Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 20 апреля 2018 года №212

Об утверждении перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ), правил его формирования и правил создания провизий (резервов)

В соответствии с пунктом 7 статьи 250 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) перечень юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ);

2) Правила формирования перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ);

3) Правила создания провизий (резервов).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года №445 "Об утверждении перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных лиц либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных лиц (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ), правил его формирования и правил создания провизий (резервов)" (САПП Республики Казахстан, 2014 г., №33, ст. 294).

3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2018 года и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года №212

Перечень юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ)

1. Акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму".

2. Акционерное общество "Банк Развития Казахстана".

Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года №212

Правила формирования перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ)

Настоящие Правила формирования перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ) (далее - Правила формирования перечня) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 250 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее - Налоговый кодекс) и устанавливают порядок формирования перечня юридических лиц, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств.

1. Перечень юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, (далее - перечень) определяется Правительством Республики Казахстан.

2. Проект постановления Правительства Республики Казахстан об утверждении перечня вносится уполномоченным органом в сфере налоговой политики по ходатайству национального управляющего холдинга.

3. Ходатайство национального управляющего холдинга направляется в уполномоченный орган в сфере налоговой политики в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие юридического лица требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил формирования перечня:

1) устава юридического лица;

2) выписки из реестра акционеров (участников) юридического лица (если реестр участников хозяйственного товарищества ведется единым регистратором).

4. Уполномоченный орган в сфере налоговой политики рассматривает ходатайство в течение 30 календарных дней со дня его поступления с вынесением одного из следующих мотивированных решений:

1) о возможности включения юридического лица в перечень;

2) об отказе во включении юридического лица в перечень.

Решение уполномоченного органа в сфере налоговой политики направляется в письменной форме в национальный управляющий холдинг.

5. Основаниями для отказа во включении юридического лица в перечень являются несоответствие юридического лица требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил формирования перечня и/или непредставление документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил формирования перечня.

6. Для включения в перечень юридическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

1) сто процентов голосующих акций (долей) такого юридического лица принадлежат национальному управляющему холдингу;

2) основными видами деятельности юридического лица являются осуществление заемных операций или выкуп прав требования;

3) юридическое лицо не является налогоплательщиком, указанным в пунктах 1, 5 и 6 статьи 250 Налогового кодекса.

 

Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года №212

Правила создания провизий (резервов)

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила создания провизий (резервов) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее - Налоговый кодекс) и определяют порядок и условия классификации активов, условных обязательств и создания провизии (резервов) против них.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют следующие значения:

1) амортизированная стоимость финансового актива - сумма, в которой оценивается индивидуальный актив при первоначальном признании, минус платежи в счет основной суммы долга, плюс или минус величина накопленной амортизации премии или дисконта, рассчитанной с использованием метода эффективной процентной ставки, скорректированная с учетом провизий (резервов);

2) активы - требования ко всем физическим и юридическим лицам, в том числе к банкам;

3) Банк - банк, являющийся национальным институтом развития;

4) валовая балансовая стоимость актива - амортизированная стоимость индивидуального актива до корректировки на величину провизий (резервов);

5) дата первоначального признания:

дата подписания договора, определяющего условия индивидуального актива;

дата подписания дополнительного соглашения к договору, в результате чего Банк принял на себя обязательство по предоставлению нового индивидуального актива, без модификации имеющихся индивидуальных активов;

дата подписания дополнительного соглашения к договору, в результате которого происходит модификация/реструктуризация индивидуального актива, влекущая списание старого и признание нового индивидуального актива;

6) дефолт:

просрочка платежей (основного долга и/или вознаграждения) сроком свыше 90 календарных дней в Банке и/или других финансовых организациях на отчетную дату; и/или наличие ожиданий Банка о том, что контрагент не имеет возможности произвести погашение задолженности перед банком в полном объеме без предоставления ему льготных условий.

