Недействующая редакция. Принята: 13.08.2019 / Вступила в силу: 31.08.2019

Недействующая редакция, не действует с 7 августа 2020 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 августа 2019 года №73

Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий

В соответствии с подпунктом 6) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий.

2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики Республики Казахстан

Утверждены Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года №73

Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года "О естественных монополиях" (далее - Закон) и определяют порядок осуществления деятельности субъектами естественных монополий, за исключением субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги аэронавигации, аэропортов, по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации.

2. Настоящие Правила определяют:

1) порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий;

2) порядок проведения публичных слушаний;

3) порядок выдачи согласия на совершение отдельных действий субъектом естественной монополии, а также принятия от субъекта естественной монополии уведомления об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях";

4) порядок проведения закупок субъектами естественных монополий;

5) порядок обеспечения равных условий доступа к регулируемым услугам;

6) порядок проведения отчетов об исполнении утвержденных тарифных смет, об исполнении утвержденных инвестиционных программ, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий перед потребителями и иными заинтересованными лицами;

7) порядок размещения информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, а также схем инженерных коммуникаций коммунальных услуг в сферах естественных монополий, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне в соответствии с законами Республики Казахстан;

8) порядок согласования платы за приобретение и установку прибора учета;

9) порядок утверждения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

10) порядок осуществления государственного контроля в сферах естественных монополий;

11) порядок информирования потребителей и (или) уполномоченного органа о тарифе, его изменении;

12) порядок утверждения показателей качества и надежности регулируемых услуг;

13) порядок проведения общественного мониторинга и (или) технической экспертизы исполнения утвержденной инвестиционной программы, соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

14) формы:

ходатайств о даче согласия на совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, и реорганизацию или ликвидацию субъекта естественной монополий;

отчетов субъекта естественной монополии перед потребителями и иными заинтересованными лицами:

об исполнении утвержденной тарифной сметы;

об исполнении утвержденной инвестиционной программы;

о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг;

о достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и термины:

1) территориальный орган - территориальный орган ведомства уполномоченного органа, осуществляющие в пределах своей компетенции регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий, включенных в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий;

2) потенциальный поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующие на заключение договора о закупках;

3) конкурс (тендер) - способ закупок, предусматривающий конкуренцию между потенциальными поставщиками и направленный на выявление наиболее выгодных условий договора закупок;

4) конкурсная (тендерная) комиссия - комиссия, которая формируется из числа сотрудников субъекта естественной монополии, а также сотрудников его аффилированных лиц, в случае выступления в качестве единого организатора закупок, для осуществления закупок товаров, работ, услуг в случаях и способами, установленными настоящими Правилами;

5) конкурсная (тендерная) документация - пакет документов, представляемый субъектом естественной монополии потенциальному поставщику либо размещаемый им на электронной торговой площадке для подготовки конкурсной заявки, содержащий условия и порядок проведения конкурса;

6) конкурсная (тендерная) заявка - конкурсное предложение потенциального поставщика, составленное в соответствии с конкурсной документацией;

7) гарантийное обеспечение конкурсной заявки - залог денег или банковская гарантия, представленная потенциальным поставщиком, изъявившим желание принять участие в конкурсе;

8) целевое значение показателя - цифровое значение показателя, утверждаемое ведомством уполномоченного органа или его территориальным органом, которое достигается субъектом естественной монополии по завершению периода действия тарифа, утвержденного с применением стимулирующего метода тарифного регулирования;

9) ограниченная пропускная способность подъездного пути - максимальное количество подвижного состава, которое может быть пропущено по конкретному подъездному пути за расчетный период времени (сутки) в зависимости от технических и технологических возможностей подъездного пути;

10) компетентный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в области энергетики, железнодорожного транспорта, производства, транспортировки (перевозки), хранения и оптовой реализации газа, а также розничной реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения либо местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

11) ограниченная пропускная способность магистральной железнодорожной сети - максимальное количество поездов и пар поездов, которые могут быть пропущены по конкретному железнодорожному участку за расчетный период времени (сутки) в зависимости от технических и технологических возможностей инфраструктуры, подвижного состава и способов организации движения поездов с учетом пропуска поездов различных категорий;

12) имущество субъекта естественной монополии, сделки с которым предусматривают согласование - находящееся в собственности субъекта естественной монополии движимое и недвижимое имущество, используемое для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года;

13) ходатайство - письменное заявление субъекта естественной монополии о даче согласия на совершение отдельных действий;

