Действует

Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 1 марта 2018 года №170/5

О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.08.2018 г. №628/11)

На основании части первой пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года "О бухгалтерском учете и отчетности" Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

Ввести в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов с 1 января 2019 г.:

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования" согласно приложению 1;

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 23 "Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль" согласно приложению 2;

документ Международных стандартов финансовой отчетности "Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 28)" согласно приложению 3;

документ Международных стандартов финансовой отчетности "Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9)" согласно приложению 4;

документ Международных стандартов финансовой отчетности "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2015-2017 гг." согласно приложению 5.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь

П.Каллаур

Приложение 1

к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 2018 года №170/5

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования"

Цель

1 МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации по договорам страхования, относящимся к сфере применения настоящего стандарта. Целью МСФО (IFRS) 17 является обеспечение предоставления организацией уместной информации, которая правдиво представляет такие договоры. Данная информация является основой, используемой пользователями финансовой отчетности для оценки влияния, которое договоры страхования оказывают на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.

2 При применении МСФО (IFRS) 17 организация должна учитывать свои действительные права и обязанности, независимо от того, обусловлены они договором, законом или нормативными актами. Договор - это соглашение между двумя или несколькими сторонами, которое создает юридически защищенные права и обязанности. Юридическая защищенность прав и обязанностей в договоре обеспечивается законодательством. Договоры могут иметь письменную форму, устную форму либо подразумеваться в силу обычной деловой практики организации. К договорным условиям относятся все условия по договору, явно указанные или подразумеваемые, но организация не должна принимать во внимание условия, которые не имеют коммерческого содержания (то есть не имеющие заметного влияния на экономическую сторону договора). Подразумеваемые условия по договору включают условия, предусмотренные законом или регуляторными требованиями. Практика и процедуры заключения договоров с клиентами варьируются в зависимости от юрисдикций, отраслей и организаций. Кроме того, они могут отличаться в рамках одной организации (например, они могут зависеть от категории клиентов или характера обещанных товаров или услуг).

Сфера применения

3 Организация должна применять МСФО (IFRS) 17 к:

(a) выпущенным ею договорам страхования, включая договоры перестрахования;

(b) удерживаемым ею договорам перестрахования;

(c) выпущенным ею инвестиционным договорам с условиями дискреционного участия при условии, что организация также выпускает договоры страхования.

4 Все ссылки в МСФО (IFRS) 17 на договоры страхования также относятся к:

(a) удерживаемым договорам перестрахования, за исключением:

(i) ссылок на выпущенные договоры страхования; и

(ii) случаев, описанных в пунктах 60-70;

(b) инвестиционным договорам с условиями дискреционного участия, указанным в пункте 3(c), за исключением ссылки в пункте 3(c) на договоры страхования и случаев, описанных в пункте 71.

5 Все ссылки в МСФО (IFRS) 17 на выпущенные договоры страхования также относятся к договорам страхования, приобретенным организацией в результате передачи договоров страхования или объединения бизнесов, отличным от удерживаемых договоров перестрахования.

6 В Приложении A содержится определение договора страхования, а в пунктах B2-B30 Приложения B представлено руководство по применению определения договора страхования.

7 Организация не может применять МСФО (IFRS) 17 к:

(a) гарантиям, предоставленным производителем, дилером или розничным торговцем в связи с продажей своих товаров или услуг покупателю (см. МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями");

(b) активам и обязательствам работодателей по программам вознаграждений работникам (см. МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" и МСФО (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций") и обязательствам по пенсионным выплатам, отражаемым в финансовой отчетности пенсионных программ с установленными выплатами (см. МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам");

(c) предусмотренным договором правам или предусмотренным договором обязанностям, которые зависят от будущего использования или права на использование нефинансового объекта (например, некоторым лицензионным платежам, роялти, переменным и прочим условным арендным платежам и аналогичным статьям (см. МСФО (IFRS) 15, МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" и МСФО (IFRS) 16 "Аренда");

(d) гарантиям ликвидационной стоимости, предоставленным производителем, дилером или розничным торговцем, и гарантиям ликвидационной стоимости, предоставленным арендатором, если они встроены в условия аренды (см. МСФО (IFRS) 15 и МСФО (IFRS) 16);

