Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

23 января 2024 года №3492

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 22 ноября 2023 года №36/9

Об утверждении Положения о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций

В соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности", "О валютном регулировании" и "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" Правление Центрального банка Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций, согласно приложению.

2. Настоящее постановление согласовано с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Председатель Центрального банка

М.Нурмуратов

Приложение

к Постановлению Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 22 ноября 2023 года №36/9

Положение о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций

Настоящее Положение определяет порядок применения Центральным банком Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) мер и санкций в отношении банков, микрофинансовых организаций, ломбардов, организаций по рефинансированию ипотеки (далее - небанковские кредитные организации), прямых и косвенных акционеров банков, в том числе конечных бенефициарных собственников (далее - собственники банка), членов наблюдательного совета и правления, а также ключевого персонала банка (далее - руководящие лица банка).

Глава 1. Общие положения

1. Центральный банк вправе:

применять меры и санкции в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка;

применять по одному и тому же нарушению одновременно или последовательно несколько мер и (или) санкций.

2. Меры и санкции, применяемые Центральным банком в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка, не должны превышать размеры, установленные законодательством и настоящим Положением.

Глава 2. Основания и порядок применения мер и санкций

3. Центральный банк при применении мер и санкций использует следующие источники:

сведения и оформленные документы, полученные в результате осуществления контрольных мероприятий, инспекций (проверок) и дистанционного контроля;

отчеты или заключения по результатам аудиторской проверки, проведенной аудиторскими организациями;

документы государственных органов, в том числе органов внутренних дел, прокуратуры и суда, отражающие нарушения, совершенные банками и небанковскими кредитными организациями;

сведения, полученные в результате изучения обращений потребителей банков и небанковских кредитных организаций;

документы или сведения, представленные банками и небанковскими кредитными организациями согласно предписаниям Центрального банка;

мотивированное суждение Центрального банка, а также другие источники, предусмотренные актами законодательства.

4. При применении мер и санкций Центральный банк учитывает:

уровень риска, характер, масштаб нарушений и их последствий;

систематичность и продолжительность нарушений;

влияние допущенных нарушений на финансовое состояние банков и небанковских кредитных организаций;

возможность скорректировать ситуацию в результате применяемых мер и (или) санкций;

причины, обусловившие возникновение выявленных нарушений и (или) рисков;

эффективность (результативность) ранее примененных мер и санкций;

принятие банком, его собственником и руководящим лицом, а также небанковской кредитной организацией самостоятельных мер, направленных на устранение нарушений.

5. Решение о применении мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка принимается Комитетом банковского надзора Центрального банка (далее - Комитет банковского надзора) в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности", "О валютном регулировании" и "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", а также настоящим Положением.

При этом решения об отзыве лицензии на право осуществления банковской деятельности, а также об исключении данных о небанковской кредитной организации из реестра организаций, осуществляющих деятельность микрофинансовой организации, или реестра организаций по рефинансированию ипотеки либо реестра ломбардов принимаются правлением Центрального банка на основании предложения Комитета банковского надзора.

6. Комитет банковского надзора состоит из нечетного количества членов от 7 до 11 человек, при этом члены комитета, в том числе председатель комитета и его заместитель, назначаются правлением Центрального банка из числа заместителей председателя и руководящего персонала Центрального банка.

В соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Комитет банковского надзора, организация деятельности Комитета банковского надзора, а также проведение заседаний комитета и руководство ими осуществляется заместителем председателя Центрального банка - председателем Комитета банковского надзора.

Обеспечение организационной подготовки для заседания Комитета банковского надзора возлагается на секретаря комитета.

Заседания Комитета банковского надзора проводятся не менее одного раза в месяц. Решения по вопросам, включенным в повестку дня заседаний, принимаются в коллегиальной форме.

Заседание Комитета банковского надзора считается правомочным, если в нем участвует не менее двух третей его членов.

Решения Комитета банковского надзора считаются принятыми в случае одобрения большинством членов, участвующих в заседании.

7. При рассмотрении вопроса о применении мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций, собственников и руководящих лиц банка в заседании Комитета банковского надзора могут принимать участие ответственные представители данной организации, собственник или руководящее лицо банка.

8. Срок применения мер и санкций за выявленные Центральным банком нарушения не должен превышать шести месяцев со дня выявления этих нарушений и трех лет со дня их совершения.

9. Центральный банк ежемесячно до 10 числа размещает на своем официальном веб-сайте статистику данных о примененных мерах и санкциях в течение прошедшего месяца.

10. За совершение банками грубых или серьезных нарушений Центральный банк вправе опубликовать в средствах массовой информации сообщение о наименовании нарушителя (банк или небанковские кредитные организации), совершенных ими нарушениях, мерах и санкциях, примененных в отношении нарушителей (банк или небанковские кредитные организации).

11. Центральный банк направляет выписку из решения о применении меры и санкции в течение трех рабочих дней банку или небанковской кредитной организации, собственнику и (или) руководящему лицу банка.

