противопожарную защиту территории республики осуществляют 422 пожарных подразделения и за последние 11 лет в стране построены только 18 зданий пожарных депо (из них 4 - в городе Нур-Султане, 3 - в Щучинско-Боровской курортной зоне, 2 - в городе Алматы, по одному в городах Кокшетау, Таразе, Жанаозене, Караганде, Актобе, Шымкенте и Аральске, а также в поселках Ганюшкино Атырауской области и Достык Алматинской области).

Ежегодно подразделениями государственной противопожарной службы совершаются более 50 тыс. выездов по тревоге, в том числе более 16 тыс. выездов на пожары и более 3,5 тыс. на проведение аварийно-спасательных работ. В среднем от пожаров ежегодно погибают 600 человек, материальные убытки превышают 6 млрд. тенге.

Одним из факторов, негативно влияющих на последствия чрезвычайных ситуаций, является отдаленное расположение объектов противопожарных служб, что влечет позднее прибытие пожарных расчетов к местам вызовов.

В соответствии с техническим регламентом "Общие требования к пожарной безопасности" дислокация подразделений противопожарной службы в населенных пунктах определяется исходя из условия прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городах не позднее, чем через 10 минут, а для СНП - не позднее, чем через 20 минут от момента вызова.

В настоящее время показатель своевременного прибытия (нормативного реагирования) пожарных расчетов к месту вызова превышает установленное значение и составляет:

1) в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте - 7,6%, 33,2% и 32% выездов, соответственно;

2) в областных центрах - 24,5%;

3) в других городах - 18,1%.

Время реагирования пожарных подразделений в городах превышает в среднем на 5 минут от установленных нормативных 10 минут.

Низкая плотность пожарных подразделений снижает возможность оперативно реагировать на пожары и чрезвычайные ситуации, особенно в сельской местности. В отдельных регионах показатель времени оперативного реагирования составляет 36 минут, а порой доходит до 1 часа. При этом, от общего количества пожаров, произошедших в жилом секторе, более 44% приходится на сельскую местность.

В сельской местности показатель нормативного реагирования пожарных расчетов к месту вызова превышает установленное значение (более 20 минут) и составляет 38,1% выездов.

Рост пожаров и значимость их последствий диктуют необходимость расширения инфраструктуры пожарных частей. В этой связи вопросы обеспечения пожарной безопасности требуют активного рассмотрения, как на уровне центральных государственных органов, так и местных исполнительных органов.

Еще одной проблемой является постепенное нарушение несущей способности зданий пожарных депо, размещенных в приспособленных, построенных в 50-70 годах прошлого столетия и не отвечающих требованиям строительных и санитарных норм (231 или 55% таких зданий).

Сейчас в результате длительной эксплуатации 18 (5,5%) зданий пожарных депо находятся в аварийном состоянии и согласно заключениям специалистов из-за угрозы обрушения несущих конструкций здания подлежат сносу (в Западно-Казахстанской - 6, Актюбинской - 3, Акмолинской - 2, г.Шымкенте, Атырауской, Павлодарской, Жамбылской, Костанайской, Карагандинской, Алматинской областях - по 1).

С целью решения указанных проблемных вопросов и сохранения радиуса обслуживания указанных пожарных подразделений, а также обеспечения нормативного времени реагирования на чрезвычайные ситуации в соответствии с установленными нормами требуется строительство новых пожарных депо вместо аварийных зданий.

Для оптимального решения данного вопроса, а также экономии бюджетных средств требуется монтаж модульных конструкций с использованием быстровозводимых стеновых сэндвич-панелей и блок-контейнеров, технология которых активно применяется как в промышленном, так и в жилищном строительстве в Казахстане и за рубежом.

В рамках настоящей Государственной программы согласно ее расчетным срокам реализации предлагаются снос аварийных и монтаж 18 модульных пожарных депо.

На территории республики 156 населенных пунктов в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Туркестанской областях, а также города Алматы, Шымкент находятся под угрозой селевых выбросов.

По республике выявлено 617 селеопасных и 306 оползнеопасных участков. В зону возможного воздействия селевых потоков и оползней попадает свыше 10 тыс. объектов и более 60 тыс. жителей.

Кроме того, на территории республики имеются 599 лавиноопасных участков, из них свыше 200 непосредственно угрожают более 200 различным объектам, участкам автомобильных и железных дорог (Восточно-Казахстанская, Алматинская области, г.Алматы), а также 4,9 тыс. жителям (г.Алматы, Восточно-Казахстанская, Алматинская, Туркестанская, Жамбылская области).

