Недействующая редакция. Принята: 26.12.2019 / Вступила в силу: 27.12.2019

Недействующая редакция, не действует с 22 февраля 2020 года

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 27 января 2018 года №ЗР-42

О Конституционном суде

(В редакции Законов Республики Армения от 23.03.2017 г. №ЗР-157, 01.04.2019 г. №ЗР-5, Конституционного закона Республики Армения от 26.12.2019 г. №ЗР-312)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 17 января 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Конституционный суд

1. Согласно части 1 статьи 167 Конституции, конституционное правосудие осуществляет Конституционный суд, обеспечивая верховенство Конституции.

2. Согласно части 2 статьи 167 Конституции, при осуществлении правосудия Конституционный суд независим и подчиняется только Конституции.

Статья 2. Резиденция Конституционного суда и его охрана

1. Заседания Конституционного суда проводятся в городе Ереване, в резиденции Конституционного суда.

2. При необходимости Конституционный суд процедурным решением может проводить заседания также в другом месте Республики Армения.

3. Правительство выделяет Конституционному суду отдельное здание и необходимое имущество для обеспечения его нормальной деятельности.

4. Безопасность зданий, строений, занимаемых Конституционным судом, обеспечивается в установленном законом порядке.

5. Кроме судей и сотрудников аппарата Конституционного суда, иные лица могут входить в здание Конституционного суда в порядке, установленном регламентом Конституционного суда.

Статья 3. Финансовые гарантии деятельности Конституционного суда

1. Расходы Конституционного суда составляют часть расходов государственного бюджета и должны обеспечивать нормальную деятельность Конституционного суда.

2. Работы по составлению заявки на бюджетное финансирование (проекта сметы расходов) Конституционного суда на предстоящий год координирует председатель Конституционного суда.

3. Аппарат Конституционного суда в порядке, установленном Законом Республики Армения "О бюджетной системе Республики Армения", каждый год составляет и представляет в Правительство заявку на бюджетное финансирование Конституционного суда на предстоящий год (далее - бюджетная заявка) для включения в проект государственного бюджета на предстоящий год.

4. В случае принятия Правительством бюджетная заявка неизменно, а в случае возражений - в измененном виде включается в проект государственного бюджета. Правительство представляет бюджетную заявку с проектом государственного бюджета в Национальное собрание. Правительство представляет в Национальное собрание и Конституционный суд также обоснования своих изменений по бюджетной заявке.

5. В целях финансирования непредусмотренных расходов на обеспечение нормальной деятельности Конституционного суда, а также поощрения судей Конституционного суда и работников аппарата Конституционного суда предусматривается резервный фонд Конституционного суда, который представляется отдельной строкой бюджета. Величина резервного фонда равна двум процентам бюджета, предусмотренного дня Конституционного суда законом о государственном бюджете на данный год.

6. Бюджетными средствами Конституционного суда в установленном законом порядке распоряжается председатель Конституционного суда. При необходимости председатель Конституционного суда в порядке, установленном Правительством, может внутренние перераспределения между статьями экономической классификации бюджетных расходов, не превышающие квоты 15 процентов от общей суммы ассигнований, установленной законом о государственном бюджете по части каждой программы осуществляемой Конституционным судом.

7. Конституционный суд в порядке, установленном законом и его регламентом, самостоятельно распоряжается своими средствами.

8. В случае недостаточности средств резервного фонда для обеспечения нормальной деятельности Конституционного суда Правительство на основе заявления председателя Конституционного суда восполняет недостаток из резервного фонда Правительства.

Глава 2. Статус судьи Конституционного суда

Статья 4. Требования к судье Конституционного суда

1. Судьей Конституционного суда может быть избран юрист с высшим образованием, достигший 40-летнего возраста, являющийся только гражданином Республики Армения, имеющий избирательное право, с высокими профессиональными и моральными качествами и, по меньшей мере, пятнадцатилетним стажем профессиональной работы, владеющий армянским языком.

2. Одно лицо может быть избрано судьей Конституционного суда только один раз.

3. Судья Конституционного суда не может занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления, не обусловленную его статусом, какую-либо должность в коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, образовательной и творческой работы.

4. К судье Конституционного суда применимы регулировки, установленные для общественного служащего законом о предпринимательской деятельности.

5. Судья Конституционного суда не может быть членом или учредителем какой-либо партии, занимать должность в партии, выступать от имени партии или заниматься политической деятельностью иным способом.

