Недействующая редакция. Принята: 09.12.2019 / Вступила в силу: 10.12.2019

Недействующая редакция, не действует с 19 мая 2020 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 9 декабря 2019 года №ЗРУ-589

О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год

Принят Законодательной палатой 21 ноября 2019 года

 Одобрен Сенатом 30 ноября 2019 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

распорядитель бюджетных средств первого уровня - юридическое лицо, распределяющее бюджетные средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан в размере, установленном законом;

распорядитель бюджетных средств второго уровня - юридическое лицо, прикрепляемое Кабинетом Министров Республики Узбекистан к распорядителям бюджетных средств первого уровня и распределяющее выделенные ему бюджетные средства;

общий фискальный баланс - совокупный баланс, включающий в себя Консолидированный бюджет Республики Узбекистан и расходы, осуществляемые за счет внешних заимствований, привлеченных для реализации государственных программ и погашаемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

территориальный распорядитель бюджетных средств - юридическое лицо, имеющее подведомственные организации, получающие средства из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента и бюджетов районов и городов, а также бюджетная организация или получатель бюджетных средств, финансируемые из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента и бюджетов районов и городов.

Статья 3. Особенности распределения бюджетных полномочий между участниками бюджетного процесса в 2020 году

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - палаты Олий Мажлиса):

утверждают ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее - республиканский бюджет) для распорядителей бюджетных средств первого уровня;

утверждают размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и города Ташкента;

вносят изменения в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета, в соответствии с настоящим Законом.

Кабинет Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров):

утверждает перечень распорядителей бюджетных средств первого и второго уровней, являющийся основанием для использования при подготовке проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан и выделении ассигнований из республиканского бюджета;

утверждает предельные размеры бюджетных ассигнований для распорядителей бюджетных средств второго уровня в пределах ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня;

в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом, одобряет предложения о внесении изменений в бюджетные ассигнования, выделяемые для распорядителей бюджетных средств первого и второго уровней.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов соответственно:

а) утверждают:

предельные размеры бюджетных ассигнований, выделяемых для территориальных распорядителей бюджетных средств из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов;

предельные размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента бюджетам районов и городов;

б) одобряют прогнозы доходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента и бюджетов районов и городов;

в) принимают решения о внесении изменений в бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и города Ташкента, бюджеты районов и городов в порядке, установленном настоящим Законом.

Министерство финансов Республики Узбекистан (далее - Министерство финансов):

а) на основе предложений распорядителей бюджетных средств первого уровня:

в месячный срок со дня принятия настоящего Закона вносит на утверждение в Кабинет Министров предельные размеры бюджетных ассигнований для распорядителей бюджетных средств второго уровня в пределах утвержденных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня;

вносит на одобрение в Кабинет Министров предложения о внесении изменений в утвержденные бюджетные ассигнования для распорядителей бюджетных средств второго уровня;

б) утверждает перечень территориальных распорядителей бюджетных средств для подготовки проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов и использования в качестве обоснования по бюджетным средствам, выделяемым Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов;

в) направляет рекомендации по подготовке проектов местных бюджетов Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.

Статья 4. Использование ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня

Ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, установленные настоящим Законом, используются только в течение 2020 финансового года.

Ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, оставшиеся неиспользованными до конца 2020 финансового года, не переносятся на следующий финансовый год.

Формирование отраслевых программ развития, а также принятие юридических и финансовых обязательств на текущий год со стороны распорядителей бюджетных средств первого уровня осуществляется только в пределах размеров ассигнований, выделяемых им из республиканского бюджета.

Статья 5. Порядок пересмотра ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня

Кабинет Министров одновременно с предложениями о внесении изменений в настоящий Закон представляет в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Законодательная палата) материалы с обоснованием вносимых изменений, а также информацию об обновленных макроэкономических прогнозах и изменений налогово-бюджетной политики.

Статья 6. Внесение изменений в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня

Перераспределение ассигнований, выделенных из республиканского бюджета для распорядителя бюджетных средств первого уровня, в пользу другого распорядителя бюджетных средств первого уровня осуществляется в размерах (за исключением случаев, указанных в части второй настоящей статьи):

10 и более процентов - палатами Олий Мажлиса;

менее 10 процентов - Кабинетом Министров на основании предложения Министерства финансов, за исключением случаев, установленных в части второй настоящей статьи.

Следующие средства, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом в составе ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Министерству финансов, перераспределяются Министерством финансов путем увеличения размеров ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня, и межбюджетных трансфертов бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и города Ташкента:

средства на расходы, связанные с повышением размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, тарифов на отдельные услуги, пособий по беременности и родам работникам бюджетных организаций;

средства на расходы по социально-экономическому развитию регионов в соответствии с поручениями Президента Республики Узбекистан;

дополнительные капитальные вложения на проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов при реализации программ "Обод кишлок", "Обод махалла" и нераспределенные средства Инвестиционной программы Республики Узбекистан.

Запрещается направлять средства, предусмотренные на капитальные вложения на проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов, на покрытие текущих расходов.

Статья 7. Внесение изменений в бюджетные ассигнования для распорядителей бюджетных средств второго уровня

Перераспределение бюджетных ассигнований, выделенных для одного распорядителя бюджетных средств второго уровня, в пользу другого распорядителя бюджетных средств второго уровня осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных для распорядителей бюджетных средств первого уровня, в размере:

10 и более процентов - Кабинетом Министров по предложению Министерства финансов;

менее 10 процентов - Министерством финансов по предложению соответствующего распорядителя бюджетных средств первого уровня.

