Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 20 ноября 2019 года №781

Об утверждении специфических требований

На основании пункта 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации (прилагаются).

2. Предоставить Министерству по чрезвычайным ситуациям право разъяснять вопросы применения специфических требований по обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 года №781

Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации

Глава 1. Общие положения

1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов и пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации*.

Настоящие специфические требования разработаны на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7 "О развитии предпринимательства" и в соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации ИКАО, в том числе приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководством по аэропортовым службам (часть 1 "Спасание и борьба с пожаром" Doc 9137-AN898), Авиационными правилами (часть 170 "Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс", том II "Сертификационные требования к оборудованию аэродромов и воздушных трасс"), а также другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами, и являются обязательными для исполнения юридическими лицами, их руководителями, должностными лицами и работниками авиационных организаций.

______________________________

* Для целей настоящих специфических требований под объектом гражданской и государственной авиации понимаются территория постоянного аэродрома гражданской авиации, в том числе совместного базирования (использования), аэропорта и расположенные на ней здания, сооружения, помещения или их части, а также наружные установки.

2. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.

Глава 2. Обязанности руководителей (должностных лиц), работников субъектов хозяйствования, в ведении которых находятся аэропорты (аэродромы), по обеспечению пожарной безопасности

3. Руководители субъектов хозяйствования, в ведении которых находятся аэропорты (аэродромы), обязаны организовать работу служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, противопожарных подразделений аэропорта (аэродрома) (далее - противопожарные подразделения) и обеспечивать их комплектование личным составом, пожарной аварийно-спасательной техникой и пожарно-техническим вооружением.

4. Начальник противопожарного подразделения обязан:

обеспечить содержание в исправности и постоянной готовности к применению состоящей в дежурном расчете и резерве пожарной аварийно-спасательной техники, обеспечивать укомплектованность противопожарного подразделения положенным табельным имуществом, оборудованием и снаряжением, необходимыми средствами связи;

организовывать обучение и тренировки личного состава противопожарного подразделения на учебно-тренировочном полигоне в условиях, приближенных к реальным. Результаты обучения должны регистрироваться в журнале установленного образца;

организовывать постоянное взаимодействие между личным составом пожарно-спасательных расчетов;

разрабатывать, согласовывать и утверждать у руководителя организации схемы оповещения и планы взаимодействия пожарно-спасательных расчетов со службами организации и пожарными аварийно-спасательными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - МЧС), а также других республиканских органов государственного управления в соответствии с аварийным и оперативным планами тушения пожара на воздушном судне;

осуществлять контроль за содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения на всех объектах организации;

оказывать помощь в разработке инструкций по пожарной безопасности для авиационной организации, структурных подразделений авиационной организации, отдельных участков или технологических операций и согласовывать их;

контролировать и оказывать помощь в проведении противопожарных инструктажей.

5. При подготовке организаций гражданской авиации к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды проверяется выполнение всего комплекса мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность объектов организации.

6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности при организации и выполнении полетов и соблюдение настоящих специфических требований несут руководитель авиационной организации, должностные лица, назначенные приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации.

7. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности и соблюдение настоящих специфических требований на объектах гражданской авиации несут:

в структурных подразделениях - их руководители либо лица, их замещающие, должностные лица, назначенные приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации;

на рабочем месте - непосредственно работник;

при выполнении работ подрядными (субподрядными) организациями согласно договору - руководители этих организаций, если иное не определяется договором на выполнение работ.

8. Начальник противопожарного подразделения несет ответственность за состояние боевой готовности и профессиональной выучки личного состава пожарно-спасательных расчетов, исправность пожарной аварийно-спасательной техники и ее укомплектованность, организацию пожарно-профилактической работы и контроля состояния пожарной безопасности авиационной техники и объектов.

9. Обязанности и ответственность руководителей и должностных лиц авиационных организаций по обеспечению пожарной безопасности должны быть отражены в должностных инструкциях, приказах и положениях о структурных подразделениях авиационных организаций.

Глава 3. Требования по организации работы противопожарных подразделений

10. Для размещения сил и средств противопожарных подразделений и обеспечения дежурства пожарно-спасательных расчетов на аэродромах оборудуются пожарные депо (аварийно-спасательные станции).

11. Пожарные депо (аварийно-спасательные станции) должны размещаться таким образом, чтобы были обеспечены обзор и прямой подъезд пожарных аварийно-спасательных автомобилей к взлетно-посадочной полосе с минимальным количеством поворотов для быстрого прибытия и развертывания сил и средств противопожарных подразделений при ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

12. В пожарном депо (аварийно-спасательной станции) должно быть установлено оборудование для обеспечения:

прямой связи между зданиями пожарных депо (если на аэродроме два или более пожарных депо);

внутриаэропортовой телефонной связи с выходом на городскую сеть;

прямой связи со службой воздушного движения аэродрома и наблюдательным пунктом;

звуковой сигнализации тревоги с выходом на диспетчерские пункты управления воздушным движением аэродрома и наблюдательный пункт аварийно-спасательной станции;

прямой телефонной или радиосвязи с ближайшим центром оперативного управления МЧС, радиосвязи с пожарными аварийно-спасательными автомобилями, противопожарным подразделением, радиосвязи с транспортным средством (автомобилем) повышенной проходимости.