14) эксперт (экспертная организация) - физическое или юридическое лицо, обладающее специальными знаниями или опытом в деятельности, подвергаемой экспертизе и оказывающее услуги по проведению технической экспертизы;

15) закупка - приобретение субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, в порядке, установленном настоящими Правилами;

16) показатели эффективности деятельности субъектов естественных монополий - соотношение результатов деятельности субъекта естественной монополии и его экономических, управленческих, производственных издержек, учитываемое при формировании тарифа, за исключением закупок, указанных в пункте 1 статьи 23 Закона;

17) Государственный регистр субъектов естественных монополий - список индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставляющих регулируемые услуги, формируемый уполномоченным органом (далее - Регистр);

18) отчуждение имущества субъекта естественной монополии - передача субъектом естественной монополии в собственность другому лицу (лицам) своих прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

19) аффилированное лицо субъекта естественной монополии - лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые субъектом естественной монополии решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого субъект естественной монополии имеет такое право;

20) сделки с имуществом субъекта естественной монополии - действия субъекта естественной монополии, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей на движимое и недвижимое имущество, используемое для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года, за исключением сделок с имуществом, являющимся стратегическим объектом в соответствии со статьей 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан;

21) доступ к регулируемым услугам субъектов естественных монополий - возможность потребителей пользоваться регулируемыми услугами субъектов естественных монополий на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга другим потребителям;

22) техническая экспертиза - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов, эффективности технологического процесса, включая соответствие норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценка исполнения инвестиционных программ, уровня задействованности и обоснованности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг;

23) технические условия - технические требования, необходимые для подключения к сетям субъекта естественной монополии: передачи электрической, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, а также к магистральным газопроводам и нефтепроводам, к газораспределительным системам и групповым резервуарным установкам в соответствии с планом развития инженерных коммуникаций согласно утвержденному проекту детальной планировки (схемы застройки) или на увеличение объема регулируемой услуги;

24) платежный документ - документ (счет, извещение, квитанция, счет-предупреждение, составленное на основании показаний приборов учета), на основании которого производится оплата за коммунальные услуги в сферах естественных монополий;

25) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий, за исключением сфер аэронавигации, аэропортов, по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации;

26) ведомство уполномоченного органа - ведомство государственного органа, осуществляющее регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий, за исключением субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги аэронавигации, аэропортов, по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации;

27) перечень закупаемых субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (далее - Перечень) - номенклатура закупаемых в течение года субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, с указанием единиц измерения, объемов, сроков, способов закупок, а также максимальных размеров сумм, направляемых в течение одного года на закупки каждого вида товаров, работ, услуг.

Иные определения и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий

4. Регистр формируется в электронном виде по форме 1 согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

5. В республиканский раздел Регистра включаются субъекты естественных монополий, предоставляющие регулируемые услуги на территории двух и более областей, городов республиканского значения и столицы.

В местные разделы Регистра включаются субъекты естественных монополий, предоставляющие регулируемые услуги на территории одной области или города республиканского значения, или столицы.

Субъекты естественных монополий, предоставляющие регулируемые услуги портов включаются в республиканский раздел Регистра.

6. Прием заявлений о включении в Регистр (исключении из Регистра), документов и выдача результатов осуществляются ведомством уполномоченного органа или его территориальным органом через веб-портал "электронного правительства".

7. Действие настоящих Правил не распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона.

8. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющее регулируемые услуги, обращается с заявлением о включении его в Регистр по форме 2 согласно приложению 1 к настоящим Правилам не позднее пятнадцати календарных дней со дня начала предоставления регулируемой услуги потребителям.

При этом, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющее регулируемые услуги передачи электрической энергии, указывает номер и дату выдачи информации государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю о соответствии деятельности требованиям пункта 6 статьи 13-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике".

Заявление о включении в Регистр обрабатывается в течение 30 минут при условии заполнения всех полей, указанных в заявлении.

9. Субъект естественной монополии включается в Регистр по месту его регистрации как юридическое лицо либо как индивидуальный предприниматель, за исключением иностранного юридического лица, которое подлежит включению в Регистр по месту предоставления им регулируемой услуги.

Субъект естественной монополии, включенный в соответствующий раздел Регистра, в случае изменения места его регистрации в другую область, другой город республиканского значения или столицу, не позднее пяти рабочих дней со дня такого изменения подает заявление об исключении из Регистра по месту прежней регистрации. При этом субъект естественной монополии не позднее одного рабочего дня со дня исключения из Регистра подает заявление о включении его в Регистр по месту новой регистрации.