(e) договорам финансовой гарантии, за исключением случаев, когда выпустившая их сторона ранее в явной форме заявляла, что рассматривает такие договоры как договоры страхования, и учитывала их в порядке, применимом к договорам страхования. Данная сторона должна принять решение о применении к таким договорам финансовой гарантии либо МСФО (IFRS) 17, либо МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление", МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" и МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". Сторона, выпустившая договор, может принимать такое решение в отношении каждого договора в отдельности, однако решение, принятое по каждому договору, не может быть впоследствии пересмотрено;

(f) условному возмещению, подлежащему уплате или получению, в сделке по объединению бизнесов (см. МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов");

(g) договорам страхования, по которым организация является держателем полиса, за исключением случаев, когда такие договоры являются удерживаемыми договорами перестрахования (см. пункт 3(b)).

8 Некоторые договоры отвечают определению договора страхования, однако их основная цель заключается в предоставлении услуг за фиксированное вознаграждение. Организация может по собственному усмотрению применять к таким договорам, которые она выпускает, МСФО (IFRS) 15, а не МСФО (IFRS) 17 в том и только в том случае, если выполняются определенные условия. Организация может принимать такое решение в отношении каждого договора в отдельности, однако решение, принятое по каждому договору, не может быть впоследствии пересмотрено. К указанным условиям относятся следующие:

(a) организация не отражает оценку риска, связанного с отдельным клиентом, при определении цены договора с этим клиентом;

(b) договор предусматривает компенсацию клиенту в виде предоставления услуг, а не путем осуществления денежных выплат клиенту; и

(c) страховой риск, передаваемый по договору, возникает главным образом в связи с использованием услуг клиентом, а не в связи с неопределенностью в отношении стоимости таких услуг.

Объединение договоров страхования

9 Совокупность или ряд договоров страхования, заключенных с одним и тем же или связанным контрагентом, может преследовать одну общую коммерческую цель или предназначаться для ее достижения. Чтобы отразить содержание таких договоров, организации может потребоваться учитывать совокупность или ряд таких договоров как одно целое. Например, если права или обязанности по одному договору предусматриваются лишь для того, чтобы свести на нет права и обязанности по другому договору, заключенному в то же самое время с тем же контрагентом, совокупный эффект этих договоров заключается в отсутствии прав и обязанностей.

Выделение составляющих из договора страхования (пункты B31-B35)

10 Договор страхования может содержать одну или несколько составляющих, которые относились бы к сфере применения других стандартов, если бы они были отдельными договорами. Например, договор страхования может содержать инвестиционную составляющую или сервисную составляющую (либо то и другое). Организация должна применять пункты 11-13, чтобы идентифицировать составляющие договора и определить порядок их учета.

11 Организация должна:

(a) применять МСФО (IFRS) 9 для определения того, содержит ли договор встроенный производный инструмент, который должен быть отделен, и, если содержит, как учитывать такой производный инструмент;

(b) отделять от основного договора страхования инвестиционную составляющую в том и только в том случае, если эта инвестиционная составляющая является отличимой (см. пункты B31-B32). Для учета выделенной инвестиционной составляющей организация должна применять требования МСФО (IFRS) 9.

12 После применения требований пункта 11 в целях отделения всех денежных потоков, связанных со встроенными производными инструментами и отличимыми инвестиционными составляющими, организация должна применить пункт 7 МСФО (IFRS) 15, чтобы выделить из основного договора страхования обещание передать держателю полиса отличимые товары или нестраховые услуги. Организация должна учитывать такие обещания в соответствии с МСФО (IFRS) 15. При применении пункта 7 МСФО (IFRS) 15 для отделения таких обещаний организация должна применять пункты B33-B35 МСФО (IFRS) 17 и при первоначальном признании должна:

(a) применять МСФО (IFRS) 15 для распределения денежных притоков между страховой составляющей и обещаниями передать отличимые товары или нестраховые услуги; и

(b) распределить денежные оттоки между страховой составляющей и обещаниями передать товары или нестраховые услуги, которые учитываются в соответствии с МСФО (IFRS) 15, таким образом, чтобы:

(i) денежные оттоки, которые непосредственно связаны с каждой составляющей, относились на эту составляющую; и

(ii) все остальные денежные оттоки распределялись на систематической и рациональной основе, отражающей денежные оттоки, возникновения которых организация ожидала бы, если бы эта составляющая являлась отдельным договором.