13. Для каждого аэродрома должен быть разработан оперативный план по тушению пожаров на воздушных судах в аэропорту с учетом его общей структуры согласно приложению 1. Данный план должен быть утвержден руководителем аэродрома (аэропорта).

14. Время развертывания в любой точке взлетно-посадочной полосы первого пожарного аварийно-спасательного автомобиля при оптимальных условиях видимости и состоянии поверхности дорожного покрытия (в дневное время при хорошей видимости и сухом покрытии) не должно превышать 3 минут, последующих автомобилей - 4 минут от момента объявления пожарно-спасательным расчетам сигнала тревоги до момента начала подачи огнетушащего состава.

В случае, когда время развертывания первого пожарного аварийно-спасательного автомобиля основной аварийно-спасательной станции превышает 3 минуты, на аэродроме предусматриваются стартовые аварийно-спасательные станции, которые должны располагаться вблизи взлетно-посадочной полосы.

15. Начальник противопожарного подразделения обязан обеспечить:

содержание в постоянной исправности и готовности к работе пожарных аварийно-спасательных автомобилей, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента, специального оборудования и снаряжения, средств связи и источников противопожарного водоснабжения;

непрерывное наблюдение за заправкой воздушного судна. В случае разлива горючих либо легковоспламеняющихся жидкостей необходимо принять меры для их нейтрализации и уборки;

постоянную готовность противопожарного подразделения к ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

16. При несении дежурства личному составу пожарно-спасательных расчетов запрещается:

покидать место размещения расчета;

допускать посторонних лиц к пожарным аварийно-спасательным автомобилям и к месту размещения расчета.

17. Дежурные пожарно-спасательные расчеты должны быть обеспечены оптическими средствами наблюдения и радиосвязью.

18. Использование личного состава противопожарного подразделения, пожарных аварийно-спасательных автомобилей и аварийно-спасательного оборудования не по прямому назначению, а также размещение других служб в зданиях аварийно-спасательных станций запрещаются.

19. При тушении пожара на воздушном судне противопожарным подразделениям необходимо:

своевременно сосредоточить и ввести силы и средства на решающем направлении;

обеспечить спасание пассажиров и экипажа аварийного воздушного судна;

обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

находиться на месте происшествия до полного окончания аварийно-спасательных работ независимо от факта ликвидации пожара.

20. Личный состав противопожарного подразделения должен быть обучен:

методам и тактике тушения пожаров на воздушном судне и объектах аэропорта (аэродрома) всеми имеющимися на аэродроме средствами;

методам спасания людей, находящихся на борту воздушного судна или на объектах аэропорта (аэродрома);

требованиям пожарной безопасности (с учетом особенностей аэропорта (аэродрома);

основным требованиям по безопасным условиям работы и охране труда.

21. На аэродромах должны быть оборудованы полигоны (учебные площадки), на которых с каждым пожарно-спасательным расчетом не реже одного раза в месяц проводятся практические занятия, максимально приближенные к реальным условиям.

22. Действия по тушению пожара на воздушном судне необходимо отрабатывать с соблюдением мер безопасности, которые позволят избежать:

поражения личного состава пожарно-спасательных расчетов при воздействии опасных факторов пожара (высокая температура, дым и токсичные продукты горения, разрушения конструкции воздушного судна);

травмирования личного состава пожарно-спасательных расчетов при работе на пожарной технике и оборудовании, подъеме на высоту.

23. Отработку действий противопожарного подразделения на учебно-тренировочном полигоне аэродрома по тушению пожара на воздушном судне необходимо осуществлять в соответствии с тактическими схемами тушения пожара и проведения спасательных работ для каждого случая аварийной ситуации применительно к типам воздушных судов, совершающих полеты, а также согласно оперативному плану тушения пожара на воздушном судне.

24. Оповещение противопожарного подразделения осуществляется по установленным средствам связи.

25. На диспетчерских пунктах управления воздушным движением аэродрома должны быть средства связи для объявления сигналов оповещения пожарно-спасательных расчетов при авиационном происшествии на воздушном судне.

26. При возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций на объектах аэропорта сообщение передается в противопожарное подразделение по внутренним телефонам, в центр оперативного управления подразделений МЧС по номерам телефонов 101 и 112 и по средствам вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения системой передачи сообщений о пожаре "Молния".