6. В выборах Национального собрания и органов местного самоуправления судья Конституционного суда может участвовать только как избиратель. Судья Конституционного суда не может публично высказываться в пользу какого-либо кандидата или против него или участвовать в предвыборной агитации иным способом.

7. Профессиональные обсуждения или заключения по проектам нормативно-правовых актов, обсуждения и объявления в связи с деятельностью судебной власти, в том числе публичные, не считаются нарушением принципа деполитизированности.

8. Судья может занимать должность в некоммерческой организации, если:

1) осуществляет свою должность в этой должности безвозмездно;

2) эта должность не предполагает распоряжения финансовыми средствами, заключения гражданско-правовых сделок от имени организации или осуществления представительства организации в государственных органах или органах местного самоуправления.

9. Плата судье за научную, образовательную или творческую работу не может превышать разумный размер, то есть размер, на который за аналогичную деятельность может претендовать лицо, обладающее аналогичными качествами, но не являющееся судьей.

10. За деятельность, осуществляемую в соответствии с правилами части 9 настоящей статьи, судья может получать возмещение расходов, если такое возмещение разумно не может восприниматься как целенаправленное на воздействие на судью в связи с осуществлением им должностных обязанностей.

11. Судья не может действовать в качестве душеприказчика или доверительного управляющего имуществом, за исключением случаев, когда он безвозмездно действует в связи с имуществом своего близкого родственника или лица, находящего под его опекой или попечительством.

12. По смыслу настоящего Кодекса близким родственником является супруг(а) судьи, родитель, ребенок, супруг(а) ребенка родной или неродной (сводный) брат, сестра, дед, бабушка, внук, правнук, супруг(а), ребенок сестры или брата, а также усыновитель или усыновленный ребенок судьи или его (ее) супруги (супруга).

13. Обстоятельство владения армянским языком подтверждается выпускным документом, выданным учебными заведениями о получении образования на армянском языке в учебных заведениях или завершении изучения предмета армянский язык, предусмотренного образовательной программой, и прохождении итоговой аттестации (свидетельство, аттестат, диплом). При отсутствии выпускного документа, подтверждающего обстоятельство владения армянским языком, обстоятельство владения армянским языком проверяется в порядке, установленном министром, разрабатывающим и осуществляющим политику Правительства в сфере образования и науки, который должен предусмотреть разумные, объективные стандарты проверки обстоятельства владения армянским языком, а также процедуры контроля процесса.

Статья 5. Вступление в должность судьи Конституционного суда

1. Вновь избранный судья Конституционного суда после избрания приносит следующую присягу в Национальном собрании: "Вступая в должность судьи Конституционного суда, перед народом Республики Армения клянусь обеспечивать верховенство Конституции, действовать независимо и беспристрастно, оставаться преданным высокому званию судьи Конституционного суда.".

2. Вновь избранный судья Конституционного суда вступает сразу после принесения присяги, указанной в части 1 настоящей статьи, а в случае избрания в течение шести месяцев до истечения полномочий или достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного суда вновь избранный судья Конституционного суда вступает в свою должность в день прекращения полномочий соответствующего судьи Конституционного суда.

(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Армения от 01.04.2019 г. №ЗР-5)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Безопасность судьи Конституционного суда

1. Судья Конституционного суда и члены его семьи находятся под особой защитой государства. В случае неправомерного воздействия на неприкосновенность судьи Конституционного суда, членов его семьи, занимаемые им жилые и рабочие помещения, иное имущество или его угрозы судья сообщает компетентным государственным органам и Конституционному суду. Компетентные государственные органы обязаны незамедлительно принять соответствующие меры по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи и занимаемых им жилых и рабочих помещений, иного имущества, о чем сообщают председателю Конституционного суда.

Статья 7. Независимость судьи Конституционного суда

1. При осуществлении правосудия судья независим от государственных органов и органов местного самоуправления, должностных, физических и юридических лиц, не подотчетен никому, в том числе не обязан давать никаких объяснений.

2. Судья Конституционного суда не имеет права запрашивать какие-либо указания в связи со своей деятельностью.

3. Любое воздействие на судью Конституционного суда в связи с его деятельностью недопустимо и преследуется по закону.

4. О каждом факте вмешательства в деятельность судьи Конституционного суда или иного воздействия на него судья Конституционного суда незамедлительно извещает председателя Конституционного суда, который обращается к компетентным государственным органам с требованием принять необходимые меры.

