Недействующая редакция. Принята: 31.10.2019 / Вступила в силу: 28.11.2019

Недействующая редакция, не действует с 20 марта 2020 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 14 октября 2014 года №1698-VII

О Национальном антикоррупционном бюро Украины

(В редакции Законов Украины от 28.12.2014 г. №77-VIII, 12.02.2015 г. №198-VIII, 23.12.2015 г. №901-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII, 04.10.2019 г. №187-IX, 02.10.2019 г. №140-IX, 31.10.2019 г. №263-IX)

Этот Закон определяет правовые основы организации и деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины.

(В тексте раздела I слова "право на имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера" во всех падежах заменены словами "право лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 12.02.2015 г. №198-VIII)

Раздел I Общие положения

Статья 1. Статус Национального антикоррупционного бюро Украины

1. Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее - Национальное бюро) является государственным правоохранительным органом, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение, расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, отнесенных к его подследственности, а также предупреждения совершения новых.

Задачей Национального бюро является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляют угрозу национальной безопасности, а также принятие других предусмотренных законом мер по противодействию коррупции.

2. Национальное бюро образуется Президентом Украины в соответствии с этим и другими законами Украины.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 31.10.2019 г. №263-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа деятельности Национального бюро

1. Правовую основу деятельности Национального бюро составляют Конституция Украины, международные договоры Украины, настоящий и другие законы Украины, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы деятельности Национального бюро

1. Основными принципами деятельности Национального бюро являются:

1) верховенство права;

2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) законность;

4) беспристрастность и справедливость;

5) независимость Национального бюро и его работников;

6) подконтрольность и подотчетность обществу и определенным законом государственным органам;

7) открытость для демократического гражданского контроля;

8) политическая нейтральность и внепартийность;

9) взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

Статья 4. Гарантии независимости Национального бюро

1. Независимость Национального бюро в его деятельности гарантируется:

1) особым порядком конкурсного отбора Директора Национального бюро и исчерпывающим перечнем оснований прекращения полномочий Директора Национального бюро, определенные настоящим Законом;

2) конкурсными принципами отбора других работников Национального бюро, их особой правовой и социальной защитой, надлежащими условиями оплаты труда;

3) установленным законом порядком финансирования и материально-технического обеспечения Национального бюро;

4) определенными законом средствами обеспечения личной безопасности работников Национального бюро, их близких родственников, имущества;

5) другими средствами, определенными этим Законом.

2. Использование Национального бюро в партийных, групповых или личных интересах не допускается. Деятельность политических партий в Национальном бюро запрещается.

3. Запрещается незаконное вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других физических или юридических лиц в деятельность Национального бюро.

Любые письменные или устные указания, требования, поручения и т.д., направленные к Национальному бюро или его работникам, касающиеся вопросов предварительного расследования в конкретном уголовном производстве и не предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины, являются неправомерными и не подлежат выполнению. В случае получения такого указания, требования, поручения и т.д. сотрудник Национального бюро незамедлительно информирует об этом в письменной форме Директора Национального бюро.

Статья 5. Общая структура и численность Национального бюро

1. Национальное бюро состоит из центрального и территориальных управлений.

Национальное бюро является юридическим лицом публичного права.

2. Для обеспечения выполнения задач Национального бюро его Директор образует своим решением не более семи территориальных управлений Национального бюро, юрисдикция которых охватывает определенные в решении области Украины, Автономную Республику Крым, города Киев и Севастополь.

Директор Национального бюро, в случае обоснованной необходимости, может образовывать своим решением дополнительные территориальные управления Национального бюро в рамках области или Автономной Республики Крым.

3. Структура, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников Национального бюро утверждаются Директором Национального бюро.

4. В структуру управлений Национального бюро могут входить подразделения детективов, осуществляющих оперативно-розыскные и следственные действия, информационно-аналитические, оперативно-технические подразделения, подразделения, осуществляющие выявление имущества, которое может быть предметом конфискации или специальной конфискации, подразделения быстрого реагирования, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства и обеспечения безопасности работников, представление интересов в иностранных юрисдикционных органах, экспертные, финансовые, кадровые и другие подразделения.

5. Директор Национального бюро может создавать своим решением комиссии в составе работников Национального бюро прокурора Специализированной антикоррупционной прокуратуры, должностных лиц других государственных органов, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений. Такие комиссии изучают вопрос о нарушении прав лиц, сотрудничающих с Национальным бюро, и выносят рекомендации по устранению указанных нарушений. Рекомендации таких комиссий являются обязательными для рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления.

Порядок деятельности комиссий определяется Директором Национального бюро.

6. Предельная численность центрального и территориальных управлений Национального бюро составляет 700 человек, в том числе не более 500 человек начальствующего состава.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 12.02.2015 г. №198-VIII, 04.10.2019 г. №187-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Директор Национального бюро

1. Руководство деятельностью Национального бюро осуществляет его директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины в порядке, определенном настоящим Законом.

Верховная Рада Украины при наличии оснований, определенных пунктами 6-12 части четвертой настоящей статьи, по предложению не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может принять решение об освобождении директора Национального бюро по должности.

2. Директором Национального бюро может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее десяти лет, опыт работы на руководящих должностях в органах власти, учреждениях, организациях, в том числе за рубежом, или международных организациях не менее пяти лет, владеющий государственным языком и способный по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья выполнять соответствующие служебные обязанности.

Для целей настоящего Закона:

1) высшим юридическим образованием является образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991 года) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученное в иностранных государствах;

2) стажем работы в отрасли права является стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшего юридического образования по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученному в иностранных государствах.

Не может быть назначено на должность директора Национального бюро лицо, в течение двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе на занятие этой должности, независимо от продолжительности, входила в состав руководящих органов политической партии или находилась в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией.

Не может быть назначено на должность директора Национального бюро лицо, которое не соответствует ограничениям, предусмотренным пунктами 1-7, 9 части первой статьи 13 настоящего Закона.

Не может быть назначено на должность директора Национального бюро лицо, которое не прошло проверку в порядке, установленном Законом Украины "Об очистке власти", с целью восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами.

3. Директор Национального бюро назначается сроком на семь лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность два срока подряд.

4. Полномочия Директора Национального бюро прекращаются в связи с окончанием срока его полномочий или смертью.

Директор Национального бюро освобождается от должности в случае:

1) подачи письменного заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;

2) назначения или избрания на другую должность с его согласия;

3) достижения шестидесяти пяти лет;

4) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья в соответствии с заключением медицинской комиссии, которая создается по решению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны здоровья;

5) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

7) прекращения его гражданства Украины или выезда на постоянное место жительства за пределы Украины;

8) несоответствия ограничениям относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, предусмотренными Законом Украины "О предотвращении коррупции", установленным решением суда, вступившим в законную силу;

9) несвоевременного представления декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления;

10) приобретения гражданства другого государства;

11) наличии заключения комиссии по проведению независимой оценки (аудита) деятельности Национального бюро, предусмотренной статьей 26 настоящего Закона, о неэффективности деятельности Национального бюро и ненадлежащем исполнении обязанностей его директором;

12) наличии задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за двенадцать месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

13) вступления в законную силу решения суда о признании его активов или активов, приобретенных по его поручению другими лицами или в других предусмотренных статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Украины в случаях, необоснованными и их взыскании в доход государства.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Статус Национального антикоррупционного бюро Украины Статья 2. Правовая основа деятельности Национального бюро Статья 3. Основные принципы деятельности Национального бюро Статья 4. Гарантии независимости Национального бюро Статья 5. Общая структура и численность Национального бюро Статья 6. Директор Национального бюро Статья 7. Порядок конкурсного отбора и назначения Директора Национального бюро Статья 8. Полномочия Директора Национального бюро Статья 9. Директора территориальных управлений Национального бюро Статья 10. Работники Национального бюро Статья 11. Специальные звания лиц командного состава Национального бюро Статья 12. Присяга лиц начальствующего состава Национального бюро Статья 13. Ограничения в отношении работников Национального бюро Статья 14. Стажировка работников Национального бюро Статья 15. Командировка должностных лиц в Национальное бюро и командировки работников Национального бюро в другие органы Статья 16. Обязанности Национального бюро Статья 17. Права Национального бюро Статья 18. Применение средств воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 19. Заявления и сообщения об уголовных правонарушениях Статья 19-1. Взаимодействие Национального бюро с органами внутренних дел, Службой безопасности Украины и другими правоохранительными органами Статья 19-2. Взаимодействие Национального бюро с другими государственными органами Статья 20. Ответственность работников Национального бюро Статья 21. Правовая защита работников Национального бюро и других лиц Статья 22. Социальная защита работников Национального бюро Статья 23. Оплата труда работников Национального бюро Статья 24. Финансовое обеспечение Национального бюро Статья 25. Материально-техническое обеспечение деятельности Национального бюро Статья 26. Контроль за деятельностью Национального бюро и его подотчетность Статья 27. Подразделения внутреннего контроля Национального бюро Статья 28. Дисциплинарная ответственность работников и Дисциплинарная комиссия Национального бюро Статья 29. Мониторинг образа жизни работников Национального бюро Статья 30. Обеспечение прозрачности в деятельности Национального бюро Статья 31. Совет общественного контроля при Национальном бюро Статья 32. Печать Национального бюро Статья 33. Удостоверение работника Национального бюро Раздел II Заключительные положения