Включение субъекта естественной монополии в Регистр по месту новой регистрации не является основанием для отнесения его к вновь созданному субъекту естественной монополий при наличии утвержденного тарифа в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

10. Субъект естественной монополии не позднее пятнадцати календарных дней со дня прекращения предоставления регулируемой услуги представляет заявление об исключении из Регистра по форме 3 согласно приложению 1 к настоящим Правилам с приложением подтверждающих документов.

Заявление об исключении из Регистра рассматривается ведомством уполномоченного органа или его территориальным органом не более двух рабочих дней. Срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления заявления с приложением подтверждающих документов.

11. Основаниями для исключения субъекта естественной монополии из Регистра являются:

1) исключение регулируемой услуги из Перечня регулируемых услуг, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 апреля 2019 года №26 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №18558);

2) реорганизация субъекта естественной монополии, повлекшая за собой прекращение осуществления им деятельности в сфере естественной монополии;

3) ликвидация субъекта естественной монополии;

4) наличие решения суда о банкротстве субъекта естественной монополии;

5) передача основных средств, используемых при осуществлении деятельности в сфере естественной монополии, с баланса субъекта естественной монополии на баланс другого юридического лица или индивидуальному предпринимателю, в том числе передача таких основных средств в доверительное управление;

6) изъятие основных средств субъекта естественной монополии в соответствии с решением суда;

7) окончание договора аренды, договора доверительного управления основных средств, используемых при осуществлении деятельности в сфере естественной монополии;

8) отчуждение имущества, находящегося на балансе субъекта естественной монополии, инженерных сетей и сооружений, необходимых для осуществления деятельности в сфере естественной монополии;

9) появление нового субъекта естественной монополии, конкурирующего на рынке регулируемых услуг, предоставляемых субъектом естественной монополии, состоящим в Регистре;

10) изменение места регистрации субъекта естественной монополии в другую область, другой город республиканского значения или столицу.

12. Основаниями для отказа в исключении субъекта естественной монополии из Регистра являются:

1) установление недостоверности представленных документов и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

2) в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности;

3) в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого заявитель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги.

13. Жалоба на действия (бездействие) ведомства уполномоченного органа или его территориального органа и (или) их должностных лиц по вопросам включения и (или) исключения из Регистра подается в уполномоченный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Глава 3. Порядок проведения публичных слушаний

Параграф 1. Общие положения

14. Целью проведения публичных слушаний является обеспечение гласности, информированности, соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, прозрачности процедуры формирования тарифов.

15. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган проводит публичные слушания при обсуждении проекта тарифа в случаях и сроки, установленные пунктом 13 статьи 15 Закона.

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы проводят публичные слушания при обсуждении норм потребления коммунальных услуг в сферах естественных монополий для потребителей, не имеющих приборов учета, за месяц до их утверждения.

Отчет субъекта естественной монополии перед потребителями и иными заинтересованными лицами проводится в форме публичного слушания в порядке, определенном настоящими Правилами и в сроки, установленные пунктом 6 статьи 25 Закона.

Параграф 2. Процедура проведения публичных слушаний

16. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган не позднее чем за тридцать календарных дней до дня проведения публичных слушаний по обсуждению проекта тарифа размещает на своем интернет-ресурсе и опубликовывает в периодическом печатном издании объявление о проведении публичных слушаний.

При установлении тарифов на коммунальные услуги в сферах естественных монополий, регулируемые услуги по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган дополнительно опубликовывает информацию о дате и месте проведения публичных слушаний в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

При установлении тарифа методом индексации и определении тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, субъект естественной монополии размещает на своем интернет-ресурсе либо в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, информацию о дате и месте проведения публичных слушаний за тридцать календарных дней до их проведения.

Публичные слушания проводятся ведомством уполномоченного органа или его территориальным органом при утверждении тарифа в срок, не позднее чем за тридцать календарных дней до утверждения тарифа.

Публичные слушания проводятся в срок, не позднее чем за десять календарных дней до утверждения тарифа:

при утверждении тарифа в упрощенном порядке;

в случае изменения утвержденной инвестиционной программы в связи с реализацией государственных программ Республики Казахстан;

в случае изменения себестоимости электрической энергии и воды собственного производства, используемых атомно-энергетическим комплексом при предоставлении регулируемых услуг по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией и водоснабжению, связанное с изменением цены на газ и (или) его транспортировку;

в случае несоблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг;

в случае несоответствия деятельности субъекта естественной монополии, предоставляющего регулируемую услугу по передаче электрической энергии, требованиям пункта 6 статьи 13-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" на основании информации государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;

в случае недостижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

Объявление о предстоящем публичном слушании включает дату и место проведения публичных слушаний.