5. В период пребывания в должности и после прекращения полномочий судья Конституционного суда не может быть допрошен в качестве свидетеля по делу, в рамках которого он осуществлял свои полномочия в качестве судьи.

Статья 8. Несменяемость судьи Конституционного суда

1. Судья Конституционного суда несменяем.

Статья 9. Неприкосновенность судьи Конституционного суда

1. Судья Конституционного суда, согласно части 2 статьи 164 Конституции, не может быть привлечен к ответственности за выраженное мнение или принятый судебный акт при осуществлении правосудия, за исключением случаев, когда существуют признаки преступления или дисциплинарного нарушения.

2. Согласно части 3 статьи 164 Конституции, уголовное преследование в отношении судьи Конституционного суда в связи с осуществлением им своих полномочий может быть возбуждено только с согласия Конституционного суда.

3. Судья Конституционного суда не может быть лишен свободы в связи с осуществлением своих полномочий без согласия Конституционного суда, за исключением случая, когда он был пойман в момент совершения преступления или сразу после этого.

4. В дополнение к праву, установленному частью 3 статьи 27 Конституции, с момента лишения свободы судья имеет право незамедлительно сообщить об этом телефонным звонком или иным средством коммуникации председателю или иному судье Конституционного суда.

5. В случаях, предусмотренных данной частью, лишение судьи свободы не может продолжаться больше семидесяти двух часов. О лишении судьи Конституционного суда свободы незамедлительно сообщается председателю Конституционного суда и Генеральному прокурору. Решение о задержании судьи Конституционного суда незамедлительно отправляется председателю Конституционного суда и Генеральному прокурору. Органы и должностные лица, лишившие судью свободы, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ председателя и других судей Конституционного суда в место, где содержится судья, лишенный свободы, и обеспечить их свидание с судьей.

6. Возбуждение уголовного преследования в отношении судьи Конституционного суда и прокурорский надзор за досудебным уголовным производством по данному делу осуществляет Генеральный прокурор.

7. Действия в отношении судьи в рамках уголовного производства совершаются с максимальным обеспечением конфиденциальности досудебного уголовного производства, уважения к репутации и независимости судьи и судебной власти, исключая какое-либо прямое или косвенное вмешательство в деятельность судьи.

8. Вход в здание Конституционного суда для проведения следственного действия в здании суда осуществляется с извещением председателя Конституционного суда.

9. Следственные действия с участием судьи, не находящимся под уголовным преследованием, могут проводиться с извещением председателя Конституционного суда.