27. Если ожидается посадка воздушного судна с неисправными взлетно-посадочными устройствами (шасси), то решение о покрытии взлетно-посадочной полосы пеной и посадке на нее воздушного судна принимает руководитель полетов по согласованию с командиром аварийного воздушного судна.

28. По указанию руководителя полетов противопожарное подразделение исходя из запаса времени до посадки воздушного судна организует работу по покрытию взлетно-посадочной полосы пеной в соответствии с инструкцией по покрытию взлетно-посадочной полосы пеной.

При покрытии взлетно-посадочной полосы пеной необходимо нанести сплошную пенную полосу на предполагаемом участке движения воздушного судна по взлетно-посадочной полосе. Разрывы в пенном покрытии не допускаются.

Минимальные размеры пенной полосы, наносимой на взлетно-посадочную полосу аэродрома, согласно приложению 2 определяются в зависимости от типа воздушного судна.

29. На аэродроме должен быть стационарный командно-диспетчерский пункт для руководства и координации аварийно-спасательных работ, оснащенный:

телефонной связью от телефонной станции аэропорта с городской телефонной сетью;

прямой телефонной и радиосвязью с соответствующими подразделениями МЧС;

связью со службами и объектами аэродрома;

прямой связью с аварийно-спасательными станциями аэродрома;

радиосвязью с пожарными аварийно-спасательными автомобилями;

радиосвязью с передвижным командно-диспетчерским пунктом.

30. Для аэродрома и для каждой его взлетно-посадочной полосы должна быть определена категория взлетно-посадочной полосы по уровню пожарной защиты аэродрома согласно приложению 3.

Категория взлетно-посадочной полосы по уровню пожарной защиты аэродрома может быть понижена на одну ступень относительно предусмотренной в таблице 1 приложения 3, если на аэродроме количество самолето-вылетов (взлет и посадка) воздушных судов, определяющих уровень пожарной защиты для данной взлетно-посадочной полосы, за три самых интенсивных по полетам месяца подряд составляет менее 700.

31. В зависимости от категории взлетно-посадочной полосы по уровню пожарной защиты аэродрома количество пожарных аварийно-спасательных автомобилей, находящихся в боевой готовности, нормативный запас огнетушащих составов, одновременно доставляемых на пожарных аварийно-спасательных автомобилях к месту авиационного происшествия, и суммарная производительность подачи огнетушащих составов определяются согласно приложению 4.

Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы 6-10 категорий уровня пожарной защиты, должны быть обеспечены устройствами для покрытия взлетно-посадочной полосы пеной и пожарными аварийно-спасательными автомобилями с необходимым объемом огнетушащих составов дополнительно к количеству, указанному в приложении 4.

32. Нормативный состав и технические параметры аварийно-спасательных автомобилей, состав пожарно-спасательного расчета должны соответствовать эквивалентному уровню безопасности полетов при повышении категории уровня пожарной защиты аэродрома.

33. Минимальные нормы положенности пожарно-технического, аварийно-спасательного оборудования, инструмента и инвентаря, наличия складских запасов для пожарных аварийно-спасательных автомобилей авиационных организаций приведены согласно приложению 5. Нормы положенности пожарно-технического, аварийно-спасательного оборудования, инструмента и инвентаря, наличия складских запасов, не указанных в приложении 5, устанавливаются приказом руководителя авиационной организации с учетом существующих аналогов.

34. На аварийно-спасательных станциях или складах горюче-смазочных материалов аэродромов должен храниться двукратный запас пенообразователя для тушения пожаров на воздушном судне относительно минимального норматива по категории уровня пожарной защиты аэродрома.

35. Пенообразователь должен храниться в пластмассовых или металлических емкостях и в отапливаемых помещениях. По окончании срока годности пенообразователя возможность его применения подтверждается испытаниями.

Глава 4. Требования пожарной безопасности к территории аэродрома

36. Порядок въезда транспортных средств на территорию аэродрома, места стоянок, пропускной и внутриобъектовый режим определяются руководителем авиационной организации, являющейся эксплуатантом аэродрома.

37. При механизированном открывании въездных ворот они должны иметь устройство, обеспечивающее возможность ручного открывания.

38. На территории аэродрома должен быть обеспечен подъезд к источникам водоснабжения, зонам взлета и захода на посадку.

39. Переезды железнодорожных путей на территории аэродрома должны быть свободными для проезда пожарной аварийно-спасательной техники и иметь сплошные настилы на уровне головок рельсов. Не допускается стоянка железнодорожных вагонов без локомотива на переездах дорог.

40. Въезд (работа) неисправных механических транспортных средств и других механизмов с двигателями внутреннего сгорания без искрогасителей на выхлопных трубах и неисправными средствами пожаротушения на территорию аэродрома с классами зон В-Iг и П-III не допускается.