17. Публичные слушания по обсуждению проекта проводятся с приглашением депутатов Парламента Республики Казахстан, маслихатов, представителей органов местного самоуправления, государственных органов, субъекта естественной монополии, средств массовой информации, общественных объединений, независимых экспертов, потребителей и иных заинтересованных лиц.

18. Субъект естественной монополии после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний представляет по требованию участников публичных слушаний до проведения публичных слушаний:

проекты тарифа и тарифной сметы;

информацию о причинах изменения тарифа с экономически обоснованными расчетами.

19. Для проведения публичных слушаний из числа сотрудников ведомства уполномоченного органа или его территориального органа назначается председатель публичных слушаний (далее - Председатель) и секретарь, который ведет протокол.

20. В процессе проведения публичных слушаний по обсуждению проекта тарифа ведется протокол и стенограмма.

21. Председатель в назначенное время открывает публичные слушания, объявляет их цель, повестку дня и регламент.

22. В своем выступлении субъект естественной монополии дает подробное разъяснение и обоснование предлагаемого проекта тарифа с приложением подтверждающих фото, видеоматериалов (при наличии).

23. Председатель задает вопросы выступающим излагает свою позицию по рассматриваемым вопросам, требует соблюдения регламента.

Лицу, нарушающему порядок во время проведения публичных слушаний, председатель делает предупреждение. При повторном нарушении порядка указанное лицо удаляется из помещения.

24. Участники публичных слушаний высказывают свою точку зрения, мнения по рассматриваемому вопросу, задают вопросы выступающим, используют в своем выступлении вспомогательные материалы (плакаты, графики).

Мнение, выраженное участником публичного слушания в письменном виде, приравнивается к обращению физического или юридического лица к официальному лицу и подлежит обязательному внесению в протокол публичного слушания, а также дальнейшему рассмотрению и принятию соответствующих мер.

25. Председатель подводит итоги и закрывает публичные слушания.

26. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган размещает на своем интернет-ресурсе результаты проведенных публичных слушаний по обсуждению проекта тарифа, в том числе стенограммы обсуждений, протоколы заседаний с принятыми решениями по рассматриваемым вопросам в течение десяти календарных дней после дня их проведения.

Глава 4. Порядок выдачи согласия на совершение отдельных действий субъектом естественной монополии, а также принятия от субъекта естественной монополии уведомления об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях"

27. Настоящая глава определяет порядок, сроки представления и рассмотрения ходатайства и выдачи согласия ведомством уполномоченного органа или его территориальным органом на совершение отдельных действий субъектом естественной монополии, а также принятия от субъекта естественной монополии уведомления об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".

28. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган дает согласие на совершение следующих действий:

1) совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года;

2) реорганизацию или ликвидацию.

29. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган размещает на своем интернет-ресурсе реестр выданных согласий на совершение отдельных действий субъектом естественной монополии.

30. Для совершения отдельных действий, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, субъект естественной монополии представляет в ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган ходатайство о даче согласия на осуществление таких действий по формам 1 и 2 согласно приложению 2 к настоящим Правилам и документы в соответствии с пунктами 38 и 39 настоящих Правил.

31. Прилагаемые к ходатайству документы представляются субъектом естественной монополии по описи.

32. Получение согласия ведомства уполномоченного органа или его территориального органа осуществляется до совершения сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего года.

33. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган рассматривает ходатайство и сообщает субъекту естественной монополии в письменной форме о принятом решении не позднее тридцати календарных дней со дня его получения.

34. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган отказывает в удовлетворении ходатайства в случаях, если:

1) это приведет к повышению тарифа;

2) это приведет к нарушению договоров с потребителями;

3) это приведет к ущемлению прав и законных интересов потребителей;

4) это приведет к нарушению неразрывно связанной технологической системы предоставления регулируемой услуги или снижению качества регулируемой услуги;

5) предоставлен неполный пакет документов, предусмотренных пунктами 38 и 39 настоящих Правил, либо предоставленные документы содержат недостоверную информацию (сведения).

35. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован субъектом естественной монополии в уполномоченный орган или суд.

36. Документы, составляющие коммерческую тайну, представляются субъектом естественной монополии с обязательной пометкой "коммерческая тайна".

37. Субъект естественной монополии подает ходатайство по месту включения его в Регистр.

