Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 15 октября 2018 года №634

Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

1) принять меры по реализации Программы;

2) представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2016 года №143 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2018 года №634

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016-2019 годы
 

Основания для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан"; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства"; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 11 ноября 2014 года "Нурлы жол - путь в будущее"; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 10 января 2018 года "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции"; Национальный план Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ"
 

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство здравоохранения Республики Казахстан
 

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство общественного развития Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астана, Алматы и Шымкента
 

Цели Программы

- Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны;
- Внедрение новой политики по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями.
- Модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста
 

Задачи

Развитие системы общественного здравоохранения; совершенствование профилактики и управления заболеваниями; повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения повышение эффективности использования ресурсов и совершенствование инфраструктуры отрасли
 

Сроки реализации

2016-2019 годы
 

Целевые индикаторы

К 2020 году:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигнет 73,13 лет;
- индекс здоровья составит 0,815;
- уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи составит 48%.
 

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджета и фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 944 998,8 млн. тенге.
 

По годам

Всего

Республиканский бюджет

Местный бюджет

Другие источники (ФСМС, НФ)


2016 г.

128 034,8

92 389,3

34 945,5

700,0

2017 г.

408 080,9

69 309,9

19 035,9

319 735,0

2018 г.

207 276,4

196 079,0

11 197,4

0

2019 г.

201 606,8

192733,9

8 872,9

0

Итого:

944 998,8

550 512,1

74 051,7

320 435,0

Объем финансирования Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016-2019 годы (далее - текущая Государственная программа) будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, Фонда социального медицинского страхования, а также с привлечением других альтернативных источников.

2. Введение

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Назарбаевым Н.А. в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и Казахстаном.

В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшение качества и доступности предоставляемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использование имеющихся ресурсов.

В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.

Текущая Государственная программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.

Реализация текущей Государственной программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами политики Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) "Здоровье-2020".

3. Анализ текущей ситуации

Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее - ГИК) за 2017 год по индикатору "Здоровье и начальное образование" Казахстан занял 59-е место из 137 стран (в 2016 - 2017 году - 94 место из 138 стран). Так Казахстан улучшил показатели в социальном секторе: количество случаев туберкулеза (2016 г. - 92 место, 2017 г. - 90 место), уровень заболеваемости ВИЧ - первое место в 2016 - 2017 гг., детская смертность (2016 г. - 71 место, 2017 г. - 70 место), продолжительность жизни (2016 г. - 90 место, 2017г. - 88 место).

Между тем, отмечается существенное снижение позиций по сравнению с 2015 годом, когда страна занимала 42 место среди 140 стран.

По индексу человеческого развития в 2015-2016 годах, опубликованному в марте 2017 года, республика входит в группу стран с высоким уровнем развития и занимает 56 место из 187 стран, поднявшись на 14 мест по сравнению с 2014 годом (в 2014 году - 70 место из 187 стран).

Медико-демографическая ситуация и заболеваемость

За 2016-2017 годы реализации текущей Государственной программы отмечены:

1) увеличение численности населения в республике с 17 417,7 (на 1 января 2015 года) до 18 157,0 тыс. человек (на 1 января 2018 года);

2) рост ожидаемой продолжительности жизни по сравнению с 2015 годом (71,62 лет) увеличился порядка на 8 месяцев и составил в 2017 году 72,41 лет;

3) снижение общей смертности населения на 4,9 % (2015 год - 7,47 на 1000 населения, 2017 год - 7,15);

4) снижение младенческой смертности на 15,3% (2015 год - 9, 37 на 1000 родившихся живыми, 2017 год - 7,93);

5) снижение заболеваемости населения туберкулезом на 10,0% (2015 год - 58,5 на 100 000 населения, 2017 год - 52,2) и смертности более чем в 1,3 раза (2015 год - 4,1 на 1000 населения, 2017 год - 3,0);

6) удержание распространенности вируса иммунодефицита человека/синдрома приобретенного иммунодефицита (далее - ВИЧ/СПИД) на концентрированной стадии (2015 год - 0,22, 2017 год - 0,212).

Снижение показателей материнской, младенческой и детской смертности по подтверждению Межведомственной группы агентств Организации Объединенных Наций (далее - ООН) позволило Казахстану достичь 4-ой и 5-ой (детская и материнская смертность) Целей устойчивого развития.