41. Территорию аэродрома необходимо очищать от горючих отходов и растительности. Для сбора горючих отходов на территории аэродрома должны быть установлены в специально отведенных местах металлические ящики с закрывающимися крышками. Ящики необходимо устанавливать на бетонированных или асфальтированных площадках на расстоянии не ближе 8 метров от зданий и сооружений.

42. При проведении ремонтных и других работ на дорогах необходимо устанавливать указатели направления объезда или устраивать через ремонтируемые участки переезды шириной не менее 3,5 метра.

43. О закрытии отдельных участков дорог, проездов и переездов, препятствующем проезду пожарной аварийно-спасательной техники, необходимо немедленно уведомить противопожарные подразделения и пожарную аварийно-спасательную службу МЧС.

44. На участках территории, где возможно скопление горючих паров или газов, проезд автомобилей, тракторов, мотоциклов и других механических транспортных средств не допускается. Данный запрет должен быть обозначен соответствующими знаками, указателями объезда.

45. При наличии на территории аэродрома и в радиусе до 500 метров от него естественных водоисточников (рек, озер, прудов), которые могут использоваться для забора воды пожарными аварийно-спасательными автомобилями, к таким водоисточникам должны быть построены дороги с твердым покрытием (либо укрепленные по ширине не менее 3,5 метра на глинистых и песчаных грунтах различными твердыми материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод) для подъезда пожарной аварийно-спасательной техники и забора воды. Места забора воды должны быть обеспечены пирсами размером не менее 12 x 24 метра с твердым покрытием. Площадка пирса должна иметь уклон в сторону берега не более 3 градусов, прочное боковое ограждение высотой не менее 0,7 метра и опорный брус с поперечным сечением не менее 0,25 x 0,25 метра, укрепленный на расстоянии 1,5 метра от продольного края пирса.

46. На территории аэродрома запрещается:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной авиации Глава 1. Общие положения Глава 2. Обязанности руководителей (должностных лиц), работников субъектов хозяйствования, в ведении которых находятся аэропорты (аэродромы), по обеспечению пожарной безопасности Глава 3. Требования по организации работы противопожарных подразделений Глава 4. Требования пожарной безопасности к территории аэродрома Глава 5. Требования пожарной безопасности при эксплуатации объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Глава 6. Требования пожарной безопасности при эксплуатации объектов авиатопливообеспечения аэродрома (хранения, транспортирования и отпуска нефтепродуктов) Глава 7. Требования пожарной безопасности к подогреву нефтепродуктов Глава 8. Требования пожарной безопасности к содержанию мест стоянок воздушных судов, технологического оборудования и средств механизации Глава 9. Требования пожарной безопасности при техническом обслуживании планера, двигателей, систем и спецоборудования воздушных судов гражданской авиации Глава 10. Требования пожарной безопасности при заправке воздушного судна топливом Глава 11. Требования пожарной безопасности при подогреве (кондиционировании) воздушных судов Глава 12. Требования пожарной безопасности при запуске и опробовании двигателей воздушных судов Глава 13. Требования пожарной безопасности при эксплуатации ангарных сооружений аэропортов и авиаремонтных предприятий Глава 14. Требования пожарной безопасности при проведении промывочных и окрасочных работ Глава 15. Требования пожарной безопасности при проведении работ по герметизации, гидроиспытаниям и прокачке топливных отсеков Глава 16. Требования пожарной безопасности при проведении гальванических работ Глава 17. Требования пожарной безопасности при выполнении работ с пластмассой и клеем Глава 18. Требования пожарной безопасности при выполнении работ с резинотехническими изделиями Глава 19. Требования пожарной безопасности при выполнении термических работ Глава 20. Требования пожарной безопасности при эксплуатации мотороиспытательных станций Глава 21. Требования пожарной безопасности при приготовлении жидких химикатов Глава 22. Требования пожарной безопасности при подготовке сыпучих химикатов Глава 23. Требования пожарной безопасности к размещению и оборудованию загрузочной площадки при производстве авиационно-химических работ Глава 24. Требования пожарной безопасности при загрузке воздушных судов химическими веществами Глава 25. Требования пожарной безопасности при мойке и дегазации воздушных судов и сельскохозяйственной аппаратуры Глава 26. Требования к эксплуатации и хранению аэродромных пожарных автомобилей Глава 27. Требования к системам пожарной сигнализации и автоматическим установкам пожаротушения воздушного судна Глава 28. Требования к профессиональной подготовке личного состава противопожарных подразделений аэропорта (аэродрома) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 года №781
"Об утверждении специфических требований"

О документе

Номер документа:781
Дата принятия: 20/11/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28/02/2020
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 27 ноября 2019 года, 5/47386

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования - с 28 февраля 2020 года.