В этой связи, для обеспечения защитой населения требуется за счет средств местных бюджетов строительство:

1) селезадерживающих плотин на реках Тургень, Кора, Чажа в Алматинской области, на реке Мерке в Жамбылской области;

2) селезащитных берегоукрепительных дамб в бассейнах рек Тентек в Алматинской области, Сарымсакты в Восточно-Казахстанской области;

3) снегозадерживающих щитов в горах Мохнатка в городе Алматы, Зубовка в Восточно-Казахстанской области;

4) снегозадерживающих щитов вдоль автомобильной дороги "Оскемен-Самарское" (132-137 км) в Восточно-Казахстанской области, в ущелье "Коксай" Жамбылской области;

5) стабилизации русла реки Бадам в черте города Шымкента;

6) противооползневого сооружения в бассейне реки Талгар в Алматинской области.

Существующая в стране система оповещения гражданской защиты введена в эксплуатацию в конце 70-х годов прошлого столетия. Имеющаяся аппаратура на 100% аналоговая и не обеспечивает интеграцию с современными цифровыми системами передачи информации. Поддержание оборудования в работоспособном состоянии крайне затруднительно, так как оно снято с производства.

На территориальном уровне для экстренного оповещения населения страны имеется 2236 электросирен, которыми возможно оповестить порядка 60% населения, проживающего в городах и районных центрах (дополнительно требуется установка 4800 электросирен).

Министерство внутренних дел Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами проводит работу по созданию локальных систем оповещения в областных и районных центрах за счет средств местных бюджетов.

В целях поддержания в постоянной готовности и выявления фактов выхода из строя оборудования оповещения организовано проведение ежемесячных тренировок с подачей единого сигнала оповещения "Внимание всем!" (посредством запуска электросирен).

Наибольшая потребность в оснащении средствами оповещения наблюдается в Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Туркестанской областях, где процент оснащенности электросиренами не превышает 20% от общей потребности региона. Наряду с этим предстоит провести работу по созданию систем оповещения в Акмолинской, Алматинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской областях, городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте.

В сфере экологического регулирования ведется работа по внедрению стандартов и требований ОЭСР.

Так в сфере управления отходами механизм расширенных обязательств производителей (РОП) позволил развивать инфраструктуру для раздельного сбора бытовых отходов: количество предприятий выросло со 115 до 170, создана сеть контейнеров для сбора ртутных ламп в 11 регионах, раздельный сбор электрооборудования в 9 регионах, сеть пунктов приема вторсырья работает в 6 регионах. Таким образом по республике раздельный сбор на разных этапах внедрен в 51 городе и районе, а сортировка - в 30 населенных пунктах. На сортировочных комплексах созданы свыше тысячи рабочих мест.

С 2019 года запрещено захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла. Однако запущенный механизм не действует, так как в регионах не имеется в наличии соответствующая инфраструктура.

В целом, вопросы безопасного обращения с отходами требуют создания системного подхода, включающего меры государственной поддержки.

Важным механизмом усиления экономической конкурентоспособности регионов является интенсификация межрегиональных связей, направленных на максимальное использование потенциала развития несырьевых отраслей и повышение глубины переработки сырьевых ресурсов.

В настоящее время межрегиональная кооперация между регионами в основном ориентирована на поставки сырья, материалов, комплектующих и оборудования отечественными производителями предприятиям сырьевого, строительного, энергетического комплексов и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и носит несистемный нецеленаправленный характер. При реализации проектов не учитывается наличие уже действующих предприятий данного профиля в других областях, что создает неэффективную (ненужную) конкуренцию на товарных рынках.

Между предприятиями областей кооперационные связи остаются слабо развитыми, что создает существенные препятствия для успешной реализации приоритетов, связанных с поддержкой промышленного производства и предоставлением услуг.

Города "первого уровня" (агломерации)

Городские агломерации объективно становятся ключевыми формами современного расселения в большинстве стран мира. В США более 76% всего населения проживает в агломерациях, крупнейшими из которых являются Нью-Йоркская (11,3 тыс. кв. км, 23,3 млн. человек) и Лос-Анджелесская (5,8 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек) агломерации.

Агломерациями мирового уровня в Европе являются Лондонская (11 тыс. кв. км, 13,4 млн. человек) и Парижская (12 тыс. кв. км, более 12 млн. человек).

Быстрыми темпами формируются урбанизированные территории в Китае - Шанхай (7,1 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек), Бразилии - Рио-де-Жанейро (4,6 тыс. кв. км, 12,1 млн. человек), Аргентине - Буэнос-Айрес (2,7 тыс. кв. км, 14,6 млн. человек), Индии - Колката (1,8 тыс. кв. км, 15,6 млн. человек) и других развивающихся странах.

Свою специфику имеет развитие агломераций в развивающихся странах. Для них характерна модель растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Переток населения из сельской местности в крупные и крупнейшие городские центры будет продолжаться высокими темпами.

В докладе ВБ о мировом развитии за 2009 год "Новый взгляд на экономическую географию" делается вывод, что "половина объема мирового производства сосредоточена на полутора процентах территории планеты. Занимая всего 0,5 процента территории Египта, Большой Каир производит более половины ВВП страны".

О том, что города играют важную роль в экономическом развитии стран, свидетельствуют и другие данные. Так в 2015 году 85% мирового ВВП было сформировано в городах (PwC, 2019). В том же году в 300 крупнейших городах мира проживали 19% населения земли и эти города сформировали 48% мирового ВВП (Ernst and Young, 2015).

В докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) по глобальной конкурентоспособности на 2016-2017 годы делается акцент на важность конкурентоспособности городов, повышающих конкурентоспособность стран и их регионов.

Эти тенденции можно проследить и по Казахстану. Так по предварительным итогам 2018 года удельный вес ВРП в ВВП страны по городам Нур-Султану и Алматы составил 9,8% и 20,6% соответственно (в 2017 году 10,6% и 21,8%, 2016 году - 10,4% и 22,6%, в 2015 году - 11,8% и 22,3% и в 2014 году - 10,1% и 20,,5%), или в сумме 30,4% (на душу населения в пределах 5,5-6,7 млн. тенге), что существенно отличается от других регионов.

Однако, если развитие городских центров "пускается на самотек", неконтролируемые процессы миграции населения из сельской местности и малых городов с низким экономическим потенциалом могут вести к формированию чрезмерной нагрузки на мощности жилищно-коммунальной инфраструктуры, возникновению на периферии городских поселений зон социально-экономической маргинализации.

Подобные тенденции характерны для отдельных городских агломераций в странах Латинской Америки, Азии и Африки, способствуя консервации не только экономической отсталости и неравенства, но и социальной нестабильности.

В настоящее время в Казахстане городами "первого уровня" определены агломерации с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. Формирующиеся городские агломерации концентрируют более трети всего населения страны.

В 2018 году среднегодовая численность населения агломераций с центрами в городах "первого уровня" составила 7 005,4 тыс. человек, что составляет 38,1% от общей численности населения страны (в 2017 году - 6 525,6 тыс. человек, в 2016 году - 6 605,9 тыс. человек, в 2015 году - 6 088,3 тыс. человек и в 2014 году - 5 790,1 тыс. человек). При этом численность населения городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента уже превышает уровень, за которым в условиях Казахстана реализуются агломерационные эффекты (500 тыс. человек).

Для решения проблем агломераций с 2013 года реализовывались утвержденные постановлениями Правительства межрегиональные планы мероприятий по развитию Астанинской и Алматинской агломераций до 2020 года (от 18 июня 2013 года №611 и от 6 июня 2013 года №581), с 2014 года - Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане, до 2020 года (постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2014 года №681).

В Алматинской области с 2008 года реализуется проект по развитию 4-х городов-спутников города Алматы "G4 City".

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года №302 утверждена Межрегиональная схема территориального развития Алматинской агломерации. Разработано ТЭО по строительству первого города-спутника города Алматы (Gate City) до 2030 года.

Первый город-спутник Gate City (Ворота города) запланирован как деловой центр с жилой застройкой и индустриальной зоной для размещения предприятий агропромышленного кластера.

Согласно генеральному плану Gate City (утвержден решением Алматинского областного маслихата от 26 апреля 2017 года №14-80) территория города-спутника составляет 2370 га, прогнозная численность населения до 2030 года - 60 тыс. человек. Функциональное наполнение: жилая зона ограничена южной частью (304 га, 1,4 млн.кв.м. жилья), севернее будут обеспечены места приложения труда на транспортно-сервисном узле, индустриальной зоне (535 га) и предприятиях агропромышленного кластера.

На основании ТЭО проекта "Строительство 4-х городов-спутников г.Алматы в Алматинской области - основные положения генеральных планов" (утверждено решением маслихата Алматинской области от 12 мая 2016 года №2-22) разработано ФЭО и начаты работы по проекту "Строительство объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры первого города-спутника "Gate City" в Алматинской области. 1-я очередь".

Учитывая особую актуальность формирования агломераций с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни населения, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и во исполнение основных положений Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан приняты межрегиональные схемы территориального развития Алматинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года №302), Астанинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2017 года №726), Шымкентской (постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2018 года №74) и Актюбинской (постановление Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2018 года №109) агломераций.

Межрегиональные схемы являются градостроительной стратегией, определяющей перспективы развития территорий агломераций и их долгосрочную потребность в инфраструктуре. Очередность реализации, источники и объемы финансирования положений межрегиональных схем определяются на уровне государственных программ и программ развития территорий.

В целом необходимо учитывать, что конкурентоспособность городов зависит от уровня человеческого капитала, среды устойчивого социально-экономического развития, открытости городов для глобальной экономики, управления развитием агломераций на принципах инклюзивности (открытости). Также для эффективного формирования агломераций следует принимать меры по опережающему развитию инженерной и социальной инфраструктуры, модернизации жилья на окраинах мегаполисов. Также большое значение в эффективном формировании агломераций имеет скоординированное развитие центра агломерации с моно- и малыми городами и другими населенными пунктами, расположенными в периферийной зоне агломерации. Так, в зоне влияния города Нур-Султана находятся малый город Акколь, города Алматы - Есик, Капшагай, Каскелен, Талгар, города Шымкента - Ленгер, города Актобе - моногорода Алга, Хромтау. Эта тесная взаимосвязь заключается, в первую очередь, в виде постоянной (ежедневной) маятниковой миграции в крупные города.

Решение вопросов развития агломераций необходимо учитывать при разработке и реализации как государственных программ, так и программ развития соответствующих территорий.

В крупных городах в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" начата работа по реализации концепции "умный город", которая подразумевает интеграцию информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и Интернета вещей (IoT) для управления городским имуществом в целях улучшения качества жизни и повышения эффективности обслуживания населения. ИКТ позволяют акиматам городов напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой и следить за тем, что происходит в городе. В целом проект "умного" города состоит, в основном, из следующих компонентов: решения в области энергопоставки и энергосбережения; управление водными ресурсами: модернизация водных систем, мониторинг потребления, системы экологической безопасности; здания, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления; использование информационных технологий при предоставлении государственных услуг.

Международная консалтинговая компания McKinsey прогнозирует появление 600 "умных" городов уже к 2020 году. Согласно прогнозу они будут генерировать по меньшей мере две трети мирового ВВП. В этой связи эту важную работу необходимо продолжить как в центрах агломераций, так и других крупных и больших городах.

Города "второго уровня"

В настоящее время в Казахстане к городам "второго уровня" относятся 14 городов областного значения, которые являются административными центрами областей (города Кокшетау, Талдыкорган, Атырау, Уральск, Тараз, Караганда, Костанай, Кызылорда, Актау, Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Актобе и Туркестан). При этом центр Актюбинской области город Актобе в рамках Прогнозной схемы и настоящей Государственной программы идентифицирован как город-ядро агломерации. Город областного значения, не являющийся областным центром, Семей также отнесен к городу "второго уровня". Это связано с тем, что город Семей по структуре экономики и численности населения не может быть идентифицирован как моно- или малый город. При этом динамика ряда социально-экономических показателей за последние годы свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по развитию города Семей. Тогда как города "второго уровня", являющиеся областными центрами, в настоящее время развиваются опережающими темпами по сравнению с остальной территорией (населенными пунктами) областей.

Численность населения городов "второго уровня" (за исключением города Актобе) по состоянию на начало 2019 года составила 4 006,5 тыс. человек, что составляет 21,8% от общей численности населения в республике или 37,4% от городского населения страны (в 2017 году - 3 920,5 тыс. человек, в 2016 году - 3 880,6 тыс. человек, в 2015 году - 3 824,2 тыс. человек и в 2014 году -3 604,1 тыс. человек). За рассматриваемый период во всех городах "второго уровня" наблюдается рост численности населения, что связано как с положительными значениями естественного прироста населения, так и сложившимся положительным сальдо миграции.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №990
"Об утверждении Государственной программы развития регионов на 2020 - 2025 годы"

О документе

Номер документа:990
Дата принятия: 27.12.2019
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:27.12.2019
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:23.09.2022

Документ утратил силу с 23 сентября 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года №733

Опубликование документа

Нет сведений  

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 27 декабря 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 31.12.2020  документом  Постановление Правительства Республики Казахстан О реорганизации акционерных обществ Национальный управляющий холдинг Байтерек и Национальный... № 952 от 31/12/2020
Вступила в силу с: 31.12.2020


Первоначальная редакция от 27.12.2019