Несмотря на позитивную динамику показателей здоровья населения, ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОЭСР. Сохраняется значительная разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин (2015 год - 9,15 года), смертность у мужчин в трудоспособном возрасте на 24% выше, чем у женщин.

В структуре общей смертности ведущей причиной являются болезни системы кровообращения (22,3%), наиболее частые - ишемическая болезнь сердца, сосудистое поражение мозга, от которых ежегодно умирают около 30 тысяч человек. Рост первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения составляет почти на 16,4% (2015 год - 2429,7).

Второй причиной является смертность от злокачественных новообразований (12,1%), от которых ежегодно умирают около 17 тысяч человек, из них 16,9% составляет рак легких. Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями увеличился на 18 % (2015 год - 207,7, 2017 год - 253,4).

На третьем месте - смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (11,3%), от которых ежегодно умирает около 16 тысяч человек (2015 год - 82,5 на 100 000 населения, 2017 год - 69,38 на 100 000 населения). Ежегодно свыше 3000 человек погибают от преднамеренного самоповреждения, опережая смертность от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Травматизм остается одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для Казахстана, но и для большинства стран мира. В Казахстане травмы в структуре заболеваемости населения, временной нетрудоспособности и смертности занимают второе место, по первичному выходу на инвалидность - третье место. Наряду с этим системный подход по реабилитации и восстановлению трудоспособности лиц, получивших различные травмы, отсутствует.

За последние годы сложилась неблагоприятная динамика уровня первичной инвалидности (интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность в республике в 2014 г. составил 28,1, в 2015 г. - 28,1, в 2016 г. - 29,4, в 2017 году - 28,9 на 10 тыс. населения), что указывает на необходимость строгого соблюдения мер техники безопасности труда на рабочем месте.

Вместе с тем, сохраняется высокий уровень материнской и младенческой смертности. Так, по итогам 2017 года отмечается превышение показателя материнской смертности плановых значений на 2017 год по текущей Государственной программе (план - 11,4; факт - 12,5 на 100 тыс. родившихся живыми).

Уровень младенческой смертности в республике продолжает снижаться и по итогам 2017 года составил 7,93 на 1000 родившихся живыми. Однако уровень данного показателя выше среднего уровня в странах ОЭСР (по итогам 2015 года средний показатель по странам ОЭСР - 3,71).

Вместе с тем, в целом сохраняется высокий уровень материнской и младенческой смертности. За последние три года целевые значения показателя материнской смертности не были достигнуты, находились на уровне 12,5 на 100 тыс. живорожденных в 2015 году (при плане 12,4), в 2016 году - 12,7 (при плане 11,5), в 2017 году - 12,5 (при плане в 11,4 соответственно).

Такая ситуация обусловлена рядом следующих причин:

1) снижением рождаемости (в 2014 году - 23,14 на 1000 человек населения, 2015 году - 22,69, 2016 году - 22,52, 2017 году - 21,64), что связано со вступлением в репродуктивный возраст поколения 1990-ых годов, родившихся в период "второй демографической ямы", когда наблюдался низкий уровень рождаемости.

Снижение продолжится до 2026 года, после чего снова ожидается заметное увеличение числа рождений.

Так как расчет показателя материнской смертности производится на 100 тыс. живорожденных, на него напрямую влияет показатель рождаемости.

Вместе с тем, в течение последних лет абсолютное число случаев материнской смертности остается примерно на одном уровне: в 2013 году - 51 женщина, в 2014 году - 47, 2015 году - 50, 2016 году - 51, в 2017 году - 49;

2) рост уровня внешней миграции.

С 2013 года количество трудовых мигрантов увеличилось на 44% (с 25566 - 2013 году, до 36792 - 2016 году).

Среди прибывших много женщин с низким социальным статусом и индексом здоровья, для которых характерно позднее обращение за медицинской помощью;

3) низкий индекс здоровья женщин, вступивших в беременность, способствует повышению риска обострения хронических заболеваний и развития тяжелых осложнений беременности и родов.

В 2017 году из всех беременных, поступивших под наблюдение, доля здоровых составила 42%. Соответственно экстрагенитальной патологией в течение беременности страдали 58%. Из них анемией - 32% беременных, заболеваниями мочеполовой системы - 10%, органов кровообращения - 6%, заболеваниями эндокринной системы - 3,7%, органов дыхания - 3,2%, болезнями органов пищеварения - 1,7%.

