Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 20 декабря 2018 года №596

Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы

В целях повышения экспортного потенциала страны и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, в рамках реализации Программы развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы "Единство. Доверие. Созидание", утвержденной Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года №2377-VI, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

- Программу Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам и органам местного самоуправления (по согласованию):

- при ежегодном формировании и внесении изменений в республиканский бюджет предусматривать финансирование расходов на реализацию Плана мероприятий.

3. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, органам местного самоуправления (по согласованию) и Национальному банку Кыргызской Республики (по согласованию):

- ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Плана мероприятий в Министерство экономики Кыргызской Республики для обобщения.

4. Министерству экономики Кыргызской Республики, ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики обобщенную информацию о ходе исполнения Плана мероприятий.

5. Установить персональную ответственность руководителей государственных органов за качественное и своевременное выполнение Плана мероприятий.

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел экономики и инвестиций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

7. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.

Премьер-министр Кыргызской Республики

М.Абылгазиев

Приложение 1

к Постановлению Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2018 года №596

Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы

1. Общая оценка текущей ситуации

Внешнеэкономическая деятельность Кыргызской Республики начиная с 2013 года характеризуется определенным снижением активности. Внешнеторговый баланс снизился с 7993,8 млн. долларов США в 2013 году до 6259,0 млн. долларов США в 2017 году. За тот же период экспорт снизился с 2006,8 млн. долларов США до 1764,3 млн. долларов США в 2017 году, а импорт снизился с 5987 млн. долларов США в 2013 году до 4494,7 млн. долларов США в 2017 году.

Отрицательное сальдо торгового баланса в 2013 году составляло 3980,1 млн. долларов США и незначительно улучшилось, составив 2730,4 млн. долларов США в 2017 году.

Вместе с тем, итоги 2017 года показывают рост экспорта на 12,1%, что, в свою очередь, демонстрирует выполнение экспортерами требований Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), предъявляемых к товарам на экспорт, функционирование ветеринарных и других испытательных лабораторий, снятие ограничений на границах государств-членов ЕАЭС. Правительством Кыргызской Республики принимаются меры, направленные на развитие национальной инфраструктуры качества, привлечение средств для лизинга технологического оборудования, утвержден проект финансирования экспортно-ориентированных и импортозамещающих предприятий, освобождено ввозимое технологическое оборудование от налога на добавленную стоимость. Все это стимулирует экспорт отечественной продукции.

Тем не менее, имеется ряд проблем, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию экспорта. К ним относятся вопросы, связанные с:

- доступом к финансированию экспортных операций и предприятий;

- инфраструктурой качества;

- стимулированием экспорта;

- транспортно-логистической инфраструктурой;

- кадровым обеспечением;

- эффективностью производственной деятельности предприятий;

- продвижением на внешних рынках.

Решение вышеуказанных вопросов позволит улучшить конкурентоспособность продукции и увеличить в несколько раз экспортные возможности приоритетных отраслей экономики республики.

Расширение экспорта реализуется за счет существующих приоритетных секторов, продукция которых имеет устойчивую экспортную направленность.

По результатам анализа были выбраны четыре приоритетных сектора, на развитие которых ориентирована настоящая Программа:

1) швейная отрасль;

2) молочная отрасль;

3) переработка овощей и фруктов;

4) зеленое и инновационное приборостроение.

Также в Программу включены три кросс-отраслевых сектора:

1) инфраструктура качества;

2) доступ к финансам;

3) стимулирование экспорта.

Предприятиям-экспортерам указанных секторов в приоритетном порядке будет оказываться помощь в доступе к финансам (в т.ч. субсидиям, льготным кредитам), в маркетинге и сбыте продукции на внешних рынках.

Описание состояния указанных экспортных отраслей следует ниже.

Швейная отрасль

Швейная отрасль состоит из более 3000 разнотипных субъектов, большую часть которых составляют небольшие предприятия (цеха), осуществляющие заказы на производство изделий определенного дизайна и модели или изделий, имеющих наиболее популярный на рынке тип дизайна, которые затем продаются на местных рынках или экспортируются по личным каналам.