Статья 8. Внесение изменений в ассигнования, выделяемые для территориальных распорядителей бюджетных средств

Перераспределение ассигнований, выделенных для одного территориального распорядителя бюджетных средств, в пользу другого территориального распорядителя бюджетных средств осуществляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований в размере:

10 и более процентов - Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов;

менее 10 процентов - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, районов и городов.

Глава 2. Параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Статья 9. Доходы и расходы Консолидированного бюджета Республики Узбекистан

Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год и бюджетные ориентиры на 2021-2022 годы согласно приложению №1, подготовленные на основе прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2020 год, и целевые ориентиры на 2021-2022 годы согласно приложению №2.

Статья 10. Прогноз доходов и расходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан

Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2020 год и утвердить их расходы согласно приложению №3.

Статья 11. Прогноз доходов и расходы республиканского бюджета

На 2020 год:

принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета согласно приложению №4;

утвердить предельные размеры ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, согласно приложению №5.

Дополнительные источники и остатки средств на начало года республиканского бюджета, государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан используются в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров соответственно в размере, не превышающем 3 процентов от их общих расходов, с представлением в Законодательную палату ежеквартальных отчетов об использовании данных средств. В случае превышения данных расходов на 3 и более процентов в настоящий Закон вносятся изменения.

Статья 12. Прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента

На 2020 год:

принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента согласно приложению №6.

утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам областей, согласно приложению №7. Размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов не подлежат уменьшению независимо от исполнения прогноза доходов местных бюджетов областей.

Статья 13. Ставки отдельных налогов и платежей

Утвердить на 2020 год:

ставки акцизного налога на подакцизные товары (услуги), производимые (оказываемые) в Республике Узбекистан, согласно приложению №8;

ставки земельного налога с юридических и физических лиц согласно приложению №9;

ставки земельного налога, взимаемого с плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией (овощи, бахча, фрукты, виноградники), согласно приложению №10;

ставки налога за пользование водными ресурсами согласно приложению №11;

минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению №12;

фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей согласно приложению №13 (при этом с начала 2020 года индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора порядка уплаты налога на доходы физических лиц);

предельные ставки местных сборов согласно приложению №14;

ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств согласно приложению №15.

Ставки таможенной пошлины и акцизного налога, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 14. Формирование резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов

Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2020 год в размере 731 млрд. сумов.

Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2020 год формируются в размере не ниже 1,5 процента от общих расходов соответствующих бюджетов.

Средства резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов выделяются на финансирование неотложных и непредвиденных расходов при формировании бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан, а также необходимых мероприятий в случаях наступления социально-экономической нестабильности.

Статья 15. Обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Узбекистан в 2020 году

В случае невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам шести месяцев и отсутствия достаточных оснований по их поступлению до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:

3 и более процентов от общих расходов республиканского бюджета - палатами Олий Мажлиса по предложению Кабинета Министров;

менее 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета - на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства финансов.

Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.

При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств.

Статья 16. Установление предельного объема внешнего заимствования от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан

Установить на 2020 год предельный объем на общую сумму вновь подписываемых соглашений по привлечению внешнего заимствования от имени Республики Узбекистан (Правительства Республики Узбекистан) или под гарантию Республики Узбекистан в размере 4 млрд. долларов США.

Статья 17. Расходы, осуществляемые за счет внешних заимствований

Утвердить предельный объем освоения внешних заимствований на 2020 год, привлекаемых от имени Республики Узбекистан (Правительства Республики Узбекистан) или под гарантию Республики Узбекистан для реализации государственных целевых программ и погашаемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в размере 1,5 млрд. долларов США.

Предельные размеры расходов на реализацию государственных целевых программ, осуществляемых за счет внешних заимствований, в разрезе министерств и ведомств на 2020 год утверждаются Кабинетом Министров по совместному предложению Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан.

Глава 3. Особенности урегулирования межбюджетных отношений

Статья 18. Порядок рассмотрения и принятия бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов

Проекты бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год вносятся соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в течение одной недели после вступления в силу настоящего Закона с приведением их в соответствие с данным Законом.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента в трехдневный срок принимают решения соответственно о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель настоящего Закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Особенности распределения бюджетных полномочий между участниками бюджетного процесса в 2020 году Статья 4. Использование ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня Статья 5. Порядок пересмотра ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня Статья 6. Внесение изменений в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня Статья 7. Внесение изменений в бюджетные ассигнования для распорядителей бюджетных средств второго уровня Статья 8. Внесение изменений в ассигнования, выделяемые для территориальных распорядителей бюджетных средств Глава 2. Параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Статья 9. Доходы и расходы Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Статья 10. Прогноз доходов и расходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан Статья 11. Прогноз доходов и расходы республиканского бюджета Статья 12. Прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента Статья 13. Ставки отдельных налогов и платежей Статья 14. Формирование резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов Статья 15. Обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Узбекистан в 2020 году Статья 16. Установление предельного объема внешнего заимствования от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан Статья 17. Расходы, осуществляемые за счет внешних заимствований Глава 3. Особенности урегулирования межбюджетных отношений Статья 18. Порядок рассмотрения и принятия бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов Статья 19. Особенности формирования доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2020 год Статья 20. Использование дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов Статья 21. Особенности осуществления расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан в 2020 году Глава 4. Обеспечение прозрачности исполнения Консолидированного бюджета Республики Узбекистан Статья 22. Обеспечение прозрачности бюджетного процесса Статья 23. Подотчетность распорядителей бюджетных средств первого уровня, государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан Статья 24. Подотчетность Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, районов и городов и территориальных распорядителей бюджетных средств Глава 5. Заключительные положения Статья 25. Ответственность за нарушение Закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона Статья 27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15