За последние годы сложилась отрицательная динамика уровня первичной инвалидности (интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность в республике в 2014 году составил 28,1, в 2015 году- 28,1, в 2016 году- 29,4 на 10 тыс. населения), что также является свидетельством несоблюдения техники безопасности труда на рабочем месте.

Среди причин бремени хронических заболеваний в 87,5% являются 4 фактора риска (высокое артериальное давление, повышенный уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя).

По данным ВОЗ годовой уровень потребления алкоголя в Казахстане (в эквиваленте литров чистого спирта/душа населения в год) снизился незначительно: с 7,1 в 2007 году до 6,6 в 2012 году.

По результатам Глобального опроса населения о потреблении табака, проведенного в 2014 году, распространенность табакокурения в Казахстане (% курения табака в возрасте старше 15 лет), составила 22,4% (в странах ОЭСР - 20,65%).

С 2012 года по 2014 год на 15% снизилось количество зарегистрированных потребителей наркотиков.

Внедрена Программа управления хроническими заболеваниями (далее - ПУЗ). Она основана на активном ведении пациентов с такими заболеваниями, как сахарный диабет, артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность (далее - ХСН). При этом пациент подписывает соглашение об участии в ПУЗ, его приглашают на периодической основе курирующий врач общей практики и специально обученная медсестра для проведения клинико - диагностических мероприятий, контроля приема лекарств и составления плана динамического наблюдения. Пациент ведет дневник по контролю самочувствия и приема лекарств. Таким образом, внедряется проактивный подход в лечении болезней и предупреждении осложнений как врачом, так и пациентом.

В 2017 году проект реализован во всех 16 регионах, в 2 раза с 3 до 7 тысяч увеличилось число пациентов, участвующих в проекте. В результате, у 75% участников стабилизировалось артериальное давление, у 65% пациентов с сахарным диабетом улучшились показатели крови. Госпитализация пациентов с ХСН снизилась в 2 раза.

По данным 6-го национального исследования (2015 год) распространенность ожирения среди взрослого населения Казахстана составила 9,2%, распространенность избыточной массы тела - 33,3%.

По прогнозам Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан численность населения страны к 2030 году превысит 21 млн. человек, доля пожилых людей увеличится с 7,7% ориентировочно до 11-13% (ОЭСР - 15,5%). Изменение демографической ситуации с ростом хронических заболеваний повлияет на спрос медицинских услуг.

В республике отмечается стабильная эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных болезней. Достигнут 95% охват иммунизацией против 11 вакциноуправляемых инфекций всего подлежащего детского населения. В 2012 году ВОЗ ресертифицировал Казахстан страной, свободной от полиомиелита и малярии.

Предпринимаемые усилия позволили сдержать эпидемию ВИЧ-инфекции в Республике Казахстан на концентрированной стадии. В ГИК по показателю "Распространенность ВИЧ в возрастной группе 15-49 лет" Казахстан вошел в группу стран с низким показателем, занимающих 1-е место.

Несмотря на значительное снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза (снижение заболеваемости более чем на 9% ежегодно, смертности - более чем в 2,5 раза за 5 лет), по данным 2015 года Казахстан среди 18 стран Европейского региона с высоким уровнем распространенности туберкулеза занимает 7-е место, по уровню первичного устойчивого туберкулеза - 2-ое, а в ГИК по распространенности туберкулеза - 102-е место.

В санитарно-эпидемиологической службе внедрена система прогнозирования, оценки и управления рисками, организованы 5 зональных вирусологических лабораторий, созданы специализированные лаборатории по контролю безопасности пищевой продукции, отвечающие требованиям Всемирной торговой организации, в календарь прививок внесена вакцинация детей от пневмококковой инфекции.

Вместе с тем, не определена концепция дальнейшего развития и совершенствования системы оценки рисков, предполагающая создание научно обоснованной оценки негативного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения и связанных с этим потенциальных медико-биологических и экономических последствий.

Существующие информационные системы не обеспечивают оперативный обмен данными с другими базами данных заинтересованных государственных органов, ведомств и международных организаций. Отсутствует возможность проведения мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации в онлайн-режиме.

Существующая система лабораторного контроля с учетом развития технологий и решения задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения требует постоянного совершенствования и дооснащения.

Охрана здоровья и система здравоохранения

За период реализации текущей Госпрограммы проведена определенная работа по формированию единой национальной политики по вопросам охраны здоровья, усилению межсекторального и межведомственного взаимодействия.

