Действует

Неофициальный перевод

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 12 марта 2019 года №48

Об утверждении изменений к Приказу министра финансов №118/2013 года

(В редакции Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 19.12.2019 г. №171)

На основании пункта b) части (1) статьи 8 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности №287/2017 (опубликован в Официальном мониторе Республики Молдовa, 2018 г., №1-6, ст.22) и в целях транспонирования Директивы 2013/34/ЕС от 26 июня 2013 г. о годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и сопутствующих отчетах определенных типов компаний, вносящей поправки в Директиву 2006/43/ЕС Европейского Парламента и Совета и отменяющей Директивы Совета 78/660/EEC и 83/349/EEC, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза №L 182/19 от 29 июня 2013 г., и усовершенствования содержания Национальных стандартов бухгалтерского учета ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить изменения к Приказу министра финансов №118/2013 г. согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Приказ министра финансов о порядке учета расходов по замене автошин и аккумуляторных батарей транспортных средств №87/2004 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2005 г., №1-4, ст.1).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

Министр финансов

Ион Кику

Приложение

к Приказу министра финансов №48 от 12 марта 2019 года

Изменения к Приказу министра финансов №118/2013 года

В Приказ министра финансов №118/2013 г. об утверждении Национальных стандартов бухгалтерского учета (Официальный монитор Республики Молдова, 2013 г., №177-181, ст. 1224) внести следующие изменения:

1. В пункте 1 подпункт 1) приказа слова "НСБУ Инвестиционная недвижимость" исключить.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ" изложить в следующей редакции:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ"

Введение

1. Настоящий стандарт разработан на основе Директивы 2013/34/ЕС, Концептуальных основ финансовой отчетности, МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств".

Цель

2. Цель настоящего стандарта состоит в установлении формата и порядка составления индивидуальных финансовых отчетов (далее - финансовые отчеты).

Сфера действия

3. Настоящий стандарт регулирует порядок составления и представления полных, упрощенных и сокращенных финансовых отчетов субъектов, применяющих Национальные стандарты бухгалтерского учета.

4. Настоящий стандарт не регулирует порядок составления финансовых отчетов:

1) субъектов публичного интереса и прочих субъектов, применяющих МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и (IAS ) 7 "Отчет о движении денежных средств");

2) некоммерческих организаций и представительств субъектов-нерезидентов (Методические указания об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и представительствах субъектов - нерезидентов);

3) бюджетных органов/учреждений (Нормы, установленные Министерством финансов);

4) ссудо-сберегательных ассоциаций (Методические указания об особенностях бухгалтерского учета и представления информаций в финансовых отчетах ссудо-сберегательных ассоциаций). Определения

5. В настоящем стандарте используемые понятия означают:

Движение денежных средств - поступления и/или выбытия денежных средств и денежных документов.

Изменения собственного капитала - увеличение и уменьшение элементов собственного капитала.

Финансовые результаты - отношение между доходами и расходами субъекта, представленными в отчете о прибыли и убытках.

Финансовое положение - отношение между активами, собственным капиталом и обязательствами субъекта, представленными в балансе/сокращенном балансе.

Балансовая стоимость - стоимость, по которой актив признается в балансе/сокращенном балансе, после вычета накопленных амортизаций и убытков от обесценения.

Цель и состав финансовых отчетов

6. Цель финансовых отчетов заключается в представлении информации, необходимой для принятия экономических решений широким кругом пользователей, таких как: собственники (участники, акционеры, учредители, члены), кредиторы, клиенты, работники, публичные органы и общественность. Для осуществления этой цели финансовые отчеты представляют информацию о:

1) активах;

2) собственном капитале;

3) обязательствах;

4) доходах и расходах;

5) движении денежных средств.

7. В зависимости от категорий субъектов, предусмотренных в Законе о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, и собственных информационных потребностей субъект может составлять:

1) полные финансовые отчеты; или

2) упрощенные финансовые отчеты; или

3) сокращенные финансовые отчеты.

8. Полные финансовые отчеты включают:

a) баланс;

b) отчет о прибыли и убытках;

c) отчет об изменениях собственного капитала;

d) отчет о движении денежных средств;

e) пояснительную записку.

9. Упрощенные финансовые отчеты включают:

a) баланс;

b) отчет о прибыли и убытках;

c) пояснительную записку.

10. Сокращенные финансовые отчеты включают:

a) сокращенный баланс;

b) сокращенный отчет о прибыли и убытках;

c) пояснительную записку.

Формат и содержание финансовых отчетов Общие правила

11. Финансовые отчеты представляют собой единый набор и составляются за каждый отчетный период согласно форматам, представленным в приложениях к настоящему стандарту.

12. Финансовые отчеты составляются в соответствии с общими положениями, предусмотренными Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

13. Информация из финансовых отчетов должна соответствовать качественным фундаментальным и повышающим полезность информации характеристикам, предусмотренным Законом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

14. Финансовые отчеты составляются на основе бухгалтерской информации после отражения результатов инвентаризации для подтверждения наличия и состояния активов, собственного капитала и обязательств.

15. Финансовые отчеты должны быть выделены и обособлены от другой информации, представленной в одном и том же документе, например, в годовом отчете субъекта или в проспекте эмиссии ценных бумаг.

16. Субъект должен четко идентифицировать финансовые отчеты и выделить следующую информацию:

1) наименование субъекта и прочие идентифицирующие элементы;

2) отчетная дата или период, охватываемый финансовым отчетом;

3) основной вид деятельности;

4) форма собственности;

5) организационно-правовая форма;

6) единица измерения.

17. Ошибки, выявленные при составлении финансовых отчетов, исправляются в соответствии с НСБУ "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках, ошибки и последующие события".

18. Составление и представление финансовых отчетов включает следующие этапы:

1) выполнение работ, предшествующих составлению финансовых отчетов, таких как: общая инвентаризация активов, собственного капитала и обязательств, списание расходов и доходов будущих периодов, относящихся к отчетному периоду, определение и отражение курсовых валютных разниц, составление корректирующих проводок, определение текущей доли долгосрочных активов и долгосрочных обязательств, закрытие управленческих счетов и др.;

2) заполнение форматов финансовых отчетов;

3) составление пояснительной записки к финансовым отчетам;

4) утверждение, подписание и представление финансовых отчетов;

5) реформация баланса/сокращенного баланса.

Баланс/Сокращенный баланс

Общие положения

19. Баланс/сокращенный баланс отражает финансовое положение субъекта и включает информацию об остатках, имеющихся на отчетную дату по:

1) активам - экономические ресурсы, идентифицируемые и контролируемые субъектом как результат прошлых экономических фактов, от использования которых ожидается получение экономических выгод;

2) собственному капиталу - остаточная величина в активах субъекта после вычета обязательств;

3) обязательствам - настоящая задолженность субъекта, возникшая вследствие прошлых экономических фактов, погашение (списание) которых приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

20. В балансе/сокращенном балансе итог активов равен итогу собственного капитала, обязательств и оценочных резервов.

21. Активы представлены в балансе/сокращенном балансе в порядке увеличения их ликвидности, а обязательства - в порядке увеличения срока их погашения.

22. Представления активов как долгосрочных активов или оборотных активов зависит от их назначения (например, авансы, выданные на приобретение долгосрочных активов, отражаются в составе этих активов независимо от срока предоставления аванса).

23. Если актив или обязательство связаны более чем с одним элементом структуры баланса/сокращенного баланса, его связь с другими элементами отражается в пояснительной записке к финансовым отчетам.

24. В зависимости от степени ликвидности активы подразделяются на:

1) оборотные активы, представляющие собой активы, которые ожидается, что будут израсходованы в течение нормального цикла деятельности, реализованы или получены в течение 12 месяцев, или представляющие собой денежные средства;

2) долгосрочные активы, которые включают все остальные активы, за исключением оборотных активов.

25. Нормальный цикл деятельности субъекта представляет собой период времени с момента приобретения активов, предназначенных для переработки, до момента их превращения в денежные средства. Когда для субъекта этот цикл не определен, продолжительность его считается 12 месяцев. Запасы, которые проданы, израсходованы, переработаны, и дебиторская задолженность, погашенная как часть нормального цикла деятельности в период, превышающий 12 месяцев с отчетной даты, считаются оборотными активами (например, сырье, материалы, незавершенное производство, которое требует выдержки и хранения на винодельческом субъекте, фрукты и соки, сульфитированные или замороженные на консервном заводе).

26. В зависимости от срока погашения обязательства делятся на:

1) текущие обязательства, которые включают обязательства, которые ожидаются, что будут погашены или списаны в течение 12 месяцев после отчетной даты;

2) долгосрочные обязательства, включающие все остальные обязательства, за исключением текущих обязательств.

27. Коммерческие обязательства и обязательства перед сотрудниками, отражаемые в составе нормального цикла деятельности, являются текущими обязательствами, если даже они могут быть погашены в период, превышающий 12 месяцев после отчетной даты.

28. На отчетную дату субъект определяет текущую долю долгосрочных активов и долгосрочных обязательств, которая отражается в балансе/сокращенном балансе, соответственно в составе оборотных активов и/или текущих обязательств.

29. Дебиторская задолженность, денежные средства и обязательства в иностранной валюте пересчитываются и отражаются в балансе/сокращенном балансе в соответствии с НСБУ "Курсовые валютные и суммовые разницы".

Баланс

30. Баланс составляется согласно формату, представленному в приложении 1 настоящего стандарта.

