Недействующая редакция. Принята: 30.07.2019 / Вступила в силу: 31.07.2019

Недействующая редакция, не действует с 11 марта 2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 12 января 2018 года №22

О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.03.2018 г. №252, 06.06.2018 г. №428, 12.06.2018 г. №444, 20.10.2018 г. №838, 28.02.2019 г. №182, 06.03.2019 г. №195, 24.03.2019 г. №243, 31.05.2019 г. №452, 03.06.2019 г. №457, 24.06.2019 г. №520, 09.07.2019 г. №567, 30.07.2019 г. №633)

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года №УП-5059 "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года №ПП-3016 "Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан"Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Правила пользования электрической энергией согласно приложению №1;

Правила пользования природным газом согласно приложению №2.

2. Определить, что:

приобретение, установка, регистрация, периодическая государственная поверка и опломбирование современных приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовым потребителям осуществляются за счет средств, соответственно, предприятий территориальных электрических сетей и газоснабжающих организаций;

ответственность за организацию своевременного и качественного проведения периодической государственной поверки приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовых потребителей возлагается, соответственно, на предприятия территориальных электрических сетей и газоснабжающие организации;

подключение субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях "под ключ"осуществляется по их желанию.

3. АО "Узбекнефтегаз", АО "Узтрансгаз", АО "Узбекэнерго", ГИ "Узгоснефтегазинспекция"и ГИ "Узгосэнергонадзор"совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Агентством информации и массовых коммуникаций, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации содержания утвержденных настоящим постановлением правил пользования электрической энергией и природным газом.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.06.2019 г. №457)
(см. предыдущую редакцию)

4. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с АО "Узбекэнерго"в месячный срок обеспечить утверждение обновленных тарифов на электрическую энергию с учетом оптимизации тарифных групп потребителей согласно Правилам пользования электрической энергией, утвержденным настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.

6. ГИ "Узгоснефтегазинспекция", ГИ "Узгосэнергонадзор"совместно с АО "Узбекнефтегаз", АО "Узтрансгаз", АО "Узбекэнерго"и заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО "Узбекнефтегаз"А.С. Султанова, председателя правления АО "Узбекэнерго"У.М. Мустафоева, председателя правления АО "Узтрансгаз"А.С. Мустафаева, начальника ГИ "Узгоснефтегазинспекция"Н.Т. Агзамоваи начальника ГИ "Узгосэнергонадзор"Д.О. Исакулова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Абдулла Арипов

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбебкистан от 12 января 2018 года №22

Правила пользования электрической энергией

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан "Об электроэнергетике", "О рациональном использовании энергии", "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов", "О естественных монополиях", "О защите прав потребителей" и другими нормативно-правовыми актами регулируют отношения в сфере поставки и потребления электрической энергии.

2. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения предприятиями территориальных электрических сетей, потребителями электрической энергии, частными операторами, выполняющими функции по сбору оплаты за электрическую энергию, а также Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Бюро).

3. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

аварийная бронь электроснабжения — наименьший уровень электрической мощности или объем электрической энергии при частичной или полной остановке деятельности потребителей для сохранности оборудования, обеспечения безопасности жизни людей, сохранения аварийного и охранного освещения, вентиляции, водоотведения, водоснабжения, отопления, средств пожарной безопасности;

аварийный режим — недопустимое отклонение технологических параметров работы объектов электроэнергетики, которое может привести к нарушению надежного функционирования единой электроэнергетической системы и ограничению поставки электрической энергии потребителям;

блок-станции — электрические станции потребителей, подключенные непосредственно или через электрические сети потребителей к единой электроэнергетической системе и входящие в систему оперативно-диспетчерского управления;

граница раздела балансовой принадлежности электрической сети — точка раздела электрической сети между предприятием территориальных электрических сетей и потребителем, определяемая балансовой принадлежностью электрической сети;

договор электроснабжения — соглашение, в соответствии с которым предприятие территориальных электрических сетей обязуется поставлять потребителю через присоединенную электрическую сеть электрическую энергию при наличии у потребителя необходимого оборудования и приборов учета потребления электрической энергии, а потребитель обязуется производить оплату за электрическую энергию, а также осуществлять соответствующие мероприятия, включая соблюдение предусмотренного договором электроснабжения режима потребления электрической энергии, обеспечение безопасности эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправности используемых им оборудования и приборов, связанных с потреблением электрической энергии;