В структуре уполномоченного органа и его территориальных подразделениях созданы структурные подразделения по охране общественного здоровья.

Начавший свое функционирование Национальный центр общественного здравоохранения будет способствовать созданию доступных и эффективных механизмов по профилактике болезней и укреплению здоровья.

Для обеспечения эффективного межсекторального сотрудничества разработан Алгоритм взаимодействия центральных и местных исполнительных органов по вопросам укрепления общественного здоровья.

Основы охраны общественного здоровья регламентированы Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" и реализуются организациями здравоохранения, в том числе центрами формирования здорового образа жизни, организациями первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП), службами инфекционного контроля в медицинских организациях, а также другими государственными органами и организациями в рамках межведомственного взаимодействия.

Продолжается реализация мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приняты меры по сокращению административных барьеров, улучшению условий для предпринимательской деятельности. Оптимизирована выдача санитарно-эпидемиологических заключений с четырех до одного вида. Впервые в Казахстане внедрены механизмы альтернативы проверкам (аудит, НАССР (анализ рисков и критические контрольные точки), мониторинг безопасности продукции посредством отбора проб и камерального контроля). Создан и функционирует обучающий Центрально-Азиатский центр по пищевой безопасности.

Совместно с ответственными государственными органами продолжается реализация мероприятий по обеспечению питания школьников, привитию навыков ведения здорового образа жизни, сокращению смертности от ДТП и травматизма, оказанию медицинской помощи больным туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы, предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и развитию санитарной авиации. Также совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и профилактике особо опасных инфекций.

Совместными мерами для регулирования поведенческих факторов в республике осуществлен полный запрет рекламы, введена норма ограничения продажи табачных изделий и алкоголя, курения и употребления алкоголя в общественных местах. Проводится поэтапное повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Увеличен возрастной ценз на продажу алкогольной продукции лицам до 21 года и введен запрет на продажу алкоголя в ночное время.

Внедрены программы по профилактике наркомании и поведенческих болезней в общеобразовательных учреждениях, в том числе путем обучения инспекторов по делам несовершеннолетних технологиям раннего выявления групп риска по наркологическому профилю среди детей и подростков, а также путем обучения сотрудников Министерства внутренних дел Республики Казахстан (полицейские, участковые инспектора) навыкам определения степени опьянения (алкогольного, наркотического, токсического).

В то же время мероприятия по своевременности выполнения обязательств участниками межведомственного и межсекторального взаимодействия малоэффективны, недостаточна координирующая роль Национального координационного совета, отсутствует эффективное взаимодействие секторов на первичном уровне. Недостаточно внимания уделяется управлению детерминантами причин неинфекционных заболеваний. Снижена эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий среди школьников. В недостаточном объеме проводится фортификация муки по профилактике дефицита железа и фолиевой кислоты.

В целях усиления профилактической направленности на уровне первичного звена проведены следующие мероприятия:

1) в рамках интеграции специализированных служб с первичным звеном, в поликлиниках дополнительно были открыты противотуберкулезные, онкологические, маммологические кабинеты, открыты кабинеты психического здоровья;

2) создан институт социальных работников (2014 год - 1,2 на 10 тысяч населения, в 2017 году - 7,4 на 10 тыс.населения);

3) увеличилось количество врачей общей практики (далее - ВОП) с 3 101 человек в 2014 году до 5 382 в 2017 году, т.е. более чем на 70%;

4) с 2014 года внедрен комплексный подушевой норматив (далее - КПН), который в 2017 году составил 683 тенге и вырос, по сравнению с 2014 годам, на 29,3%. Финансирование первичной медико-санитарной помощи в общем объеме финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) увеличилось с 33% в 2014 году до 37% в 2017 году. Выравнен уровень финансирования ПМСП между регионами с увеличением тарифа в расчете на 1 жителя (с 169 до 683 тенге).

В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи (далее - СМП) с 2017 года внедрена двухуровневая модель, объединяющая в единую сеть областные центры неотложной помощи и национальный центр координации оказания СМП.

Внедрены международные программы обучения сотрудников скорой и неотложной медицинской помощи (стандарты BLS, ACLS). Проведен редизайн санитарного транспорта, специализированной одежды сотрудников службы СМП. Приобретено 259 единиц санитарного транспорта, охват GPS-навигацией - 76%. Внедрен новый формат приемных отделений (Emergency department) многопрофильных стационаров.