Для целей определения дефолта Банк принимает следующие ситуации как отсутствие у контрагента возможности погашения задолженности в полном объеме:

приостановление начисления вознаграждения по индивидуальному активу в связи с финансовыми затруднениями контрагента;

списание части и/или всей суммы задолженности контрагента, которое было вызвано значительным увеличением кредитного риска с даты первоначального признания финансового инструмента;

продажа индивидуального актива со скидкой более 5% от собственного капитала Банка, которая отражает понесенные кредитные убытки;

реструктуризация, которая приводит к снижению требований к контрагенту, списанию/прощению части и/или всей суммы займа, увеличению срока займа, переносу выплаты основного долга, вознаграждения либо комиссий на более поздний период в связи с финансовыми затруднениями контрагента;

в случае, если Банк подал в суд иск о признании контрагента банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

обращение контрагента в суд с заявлением о признании его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

7) заем (кредит) - осуществление Организацией, Банком заемных, лизинговых операций;

8) инвестиционный заем (кредит) - заем (кредит), соответствующий всем следующим требованиям:

срок займа (кредита) составляет пять и более лет;

условиями договора займа (кредита) установлен запрет на полное досрочное погашение;

в случае частичного погашения займа (кредита), частичное погашение может осуществляться в сроки и порядке, предусмотренные бизнес-планом заемщика;

заем (кредит) предоставляется юридическому лицу в соответствии с его бизнес-планом, предусматривающим реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание, расширение и модернизацию материального производства, производственной и транспортной инфраструктуры;

9) индивидуальный актив - финансовый актив или условное обязательство, за исключением займов, выданных физическим лицам;

10) контрагент - заемщик, эмитент, созаемщик, гарант, финансовый институт и иные дебиторы Банка;

11) низкий уровень кредитного риска - финансовые инструменты, имеющие международный рейтинг не ниже уровня "BBB-" по шкале S&P либо аналогичного уровня по шкале Fitch или Moody"s;

12) кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения должником (дебитором) обязательств по активу и условному обязательству перед организацией, в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения);

13) Организация - национальный управляющий холдинг, а также юридическое лицо, основными видами деятельности которых являются осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, за исключением Банка;

14) портфель однородных займов (кредитов) - группа однородных займов (кредитов), включаемых в одну группу в соответствии с внутренними правилами организации о порядке и условиях классификации однородных займов (кредитов);

15) потоки денежных средств - поступление и выбытие денег и их эквивалентов;

16) провизии (резервы) - оценочный резерв под ожидаемые и имеющиеся кредитные убытки по финансовым активам, учитываемым по амортизированной стоимости финансового актива и справедливой стоимости через прочий совокупный доход, а также оценочное обязательство в отношении ожидаемых кредитных убытков по условным обязательствам;

17) обоснованная и подтверждаемая информация - информация, которая является обоснованно доступной по состоянию на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий, включая информацию о прошлых событиях, текущих условиях и прогнозах будущих экономических условий;

18) реструктуризация обязательств - любое изменение порядка и условий договора, с целью решения имеющихся или ожидаемых трудностей контрагента по обслуживанию обязательств, в соответствии с любым из нижеперечисленных случаев:

изменение графика платежей по договору, в том числе:

последующее предоставление либо продление льготного периода по платежам по договору для погашения основного долга и/или вознаграждения;

последующее продление срока договора;

отсрочка одного или более платежей по договору;

списание или прощение части основного долга и (или) вознаграждения по индивидуальному активу;

капитализация просроченных платежей по вознаграждению;

изменение (конвертация) валюты займа с одной валюты на другую с капитализацией/отсрочкой просроченной задолженности по вознаграждению;

предоставление нового займа для оплаты просроченной задолженности по действующему займу в Банке, в том числе в других финансовых организациях;

увеличение кредитного лимита при наличии просроченной задолженности;

снижение ставки вознаграждения по займу, связанное с финансовыми затруднениями контрагента;

снижение задолженности по займу в результате погашения задолженности за счет передаваемого Банку залогового имущества контрагента;

19) проект - комплекс мероприятий, финансируемых посредством предоставления займа (кредита) Банком и направленных на создание новых, расширение и обновление существующих производств, в том числе на приобретение активов, пакетов акций (долей участия), имущественных комплексов; и/или стимулирование экспорта работ (услуг), выполняемых (оказываемых) резидентами Республики Казахстан, а также экспорта продукции, выпускаемой на территории Республики Казахстан;