договорная величина потребления электрической энергии — установленный в договоре электроснабжения объем электрической энергии (активной, реактивной), рассчитанный исходя из разрешенной техническими условиями мощности, количества часов использования электроустановок и числа рабочих дней в соответствующий расчетный период;

единая электроэнергетическая система — совокупность предприятий по производству электрической энергии, магистральных электрических сетей, территориальных электрических сетей и оперативно-диспетчерского управления ими;

качество электрической энергии — соответствие параметров электрической энергии требованиям, установленным государственными стандартами;

контрольный прибор учета электрической энергии — прибор учета, на основании показаний которого определяется расход электрической энергии отдельных цехов, технологических линий, энергоемкого оборудования и т.д., используемый для контроля;

недопоставленная электрическая энергия (недопоставка) — объем электрической энергии, который недополучил потребитель за время перерыва в электроснабжении, в том числе при отключении и ограничении электрической энергии;

объекты электросетевого хозяйства — линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты, предназначенные для осуществления передачи и поставки электрической энергии;

ограничение — снижение договорной величины поставки электрической энергии потребителю за определенный промежуток времени вследствие осуществления предусмотренных в договоре электроснабжения мероприятий, а также при аварийных режимах в электрических сетях предприятий территориальных электрических сетей, возникших по форс-мажорным обстоятельствам;

перерыв в электроснабжении (отключение) — приостановление поставки электрической энергии потребителю, за исключением перерыва, вызванного успешным действием автоматических устройств или отключением одной или нескольких линий электроснабжения для потребителей, получающих электрическую энергию одновременно по нескольким линиям электропередачи, не приводящего к ограничению потребления электрической энергии;

плановое отключение — полное или частичное приостановление поставки электрической энергии потребителю на период ремонта или профилактики электроустановок предприятия территориальных электрических сетей по графику планово-предупредительного ремонта с предварительным уведомлением (не менее чем за 3 суток) потребителя, если иное не предусмотрено договором электроснабжения;

платежный документ — платежное требование, платежное поручение или электронный платежный документ, имеющий установленные правилами платежной системы состав, формат его реквизитов и содержащий необходимую информацию для осуществления электронного платежа, подтвержденный электронной цифровой подписью, на основании которого перечисляются денежные средства на банковский счет предприятия территориальных электрических сетей, а также извещение (счет), по которому производится оплата наличными. При осуществлении безналичных расчетов посредством электронных платежных документов должна обеспечиваться возможность их воспроизведения на бумажном носителе с сохранением реквизитов, необходимых для осуществления электронного платежа;

потребитель электрической энергии (потребитель) — юридическое или физическое лицо, использующее электрическую энергию для производственных и (или) бытовых нужд в соответствии с договором электроснабжения;

предприятие территориальных электрических сетей — юридическое лицо, которое имеет право продавать и распределять электрическую энергию потребителям в пределах области, города, экономической (промышленной) зоны;

приемник электрической энергии (электроприемник) — установка или прибор, предназначенные для приема и использования электрической энергии;

присоединенная мощность потребителя — суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих электрическую энергию в рабочее (непосредственно питающее электроприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от сетевых трансформаторов или низковольтных электрических сетей предприятия территориальных электрических сетей за присоединенную мощность потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, величина которой устанавливается предприятием территориальных электрических сетей и указывается в договоре электроснабжения;

расчетный период — период времени (месяц), за который должен быть определен расход (объем) потребления электрической энергии, произведены взаиморасчеты между потребителем и предприятием территориальных электрических сетей за потребленную электрическую энергию;

расчетный прибор учета электрической энергии — прибор учета электрической энергии (далее — прибор учета), на основании показаний которого определяется объем потребленной электрической энергии, подлежащий оплате;

системный оператор — уполномоченная структура, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом функционирования единой электроэнергетической системы, магистральных электрических сетей, а также обеспечивающая ее взаимодействие с электроэнергетическими системами других государств;

субпотребитель — потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим сетям другого потребителя с согласия предприятия территориальных электрических сетей и заключивший с ним договор электроснабжения. При передаче электрической энергии субпотребителю ответственность за соблюдение настоящих Правил несет потребитель;

технологическая бронь электроснабжения — объем электрической энергии или мощности, необходимый для завершения технологического процесса, цикла производства;