Новый формат приемных отделений многопрофильных стационаров (триаж-система, пациентоориентированный подход, пересмотр кадрового и материально-технического оснащения приемных отделений) опробирован в пилотных режиме в гг. Астана, Алматы. На основе положительных результатов пилотного проекта данная модель транслирована на все регионы Казахстана.

Разработана новая модель ургентной телемедицины, которая будет реализована при соответствующем финансировании (предположительно в рамках финансирования Всемирного Банка).

Благодаря принятым мерам отмечается снижение темпа роста спроса на стационарные услуги, более дифференцированное направление пациентов на дополнительные обследования и консультации.

Однако приоритет ПМСП в части финансирования не достигнут. Объем финансирования ПМСП на 1 жителя составил в Казахстане 95 долларов США, Эстонии - 231, Словении - 369, ОЭСР - 558. Наблюдается медленный темп перехода организаций ПМСП на принцип семейной медицины. Не в полной мере обеспечена мотивация для формирования службы ВОП. Не разработаны механизмы экономической мотивации управления состоянием здоровья прикрепленного населения на уровне ПМСП, недостаточна работа по информированию населения о новой модели с более широкими компетенциями и функционалом ВОП.

Интеграция ПМСП и вертикальных профильных служб (туберкулез, онкология, ВИЧ/СПИД и др.) также недостаточна. Требуют решения вопросы улучшения преемственности между амбулаторно-поликлиническим, стационарным уровнем и службой скорой медицинской помощи. Сохраняется перепотребление консультативно-диагностических услуг. Недостаточно используется для этих целей потенциал стационаров, что вызывает неудовлетворенность населения в доступности и качестве медицинских услуг.

С внедрением Единой национальной системы здравоохранения (далее - ЕНСЗ) на стационарном уровне проведена консолидация средств ГОБМП на уровне республиканского бюджета, в результате уменьшилась разница в финансировании между регионами, внедрен принцип "деньги следуют за пациентом", финансирование по клинико-затратным группам (далее - КЗГ). Это способствовало интенсификации использования ресурсов стационара и развитию стационарозамещающих технологий, внедрению и развитию высоких медицинских технологий в регионах (по сравнению с 2010 годом средняя длительность пребывания в стационаре сократилась на 27%, количество пролеченных больных в условиях дневного стационара увеличилось на 23,5%, количество кардиохирургических вмешательств возросло с 7000 до 85000 в год).

Однако, несмотря на сокращение коечного фонда на 14 тыс. единиц, в Казахстане показатели обеспеченности больничными койками выше, чем в странах ОЭСР на 20% более продолжительная средняя длительность пребывания в стационаре (9,2 койко-дней (2015 год) против 6,0 в странах ОЭСР), недостаточна дифференциация коечного фонда по уровню интенсивности лечения, что создает финансовую нагрузку на бюджет здравоохранения: на долю стационаров приходится более 60% бюджета системы здравоохранения.

Результатом недостаточного уровня дифференциации, нехватки коек восстановительного лечения, реабилитации и длительного ухода стала низкая эффективность их работы. Не развиты стационары на дому и патронажная служба. Свыше 20% госпитализированных больных могли получить лечение на амбулаторном уровне.

Наиболее распространенные группы заболеваний (острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, роды) являются наиболее частыми причинами госпитализации и смертности. При этом недостаточно взаимодействие и интеграция на всех уровнях маршрута пациента, основанные на единых алгоритмах действий.

С целью внедрения интегрированной модели при уполномоченном органе созданы 5 Координационных советов по повышению эффективности службы родовспоможения и детства, оказанию медицинской помощи при остром инфаркте миокарда и управлению острыми инсультами, управлению онкологическими заболеваниями, оказанию медицинской помощи при травмах; утверждены их составы, Дорожные карты по внедрению интегрированной модели по 5 направлениям; из числа республиканских центров определены профильные медицинские организации по каждому из 5-ти направлений.

В отрасли формируется конкурентная среда среди поставщиков частной и государственной формы собственности медицинских услуг с обеспечением равных условий при оказании ГОБМП:

- разработаны новые правила закупа с учетом равных условий для частных поставщиков;

- отменены 29 СанПинов;

- пересмотрены - 8 СанПинов;

- сокращено количество проверок бизнеса в 2 раза;

- освобождены от проверок 34,5 тыс. объектов.

