Дата обновления БД:
14.06.2024
Добавлено/обновлено документов:
77 / 294
Всего документов в БД:
134317
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 18 декабря 2019 года №281-З
О судебно-экспертной деятельности
Принят Палатой представителей 19 ноября 2019 года
Одобрен Советом Республики 3 декабря 2019 года
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы, принципы судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь, ее научно-методическое, материально-техническое и иное обеспечение.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
методические материалы - экспертные методики, методические (справочно-методические, учебные) пособия, методические рекомендации, методические письма, правила, инструкции по вопросам проведения судебных экспертиз, иные материалы, содержащие описание применяемых методов и научно-технических средств, которые позволяют достичь поставленных целей при проведении судебных экспертиз;
орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, - следователь, лицо, производящее дознание, прокурор, суд (судья), должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесшие постановление (определение) о назначении экспертизы в порядке, установленном процессуальным законодательством* (далее, если не определено иное, - постановление (определение) о назначении судебной экспертизы);
судебная экспертиза - экспертиза, назначенная и проведенная в порядке, установленном процессуальным законодательством.
______________________________
* Для целей настоящего Закона под процессуальным законодательством понимаются Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Статья 2. Судебно-экспертная деятельность
Судебно-экспертной деятельностью являются деятельность по организации проведения, контролю за проведением, проведению судебных экспертиз и деятельность по ведению криминалистических учетов и коллекций, осуществляемые судебно-экспертными организациями и судебными экспертами.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере судебно-экспертной деятельности
1. Отношения по вопросам осуществления судебно-экспертной деятельности регулируются законодательством в сфере судебно-экспертной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
Законодательство в сфере судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из процессуального законодательства, настоящего Закона и иных актов законодательства.
2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Задачи судебно-экспертной деятельности
Задачами судебно-экспертной деятельности являются:
создание условий для применения в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном процессах специальных знаний в области науки, техники, искусства, ремесла или иных сферах деятельности;
оказание содействия органам, ведущим уголовный, гражданский, хозяйственный и административный процессы, в выполнении возложенных на них задач с использованием специальных знаний в области науки, техники, искусства, ремесла или иных сферах деятельности.
Статья 5. Принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
законности;
соблюдения интересов государства, прав, свобод и законных интересов гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
независимости судебного эксперта;
объективности, всесторонности и полноты проведения судебных экспертиз, допустимости и достоверности методов, применяемых при их проведении.
Статья 6. Законность при осуществлении судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь и обеспечивается соблюдением требований настоящего Закона и иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь.
Статья 7. Соблюдение интересов государства, прав, свобод и законных интересов гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности
1. Государство гарантирует соблюдение прав, свобод и законных интересов гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности.
2. При проведении судебных экспертиз не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья физического лица или унижающие его честь и достоинство.
3. Проведение судебной экспертизы, требующее временного ограничения свободы физического лица или его личной неприкосновенности, осуществляется только на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.
Статья 8. Независимость судебного эксперта
1. Судебный эксперт независим при проведении судебной экспертизы и подчиняется только закону.
2. Воздействие на судебного эксперта в какой-либо форме со стороны государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных организаций или их представителей, граждан в целях оказания влияния на судебного эксперта или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности не допускается и влечет ответственность, установленную законодательными актами.
3. Судебный эксперт не обязан давать какие-либо объяснения по существу проводимых (проведенных) судебных экспертиз, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Статья 9. Объективность, всесторонность и полнота проведения судебных экспертиз, допустимость и достоверность методов, применяемых при их проведении
1. Судебный эксперт проводит судебную экспертизу объективно в пределах своей компетенции, всесторонне и в полном объеме с применением допустимых и достоверных методов.
2. При проведении судебных экспертиз используются методические материалы, одобренные и рекомендованные Межведомственным научно-методическим советом в сфере судебно-экспертной деятельности при Государственном комитете судебных экспертиз (далее - Межведомственный научно-методический совет), включенные в Реестр методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности.
Использование иных материалов допускается при условии научно-практического обоснования примененных методов, которое приводится в заключении эксперта, данном судебным экспертом в порядке, установленном процессуальным законодательством (далее - заключение судебного эксперта).
3. Для решения вопросов, поставленных перед судебным экспертом, в первую очередь применяются методы, не связанные с полным или частичным уничтожением объектов судебной экспертизы либо изменением их внешнего вида или основных свойств.
4. Заключение судебного эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность сделанных выводов.
Статья 10. Государственное регулирование и управление в сфере судебно-экспертной деятельности
Государственное регулирование и управление в сфере судебно-экспертной деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 11. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере судебно-экспертной деятельности
Президент Республики Беларусь в сфере судебно-экспертной деятельности определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 12. Полномочия Государственного комитета судебных экспертиз в сфере судебно-экспертной деятельности
Государственный комитет судебных экспертиз в пределах своих полномочий в сфере судебно-экспертной деятельности:
реализует единую государственную политику;
координирует деятельность других государственных органов, иных организаций и физических лиц;
проводит судебные экспертизы по уголовным, гражданским и экономическим делам, делам об административных правонарушениях, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях;
устанавливает порядок формирования, ведения и использования Реестра методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности;
утверждает Правила профессиональной этики судебного эксперта;
определяет перечень видов (подвидов) судебных экспертиз, проведение которых осуществляется государственными судебно-экспертными организациями;
определяет перечень видов (подвидов) судебных экспертиз, проведение которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз (далее - лицензия);
устанавливает порядок исчисления стажа экспертной работы;
устанавливает порядок присвоения (подтверждения, снижения, лишения) квалификационных категорий работникам судебно-экспертных организаций, занимающим должности служащих, занятых в сфере судебно-экспертной деятельности;
определяет перечень специальностей (направлений специальностей) высшего образования, позволяющих претендовать на присвоение квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы;
определяет перечни специальностей (направлений специальностей) высшего образования, позволяющих претендовать на освоение содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по специальностям направления образования "Судебная экспертиза";
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 13. Лицензирование деятельности по проведению судебных экспертиз
Лицензирование деятельности по проведению судебных экспертиз осуществляется в порядке, установленном законодательством о лицензировании.
Глава 2. Судебно-экспертные организации, судебный эксперт. Права, обязанности и ответственность руководителя судебно-экспертной организации, судебного эксперта
Статья 14. Судебно-экспертные организации
1. Судебно-экспертными организациями являются государственные судебно-экспертные организации, а также организации, осуществляющие деятельность по проведению судебных экспертиз на основании лицензии.
Государственными судебно-экспертными организациями являются органы Государственного комитета судебных экспертиз, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы, иные государственные органы и организации, которым законодательными актами предоставлены полномочия на проведение судебных экспертиз.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 марта 2021 года