13 После применения пунктов 11-12 организация должна применять МСФО (IFRS) 17 ко всем оставшимся составляющим основного договора страхования. Далее все ссылки в МСФО (IFRS) 17 на встроенные производные инструменты относятся к производным инструментам, которые не были отделены от основного договора страхования, а все ссылки на инвестиционные составляющие относятся к инвестиционным составляющим, которые не были отделены от основного договора страхования (за исключением инвестиционных составляющих, указанных в пунктах B31-B32).

Уровень агрегирования договоров страхования

14 Организация должна идентифицировать портфели договоров страхования. Портфель включает в себя договоры, которые подвержены аналогичным рискам и управляются совместно. Предполагается, что договоры в пределах одной продуктовой линейки подвержены аналогичным рискам, и поэтому ожидается, что они будут входить в один портфель при условии, что они управляются совместно. Предполагается, что договоры, относящиеся к различным продуктовым линейкам (например, договоры с фиксированными аннуитетными платежами и единовременной премией в сравнении с договорами страхования жизни на определенный срок), не подвержены аналогичным рискам, и поэтому ожидается, что они будут входить в разные портфели.

15 Пункты 16-24 применяются к выпущенным договорам страхования. Требования в отношении уровня агрегирования удерживаемых договоров перестрахования изложены в пункте 61.

16 Организация должна разделять портфель выпущенных договоров страхования по крайней мере на:

(a) группу договоров, которые являются обременительными на момент первоначального признания, если таковые есть;

(b) группу договоров, в отношении которых на момент первоначального признания отсутствует значительная вероятность того, что впоследствии они станут обременительными, если таковые есть; и

(c) группу оставшихся в портфеле договоров, если таковые есть.

17 Если у организации имеется обоснованная и подтверждаемая информация, позволяющая прийти к заключению, что вся совокупность договоров будет относиться к одной группе согласно пункту 16, то оценивать она может эту совокупность договоров, чтобы определить, являются ли договоры обременительными (см. пункт 47), и оценивать эту совокупность договоров, чтобы определить, отсутствует ли значительная вероятность того, что впоследствии эти договоры станут обременительными (см. пункт 19). Если организация не имеет обоснованной и подтверждаемой информации, позволяющей прийти к заключению, что вся совокупность договоров будет относиться к одной группе, она должна оценить каждый договор по отдельности, чтобы определить, к какой группе он относится.

18 Применительно к выпущенным договорам, в отношении которых организация применяет подход на основе распределения премии (см. пункты 53-59), организация должна исходить из допущения, что на момент первоначального признания в портфеле отсутствуют обременительные договоры, за исключением случаев, когда факты и обстоятельства указывают на обратное. Организация должна проанализировать вероятность изменения соответствующих фактов и обстоятельств, чтобы определить, отсутствует ли значительная вероятность того, что договоры, которые на момент первоначального признания не являются обременительными, впоследствии станут обременительными.

19 Применительно к выпущенным договорам, в отношении которых организация не применяет подход на основе распределения премии (см. пункты 53-59), анализ на предмет отсутствия значительной вероятности того, что договоры, которые на момент первоначального признания не являются обременительными, впоследствии станут обременительными, организация должна проводить:

(a) исходя из вероятности изменений в допущениях, которые, в случае их возникновения, привели бы к оценке договоров как обременительных;

(b) используя информацию об оценках, представленную во внутренней отчетности организации. Таким образом, при оценке того, отсутствует ли значительная вероятность, что договоры, которые на момент первоначального признания не являются обременительными, впоследствии станут обременительными:

(i) организация не должна пренебрегать информацией, представленной в ее внутренней отчетности, о влиянии изменений в допущениях по различным видам договоров на возможность того, что они станут обременительными; но

(ii) организация не обязана собирать дополнительную информацию сверх той, которая представлена в ее внутренней отчетности, о влиянии изменений в допущениях по различным видам договоров.