В случае, если субъект естественной монополии включен одновременно в республиканский и местный разделы Регистра, то ходатайство подается в ведомство уполномоченного органа.

38. Для получения согласия ведомства уполномоченного органа или его территориального органа на совершение сделок с имуществом, используемым для предоставления регулируемой услуги, если балансовая стоимость имущества, учтенного в бухгалтерском балансе на начало текущего года, превышает 0,05 процента от балансовой стоимости его активов в соответствии с бухгалтерским балансом на начало текущего календарного года, субъект естественной монополии представляет:

1) ходатайство по форме 1 согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

2) выписку-подтверждение из бухгалтерского баланса на начало текущего года, подписанную руководителем субъекта естественной монополии, с указанием наименования, типа, вида, инвентарного номера, первоначальной, остаточной стоимости отчуждаемого имущества в разрезе по отчуждаемым объектам.

39. Субъект естественной монополии для получения согласия ведомства уполномоченного органа или его территориального органа на реорганизацию или ликвидацию представляет:

1) ходатайство по форме 2 согласно приложению 2 настоящим Правилам;

2) копию передаточного акта - при слиянии, присоединении, преобразовании;

3) копию разделительного баланса - при разделении, выделении;

4) копию ликвидационного баланса - при ликвидации.

40. Субъект естественной монополии в срок не позднее десяти рабочих дней со дня осуществления деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, уведомляет об этом ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган в соответствии с Формами уведомлений и Правилами приема уведомлений государственными органами, а также об определении государственных органов, осуществляющих прием уведомлений, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года №4 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №10194).

41. Ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган принимает от субъекта естественной монополии уведомление об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в том числе посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений и размещает реестр принятых уведомлений на своем интернет-ресурсе.

Глава 5. Порядок проведения закупок субъектами естественных монополий

Параграф 1. Планирование, принцип и способы закупок товаров, работ и услуг

42. Настоящая глава разработана в соответствии с подпунктом 4) пункта 23 статьи 15 Закона и определяет порядок проведения закупок субъектами естественных монополий товаров, работ, услуг.

43. Процесс закупок товаров, работ, услуг включает в себя:

1) формирование Перечня на следующий календарный год;

2) выбор поставщика;

3) заключение договора поставщиком.

44. Субъект естественной монополии ежегодно в срок до 31 декабря формирует и направляет для сведения ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу Перечень на следующий календарный год, утвержденный приказом первого руководителя.

Субъект естественной монополии при необходимости вносит изменения и дополнения в утвержденный Перечень. Изменения и дополнения в Перечень представляются ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия.

Перечень, представляемый ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу, прошнуровывается и пронумеровывается, последний лист скрепляется подписью первого руководителя субъекта естественной монополии или лица, исполняющего его обязанности.

Перечень и вносимые в него изменения и дополнения не позднее десяти рабочих дней с момента принятия решения размещаются на интернет-ресурсе субъекта естественной монополии, а в случае отсутствия своего интернет-ресурса - предоставлением уполномоченному органу для размещения на его интернет-ресурсе.

Под интернет-ресурсом субъекта естественной монополии в настоящих Правилах понимается интернет-ресурс, принадлежащий ему на праве собственности или ином законном основании.

45. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются субъектом естественной монополии на календарный год или на долгосрочный период. Субъект естественной монополии самостоятельно определяет товары, работы, услуги, закупаемые на долгосрочный период, с учетом обеспечения своевременного выполнения ремонтных работ и инвестиционных программ.

46. Потребитель регулируемых услуг участвует в качестве наблюдателя при проведении субъектом естественной монополии закупок товаров, работ, услуг.

47. Потребитель регулируемых услуг может обращаться в ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган с жалобами на неправомерные действия субъекта естественной монополии, конкурсной комиссии, секретаря конкурсной комиссии (секретариата), технических экспертов.

48. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются одним из следующих способов:

1) конкурса путем тендера;

2) запроса ценовых предложений;

3) из одного источника;

4) через товарные биржи;

5) через электронные торговые площадки.

49. Закупки проводятся субъектом естественной монополии с соблюдением следующих принципов:

1) открытость и гласность проведения закупок;

2) обеспечение всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в закупках;

3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков.

