Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 1 июня 2004 года №7/30

Об утверждении Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь

(В редакции Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2009 г. №13/7)

На основании статьи 63 Воздушного кодекса Республики Беларусь и в целях установления единого порядка выполнения полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь Государственный комитет по авиации Республики Беларусь и Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь.

2. Не применять Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР, введенные в действие приказом главнокомандующего военно-воздушными силами от 3 июля 1985 г. №161.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2004 г.

Председатель Государственного комитета по авиации Республики Беларусь

Ф.Ф.Иванов

Министр обороны Республики Беларусь генерал-полковник

Л.С.Мальцев

Согласовано

Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

4 февраля 2004 года 

 

В.П.Астапов

Согласовано

Председателем Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь

14 февраля 2004 года

 

А.А.Павловский

Согласовано

Председателем центрального совета Республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"

18 февраля 2004 года 

 

В.И.Пацков

 

Утверждены Постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь от 1 июня 2004 года №7/30

Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

1. Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь (далее - Правила) разработаны на основании Воздушного кодекса Республики Беларусь и в соответствии с Правилами использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1471 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №190, 5/24224), стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО).

2. Настоящие Правила устанавливают общий порядок выполнения полетов воздушными судами (далее - ВС) гражданской и государственной авиации в воздушном пространстве Республики Беларусь. Полеты автоматических аэростатов выполняются по правилам, которые устанавливает Министерство обороны Республики Беларусь (далее - Министерство обороны).

3. Настоящие Правила распространяются на все ВС, выполняющие полеты в воздушном пространстве Республики Беларусь, и ВС Республики Беларусь, выполняющие полеты в воздушном пространстве других государств, если их положения не противоречат правилам полетов, установленным в этих государствах.

4. Настоящие Правила обязательны для руководства и исполнения всеми физическими и юридическими лицами, эксплуатирующими ВС, осуществляющими обслуживание воздушного движения (управление полетами).

5. В случае установления факта нарушения Правил должностные лица обязаны немедленно принять меры по пресечению нарушения.

6. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

7. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные термины и их определения:

аварийная стадия - стадия неопределенности, тревоги или стадия бедствия в зависимости от обстоятельств;

авиамодель - малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем или без него, не способный поднять человека, который используется для спортивных соревнований или развлечения, но не для коммерческих, научно-исследовательских или военных целей;

авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов ВС в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей;

аэродром - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС;

аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;

аэродром запасной - аэродром, предназначенный для посадки ВС в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;

аэродром назначения - аэродром, на котором посадка ВС предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;

аэродромное движение - все движение по рабочей площади аэродрома, а также полеты ВС в районе аэродрома;

аэродромное диспетчерское обслуживание - диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

аэронавигационная информация - сведения, касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, аэроузлов, элементов структуры воздушного пространства и средств радиотехнического обеспечения (далее - РТО), необходимые для организации и выполнения полетов;

аэростат - летательный аппарат легче воздуха, не приводимый в движение силовой установкой. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

аэроузел - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координации;

бедствие - состояние, при котором ВС и находящимся на его борту лицам грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь;

безопасная высота полета - высота полета, исключающая столкновение ВС с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - летательный аппарат тяжелее воздуха без экипажа на его борту, за исключением авиамоделей;

болтанка - беспорядочные перемещения ВС, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы (болтанка считается слабой, когда прирост перегрузки достигает не более +/ - 0,5 единицы; умеренной - до +/ - 1,0 единицы; сильной - +/ - 1,0 единицы и более, а при посадке: умеренной - +/-0,3-0,4 единицы; сильной - более +/ - 0,4 единицы);

взлет - этап полета с момента начала ускоренного движения ВС с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному ВС;

взлет аэростата - движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;

взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки ВС;

видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;

видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры. За видимость на ВПП ночью принимается видимость световых ориентиров;

видимость полетная - видимость из кабины ВС в полете;

визуальные метеорологические условия (далее - ВМУ) - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов (далее - ПВП);

визуальный заход на посадку - заход на посадку, когда пространственное положение ВС и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;

воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение ВС и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства;

воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

воздушная трасса (далее - ВТ) - ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для полетов ВС и оборудованный средствами управления, контроля и радионавигации;

воздушное движение - движение ВС, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

высота абсолютная - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

высота истинная - высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;

высота относительная - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

высота рельефа - абсолютная высота рельефа местности;

высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до ВС;

высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;

высота перехода - установленная высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона;

высота принятия решения (далее - ВПР) - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром ВС не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение ВС в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасность посадки;

граница действия разрешения - рубеж (пункт), до которого действительно диспетчерское разрешение, выданное на выполнение полета;

давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;

давление атмосферное стандартное - установленное значение давления 1013,25 гектопаскаля (760 миллиметров ртутного столба или 1013,25 миллибара);

дельтадром (парадром) - участок земной поверхности со склоном, подготовленный и маркированный для размещения, взлета и посадки дельтапланов (парапланов);