В отрасли занято от 200 до 300 тысяч человек. Числа варьируются из-за большого количества предприятий, работающих в теневой экономике. Свыше 90% работников сектора - женщины. Им же принадлежит большинство предприятий.

Почти все необходимое сырье для производства (ткани и фурнитура) импортируется (за исключением некоторых сортов пряжи) и закупается предприятиями на местных рынках "Дордой", "Мадина" в городе Бишкеке и рынке "Кара-Суу" в Ошской области. Рынки представлены не только продавцами, но также посредниками и агентами. Основным поставщиком тканей, предлагаемых на местном рынке, является Китай. Некоторые наиболее развитые производители импортируют сырье из таких стран, как Южная Корея, Турция, Индия и Италия. Производители трикотажных изделий также импортируют пряжу из Китая, Турции, Узбекистана и Таджикистана. Однако некоторые из них также закупают материал у местных производителей.

Максимальный объем экспорта швейной продукции из Кыргызстана был достигнут в 2012 году и составил 156 млн. долларов США. Далее показатели экспорта снижались. В 2017 году экспортировано швейной продукции на 118,7 млн. долларов США, что составило 6,73% общего объема экспорта. Отрасль занимает третье место по экспорту, после драгоценных металлов и сельскохозяйственной продукции.

Две особенности производства одежды в Кыргызстане являются наиболее значимыми с точки зрения дальнейшего развития отрасли:

- отрасль практически полностью ориентирована на экспорт. Ключевыми рынками сбыта являются Россия и Казахстан;

- отрасль в основном представлена малым бизнесом. Часть предприятий осуществляет свою деятельность в "теневом секторе" экономики, тогда как другая часть предприятий работает по патентной схеме в качестве индивидуальных предпринимателей.

Угрозы и вызовы

Снижение объемов экспорта швейной продукции из Кыргызстана в 2014-2016 годах было обусловлено воздействием двух факторов:

- снижение покупательной способности на традиционных рынках сбыта (России и Казахстана) в связи с финансовым кризисом;

- сокращение каналов продаж, используемых большинством швейных предприятий Кыргызской Республики.

Первый фактор очевиден и достаточно хорошо известен. Что касается второго фактора, то ситуация выглядит следующим образом. Одним из наиболее важных условий, способствовавших росту отрасли и объемов экспорта одежды из Кыргызской Республики, являлась высокая фрагментация сектора розничной торговли в России и Казахстане. Экспансия кыргызских производителей пришлась на период, когда значительная доля продаж одежды приходилась на оптовые рынки (в том числе через рынки "Дордой" и "Кара-Суу" в Кыргызстане). Это привело к тому, что большинство отечественных предприятий практически не имеет доступа к розничным продажам. Лишь небольшая доля компаний сама разрабатывает дизайн изделий, имеет фирменные знаки, производит продукцию с высокой добавленной стоимостью и самостоятельно занимается маркетингом как на национальном, так и на международном уровнях.

По данным Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Российской Федерации, только за период с 2004 по 2011 годы объемы продаж одежды на оптовых и розничных рынках России сократились с 45% до 16%. Таким образом, формат торговли, обеспечивавший бурный рост швейной промышленности Кыргызской Республики до 2014 года, является исчезающим. Как и на других развитых рынках, ключевыми игроками в России и в Казахстане становятся брэнды; экспансия розничных сетей, как международных, так и российского происхождения, продолжается, даже несмотря на кризисные явления в экономике России.

Рынки одежды в России и Казахстане все более заметно интегрируются в глобальную цепочку добавленной стоимости в легкой промышленности.

На верхних уровнях глобальной цепочки добавленной стоимости (далее - ЦДС) происходит последовательное разделение выполняемых функций между разными участниками цепочки:

- контрактное производство: пошив одежды по заказу различных брэндов, на основе предоставляемых ими дизайна и конструкторской документации. В мировой практике подобная деятельность обозначается термином СМТ (англ. Cut, Make&Trim, буквально - "Вырезать, сделать и обрезать"). Ключевая компетенция: массовое производство;

- продажа: продажа одежды розничными сетями конечным потребителям. Ключевые компетенции: дизайн, маркетинг и продажи.

