Недействующая редакция. Принята: 03.05.2019 / Вступила в силу: 16.05.2019

Недействующая редакция, не действует с 12 января 2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 28 марта 2016 года №248

Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение" на 2016-2020 годы

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128, 26.12.2017 г. №1002, 29.12.2018 г. №986, 03.05.2019 г. №276)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Энергосбережение" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по стандартизации;

заказчиками Государственной программы (в рамках общего комплекса энергосберегающих мероприятий) Государственный комитет по стандартизации, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный пограничный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, облисполкомы и Минский горисполком.

Заказчикам Государственной программы обеспечить:

принятие решений о мерах по ее реализации, включающих в том числе планы деятельности заказчика на соответствующий финансовый год по выполнению целевых показателей, установленных Государственной программой;

представление в Государственный комитет по стандартизации информации о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения и показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе по итогам за квартал - до 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 29 января следующего за отчетным года;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов и доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе по итогам за квартал - до 18-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 25 февраля следующего за отчетным года.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2018 г. №986)
(см. предыдущую редакцию)

3. Государственному комитету по стандартизации представлять в Совет Министров Республики Беларусь аналитическую информацию о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения и показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе - ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов и доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе - ежеквартально до 27-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. №965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., №18, ст. 494);

пункт 70 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. №288 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №32, 5/10103).

5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 года №248

Государственная программа "Энергосбережение" на 2016-2020 годы

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Технико-экономическое обоснование Государственной программы

Повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости за счет повышения энергоэффективности и увеличения использования собственных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), в том числе возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), является приоритетом развития страны на 2016-2020 годы.

Политика энергосбережения, целенаправленно проводимая в Республике Беларусь с 1993 года, предусматривает в качестве долгосрочной цели снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) до среднемирового уровня и максимально возможное вовлечение в топливный баланс местных ТЭР.

По данным Международного энергетического агентства, в 2013 году показатель энергоемкости ВВП Беларуси составил 0,19 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности и в ценах 2005 года), снизился по отношению к 2000 году (0,38 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США) в 2 раза и достиг уровня аналогичного показателя развитых стран со схожими климатическими условиями - Канады и Финляндии.

Вместе с тем энергоемкость ВВП в Республике Беларусь остается в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, и в 1,2 раза выше мирового среднего уровня этого показателя.

В 2011-2014 годах ВВП вырос на 9,8 процента, при этом снижение энергоемкости ВВП составило 8,3 процента.

Валовое потребление ТЭР в республике в 2014 году практически не изменилось по отношению к уровню 2010 года, что свидетельствует об эффективности работы отраслей страны по экономии топлива и энергии.

Достижение такого результата стало возможным благодаря повсеместной реализации мероприятий по энергосбережению, введению жестких лимитов потребления ТЭР промышленными организациями, внедрению приборного учета, усилению материальной ответственности этих организаций за сверхлимитное потребление, стимулированию населения к экономии электрической энергии.

Ежегодная реализация в 2011-2015 годах региональных и отраслевых программ энергосбережения позволила обеспечить:

в Белорусской энергетической системе устойчивую тенденцию к снижению удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии с 268,9 г.у.т./кВт·ч в 2010 году до 235,5 г.у.т./кВт·ч в 2015 году за счет ввода в эксплуатацию высокоэффективного энергетического оборудования и наращивания комбинированного производства электрической и тепловой энергии, являющегося одним из наиболее эффективных направлений использования топлива;

в системе жилищно-коммунального хозяйства уменьшение расхода тепловой энергии на ее транспорт в теплосетях с 18,7 процента в 2010 году до 15,4 процента в 2014 году и снижение величины удельного расхода условного топлива на отпуск тепловой энергии на энергоисточниках, работающих с использованием природного газа, на величину около 0,5 кг.у.т./Гкал ежегодно путем реализации энергосберегающих мероприятий по замене изношенных участков теплопроводов, применения ПИ-труб, оптимизации схем теплоснабжения.