точка учета — точка схемы электроснабжения, в которой с помощью измерительного прибора (или системы учета) определяется объем расхода электрической энергии;

электроснабжающее предприятие — подразделение предприятия территориальных электрических сетей, осуществляющее распределение и сбыт электрической энергии потребителям в пределах района, города, экономической (промышленной) зоны;

электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий электропередачи и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии;

проверка схемы подключения расчетного прибора учета электрической энергии (проверка) — проверка уполномоченным лицом Бюро и (или) предприятия территориальных электрических сетей правильности схемы подключения расчетного прибора учета электрической энергии, измерительных трансформаторов потребителя инструментальным методом, с одновременным оформлением акта установленного образца и последующим занесением информации в соответствующий реестр программного комплекса;

контрольное снятие показаний (обход) — снятие показаний фактического расхода электрической энергии с расчетных приборов учета электрической энергии уполномоченным лицом Бюро с проведением визуального осмотра приборов учета электрической энергии, измерительных трансформаторов, схем их подключения и целостности установленных пломб;

экономическое значение реактивной энергии — оптимальное значение реактивной энергии, превышение которого приводит к ухудшению качества электрической энергии и увеличению потерь активной энергии в сетях электроснабжающего предприятия;

бытовые потребители - население, использующее электрическую энергию для бытовых нужд (освещение помещений и территории домовладений/квартир, использование электробытовых и других приборов, пищеприготовление, отопление и горячее водоснабжение).

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.06.2019 г. №520)
(см. предыдущую редакцию)

4. Для учета потребленной электрической энергии применяются приборы учета, совместимые с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергией (АСКУЭ), зарегистрированные в Агентстве "Узстандарт"или его территориальных подразделениях, имеющих сертификат Республики Узбекистан об утверждении типа средств измерений.

Бюро совместно с потребителем должны ежемесячно снимать показания с приборов учета у потребителей (кроме бытовых потребителей) для определения фактического объема потребления электрической энергии и при необходимости проверять схемы подключения приборов учета. Основанием для определения фактического объема потребленной электрической энергии для юридических лиц, а также для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является отчет о расходе электрической энергии установленной формы, представленный потребителем в предприятие территориальных электрических сетей и Бюро нарочно, посредством факсимильной, электронной или почтовой связи.

По мере внедрения АСКУЭ снятие показаний с приборов учета потребителей производится в соответствии с техническими параметрами автоматизированной системы, но не реже одного раза в месяц или по заявке потребителя.

Предприятия территориальных электрических сетей на постоянной основе обеспечивают формирование и передачу в режиме реального времени в систему межведомственного электронного взаимодействия детализированной информации о состоянии лицевого счета и приборов учета.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018 г. №838)
(см. предыдущую редакцию)

5. Потребитель может присоединять к принадлежащим ему электрическим сетям дополнительные электроустановки напряжением до 1000 В в пределах разрешенной мощности (кроме применения электрической энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения).

6. Государственный контроль и надзор за соблюдением норм и правил в области производства, передачи, потребления электрической энергии осуществляется инспекцией "Узэнергоинспекцией" в соответствии с законодательством.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.06.2019 г. №520)
(см. предыдущую редакцию)

7. Узэнергоинспекция имеет право в установленном порядке приостанавливать поставку электрической энергии при наличии фактов ее расточительного расходования и неудовлетворительного технического состояния электроустановок потребителя, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни людей.

При выявлении Узэнергоинспекцией у потребителя фактов нерационального использования энергии, невыполнения организационно-технических мероприятий по экономии электрической энергии предприятие территориальных электрических сетей вправе уменьшить договорную величину потребления электрической энергии, исходя из выявленных фактов нерационального использования электрической энергии.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.06.2019 г. №520)
(см. предыдущую редакцию)

8. Допускается перерыв или ограничение в поставке электрической энергии без согласования и без предупреждения потребителя, но с немедленным его уведомлением в случае необходимости принятия неотложных мер, связанных с предотвращением и ликвидацией аварий на объектах электросетевого хозяйства предприятием территориальных электрических сетей.