20 Если применение пунктов 14-19 приводит к тому, что договоры в составе одного портфеля попадают в разные группы только потому, что закон или регуляторные требования определенным образом ограничивают практическую возможность организации устанавливать различные тарифы или уровень выгод для держателей полисов с различными характеристиками, организация вправе включать такие договоры в одну группу. Организация не вправе применять данный пункт по аналогии для иных случаев.

21 Организация вправе разбивать группы, указанные в пункте 16, на подгруппы. Например, организация может принять решение разделить портфель на:

(a) несколько групп договоров, которые не являются обременительными на момент первоначального признания, если во внутренней отчетности организации представлена информация, которая выделяет:

(i) различные уровни прибыльности; или

(ii) различные вероятности того, что договоры станут обременительными после первоначального признания; и

(b) несколько групп договоров, которые являются обременительными на момент первоначального признания, если во внутренней отчетности организации представлена более детальная информация о степени обременительности этих договоров.

22 Организация не может включать в одну и ту же группу договоры, выпущенные с разницей более чем в один год. Для выполнения данного условия организация должна, в случае необходимости, разбивать группы, указанные в пунктах 16-21, на подгруппы.

23 Группа договоров страхования может включать только один договор, если это является результатом применения пунктов 14-22.

24 Организация должна применять требования МСФО (IFRS) 17 в части признания и оценки к группам выпущенных договоров страхования, которые были определены в соответствии с пунктами 14-23. Организация должна определять эти группы на момент первоначального признания и не вправе пересматривать состав групп впоследствии. Для оценки группы договоров организация может оценивать денежные потоки по выполнению договоров на более высоком уровне агрегирования, чем группа или портфель, при условии, что организация в состоянии включить соответствующие денежные потоки по выполнению договоров в оценку этой группы в соответствии с пунктами 32(a), 40(a)(i) и 40(b) путем распределения таких расчетных оценок по группам договоров.

Признание

25 Организация должна признать группу договоров страхования, которые она выпускает, на наиболее раннюю из следующих дат:

(a) начало периода страхового покрытия по группе договоров;

(b) дата, когда наступает срок уплаты первого платежа от держателя полиса в соответствующей группе договоров; и

(c) применительно к группе обременительных договоров - дата, когда данная группа становится обременительной.

26 Если договором не предусмотрена определенная дата первого платежа, то такой датой считается дата первого фактического платежа от держателя полиса по данному договору. Организация должна определить, применяя пункт 16, составляют ли какие-либо договоры группу обременительных договоров до наступления наиболее ранней даты из указанных в пунктах 25(a) и 25(b), если факты и обстоятельства свидетельствуют о наличии такой группы.

27 Организация должна признавать актив или обязательство в отношении аквизиционных денежных потоков, относящихся к группе выпущенных договоров страхования, которые организация выплачивает или получает до момента признания этой группы договоров, за исключением случаев, когда организация решает признать их в качестве расходов или доходов в соответствии с пунктом 59(a). Организация должна прекратить признание актива или обязательства, признанного в отношении таких аквизиционных денежных потоков, в момент признания группы договоров страхования, к которым относятся данные денежные потоки (см. пункт 38(b)).

28 При признании группы договоров страхования в отчетном периоде организация должна включить в нее только те договоры, которые были выпущены до конца отчетного периода, и должна оценить ставки дисконтирования на дату первоначального признания (см. пункт B73) и единицы страхового покрытия, предоставленные в отчетном периоде (см. пункт B119). После окончания отчетного периода организация может выпускать новые договоры и добавлять их в соответствующие группы при условии соблюдения требования пункта 22. Организация должна добавлять договоры в группы в том отчетном периоде, в котором договор был выпущен. Это может привести к изменениям в определении ставок дисконтирования на дату первоначального признания в соответствии с пунктом B73. Организация должна применять пересмотренные ставки дисконтирования с начала отчетного периода, в котором в группу добавляются новые договоры.

Оценка (пункты B36-В119)

29 Организация должна применять пункты 30-52 ко всем группам договоров страхования, которые входят в сферу применения МСФО (IFRS) 17, за следующими исключениями:

(a) для групп договоров страхования, которые удовлетворяют любому из критериев, указанных в пункте 53, организация может упростить оценку группы, применив подход на основе распределения премии, описанный в пунктах 55-59;

(b) для групп удерживаемых договоров перестрахования организация должна применять пункты 32-46 в соответствии с требованиями пунктов 63-70. Пункты 45 (о договорах страхования с условиями прямого участия) и 47-52 (об обременительных договорах) не применяются к группам удерживаемых договоров перестрахования;

(c) для групп инвестиционных договоров с условиями дискреционного участия организация должна применять пункты 32-52 с учетом модификаций, описанных в пункте 71.

30 При применении МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов" к группе договоров страхования, которые приводят к возникновению денежных потоков в иностранной валюте, организация должна учитывать эту группу договоров, включая маржу за предусмотренные договором услуги, как монетарную статью.

31 В финансовой отчетности организации, которая выпускает договоры страхования, денежные потоки по выполнению договоров не должны учитывать риск невыполнения обязательств данной организации (определение риска невыполнения обязательств приведено в МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости").

Оценка при первоначальном признании (пункты B36-B95)

32 При первоначальном признании организация должна оценивать группу договоров страхования как сумму следующих величин:

(a) денежные потоки по выполнению договоров, которые включают:

(i) расчетную оценку будущих денежных потоков (пункты 33-35);

(ii) корректировку для целей учета временной стоимости денег и финансовых рисков, связанных с будущими денежными потоками, в той мере, в которой финансовые риски не учитываются в расчетной оценке будущих денежных потоков (пункт 36); и

(iii) рисковую поправку на нефинансовый риск (пункт 37);

(b) маржа за предусмотренные договором услуги, которая оценивается в соответствии с пунктами 38-39.

Расчетная оценка будущих денежных потоков (пункты B36-B71)

33 При оценке группы договоров страхования организация должна учитывать все будущие денежные потоки, находящиеся в рамках каждого договора в данной группе (см. пункт 34). Согласно пункту 24 организация может оценить будущие денежные потоки на более высоком уровне агрегирования, а затем получившиеся в результате такой оценки денежные потоки по выполнению договоров распределить по отдельным группам договоров. Расчетная оценка будущих денежных потоков должна:

(a) непредвзято использовать всю обоснованную и подтверждаемую информацию о суммах, сроках и неопределенности таких будущих денежных потоков (см. пункты B37-B41), доступную без чрезмерных затрат или усилий. Для этого организация должна оценить ожидаемую стоимость (то есть взвешенное с учетом вероятности среднее значение) диапазона всех возможных результатов;

(b) отражать видение организации при условии, что оценки значимых рыночных переменных соответствуют наблюдаемым рыночным ценам для этих переменных (см. пункты B42-B53);

(c) быть текущей - расчетная оценка должна отражать условия, существующие на дату оценки, включая допущения о будущем, сделанные на эту дату (см. пункты B54-B60);

(d) быть явно выраженной - организация должна осуществлять оценку рисковой поправки на нефинансовый риск отдельно от других оценок (см. пункт B90). Организация также должна оценивать будущие денежные потоки отдельно от корректировки для целей учета временной стоимости денег и финансового риска, за исключением случаев, когда наиболее подходящий метод оценки подразумевает объединение указанных оценок (см. пункт B46).

34 Денежные потоки находятся в рамках договора страхования, если они обусловлены действительными правами и обязанностями, существующими в отчетном периоде, в течение которого организация может обязать держателя полиса оплатить премии или в течение которого у организации имеется действительная обязанность предоставить услуги держателю полиса (см. пункты B61-B71). Действительная обязанность предоставить услуги заканчивается тогда, когда:

(a) у организации имеется практическая возможность переоценить риски по определенному держателю полиса, в результате чего она может установить тариф или уровень выгод, который в полной мере отражают такие риски; или

(b) выполняются оба приведенных ниже условия:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 2018 года №170/5
"О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности"

О документе

Номер документа:170/5
Дата принятия: 01/03/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05/03/2018
Органы эмитенты: Банки
Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 8 марта 2018 года, 5/44890

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/08/2018
Вступила в силу с: 01/01/2019

Приложения к документу

Приложение D к Пост. от 01.03.2018 г. №170/5

Приложение 3 к Пост. от 01.03.2018 г. №170/5

Приложение 4 к Пост №170/5

Приложение 5 к Пост.№170/5