Введенные в эксплуатацию в непосредственной близости от потребителя объекты малой энергетики обеспечивают выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива, как правило, не превышающим 160-180 г.у.т./кВт·ч, что также способствует снижению расхода электроэнергии на ее транспорт в электрических сетях Белорусской энергетической системы с 11,19 процента в 2010 году до 9,01 процента в 2015 году.

В настоящее время созданы предпосылки для наращивания производства промышленной продукции без значительного роста потребления ТЭР. Ежегодно уровень норм расхода ТЭР в промышленных энергопотребляющих организациях, характеризующихся энергоемкими производственными технологиями, снижается к их уровню предшествующего года не менее чем на 3 процента.

В целом по республике экономия ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий в 2011-2015 годах составила 7,79 млн. т.у.т. при задании 7,10-8,85 млн. т.у.т.

Доля местных ТЭР в котельно-печном топливе (далее - КПТ) увеличилась с 20,7 процента в 2010 году до 29,5 процента в 2015 году.

В структуре местных ТЭР (без учета тепловых вторичных энергоресурсов) доля ВИЭ составляет около 46 процентов. В структуре ВИЭ доля щепы увеличилась с 12,8 процента в 2010 году до 22,7 процента в 2014 году (на 223 тыс. т.у.т.). Доля электроэнергии, выработанной на гидро-, ветро- и солнечных электростанциях, составляла в 2010 году 0,1 процента от объема производства электрической энергии, в 2014 году - 0,7 процента.

В результате реализации мероприятий по внедрению энергоисточников на местных видах топлива, биогазе, строительству гидроэлектростанций в Республике Беларусь введены в эксплуатацию:

104 энергоисточника на местных видах топлива суммарной установленной электрической мощностью 13,5 МВт и тепловой - 500,1 МВт, в том числе 7 мини-ТЭЦ на местных видах топлива суммарной установленной электрической мощностью 13,5 МВт и тепловой - 48,3 МВт;

12 биогазовых комплексов суммарной установленной электрической мощностью 19 МВт;

7 гидроэлектростанций суммарной установленной мощностью около 19 МВт;

35 ветроэнергетических установок суммарной установленной мощностью более 25 МВт.

В рамках реализации Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №1, 5/33067), проводилась активная работа по пропаганде рационального использования ТЭР, в том числе путем:

проведения республиканских акций "Энергоэффективность - в действии", "Минус 60 ватт в каждой квартире";

организации и проведения республиканских конкурсов в области энергосбережения, в том числе республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости "Энергомарафон", международного конкурса энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

издания ежемесячного специализированного научно-практического журнала "Энергоэффективность", учебно-методической литературы, плакатов и другой наглядной агитации по энергосбережению;

проведения семинаров, конференций, круглых столов по наиболее актуальным темам и направлениям;

участия и представления на специализированных форумах и выставках результатов работы в области энергосбережения;

создания социальной рекламы, научно-популярных и информационно-пропагандистских фильмов об энергосбережении.

В соответствии с программой развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011-2015 годы разработано свыше 100 государственных и межгосударственных стандартов, из них более 90 процентов соответствуют международным и европейским требованиям.

В рамках реализации проекта помощи Европейского союза "Поддержка Республики Беларусь в области норм и стандартов в сфере энергоэффективности потребительских товаров и промышленной продукции" разрабатываются на основе регламентов и директив Европейского союза 48 государственных стандартов Республики Беларусь, в которых устанавливаются требования к энергоэффективности продукции, ее маркировке, методам испытаний.

Для активизации работ по данному направлению в 2014 году сформирован Национальный комитет по стандартизации.

Реализация Государственной программы "Энергосбережение" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) позволит обеспечить в 2016-2020 годах взаимоувязанную деятельность по энергосбережению республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее - республиканские органы государственного управления).

В целях решения поставленных задач разработаны подпрограмма 1 "Повышение энергоэффективности" и подпрограмма 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии".