Все это позволило обеспечить рост доли частных поставщиков в оказании ГОБМП. В 2014 году данный показатель составлял 27,4%. В 2017 году - вырос до 40%, в 2018 году достиг 43%. При этом, за период 2017-2018 годы рост доли участия частных поставщиков в денежном выражении вырос на 5% (с 8% в 2017 году до 14% в 2018 году).

Государственные медицинские организации расширили самостоятельность путем перехода в статус организаций на праве хозяйственного ведения (далее - ПХВ) с наблюдательными советами. Внедрены новые методы оплаты, ориентированные на конечный результат в амбулаторном и стационарном секторах, в онкологической службе и медицинских организациях села - глобальный бюджет.

Объем финансирования отрасли вырос на 19% с 867,8 млрд. тенге в 2015 году до 1 трлн. 030 млрд. тенге в 2017 году.

Вместе с тем, анализ макроэкономических показателей выявил существенное отставание размеров бюджетных инвестиций в здравоохранение в Казахстане от уровня развитых стран. Так, в 2016 году доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП в Казахстане составила 3,4% (в странах ОЭСР - 9%).

В Казахстане сохраняется высокий уровень частных расходов на получение медицинской помощи (республика - 41%). По данным ВОЗ уровень расходов населения свыше 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения и характеризует повышенный риск для населения, связанный с приближением их к черте бедности вследствие болезней, которые, в свою очередь, могут затронуть все сферы (способность получать образование, экономическая продуктивность, уменьшение спроса на медицинские услуги), а также привести к ухудшению здоровья и демографических показателей.

Кроме того, действующие механизмы финансирования, тарифная политика в системе здравоохранения недостаточно эффективны, не решены вопросы финансирования обновления основных средств. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы эффективности использования средств ГОБМП. Так, отмечается низкая эффективность Национальной скрининговой программы (выявляемость составляет 3,4% среди взрослого населения, 16,4% - среди детского), эффективность скринингов не мониторируется на основе рекомендаций по эффективности раннего обнаружения раковых опухолей и их успешному лечению.

Существующая система финансирования ГОБМП не реализует главный принцип всей системы здравоохранения солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за свое здоровье.

В рамках развития системы обязательного социального медицинского страхования создан Фонд социального медицинского страхования (далее - ФСМС) и его 16 региональных филиалов. ФСМС аккумулирует отчисления и взносы на обязательное медицинское страхование от участников системы и выступает в качестве единого плательщика за оказание медицинских услуг.

С учетом появления новых технологий современная медицина становится все более ресурсоемкой.

Продолжается работа по стандартизации в соответствии с международными требованиями: совершенствуются протоколы диагностики и лечения, алгоритмы, стандарты профильных служб. Последовательно начали внедряться компоненты управления качеством: система аккредитации медицинских организаций, внутренний аудит, независимая оценка знаний и навыков.

Вместе с тем, управление качеством медицинских услуг основано в большей степени на системе контроля, не завершен процесс стандартизации в здравоохранении, не привлекаются общественные организации и профессиональные сообщества в процесс управления качеством. Система сертификации медицинских работников слабо мотивирует обеспечение качества медицинских услуг. Не развит процесс доаккредитационной подготовки медицинских организаций.

Новым институциональным механизмом по повышению качества медицинских услуг стало создание консультативно-совещательного органа при Министерстве здравоохранения Республики Казахстан - Объединенной комиссии по качеству медицинских услуг (далее - ОКК), деятельность которой направлена на выработку рекомендаций по совершенствованию клинических протоколов, стандартов медицинского образования, лекарственного обеспечения, стандартов системы контроля качества и доступности услуг в области здравоохранения.

В рамках работы по обеспечению качества медицинских услуг создана Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг. Количество представителей неправительственных организаций в ОКК составило 43%.

За 2016-2017 годы проведено 36 заседаний ОКК, на которых одобрено 462 клинических протоколов диагностики и лечения, рассмотрено 95 новых медицинских технологий, из них одобрено 75.

Продолжается дальнейшая аккредитация медицинских организаций. За 2016 год прошли национальную аккредитацию 169 медицинские организации, за 2017 год - 152.

Впервые Центр аккредитации Републиканского центра развития здравоохранения получил международное признание по своей основной деятельности. На основании аудита соответствия системы аккредитации Казахстана требованиям высшего органа в мире по качеству и безопасности в здравоохранении - International Society for Quality in Health Care (Международное Общество по Качеству в Здравоохранении (далее - ISQua), Комиссия по аккредитации при Совете Директоров ISQua приняла решение об аккредитации сроком на четыре года до января 2021 года.