20) реклассификация актива (условного обязательства) - классификация ранее классифицированного актива (условного обязательства) с соответствующим изменением суммы провизии (резервов) против него в сторону увеличения или уменьшения на сумму разницы между ранее сформированной суммой провизии (резерва) и необходимой суммой провизии (резерва) после проведения реклассификации;

21) стоимость обеспечения - рыночная (справедливая) оценка обеспечения на текущий момент с учетом возможности ее реализации (продажи) на момент оценки;

22) условное обязательство - условные обязательства по предоставлению займов, непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям;

23) финансовые затруднения:

контрагент имеет просроченные обязательства перед Банком на отчетную дату;

у контрагента отсутствуют просроченные обязательства, при этом у Банка имеется информация о том, что контрагент допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам без предоставления ему льготных условий по договору;

контрагент является эмитентом ценных бумаг, зарегистрированных на бирже, и такие ценные бумаги проходят либо прошли процедуру аннулирования выпуска ценных бумаг, в течение последних 12 месяцев, в связи с ухудшением финансового состояния;

на основе фактических показателей, прогнозов и оценки финансового состояния контрагента банк прогнозирует, что денежные потоки контрагента будут недостаточны для покрытия договорных обязательств перед Банком (включая основной долг и вознаграждение);

24) POCI-актив - приобретенный или созданный финансовый актив (или активы), по которому имелось кредитное обесценение на момент первоначального признания.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Перечень юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ) Правила формирования перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ) Правила создания провизий (резервов) Глава 1. Общие положения Глава 2. Особенности классификации активов и условных обязательств и формирования провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов и условных обязательств организации Параграф 2.1. Особенности классификации займов (кредитов), за исключением займов (кредитов), предусмотренных пунктами 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 настоящих Правил Параграф 2.2. Особенности классификации депозитов Параграф 2.3. Особенности классификации однородных займов (кредитов) Параграф 2.4. Особенности классификации дебиторской задолженности Параграф 2.5. Особенности классификации условных обязательств Параграф 2.6. Особенности классификации прочих активов Глава 3. Особенности использования организацией критериев при классификации активов и условных обязательств (за исключением инвестиционных займов (кредитов) и связанных с ними условных обязательств, а также займов (кредитов), включенных в портфели однородных займов (кредитов) Параграф 3.1. Особенности использования критериев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу Параграф 3.2. Особенности использования критериев для национального управляющего холдинга, за исключением займов (кредитов), предоставленных юридическим лицам, определенным решением Правительства Республики Казахстан и реализующим проекты в соответствии с государственными программами, направленными на модернизацию и диверсификацию экономики Республики Казахстан в ее приоритетных отраслях Параграф 3.3 Особенности использования критериев классификации займов (кредитов), предоставленных национальным управляющим холдингом юридическим лицам, определенным решением Правительства Республики Казахстан и реализующим проекты в соответствии с государственными программами, направленными на модернизацию и диверсификацию экономики Республики Казахстан в ее приоритетных отраслях Глава 4. Особенности использования организацией критериев классификации инвестиционных займов (кредитов) и связанных с ними условных обязательств Параграф 4.1. Особенности использования критериев классификации инвестиционных займов (кредитов) и связанных с ними условных обязательств, за исключением инвестиционных займов (кредитов), предоставленных юридическим лицам, определенных решением Правительства Республики Казахстан и реализующих проекты в соответствии с государственными программами, направленными на модернизацию и диверсификацию экономики Республики Казахстан в ее приоритетных отраслях Параграф 4.2. Особенности использования критериев классификации инвестиционных займов (кредитов), предоставленных юридическим лицам, определенным решением Правительства Республики Казахстан и реализующим проекты в соответствии с государственными программами, направленными на модернизацию и диверсификацию экономики Республики Казахстан в ее приоритетных отраслях Глава 5. Особенности формирования Банком провизий (резервов) против активов и условных обязательств Параграф 5.1. Порядок создания провизий (резервов) Параграф 5.2. Требования к Методике Параграф 5.3. Расчет провизий (резервов), подлежащих отнесению на вычет Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года №212
"Об утверждении перечня юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ), правил его формирования и правил создания провизий (резервов)"

О документе

Номер документа:212
Дата принятия: 20/04/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2018
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 11 мая 2018 года.

"Казахстанская правда" от 15 мая 2018 года №88 (28717).

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2018 года.