Перспективы развития отрасли

Ключевым стратегическим вариантом для швейной отрасли Кыргызской Республики является формирование промышленного потенциала для контрактного производства. Данное направление является наиболее логичным следующим этапом в развитии швейной промышленности республики. Во-первых, предприятия накопили значительный объем базового производственного опыта. Кроме того, ряд предприятий информирован о требованиях, предъявляемых к поставщикам СМТ-услуг; существуют успешные примеры сотрудничества отечественных компаний с российскими и мировыми брэндами. Целенаправленная поддержка данного направления позволит сохранить высокие показатели занятости в отрасли, окажет положительное воздействие на социальное развитие в стране, приведет к росту капиталовложений в промышленность и инфраструктуру. К тому же, относительно недорогая рабочая сила, близость к крупному рынку сырья и фурнитуры (Китай), близость к крупным растущим рынкам сбыта (Россия, Казахстан) - факторы, способствующие успешной реализации настоящей Программы.

Для СМТ-бизнеса чрезвычайно важной является способность производить продукцию, соответствующую требуемому заказчиком качеству, в кратчайшие сроки. При этом издержки производства и логистики должны быть сведены к минимуму. Это подразумевает наличие выгодных условий для доступа к рынку сырья, использование передовых технологий и наиболее эффективных методов организации труда.

Существующие проблемы в отрасли

Недостаток финансирования. Поскольку отрасль в основном представлена малым бизнесом, работающим на патентной основе, ее финансовые возможности ограничены; недостаток финансовых ресурсов является ключевым барьером вхождения в мировые цепочки создания добавленной стоимости.

Барьеры доступа к рынку сырья. Отрасль практически не имеет прямого доступа к рынку сырья, к закупкам напрямую от производителей. Высокая доля вовлеченности посредников в поставки сырья, узкий ассортимент, доступный на местном рынке, повышает затраты ведения бизнеса, повышает нестабильность производства и увеличивает производственный цикл.

Низкоэффективное производство. Отрасль в целом характеризуется низкой производительностью труда, что не позволяет на сегодняшний день успешно конкурировать на рынке СМТ-услуг. Предприятия не владеют соответствующей инфраструктурой и ресурсами для производства продукции на регулярной основе, с постоянством в уровне качества и в необходимых объемах.

Кадровая проблема. Текущая ситуация в отрасли характеризуется общей нехваткой рабочей силы и низкой квалификацией имеющихся кадров. Отрасль также испытывает недостаток в квалифицированных закройщиках, дизайнерах, инженерах-технологах.

Отсутствие необходимых знаний и навыков. Опыт отдельных предприятий, полученный ими при производстве продукции по заказам розничных сетей, на данный момент незначителен и эпизодичен. Предприятия (владельцы, менеджеры и специалисты) нуждаются в формировании компетенций в области контрактного производства и маркетинга практически с "нулевого" уровня.

Стратегическая цель - увеличение объемов экспорта швейной продукции в 3 раза к 2022 году.

Индикаторы:

- объем экспорта швейной продукции достигнет 300 млн. долларов США в 2022 году;

- не менее 70% общего объема экспорта швейной продукции составят поставки по контрактам для розничных сетей.

Молочная отрасль

Молочная отрасль является одной из важнейших и динамично развивающихся отраслей в перерабатывающем секторе экономики страны. На долю молочной отрасли приходится свыше 20% всей выпускаемой пищевой продукции. Как межотраслевой комплекс, молочная отрасль объединяет несколько отраслей народного хозяйства, оказывая значительное экономическое и социальное влияние на развитие экономики страны в целом. Молочная переработка в Кыргызской Республике, по статистическим данным, представляет собой 144 молокоперерабатывающих предприятия и более 300 частных производителей молочной продукции.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2018 года №596
"Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 годы"

О документе

Номер документа:596
Дата принятия: 20/12/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28/01/2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Нормативные акты Кыргызской Республики" от 21 января 2019 года №3

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 7 настоящее Постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования - с 28 января 2019 года.