9. Приостановление поставки электрической энергии (вне зависимости от причин) на время автоматического ввода в работу взаиморезервирующих источников питания или повторного автоматического восстановления основного питания, предусмотренное проектом электроснабжения объекта, не считается перерывом в электроснабжении.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018 г. №838)
(см. предыдущую редакцию)

10. Энергетический надзор за электроустановками, эксплуатируемыми по специальным правилам, осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

11. Осуществление государственного энергетического надзора не освобождает потребителей от ответственности за обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых электрических сетей, оборудования и приборов, соблюдение установленного режима потребления электрической энергии, а также от обязанности немедленно оповещать предприятия территориальных электрических сетей об авариях, пожарах, неисправностях оборудования, приборов учета и иных нарушениях, возникающих при использовании электрической энергии.

12. Требования к техническому состоянию и эксплуатации электрических сетей, оборудования и приборов, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законодательством в области электроэнергетики.

Глава 2. Порядок формирования прогноза потребности в электрической энергии

13. Утратил силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018 г. №838

(см. предыдущую редакцию)

14. Прогноз потребления электрической энергии республики определяется предприятиями территориальных электрических сетей на основе объемов потребности, указанных в заключенных договорах электроснабжения с каждым потребителем, с учетом экономического развития, роста населения и жилищного строительства.

(Пункт 14 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.2018 г. №838)
(см. предыдущую редакцию)

15. Прогноз внутриотраслевого потребления электрической энергии объектов электроэнергетики (собственные и производственные нужды предприятий по производству электрической энергии, технологический расход электрической энергии на ее передачу по объектам электросетевого хозяйства, утвержденный в установленном порядке) обобщается ежегодно до 1 октября и включается в состав баланса производства и потребления электрической энергии на предстоящий год.

16. Предприятия по производству электрической энергии ежегодно до 1 октября сообщают в АО "Узбекэнерго"о располагаемой мощности и прогнозе производства электрической энергии на предстоящий год.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Правила пользования электрической энергией Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок формирования прогноза потребности в электрической энергии Глава 3. Заключение договора электроснабжения Глава 4. Порядок оформления документов для подключения потребителей к электрическим сетям Глава 5. Определение готовности электроустановок потребителей к эксплуатации и подача напряжения Глава 6. Ответственность сторон за техническое состояние электроустановок и электрических сетей Глава 7. Порядок установки и эксплуатации приборов учета электрической энергии Глава 8. Порядок проведения расчетов за электрическую энергию § 1. Общие положения расчетов за электрическую энергию § 2. Расчеты за электрическую энергию с потребителями по дифференцированному тарифу § 3. Расчеты за электрическую энергию с потребителями по одноставочному тарифу § 4. Расчеты за электрическую энергию с бытовыми потребителями § 5. Порядок расчетов стоимости электрической энергии при нарушении ее учета Глава 9. Права и обязанности потребителей электрической энергии Глава 10. Права и обязанности предприятий территориальных электрических сетей Глава 11. Скидки и надбавки к тарифу на электрическую энергию за компенсацию реактивной энергии Глава 12. Скидки (надбавки) к тарифу на электрическую энергию за качество электрической энергии Глава 13. Тарифные группы потребителей электрической энергии Глава 14. Условия ограничения или отключения электрической энергии Глава 15. Взаимоотношения с потребителями, имеющими блок-станции Глава 16. Заключительное положение Приложение №1 Приложение №2 Правила пользования природным газом Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные понятия Глава 3. Определение ежегодной потребности в природном газе Глава 4. Порядок оформления документов для подключения к газовым сетям бытовых и коммунально-бытовых потребителей Глава 5. Порядок оформления документов для подключения к газовым сетям потребителей производственной деятельности, социальной значимости и стратегического значения Глава 6. Заключение договора на поставку природного газа Глава 7. Порядок поставки природного газа потребителям Глава 8. Порядок учета природного газа Глава 9. Порядок расчетов за природный газ бытовыми потребителями, в том числе семейными предприятиями Глава 10. Порядок расчетов за природный газ потребителями производственной деятельности, социальной значимости и стратегического значения, а также коммунально-бытовыми потребителями Глава 11. Порядок расчетов при нарушении Правил пользования природным газом Глава 12. Рациональное, безопасное использование природного газа и его нормирование потребителями, эксплуатирующими газоиспользующее оборудование мощностью свыше 100 кВт Глава 13. Обязанности и права газоснабжающей организации и потребителя природного газа Глава 15. Ответственность за нарушение Правил пользования природным газом Приложение №1 Приложение №2 Перечень некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу