Дата обновления БД:
22.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
88 / 361
Всего документов в БД:
133060
Принят на сорок девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(Постановление от 19 апреля 2019 года №49-12)
МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта государств - участников СНГ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях государств - участников СНГ, и определяет их права, обязанности и ответственность.
2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:
внутренние водные пути государств - участников СНГ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы;
порты, расположенные на внутренних водных путях государств - участников СНГ;
суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях государств - участников СНГ.
3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда, а также суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям государств - участников СНГ определяются постановлениями правительств государств - участников СНГ.
4. На участках внутренних водных путей государств - участников СНГ, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются кодексом торгового мореплавания, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
Статья 2. Законодательство в области внутреннего водного транспорта государств - участников СНГ
Законодательство в области внутреннего водного транспорта государств - участников СНГ состоит из конституций государств, настоящего Кодекса, гражданских и административных кодексов государств, иных государственных законов, нормативных актов правительства, нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;
акватория порта - обособленный участок внутреннего водного пути, используемый для обеспечения деятельности порта;
багаж - имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и на основании багажной квитанции выдать;
бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;
внутренние водные пути государств - участников СНГ (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые правительствами государств - участников СНГ;
внутренний водный транспорт государств - участников СНГ (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях государств - участников СНГ;
внутренний водный транспорт общего пользования - внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам;
грузовладелец - грузоотправитель и (или) грузополучатель;
грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяют перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю;
грузополучатель - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, уполномоченные на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях;
грузы - материальные ценности, принятые перевозчиком для перевозок внутренним водным транспортом в пункт назначения;
инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;
коносамент - товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза;
лоцманская проводка - деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей;
навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;
навигация - период, в течение которого внутренние водные пути открыты для судоходства; оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;
пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;
плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
путевые работы - дноуглубительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях;
пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;
речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;
ручная кладь - вещи и предметы пассажира, по своим свойствам, габаритным размерам и массе отвечающие требованиям законодательства государства - участника СНГ и перевозимые бесплатно под личную ответственность пассажира;
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
судно маломерное - судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12;
судно прогулочное - судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;
судно спортивное парусное - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;
судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин государства - участника СНГ или юридическое лицо, эксплуатирующие судно под государственным флагом государства - участника СНГ от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;
судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;
судовой билет - документ, подтверждающий право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на маломерное судно и право плавания данного судна под государственным флагом государства - участника СНГ;
судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;
судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющие собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;
транспортный аварийный случай - аварийный случай, связанный с движением судов (судна);
уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государства - участника СНГ, осуществляющий реализацию государственной политики в области внутреннего водного транспорта, государственный надзор и контроль, координацию и регулирование деятельности водного транспорта.
Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется органом исполнительной власти государства - участника СНГ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.
2. Орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами государства - участника СНГ, настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства - участника СНГ утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, которые связаны с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей и использованием внутренних водных путей и обязательны для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
3. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
4. Полномочия органов исполнительной власти в области внутреннего водного транспорта, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти в соответствии с постановлениями правительств государств - участников СНГ.
Статья 5. Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта
1. Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти государства - участника СНГ (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им государственного транспортного надзора в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области внутреннего водного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения законодательства государства - участника СНГ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных положениями настоящего Кодекса.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области внутреннего водного транспорта требований, установленных в соответствии с международными договорами государства - участника СНГ в области безопасности судоходства, настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства - участника СНГ в области внутреннего водного транспорта (далее - обязательные требования).
4. Основанием для проведения плановой проверки является:
1) истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объекты внутреннего водного транспорта, за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений, объектов обеспечения безопасности судоходства;
2) истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих портовые и судоходные гидротехнические сооружения, объекты обеспечения безопасности судоходства.
5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства государства - участника СНГ;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства, правил эксплуатации внутреннего водного транспорта, о фактах гибели или повреждения судна, нарушений судами ограничений по району и условиям плавания, установленных при классификации судов, о непригодности судна к плаванию, о фактах нарушений требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или о фактах наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, нарушений правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному имуществу либо повлекли за собой причинение такого вреда;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением главы государства или правительства государства - участника СНГ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
6. Должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, имеют право:
1) запрашивать у органов государственной власти, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на внутреннем водном транспорте территории, объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, суда и плавучие объекты, проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
3) выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел при совершении преступлений.
7. Государственный пожарный надзор, государственный экологический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор в области промышленной безопасности, государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный метрологический надзор при осуществлении деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
8. Орган государственного надзора в соответствии с положением о расследовании транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте, утвержденным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляет расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте.
9. Орган государственного надзора обеспечивает надзор за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению государственного портового контроля в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Статья 6. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте
Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Статья 7. Платежи, сборы (тарифы) с судов
1. Перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
2. Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
3. Сборы (тарифы) с судов за услуги в речном порту, оказываемые субъектами естественных монополий, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Глава II. Внутренние водные пути
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Модельный Кодекс внутреннего водного транспорта для государств - участников СНГ
Принят на сорок девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 19 апреля 2019 года №49-12
О документе
Номер документа: | 49-12 |
Дата принятия: | 19/04/2019 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 19/04/2019 |
Органы эмитенты: |
Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) |
Опубликование документа
Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств http://www.cis.minsk.by/