50. Закупки стратегических товаров осуществляются непосредственно у производителей стратегических товаров, за исключением случаев:

1) наличия дефицита электрической энергии на соответствующем товарном рынке, подтвержденного государственным органом, осуществляющим руководство в области электроэнергетики;

2) несоответствия субъекта естественной монополии условиям для участия в оптовом рынке электрической энергии, предъявляемым к потребителям;

3) закупки электрической энергии на хозяйственные нужды субъекта естественной монополии в сфере передачи электрической энергии, электрической энергии с целью компенсации отклонений фактического межгосударственного сальдо-перетока электрической энергии от планового на границе с энергосистемами сопредельных государств, дисбалансов электрической энергии, закупаемой на компенсацию технологического расхода электрической энергии в сетях субъекта естественной монополии в сфере передачи электрической энергии;

4) закупки газа у газораспределительных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении;

5) закупки электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;

6) закупки балансирующей электроэнергии, электрической энергии на централизованных торгах, спот-рынке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике;

7) закупки электрической энергии на хозяйственные нужды субъекта естественной монополии в сфере передачи электрической энергии на централизованных торгах по ценам не выше предельного уровня тарифа, установленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике.

При этом процедура закупок стратегических товаров осуществляется способом конкурса путем тендера и через электронные торговые площадки в соответствии с настоящими Правилами.

Параграф 2. Закупки способом конкурса путем тендера

51. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются субъектом естественной монополии способом конкурса путем тендера за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

52. Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг способом конкурса путем тендера, предусмотренный настоящими Правилами, не распространяется на осуществление закупок товаров, работ, услуг через товарные биржи и электронные торговые площадки.

53. Закупки товаров, работ, услуг способом тендера проводятся в восемь этапов:

1) формирование состава тендерной комиссии;

2) формирование и утверждение тендерной документации;

3) размещение тендерной документации;

4) сбор тендерных заявок;

5) обеспечение тендерной заявки;

6) вскрытие тендерных заявок, рассмотрение тендерной комиссией тендерных заявок на соответствие условиям тендера и составление протокола рассмотрения тендерных заявок;

7) определение победителя тендера с составлением протокола подведения итогов;

8) заключение договора(ов) о закупках товаров, работ, услуг с победителем тендера.

54. До публикации тендерной документации согласно приложению 3 к настоящим Правилам субъект естественной монополии утверждает состав тендерной комиссии, в том числе секретаря тендерной комиссии, тендерную документацию и при необходимости, определяет технических экспертов для установления соответствия товаров, работ, услуг техническим и качественным характеристикам в соответствии с тендерной документацией.

Решения, указанные в настоящем пункте, принимаются приказом первого руководителя субъекта естественной монополии или лица, исполняющего его обязанности.

Тендерная комиссия действует со дня подписания субъектом естественной монополии приказа об утверждении тендерной комиссии и проведения закупок товаров, работ, услуг до вступления в силу договора о закупках.

В случае если тендер признан не состоявшимся, полномочия тендерной комиссии прекращаются.

Число членов тендерной комиссии составляет нечетное число и не менее пяти человек.

Для субъектов естественных монополий, являющихся субъектами малого предпринимательства, число членов тендерной комиссии составляет нечетное число и не менее трех человек.

В состав тендерной комиссии входят председатель и члены тендерной комиссии. Во время отсутствия председателя его функции выполняет лицо, исполняющее его обязанности.

В случае отсутствия на заседании тендерной комиссии кого-либо из членов тендерной комиссии в протоколе заседания тендерной комиссии указывается причина его отсутствия с приложением копии подтверждающего документа.

Субъект естественной монополии при необходимости может формировать тендерную комиссию с постоянно действующим составом на финансовый год.

55. Заседание тендерной комиссии проводится при условии присутствия не менее двух третей от общего числа членов тендерной комиссии.

Решение тендерной комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего количества членов тендерной комиссии. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председатель.

Член тендерной комиссии может выразить особое мнение, которое излагается в письменном виде и прилагается к протоколу вскрытия или подведения итогов тендера.

56. Секретарь тендерной комиссии выполняет следующие функции:

1) публикует тендерную документацию посредством размещения информации на своем интернет-ресурсе, а в случае отсутствия своего интернет-ресурса - представлением ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу для размещения на его интернет-ресурсе не позднее чем за десять рабочих дней до дня окончания приема тендерных заявок;

2) уведомляет участников тендера о каждой стадии процесса тендера, в том числе об итогах тендера посредством размещения информации на своем интернет-ресурсе, а в случае отсутствия своего интернет-ресурса - представлением ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу для размещения на его интернет-ресурсе;

3) принимает от потенциальных поставщиков конверты с тендерными заявками и вручает потенциальным поставщикам талоны-уведомления о принятии конверта с тендерными заявками, подготавливает предложения по повестке дня заседания тендерной комиссии, необходимые документы, материалы и оформляет протоколы заседаний тендерной комиссии после их проведения;

4) ведет журнал регистрации тендерных заявок потенциальных поставщиков.

Секретарь тендерной комиссии не является членом тендерной комиссии и не участвует при принятии решения.

На время отсутствия секретаря тендерной комиссии назначается исполняющий его обязанности.

57. При необходимости субъект естественной монополии для выполнения работы секретаря создает секретариат, что отражается в приказе субъекта естественной монополии об утверждении тендерной комиссии с указанием ответственного лица, уполномоченного от секретариата подписывать документы в случаях, установленных настоящей главой.

58. В журнале регистрации поступивших тендерных заявок отражается название и срок проведения тендера, фамилия, имя, отчество (при наличии) (далее - ФИО) уполномоченного представителя потенциального поставщика (лица, представившего конверты с тендерной заявкой), реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя потенциального поставщика; наименование/ФИО, бизнес-идентификационный номер (далее - БИН)/индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН) потенциального поставщика; номер, дата и время регистрации конверта с тендерной заявкой; информацию о внесенных потенциальным поставщиком изменениях и (или) дополнениях в заявку на участие в тендере.

Журнал регистрации тендерных заявок прошнуровываются, пронумеровываются, последний лист скрепляется подписью первого руководителя субъекта естественной монополии либо лица, исполняющего его обязанности. Не допускается изменение содержания журнала и корректировка данных указанных в журнале.

В журнале регистрации тендерных заявок субъект естественной монополии указывает потенциальных поставщиков, которым было отказано в регистрации заявки на участие в тендере, с изложением причин такого отказа.

59. Технические эксперты дают заключение в произвольной форме по соответствию предлагаемых потенциальными поставщиками товаров, работ, услуг требованиям тендерной документации. Экспертное заключение оформляется в письменном и (или) электронном виде (с соблюдением требований законодательства к электронным документам) и прилагается к протоколу заседания тендерной комиссии.

60. Субъект естественной монополии публикует тендерную документацию посредством размещения его на своем интернет-ресурсе, а в случае отсутствия своего интернет-ресурса - представлением ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу для размещения на его интернет-ресурсе не позднее чем за десять рабочих дней до дня окончания приема тендерных заявок.

В случаях публикации тендерной документации посредством размещения информации на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа или его территориального органа субъекту естественной монополии необходимо предоставлять информацию в ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган за пять рабочих дней до дня публикации.

61. Тендерная документация содержит следующие сведения:

1) объявление о проведении тендера по форме 1 согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

2) техническую спецификацию закупаемых товаров, работ, услуг по форме 2 согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

3) при наличии планы, чертежи, эскизы;

4) проект договора.

62. При проведении тендера по закупкам однородных товаров, работ, услуг субъект естественной монополии в тендерной документации при необходимости разделяет товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания). При этом победитель тендера определяется по каждому лоту товаров, работ, услуг.

Не допускается в целях применения способа запроса ценовых предложений дробление годового объема закупок однородных товаров, работ, услуг в течение финансового года на части.

63. Потенциальный поставщик при необходимости может запросить у субъекта естественной монополии разъяснения тендерной документации, но не позднее чем за пять рабочих дней до истечения окончательного срока представления тендерных заявок. Субъект естественной монополии не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса предоставляет ответ на такой запрос и направляет такое разъяснение всем потенциальным поставщикам, представившим тендерную заявку.

64. Потенциальному поставщику, изъявившему желание участвовать в тендере, необходимо до истечения окончательного срока представления тендерных заявок представить субъекту естественной монополии в запечатанном конверте тендерную заявку в соответствии с тендерной документацией.

В случае представления потенциальным поставщиком тендерной заявки нарочно, секретарь тендерной комиссии, в случае его отсутствия канцелярия субъекта естественной монополий вручает потенциальному поставщику или его представителю талон-уведомление с указанием номера, даты и времени регистрации конверта с тендерной заявкой.

65. Тендерная заявка, представленная по истечении окончательного срока представления тендерных заявок, не вскрывается и в течение двух рабочих дней возвращается представившему ее потенциальному поставщику.

66. Срок действия тендерной заявки, представленной потенциальным поставщиком для участия в тендере, составляет не менее пятнадцати рабочих дней.