Выполнение конкретных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм осуществляется ежегодно в рамках общего комплекса энергосберегающих мероприятий, в том числе решений заказчиков о мерах по ее реализации, включающих мероприятия, в результате выполнения которых достигаются экономия ТЭР, замещение импортируемых ТЭР местными ТЭР, включая ВИЭ, а также мероприятия, направленные на осуществление соответствующей деятельности в рамках международного сотрудничества и привлечения инвестиций, совершенствования информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения, реализацию наиболее актуальных социально ориентированных проектов.

(В главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128, 26.12.2017 г. №1002)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Цели и задачи Государственной программы и ее подпрограмм

Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2021 года являются:

сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны;

дальнейшее увеличение использования местных ТЭР, в том числе ВИЭ.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

в рамках подпрограммы 1 "Повышение энергоэффективности" обеспечить объем экономии ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий;

в рамках подпрограммы 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии" увеличить долю местных ТЭР, в том числе из ВИЭ, в валовом потреблении ТЭР.

Сводными целевыми показателями Государственной программы являются:

снижение энергоемкости ВВП к 2021 году не менее чем на 1,6 процента к уровню 2015 года;

достижение к 2021 году отношения объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР (далее - доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР) не менее 16 процентов.

Подпрограммами предусматриваются следующие целевые показатели в целом по республике:

объем экономии ТЭР в 2016-2020 годах - 5 млн. т.у.т.;

доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР в 2020 году - 16 процентов, в том числе доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР - 6 процентов.

Значения сводных целевых показателей Государственной программы определены с учетом планируемых объемов и структуры ВВП, объемов импорта электрической энергии, ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции, строительства жилья и других аспектов экономического развития страны.

Значения сводных целевых показателей Государственной программы, целевых показателей подпрограмм по годам, другие макроэкономические и энергетические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2016

2017

2018

2019

2020

Снижение энергоемкости ВВП, процентов*

0,4

0,5

–1,0

1,5

0,2

Экономия ТЭР за счет реализации мероприятий по энергосбережению, тыс. т.у.т.

1000

1000

900

1000

1100

Доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР, процентов

14,2

14,5

14,7

15,6

16,0

Доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР, процентов

5,7

5,9

6,0

6,0

6,0

______________________________

* Показатель по снижению энергоемкости ВВП рассчитан при следующих значениях валового потребления ТЭР и темпах роста ВВП:

36,5 млн. т.у.т. и 100,3 процента соответственно в 2016 году;

37 млн. т.у.т. и 101,7 процента соответственно в 2017 году;

38,6 млн. т.у.т. и 103,5 процента соответственно в 2018 году;

39,5 млн. т.у.т. и 104 процента соответственно в 2019 году;

41 млн. т.у.т. и 104 процента соответственно в 2020 году.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128, 29.12.2018 г. №986)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы и ее подпрограмм

Ресурсное обеспечение общего комплекса энергосберегающих мероприятий на 2016-2020 годы согласно приложению 1 базируется на объемах необходимой для выполнения установленных заданий экономии ТЭР.

В расчете ресурсного обеспечения учитываются средний срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, сложившийся по результатам выполнения Государственной программы за предыдущий период, и расчетная удельная стоимость для республики покупки всего объема ТЭР, выраженного в тоннах условного топлива. Стоимость 1 т.у.т. рассчитана исходя из сложившегося в республике за год, предшествующий расчетному, баланса КПТ с учетом стоимости видов топлива, участвующих в балансе.

Источниками финансирования общего комплекса энергосберегающих мероприятий являются средства республиканского бюджета (в том числе предусматриваемые на финансирование Государственной программы) и (или) местных бюджетов, собственные средства организаций, кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", другие источники (в том числе средства международных финансовых организаций, гранты, иностранные инвестиции, частное и венчурное финансирование).

Необходимое ресурсное обеспечение реализации общего комплекса энергосберегающих мероприятий Государственной программы в 2016-2020 годах, указанное в приложении 1 к Государственной программе, составляет 11 045,778 52 млн. рублей, в том числе средства бюджета - 2 029,246 04 млн. рублей.

В связи с тем, что реализация Государственной программы направлена на осуществление взаимоувязанной деятельности по энергосбережению республиканских органов государственного управления, общий комплекс энергосберегающих мероприятий выполняется в рамках финансового обеспечения Государственной программы согласно приложению 2, государственных программ в соответствующих сферах деятельности и в рамках осуществления основной деятельности организаций, финансируемых из бюджета.

Размеры финансового обеспечения конкретных мероприятий, реализация которых направлена на выполнение задач Государственной программы и ее подпрограмм, определяются при разработке планов деятельности заказчиков на соответствующий финансовый год по выполнению целевых показателей.

При рассмотрении вопросов выделения средств республиканского бюджета для реализации энергоэффективных мероприятий предпочтение отдается наиболее эффективным и быстроокупаемым мероприятиям.

Исключена.

Исключена.

(В главу 3 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128, 26.12.2017 г. №1002, 29.12.2018 г. №986, 03.05.2019 г. №276)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Анализ основных рисков при реализации Государственной программы и ее подпрограмм

При реализации Государственной программы и ее подпрограмм возможно возникновение рисков, обусловленных:

наличием фактов нерационального использования ТЭР;

несвоевременным привлечением и (или) использованием финансовых средств;

невыполнением запланированных мероприятий.

Кроме того, влияние на результаты выполнения Государственной программы могут оказать и другие риски, связанные с изменением:

цен (тарифов) на ТЭР;

параметров социально-экономического развития Республики Беларусь;

темпов роста производства продукции (работ, услуг) в различных секторах экономики;

технологии производства.

Основными мерами по управлению рисками и их минимизации являются мониторинг и контроль за реализацией мероприятий, осуществляемые заказчиками Государственной программы на постоянной основе. В целях минимизации вероятности проявления рисков результаты выполнения планов деятельности заказчиков на соответствующий финансовый год по выполнению целевых показателей в установленном законодательством порядке ежеквартально рассматриваются в Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации.

Ежегодно при формировании годового отчета по выполнению мероприятий Государственной программы проводится оценка ее эффективности, по результатам которой вырабатываются при необходимости компенсационные и иные меры реагирования.

В качестве мер по минимизации негативного влияния рисков, возникающих вследствие изменения экономических и финансовых условий, после проведения оценки эффективности реализации Государственной программы предусматривается возможность внесения в нее в установленном порядке соответствующих изменений.

(В главу 4 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128, 29.12.2018 г. №986)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Оценка эффективности Государственной программы

Оценка эффективности Государственной программы основывается на оценке результатов Государственной программы по достижению планируемого вклада в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности и осуществляется ответственным заказчиком ежегодно при формировании годового отчета о ходе выполнения Государственной программы.

Оценка эффективности Государственной программы производится путем сравнения фактически достигнутых (по официальной статистической информации) значений сводных целевых и целевых показателей, указанных в таблице 2, характеризующих задачи Государственной программы, с их утвержденными значениями. При этом учитывается степень соответствия фактически освоенных объемов финансирования их запланированному уровню.

Таблица 2

Наименование показателя

Единица измерения

Обозначение

Снижение энергоемкости ВВП

процентов

ЭЕввп

Годовая экономия ТЭР за счет реализации мероприятий по энергосбережению

тыс. т.у.т.

Этэр

Доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР

процентов

Дмтэр

Доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР

"

Двиэ

 

Примечание. Утвержденные (плановые) значения показателей указаны в таблице 1.

Для оценки степени достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм определяется степень достижения планового значения каждым сводным целевым и целевым показателем.

Степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя), желаемой тенденцией которого является увеличение значения Формула 1 к Пост. от 28.03.2016 г. №248, рассчитывается по формуле

Формула 2 к Пост. от 28.03.2016 г. №248

где СДпз - степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпф - фактически достигнутое на конец отчетного периода значение сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпп - плановое значение сводного целевого показателя (целевого показателя).

Степень достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм рассчитывается по формуле

Формула 3 к Пост. от 28.03.2016 г. №248

где CP - степень решения задач Государственной программы;

N - количество сводных целевых и целевых показателей.

Если значение СРп/п больше 1, то при расчете эффективности реализации Государственной программы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается по формуле

Формула 4 к Пост. от 28.03.2016 г. №248

где ЭР - эффективность реализации Государственной программы;

Фф - объем фактически освоенных средств на реализацию Государственной программы в отчетном году;

Фп - объем запланированных средств на реализацию Государственной программы в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, если значение ЭР составляет не менее 0,9, средней - если значение ЭР составляет не менее 0,8, удовлетворительной - если значение ЭР составляет не менее 0,67.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

За неудовлетворительную эффективность реализации Государственной программы, невыполнение целевых показателей, а также неэффективное использование средств ответственный заказчик и заказчики в пределах своей компетенции применяют меры ответственности к исполнителям мероприятий.

(В главу 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Механизм контроля за ходом реализации Государственной программы

Ответственный заказчик Государственной программы:

координирует деятельность заказчиков Государственной программы и ее подпрограмм;

осуществляет на постоянной основе мониторинг за реализацией Государственной программы;

вносит предложения об уточнении объемов инвестиций и источников финансирования Государственной программы;

на основании предложений заказчиков Государственной программы разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по ее корректировке.

Заказчик Государственной программы:

координирует деятельность исполнителей мероприятий Государственной программы;

осуществляет в пределах своей компетенции в течение года мониторинг выполнения мероприятий Государственной программы и в случае невыполнения задач и целевых показателей по итогу текущего года вносит ответственному заказчику Государственной программы предложения о корректировке мероприятий;

организует в пределах своей компетенции формирование и представление ответственному заказчику Государственной программы до 20 февраля года, следующего за отчетным, за исключением последнего года ее реализации, годового отчета о выполнении Государственной программы (подпрограммы) и итогового отчета о результатах ее реализации (до 20 января - в части мероприятий по научному обеспечению Государственной программы (подпрограммы).

Ответственный заказчик Государственной программы формирует годовой отчет о результатах реализации Государственной программы (подпрограмм), за исключением последнего года ее реализации.

В последний год реализации Государственной программы ответственный заказчик подготавливает итоговый отчет о результатах реализации Государственной программы (подпрограмм) за весь период реализации.

Ответственный заказчик Государственной программы направляет годовой отчет о выполнении и итоговый отчет о результатах реализации Государственной программы (подпрограмм) за весь период реализации:

до 25 января года, следующего за отчетным, в Государственный комитет по науке и технологиям (в части мероприятий по научному обеспечению Государственной программы (подпрограмм) по установленным этим Комитетом формам;

до 1 марта года, следующего за отчетным, в Министерство экономики, Министерство финансов, а также в открытое акционерное общество "Банк развития Республики Беларусь" в случае реализации инвестиционных проектов за счет кредитов названного банка.

(В главу 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2016 г. №1128)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Подпрограмма 1 "Повышение энергоэффективности"

Глава 7. Характеристика текущего состояния и основные направления дальнейшего повышения эффективности использования ТЭР

В результате системной работы по энергосбережению во всех отраслях экономика страны развивается практически без увеличения потребления ТЭР.

Валовое потребление ТЭР в республике в 2014 году практически не изменилось по отношению к уровню 2010 года.

Реализация Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015 годы позволила получить за пятилетку экономию ТЭР в объеме 7,79 млн. т.у.т. При этом наибольшая экономия ТЭР получена за счет внедрения новых современных энергоэффективных технологий, процессов, оборудования и материалов, повышения эффективности действующих и строительства новых высокоэффективных энергоисточников, оптимизации схем теплоснабжения. В целом по республике за 2011-2014 годы за счет реализации организационно-технических мероприятий сэкономлено светлых нефтепродуктов в объеме около 878,6 тыс. т.у.т.

Дальнейшее повышение энергоэффективности будет также обеспечиваться в первую очередь за счет внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах, а также за счет структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких производств, активизации работы по популяризации энергосбережения и рационального использования ТЭР.

Выявление резервов экономии ТЭР будет осуществляться путем проведения энергетических обследований (аудитов), мониторинга потребления ТЭР в организациях республики.

Подпрограммой 1 "Повышение энергоэффективности" (далее - подпрограмма 1) предусматриваются следующие основные мероприятия для достижения экономии ТЭР:

в электро- и теплоэнергетике:

повышение энергетической эффективности действующих энергоисточников Белорусской энергетической системы и вывод из эксплуатации неэффективных энергоисточников;

снижение энергозатрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии в Белорусской энергетической системе;

внедрение организационных и технических энергосберегающих мероприятий по интеграции Белорусской атомной электростанции в Белорусскую энергетическую систему;

создание автоматизированных систем управления теплоснабжающих и теплопотребляющих комплексов, включая комплексы "источники - тепловые сети - потребители", с управлением тепловыми и гидравлическими режимами в городах с населением 100 тыс. человек и более;

внедрение систем утилизации теплоты уходящих дымовых газов на энергоисточниках установленной тепловой мощностью 100 Гкал/ч и выше;

ввод в эксплуатацию начиная с 2016 года только энергоэффективного котельного оборудования, работающего на природном газе, с удельным расходом условного топлива на отпуск тепловой энергии не более 155 кг.у.т./Гкал;

реализация мероприятий по увеличению доли электрической энергии в конечном потреблении энергоресурсов с уменьшением потребления первичного импортируемого углеводородного топлива;

в промышленности - снижение к 2020 году норм расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) на 2 процента и более к уровню 2015 года путем:

продолжения структурной перестройки предприятий, направленной на выпуск менее энергоемкой, конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции;

совершенствования структуры производств за счет специализации и концентрации отдельных энергоемких производств (литейных, термических, гальванических и других) по регионам в целях вывода из эксплуатации малозагруженного и неэффективного оборудования;

модернизации и технического переоснащения производств на базе современных наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в том числе энергоемких (литейных, термических, гальванических и других);

использования электрических инфракрасных излучателей для отопления производственных помещений и технологических нужд;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Государственная программа "Энергосбережение" на 2016-2020 годы Раздел I. Общие положения Глава 1. Технико-экономическое обоснование Государственной программы Глава 2. Цели и задачи Государственной программы и ее подпрограмм Глава 3. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы и ее подпрограмм Глава 4. Анализ основных рисков при реализации Государственной программы и ее подпрограмм Глава 5. Оценка эффективности Государственной программы Глава 6. Механизм контроля за ходом реализации Государственной программы Раздел II. Подпрограмма 1 "Повышение энергоэффективности" Глава 7. Характеристика текущего состояния и основные направления дальнейшего повышения эффективности использования ТЭР Глава 8. Задача и целевой показатель подпрограммы 1 Глава 9. Финансовое обеспечение подпрограммы 1 Глава 10. Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы 1 Глава 11. Оценка эффективности подпрограммы 1 Раздел III. Подпрограмма 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии" Глава 12. Характеристика текущего состояния и направления дальнейшего развития использования местных тэр, в том числе ВИЭ Глава 13. Задача и целевые показатели подпрограммы 2 Глава 14. Финансовое обеспечение подпрограммы 2 Глава 15. Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы 2 Глава 16. Оценка эффективности реализации подпрограммы 2 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 3-1 Приложение 3-2 Приложение 3-3 Приложение 4 Приложение 4-1 Приложение 4-2 Приложение 4-3 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8