По итогам работы в 2017 году в республике осуществляли деятельность 247 тысяч медицинских работников, в том числе врачей - 72 134 человек, средних медицинских работников (далее - СМР) - 175 246 человек (все ведомства). Из них в системе здравоохранения работают всего 209 161 человек (врачей - 56 570 и СМР - 152 591).

Обеспеченность врачебными кадрами на 10 тысяч населения составила в среднем по республике - 39,7 (2016 год - 41,6); СМР - 96,5 (2016 г. - 95,3).

Общая обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом в расчете на 10 тысяч населения в целом стабильна.

Несмотря на это, сохраняется потребность во врачах по отдельным специальностям. В разрезе регионов наблюдается неравномерное распределение кадровых ресурсов - межрегиональная разница более чем в 3,8 раза.

Ежегодный уровень потребности во врачебных кадрах складывается исходя из:

естественных причин (2,8%): убыль (выход на пенсию, смерть и др), миграция, социальная миграция, переток в частные структуры и др.;

роста населения, расширения сети медицинских организаций, за счет новых;

неоднородности структуры потребности в кадрах в разрезе специальностей;

наличия незанятых штатных единиц (вакансий), складывающихся из разницы предусмотренных штатных единиц и занятых штатных единиц.

Укомплектованность врачебными кадрами в системе здравоохранения в целом за 2017 год составила 95%, что является достаточным для обеспечения качественной медицинской помощи населению. Средний коэффициент совместительства составил 1,32, при этом предельно допустимый коэффициент совместительства определен как 1,5.

Для обеспечения отрасли медицинскими кадрами:

1. Введена норма обязательной отработки выпускников, обучившихся за счет государственного образовательного заказа по медицинским специальностям.

2. Ведется ежегодный персонифицированный мониторинг закрепления выпускников на местах.

3. Утверждена Национальная политика управления кадровыми ресурсами здравоохранения.

4. Заключены меморандумы с акимами областей, городов Астаны, Алматы на 2016-2018 годы по достижению показателя "снижение дефицита врачебных кадров".

5. Выделяются целевые заказы местными исполнительными органами (далее - МИО) на подготовку кадров.

6. Внедряются корпоративные политики по управлению кадровым резервом здравоохранения и HR технологии в региональных медицинских организациях.

7. Обновлена методика статистического учета кадров (гармонизирована со стандартами ВОЗ, ЕвроСтат); закреплены нормы по допуску выпускников интернатуры (педиатрия, акушерство-гинекология) и выпускников интернатуры после переподготовки (неврология (взрослая), неврология (детская), профессиональная патология, фтизиатрия, в том числе детская, медицинская реабилитология, в том числе детская, клиническая фармакология, анестезиология и реаниматология (взрослая) на уровне амбулаторно-поликлинического звена и в сельском здравоохранении к работе без прохождения резидентуры.

Дефицит по клиническим незанятым штатным единицам в разрезе клинических специальностей в 2017 году составил 2840 штатных единиц. При этом, с учетом нормативного коэффициента совместительства 1,5, то физических лиц потребуется меньше, в среднем около 1893 человек.

Несмотря на внедрение стимулирующего компонента подушевого норматива, соотношение средней заработной платы ВОП в Казахстане к среднемесячной заработной плате в экономике составляет 1,0. Данный показатель в Великобритании - 1,9; Турции - 2,0; Словении - 2,5; Венгрии - 1,4; Эстонии - 1,7.

В этой связи ведется работа по переходу до конца 2018 года медицинских организаций в предприятия на праве хозяйственного ведения (далее - ПХВ). Сравнительный анализ показывает, что средняя зарплата врачей в медицинских организациях, перешедших на ПХВ выше, чем у коллег в государственных медицинских учреждениях и составляет 157 тыс. тенге, среднего персонала - 101 тыс. тенге.

В целях обеспечения качества обучения студентов-медиков начата модернизация медицинского образования через стратегическое партнерство медицинских ВУЗов страны с 6 ведущими зарубежными университетами: КазНМУ им.С.Асфендиярова и Университет Дьюка (США), Карагандинский государственный медицинский университет и Университет Лунда (Швеция), Государственный медицинский университет г. Семей и Университет Сент-Луиса (США), Медицинский университет Астана и Университет Рима "Ла Сапиенца" (Италия), Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия и Гданьский медицинский университет (Польша), Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М.Оспанова и Познаньский медицинский университет (Польша). Разработана модель университетской клиники, где медицинские организации интегрируются в состав университетов.