12. Лицо (лица), не согласное(ые) с решением Центрального банка о применении мер и санкций, вправе в течение тридцати дней с даты получения выписки из решения подать апелляцию в письменной форме в Апелляционный совет Центрального банка (далее - Апелляционный совет) или обратиться в суд в порядке и сроки, установленные законодательством.

В случае представления заявителем апелляции в Апелляционный совет с нарушением срока ее подачи, апелляция Апелляционным советом не рассматривается.

13. Апелляционный совет рассматривает апелляцию заявителя в течение пятнадцати дней со дня ее подачи.

Апелляционный совет уведомляет заявителя о дне рассмотрения апелляции. При этом заявитель вправе участвовать в рассмотрении апелляции.

Центральный банк по результатам рассмотрения апелляции принимает одно из следующих решений:

об отказе в удовлетворении апелляции и оставлении решения Комитета банковского надзора без изменений;

об удовлетворении апелляции и отмене решения Комитета банковского надзора.

В случае неподтверждения доводов, указанных в апелляции, Центральный банк принимает решение об отказе в удовлетворении апелляции и оставлении решения Комитета банковского надзора без изменений.

Центральный банк в трехдневный срок уведомляет заявителя о принятом решении.

Глава 3. Направление Центральным банком предписания

14. Центральный банк может направлять банкам и небанковским кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, в том числе об устранении причин, приводящих к нарушению прав потребителей банковских и финансовых услуг, (далее - предписание).

15. Центральный банк в своем предписании указывает банку, небанковской кредитной организации, собственнику и (или) руководящему лицу банка о нарушении требований актов законодательства, а также сроки, установленные для устранения нарушений. При этом указанный в предписании срок устранения нарушений не должен превышать одного года.

Центральный банк в своем предписании требует (при наличии):

устранения нарушений или недостатков, которые не оказали непосредственное воздействие на финансовое состояние банка или небанковской кредитной организации, но в дальнейшем могут привести к ухудшению финансового состояния или угрожать интересам вкладчиков и кредиторов;

устранения случаев нарушения пруденциальных нормативов банком, микрофинансовой организацией или организацией по рефинансированию ипотеки;

снижения процентных, беспроцентных или операционных расходов банка и (или) небанковской кредитной организации;

установления максимальных размеров процентных ставок по средствам, привлекаемым банком и (или) небанковской кредитной организацией;

устранения недостатков, выявленных в отчетах, представленных Центральному банку;

представления соответствующих документов и сведений;

проведения обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности;

устранения нарушения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

устранения случаев нарушения банком и (или) небанковской кредитной организацией требований Центрального банка по организации управления рисками по информационной безопасности;

устранения случаев нарушения требований законодательства о валютном регулировании;

устранения случаев нарушения прав и интересов потребителей банка и небанковской кредитной организации;

минимализации имеющихся или потенциальных отдельных либо обобщенных рисков;

устранения случаев нарушения требований актов законодательства об организации оборота наличных денег и кассовой работы;

устранения иных нарушений, предусмотренных законодательством.

16. Банк и (или) небанковская кредитная организация со дня получения предписания обязаны в течение указанного в данном предписании срока представить ответное письмо с указанием срока принятия мер по устранению выявленных нарушений.

17. В случае совершения банком незначительных нарушений Центральный банк в своем предписании может дать письменное предупреждение о применении мер и санкций в отношении банка.

18. В случае неустранения банком и (или) небанковской кредитной организацией, собственником и (или) руководящим лицом банка в установленный срок недостатков и (или) нарушений, указанных в предписании Центрального банка, или невыполнения требования, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, Центральный банк рассматривает вопрос применения других мер и санкций.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Положение о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций Глава 1. Общие положения Глава 2. Основания и порядок применения мер и санкций Глава 3. Направление Центральным банком предписания Глава 4. Требование разработки плана мероприятий по устранению нарушений Глава 5. Взыскание штрафа с банка и небанковской кредитной организации Глава 6. Установление ограничений и (или) запретов на выплату дивидендов и (или) процентов по субординированным долгам Глава 7. Ограничение и (или) запрет на осуществление банком и небанковской кредитной организацией отдельных финансовых операций или расширение инфраструктуры банков Глава 8. Созыв общего собрания акционеров банка Глава 9. Применение мер и санкций в отношении собственников и руководящих лиц банка Глава 10. Отзыв банковской лицензии и исключение сведений о небанковской кредитной организации из соответствующего реестра Глава 11. Внесение ходатайства об отмене мер и санкций Глава 12. Заключительные положения Приложение

Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 22 ноября 2023 года №36/9
"Об утверждении Положения о порядке применения мер и санкций в отношении банков и небанковских кредитных организаций"

О документе

Номер документа:36/9
Дата принятия: 22.11.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26.04.2024
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 25 января 2024 года, №10/24/3492/0067

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования - с 26 апреля 2024 года.