67. Потенциальный поставщик представляет субъекту естественной монополии заявку на участие в тендере по форме 3 согласно приложению 3 к настоящим Правилам, с приложением следующей информации (документов):

1) документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемым к потенциальному поставщику:

копии лицензии, разрешения (уведомления), патента, свидетельства, сертификата, диплома в бумажном виде или в виде электронного документа, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, сведения о которых подтверждаются в информационных системах государственных органов (при наличии соответствующего требования в тендерной документации);

копии устава юридического лица, заверенной подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности - для юридических лиц;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок включения и исключения из Государственного регистра субъектов естественных монополий Глава 3. Порядок проведения публичных слушаний Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Процедура проведения публичных слушаний Глава 4. Порядок выдачи согласия на совершение отдельных действий субъектом естественной монополии, а также принятия от субъекта естественной монополии уведомления об осуществлении деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" Глава 5. Порядок проведения закупок субъектами естественных монополий Параграф 1. Планирование, принцип и способы закупок товаров, работ и услуг Параграф 2. Закупки способом конкурса путем тендера Параграф 3. Закупки способом запроса ценовых предложений Параграф 4. Закупки способом из одного источника Параграф 5. Закупки способом через товарные биржи Параграф 6. Закупки способом через электронные торговые площадки Параграф 7. Заключительные положения Глава 6. Порядок обеспечения равных условий доступа к регулируемым услугам Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам при выдаче технических условий на подключение к сетям электроснабжения Параграф 3. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам в сфере технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии, организации балансирования производства-потребления электрической энергии Параграф 4. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам при выдаче технических условий на подключение к сетям теплоснабжения Параграф 5. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам по производству тепловой энергии Параграф 6. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам по передаче и (или) распределению тепловой энергии Параграф 7. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам магистральных железнодорожных сетей, за исключением регулируемых услуг магистральных железнодорожных сетей при перевозке грузов в контейнерах, перевозке порожних контейнеров и транзитных перевозках грузов через территорию Республики Казахстан Параграф 8. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам государственно-частного партнерства, в том числе договорам концессии, при отсутствии конкурентного железнодорожного пути Параграф 9. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути Параграф 10. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам портов при отсутствии конкуренции на рынке портовых услуг Параграф 11. Обеспечение равных условий доступа на подключение к регулируемым услугам по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением хранения, транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан Параграф 12. Обеспечение равных условий доступа к регулируемым услугам в сфере водоснабжения и (или) водоотведения Параграф 13. Рассмотрение обращений по обеспечению равных условий доступа к регулируемым услугам и принятие по ним решений Параграф 14. Предоставление информации о предоставляемых регулируемых услугах Глава 7. Порядок проведения отчетов об исполнении утвержденных тарифных смет, об исполнении утвержденных инвестиционных программ, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий перед потребителями и иными заинтересованными лицами Глава 8. Порядок размещения информации о наличии свободных и доступных мощностей, емкостей, мест, пропускных способностей сетей субъекта естественной монополии, а также схемы инженерных коммуникаций коммунальных услуг в сферах естественных монополий, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне в соответствии с законами Республики Казахстан Глава 9. Порядок согласования платы за приобретение и установку прибора учета Глава 10. Порядок утверждения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий Параграф 1. Разработка и утверждение показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий Параграф 2. Формирование перечня структурных параметров, используемых для оценки показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии для каждого субъекта Параграф 3. Формирование перечня (перечней) аналогичных субъектов естественных монополий и (или) их групп Параграф 4. Расчет показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии Глава 11. Порядок осуществления государственного контроля в сферах естественных монополий Глава 12. Порядок информирования потребителей и (или) уполномоченного органа о тарифе, его изменении Глава 13. Порядок утверждения показателей качества и надежности регулируемых услуг Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Рассмотрение и утверждение проекта показателей качества и надежности регулируемых услуг Параграф 3. Анализ отчетов субъектов естественных монополий о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг Раздел 1. Система мониторинга и контроля соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг, в том числе в зависимости от инвестиционной программы Раздел 2. Формирование оценки показателей качества и надежности регулируемых услуг Параграф 4. Особенности утверждения показателей качества и надежности регулируемых услуг субъектов естественных монополий, включенных в перечень субъектов естественных монополий, тарифы которым утверждаются с применением стимулирующего метода тарифного регулирования Параграф 5. Особенности рассмотрения отчета о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг субъектов естественных монополий, тарифы которым утверждены до 1 января 2019 года с учетом критериев качества, надежности и эффективности регулируемых услуг Глава 14. Порядок проведения общественного мониторинга и (или) технической экспертизы исполнения утвержденной инвестиционной программы, соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Порядок проведения общественного мониторинга Параграф 3. Порядок проведения технической экспертизы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7