Активы

31. По строке 010 "Незавершенные нематериальные активы" отражается балансовая стоимость приобретенных нематериальных активов или нематериальных активов в процессе их создания и подготовки к использованию по назначению, а также нематериальных активов, взаимосвязанных с другими долгосрочными активами, по которым требуется проведение работ по их подготовке для использования по назначению, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы".

32. По строке 020 "Нематериальные активы в эксплуатации" отражается балансовая стоимость нематериальных активов, переданных в эксплуатацию, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы". В строках 021-024 представляется балансовая стоимость классов нематериальных активов: концессий, лицензий и товарных знаков; авторских прав и охранных документов; программного обеспечения и прочих нематериальных активов.

33. По строке 030 "Гудвилл" указывается балансовая стоимость гудвилла, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы".

34. По строке 040 "Авансы, выданные для нематериальных активов" отражается сумма долгосрочных и текущих авансов, выданных для приобретения нематериальных активов.

35. По строке 050 "Всего нематериальные активы" указывается общая стоимость нематериальных активов, определяемая как: стр.010 + стр.020 + стр.030 + стр.040.

36. По строке 060 "Незавершенные долгосрочные материальные активы" отражается балансовая стоимость поступивших долгосрочных материальных активов или долгосрочных материальных активов в процессе создания и подготовки для использования в качестве основных средств, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы".

37. По строке 070 "Земельные участки" отражается балансовая стоимость собственных земельных участков, полученных в финансовый лизинг и/или хозяйственное ведение, находящихся в процессе подготовки к использованию по назначению и в эксплуатации, а также стоимость прав пользования земельными участками.

38. По строке 080 "Основные средства" указывается балансовая стоимость собственных основных средств, полученных в финансовый лизинг и/или хозяйственное ведение, находящихся в эксплуатации, в том числе стоимость прав пользования зданиями, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы". По строкам 081-086 указывается балансовая стоимость классов основных средств: зданий; специальных сооружений; машин, оборудования и технических установок; транспортных средств, мебели и инвентаря и прочих основных средств.

Пример 1. На отчетную дату субъект располагает следующей информацией:

- первоначальная стоимость основных средств - 4500000 леев, в том числе зданий - 2500000 леев, инвентаря и мебели - 2000000 леев;

- накопленная амортизация - 870000 леев, в том числе зданий - 570000 леев, инвентаря и мебели - 300000 леев;

- убытки от обесценения зданий - 390000 леев.

В соответствии с учетными политиками последующая оценка долгосрочных материальных активов осуществляется в соответствии с моделью, основанной на себестоимости.

На основе данных примера субъект отразит по строке 080 "Основные средства" баланса общую балансовую стоимость основных средств в сумме 3240000 леев (4500000 леев - 870000 леев - 390000 леев), а по строке 081 - балансовую стоимость зданий в размере 1540000 леев (2500000 леев - 570000 леев - 390000 леев) и по строке 085 - балансовую стоимость инвентаря и мебели в размере 1700000 леев (2000000 леев - 300000 леев).

39. По строке 090 "Минеральные ресурсы" отражается балансовая стоимость минеральных ресурсов, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы".

40. По строке 100 "Долгосрочные биологические активы" отражается балансовая стоимость рабочего и продуктивного скота (быков, лошадей, коров, овец, свиней, коз и др.), незавершенных и находящихся в эксплуатации многолетних насаждений (садов, виноградников, виноградных и фруктовых питомников и др.), которая определяется в соответствии с НСБУ "Особенности бухгалтерского учета в сельском хозяйстве".

41. По строке 110 "Инвестиционная недвижимость" отражается балансовая стоимость инвестиционной недвижимости, которая определяется в соответствии с НСБУ "Долгосрочные нематериальные и материальные активы".

42. По строке 120 "Авансы, выданные для долгосрочных материальных активов" отражается сумма долгосрочных и текущих авансов, выданных для приобретения (покупки, создания/строительства и др.) долгосрочных материальных активов.

43. По строке 130 "Всего долгосрочные материальные активы" указывается общая стоимость долгосрочных материальных активов, которая определяется как: стр.060 + стр.070 + стр.080 + стр.090 + стр.100 + стр.110 + стр.120.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 12 марта 2019 года №48
"Об утверждении изменений к Приказу министра финансов №118/2013 года"

О документе

Номер документа:48
Дата принятия: 12/03/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №101-107, 22 марта 2019 года, Ст. 528.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 19/12/2019  документом  Приказ Министерства финансов Республики Молдова Об утверждении изменений к приказам министра финансов №482019 и 1002019 № 171 от 19/12/2019
Вступила в силу с: 27/12/2019


Первоначальная редакция от 12/03/2019

Приложения к документу

Приложение 1 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48

Приложение 2 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48

Приложение 3 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48

Приложение 4 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48

Приложение 5 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48

Приложение 6 к приказу Минфина РМ от 12.03.2019 №48