10. Следственные действия с участием судьи, не находящимся под уголовным преследованием, проводится во время и в месте, предварительно согласованных с судьей, с максимальным обеспечением конфиденциальности следственного действия, уважения к репутации и независимости судьи, исключая какое-либо прямое или косвенное вмешательство в деятельность судьи.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 01.04.2019 г. №ЗР-5)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Конституционный суд Статья 2. Резиденция Конституционного суда и его охрана Статья 3. Финансовые гарантии деятельности Конституционного суда Глава 2. Статус судьи Конституционного суда Статья 4. Требования к судье Конституционного суда Статья 5. Вступление в должность судьи Конституционного суда Статья 6. Безопасность судьи Конституционного суда Статья 7. Независимость судьи Конституционного суда Статья 8. Несменяемость судьи Конституционного суда Статья 9. Неприкосновенность судьи Конституционного суда Статья 10. Материальное обеспечение, социальные и другие гарантии судьи Конституционного суда Статья 11. Форменная одежда судьи Конституционного суда Статья 12. Основания прекращения полномочий судьи Конституционного суда Статья 13. Основания и порядок привлечения судьи Конституционного суда к дисциплинарной ответственности Статья 14. Правила поведения судьи Конституционного суда Статья 15. Ограничения принятия подарков судьей Конституционного суда Статья 16. Невозможность участия судьи Конституционного суда в рассмотрении дела Статья 17. Порядок пополнения вакансии судьи Конституционного суда Глава 3. Организация деятельности Конституционного суда Статья 18. Обеспечение нормальной деятельности Конституционного суда Статья 19. Председатель Конституционного суда Статья 20. Вице-председатель Конституционного суда Статья 21. Аппарат Конституционного суда Глава 4. Обращение в Конституционный суд Статья 22. Повод для рассмотрения дела в Конституционном суде Статья 23. Право на обращение в Конституционный суд Статья 24. Общие требования к заявлению Статья 25. Материалы, прилагаемые к заявлению Статья 26. Регистрация заявления Статья 27. Предварительное изучение заявления Статья 28. Принятие дела к рассмотрению Статья 29. Отклонение рассмотрения дела Статья 30. Отзыв заявления Статья 31. Приостановление действия оспариваемого правового акта или положения решением Конституционного суда Глава 5. Принципы производства в Конституционном суде Статья 32. Выяснение обстоятельств дела по долгу службы Статья 33. Коллегиальность Статья 34. Равноправие Статья 35. Публичность Статья 36. Язык рассмотрения дел Глава 6. Общие правила рассмотрения дел в Конституционном суде Статья 37. Заседание Конституционного суда Статья 38. Полномочия созыва заседания Статья 39. Подготовка дела к судебному разбирательству Статья 40. Процедура судебного разбирательства по делам в Конституционном суде Статья 41. Объединение дел в Конституционном суде Статья 42. Требования Конституционного суда Статья 43. Доказательства в Конституционном суде Статья 44. Участники конституционного судопроизводства и приглашенные Статья 45. Привлечение в качестве стороны ответчика Статья 46. Представительство в Конституционном суде Статья 47. Права сторон Статья 48. Обязанности сторон Статья 49. Процедура заседания Статья 50. Санкции, применяемые Конституционным судом Статья 51. Объяснения сторон Статья 52. Выступление стороны в качестве свидетеля Статья 53. Заключение эксперта Статья 54. Права и обязанности эксперта Статья 55. Показания свидетелей Статья 56. Приостановление производства по делу Статья 57. Возобновление производства по делу Статья 58. Протокол заседаний Конституционного суда Статья 59. Принятие решения или заключения по делу Статья 60. Прекращение производства по делу Глава 7. Акты Конституционного суда, порядок их принятия и требования, предъявляемые этим актам Статья 61. Акты Конституционного суда Статья 62. Порядок принятия решений и заключений Статья 63. Требования, предъявляемые к решениям и заключениям Статья 64. Изложение решения или заключения Статья 65. Доставка решения или заключения Статья 66. Внесение изменений в правовые акты на основе решения Конституционного суда Статья 67. Обзор исполнения решений Глава 8. Особенности рассмотрения и разрешения дел в Конституционном суде Статья 68. Рассмотрение дел по определению соответствия правовых актов Конституции на основе заявлений Президента республики, Правительства, по меньшей мере, одной пятой от общего числа депутатов и Защитника прав человека Статья 69. Рассмотрение дел на основании заявлений физических и юридических лиц по определению конституционности нормативно-правовых актов, примененных в их отношении заключительным судебным актом по конкретным делам Статья 70. Рассмотрение дел по определению соответствия нормативно-правовых актов Конституции на основании заявлений органов местного самоуправления Статья 71. Рассмотрение дел по определению соответствия нормативно-правовых актов Конституции на основании заявлений судов и генерального прокурора Статья 72. Рассмотрение дел по определению соответствия Конституции проекта изменений в Конституции, а также проектов правовых актов, выносимых на референдум Статья 73. Рассмотрение дел по определению соответствия Конституции закона, принятого Национальным собранием Статья 74. Определение соответствия Конституции обязательств, закрепленных в международном договоре Статья 75. Рассмотрение дел по спорам, возникшим между Конституционными органами в связи с их конституционными полномочиями Статья 76. Разрешение споров, связанных с решениями, принятыми по результатам референдумов Статья 77. Разрешение споров, связанных с решением, принятым по результатам выборов Национального собрания Статья 78. Разрешение споров, связанных с решениями, принятыми по результату выборов Президента республики Статья 79. Рассмотрение дел о прекращении полномочий депутата Статья 80. Рассмотрение дел о выдаче заключения о наличии оснований для смещения с должности Президента республики Статья 81. Рассмотрение дел о невозможности исполнения полномочий Президента республики Статья 82. Рассмотрение дел о привлечении судьи Конституционного суда к дисциплинарной ответственности Статья 83. Рассмотрение дел о прекращении полномочий судьи Конституционного суда Статья 84. Рассмотрение дел о даче согласия на возбуждение уголовного преследования в отношении судьи Конституционного суда или лишение его свободы в связи с осуществлением им своих полномочий Статья 85. Рассмотрение дел о приостановлении или запрещении деятельности партии Статья 86. Рассмотрение дел по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 139 и статьей 150 Конституции Глава 9. Судебная служба в аппарате Конституционного суда Статья 87. Судебная служба и судебные служащие Глава 10. Заключительная часть и переходные положения Статья 88. Заключительная часть и переходные положения