демонстрационный полет - полет с целью показа возможностей ВС, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и т.п.);

дирижабль - летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой;

заявка на полет - документ установленного образца (план полета, предварительный план полета, повторяющийся план полета и др.), содержащий необходимые данные для обеспечения и выполнения полета;

запас высоты над препятствием - минимальное расстояние по вертикали от ВС до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;

зона аэродромная (пилотажная) - часть воздушного пространства установленных размеров для выполнения полетных заданий;

зона взлета и посадки - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой ВС выполняет маневрирование при взлете и заходе на посадку;

зона временного ограничения полетов - часть воздушного пространства ограниченных размеров, которую устанавливает оперативный орган Единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД) для организации использования воздушного пространства, требующей временного резервирования воздушного пространства, ввода кратковременных ограничений или в целях проведения поисковых и аварийно-спасательных работ на срок не более 24 часов в порядке, определяемом Инструкцией по использованию воздушного пространства Минского района полетной информации, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 8 января 2004 г. №1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №26, 8/10534) (далее - Минский РПИ);

зона запретная - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

зона ограничения - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства ограничено определенными условиями;

зона ожидания - часть воздушного пространства установленных размеров, расположенная, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла) и предназначенная для ожидания ВС своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;

зона опасная - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов ВС;

зона (коридор) специальная - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах, пусков ракет, воздушных стрельб и других специальных полетов;

зональная навигация (далее - ЗНАВ) - метод навигации, позволяющий ВС выполнять полет по любой траектории в пределах действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями специальных автономных средств или их комбинации;

командир воздушного судна (далее - командир ВС) - лицо, имеющее в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления ВС определенного типа;

контрольная точка аэродрома (далее - КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь Глава 1. Общие положения Глава 2. Виды полетов воздушных судов Глава 3. Классификация воздушного пространства Глава 4. Виды обслуживания воздушного движения Глава 5. Минимумы выполнения полетов Глава 6. Безопасные высоты (эшелоны) полета Глава 7. Определение, выдерживание и изменение высоты (эшелона) полета. Правила установки высотомеров Глава 8. Общие требования и правила полетов Глава 9. Движение воздушных судов по рабочей площади аэродрома Глава 10. Правила визуальных полетов Глава 11. Правила полетов по приборам Глава 12. Полеты в районе аэродрома (аэроузла) Глава 13. Полеты в зоне ожидания Глава 14. Полеты по маршрутам зональной навигации, воздушным трассам (местным воздушным линиям) Глава 15. Правила пересечения маршрутов зональной навигации, воздушных трасс (местных воздушных линий) Глава 16. Полеты вне маршрутов зональной навигации, воздушных трасс (местных воздушных линий) Глава 17. Полеты вблизи Государственной границы Республики Беларусь Глава 18. Особенности полетов над населенными пунктами Глава 19. Полеты с палубы судна (плавучей платформы) Глава 20. Полеты в районах авиационных работ Глава 21. Полеты по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Глава 22. Полеты при поиске и спасании Глава 23. Полеты вертолетов Глава 24. Полеты гидросамолетов Глава 25. Полеты пилотируемых аэростатов Глава 26. Полеты сверхлегких летательных аппаратов и полеты на буксировку Глава 26-1. Полеты беспилотных летательных аппаратов Глава 27. Полеты на сверхзвуковых скоростях Глава 28. Требования к безопасности полетов воздушных судов при выполнении демонстрационных полетов Глава 29. Групповые полеты Глава 30. Дозаправка топливом в полете Глава 31. Полеты в условиях обледенения Глава 32. Полеты в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков Глава 33. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки) Глава 34. Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы Глава 35. Полеты в условиях пыльной бури Глава 36. Полеты в горной местности Глава 37. Полеты над малоориентирной местностью и пустыней Глава 38. Полеты над водной поверхностью Глава 39. Полеты в полярных районах Глава 40. Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки Глава 41. Полеты на малых и предельно малых высотах Глава 42. Полеты в стратосфере Глава 43. Правила полетов воздушных судов при возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна Глава 44. Попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен Глава 45. Потеря ориентировки Глава 46. Вынужденная посадка вне аэродрома и действия экипажа при отказе систем воздушного судна Глава 47. Отказ бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи Глава 48. Отказ радиолокационных средств в районе обслуживания воздушного движения, радиотехнических средств на аэродроме посадки Глава 49. Внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа (пассажиров) Глава 50. Правила действий воздушного судна - перехватчика и воздушного судна - нарушителя Глава 51. Общие правила радиосвязи между экипажем воздушного судна и органом ОВД (управления полетами) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь от 1 июня 2004 года №7/30
"Об утверждении Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:7/30
Дата принятия: 01/06/2004
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/07/2004
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 14 июля 2004 года, №107, 8/11163

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2004 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 27/01/2009
Вступила в силу с: 03/02/2009

Приложения к документу

Приложение 2 к Пост. от 01.06.2004 г. №7-30