Продолжается работа по модернизации сестринского образования на основе финской модели прикладного бакалавриата, по которой обучается 312 человек в 6-ти пилотных колледжах.

Однако остаются низкими практическая направленность подготовки кадров, несовершенство образовательных программ, особенно по направлениям клиническая фармакология, менеджмент, экономика.

Продолжают оставаться актуальными вопросы низкой конкурентоспособности научных исследований, их неудовлетворительной практической значимости, недостаточного финансирования прикладных научных исследований в области здравоохранения и дефицита кадров с ученой степенью (более 650 специалистов).

На основе международного опыта создана Единая система дистрибуции лекарственных средств. Внедряются международные стандарты качества (GMP, GDP, GPP и др.), созданы фарминспекторат и государственный орган в сфере обращения лекарственных средств. Для обеспечения физической доступности лекарственной помощи жителям села организована реализация лекарственных средств через объекты ПМСП в более чем 3000 сельских населенных пунктах, не имеющих аптечных организаций.

Продолжены развитие и совершенствование формулярной системы путем внедрения и поддержания Казахстанского национального лекарственного формуляра (далее - КНФ).

Лекарственные формуляры организаций здравоохранения формируются на основе КНФ, постоянно совершенствуются на основе регулярного проведения мониторинга и оценки эффективности применения в отношении отдельных, наиболее дорогостоящих лекарственных средств.

В структуре расходов на лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП доля стационарного лекарственного обеспечения составляет 45%, доля амбулаторного лекарственного обеспечения - 55%. На амбулаторном уровне более 2,5 млн. граждан республики получают лекарственные препараты более чем по 400 наименованиям лекарственных средств бесплатно за счет государства.

Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной-участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств. В рамках Евразийского экономического союза подписаны соглашения государств-членов Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Кыргызстан, Армения) о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

В целях информированности медицинских, фармацевтических работников и населения республики создан лекарственный информационно-аналитический центр с филиалами в регионах. Совершенствуются формулярная система, принципы рациональной фармакотерапии на основе доказательной медицины.

Однако всего 61% лекарственных средств из всех зарегистрированных в Казахстане имеют сертификат GMP, 7 из 42 отечественных производителей и 40% лекарственных средств из закупа единым дистрибьютором.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы 1. Паспорт Программы
2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей и соответствующие меры 5.1. Развитие общественного здравоохранения как основы охраны здоровья населения 5.1.1. Формирование службы общественного здоровья 5.1.2. Развитие межсекторального взаимодействия 5.2. Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП 5.2.1. Модернизация и приоритетное развитие ПМСП 5.2.2. Развитие скорой и неотложной медицинской помощи 5.2.3. Развитие специализированной медицинской помощи с интеграцией всех служб здравоохранения 5.3. Обеспечение качества медицинских услуг 5.3.1. Стандартизация и управление качеством медицинской помощи 5.3.2. Развитие аккредитации и лицензирования в здравоохранении 5.4. Реализация Национальной лекарственной политики 5.4.1. Обеспечение доступности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники 5.4.2. Обеспечение качества и безопасности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники 5.4.3. Обеспечение рационального применения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники 5.5. Совершенствование системы здравоохранения на основе внедрения солидарности и повышения ее финансовой устойчивости 5.5.1. Внедрение обязательного социального медицинского страхования 5.5.2. Совершенствование тарифной политики 5.5.3. Повышение роли местных исполнительных органов в охране и укреплении здоровья 5.5.4. Развитие лидерства и современного менеджмента в системе здравоохранения 5.6. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения 5.6.1. Стратегическое управление человеческими ресурсами 5.6.2. Модернизация медицинского образования 5.6.3. Развитие инноваций и медицинской науки 5.7. Обеспечение дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий 5.7.1. Совершенствование сети организаций здравоохранения 5.7.2. Повышение эффективности оснащения и использования медицинской техники 5.7.3. Развитие информационно-коммуникационных технологий. 6. Необходимые ресурсы Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2018 года №634
"Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы

О документе

Номер документа:634
Дата принятия: 15/10/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15/10/2018
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Казахстанская правда, №204 (28833), от 25 октября 2018 года;

Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан 2018 года, №57-58, статья 305.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 15 октября 2018 года.