Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
ВОДНЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА
от 15 октября 2016 года
(В редакции Законов Туркменистана от 05.01.2018 г. №685-V, 20.10.2018 г.)
(В тексте слова "органами местной исполнительной власти и", "органами местной", "органов местной", "Органы местной", "органам местной" и "государственного управления" заменены соответственно словами "местными органами исполнительной власти и органами", "местными органами", "местных органов", "Местные органы", "местным органам" и "исполнительной власти" в соответствии с Законом Туркменистана от 05.01.2018 г. №685-V)
Настоящий Кодекс регулирует отношения в области устойчивого и рационального использования вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц и направлен на повышение значения водных ресурсов, обеспечение охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидацию негативного воздействия вод, восстановление и улучшение состояния водных объектов.
Раздел I. Общие положения
Глава I. Основные положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) воды – совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;
2) водный объект – сосредоточение вод в искусственных водотоках и водоводах или естественных углублениях земной поверхности, либо в недрах, имеющих определённые границы, объём и признаки гидрологического режима или режима подземных вод;
3) водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод данной территории;
4) водоток – водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности;
5) водоём – поверхностный водный объект в углублении земной поверхности, характеризующийся замедленным движением воды (проточный) или полным его отсутствием (непроточный);
6) акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
7) интегрированное (комплексное) управление водными ресурсами – подход, позволяющий обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие водных ресурсов и управление ими, учитывая социальные, экономические и природоохранные интересы, а также координацию управления водными ресурсами в различных секторах экономики;
8) бассейновый принцип управления – управление водным фондом по гидрографическим признакам, реализуемое при распределении водных ресурсов в пределах бассейнов рек, озёр и других водных объектов;
9) гидрологический режим – изменение во времени уровней, расходов и объёмов воды в водных объектах;
10) водоотведение – совокупность мероприятий, обеспечивающих отведение сточных, дождевых и дренажных вод;
11) водопользование – использование водных ресурсов в порядке, установленном законодательством Туркменистана, для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц;
12) водопользователь – юридическое или физическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством Туркменистана, предоставлено право пользования водными ресурсами;
13) водопотребление – использование водных ресурсов для обеспечения нужд населения и отраслей экономики;
14) водопотребитель – юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;
15) государственные водохозяйственные организации – территориальные и бассейновые государственные водохозяйственные организации, осуществляющие деятельность в области использования и охраны вод;
16) поставщик воды – территориальные либо бассейновые государственные водохозяйственные организации, осуществляющие водозабор и транспортировку воды для водопользователя;
17) услуги по подаче воды – услуги, включающие в себя затраты на содержание в рабочем состоянии и эксплуатацию межхозяйственной, внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети, гидротехнических и других сооружений, а также насосных установок;
18) гидротехнические сооружения – искусственно созданные сооружения в целях регулирования использования и охраны водных ресурсов, водоснабжения, водоотведения и устранения негативного воздействия вод;
19) гидромелиоративная система (сеть) – комплекс технологически взаимосвязанных гидротехнических сооружений, устройств и оборудования, предназначенных для орошения, обводнения и осушения земель;
20) оросительная сеть – часть гидромелиоративной системы (сети), состоящей из постоянных и временных оросительных каналов и трубопроводов, служащих для подачи воды в целях орошения земель, распределения её между землепользователями для полива сельскохозяйственных культур, зелёных (лесных) насаждений;
21) коллекторно-дренажная сеть – часть гидромелиоративной сети, состоящей из подземных и наземных каналов, сооружений на ней и предназначенной для сбора и отведения избыточных грунтовых вод в водоприёмники (магистральные коллекторы, понижения рельефа местности);
22) водозаборное сооружение – комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды из водных объектов;
23) охрана водных объектов – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение, ликвидацию загрязнения, засорения и истощения водных объектов, их сохранение и восстановление;
24) загрязнение водных объектов – поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, ухудшающих состав и свойства воды;
25) засорение водных объектов – поступление в поверхностные водные объекты инородных веществ, ухудшающих качество вод;
26) истощение водных объектов – сокращение запасов поверхностных и подземных вод с последующим возможным ухудшением их качества;
27) негативное воздействие вод – затопление, подтопление, заболачивание определённых территорий, разрушение водных объектов или их частей и другое вредное воздействие на них;
28) сточные воды – воды, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности человека, выпадения атмосферных осадков, а также шахтные, карьерные и рудничные воды;
29) дренажные воды – грунтовые воды, отвод которых осуществляется гидротехническими сооружениями, специально предназначенными для этого, в целях предотвращения их негативного воздействия;
30) возвратные воды – поверхностные и подземные воды, попадающие в водные объекты после их хозяйственного или бытового использования;
31) зона санитарной охраны водных объектов – территория, включающая в себя источник питьевого водоснабжения и водопроводные сооружения, состоящая из трёх поясов зоны санитарной охраны, в каждом из которых устанавливается особый режим хозяйственной деятельности и охраны вод от загрязнения, засорения и истощения;
32) трансграничные водные объекты (трансграничные воды) – водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя и более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница;
33) водоохранные зоны – территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливаются зоны с особыми условиями её использования в целях предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, поддержания их экологической устойчивости и надлежащего санитарного состояния;
34) прибрежные водоохранные полосы – территории в пределах водоохранных зон, на которых устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности;
35) трансграничное воздействие – вредные последствия, возникающие в результате количественного или качественного изменения трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично на территории сопредельного государства или соседних государств;
36) ассоциация водопользователей – общественное объединение, создаваемое в целях совместного управления внутрихозяйственными гидромелиоративными системами (сетями) и их содержания в рабочем состоянии и эксплуатации;
37) группа водопользователей – пользователи водных ресурсов без образования юридического лица, которые в зоне обслуживания дайханского объединения, ассоциации водопользователей или других водопользователей берут на себя ответственность за содержание в рабочем состоянии и эксплуатацию оросительной и коллекторно-дренажной сети, являющихся частью единой внутрихозяйственной гидромелиоративной системы (сети) дайханского объединения, ассоциации водопользователей или других водопользователей;
38) проектное водохозяйственное мероприятие – обеспечение надёжности работы гидротехнических сооружений на всех стадиях их строительства и эксплуатации, сохранности животного и растительного мира, включая мероприятия по сохранению биоресурсов;
39) водохозяйственное эксплуатационное мероприятие – эффективная эксплуатация гидротехнических сооружений или водохозяйственных объектов в течение нормативного срока их службы в целях выполнения предъявляемых к ним функциональных требований, обеспечения нормативного (исправного) технического состояния и нормального уровня безопасности при экономном использовании водных, земельных, трудовых, энергетических ресурсов и обязательном проведении мероприятий, предотвращающих отрицательное воздействие работы этих сооружений и объектов на окружающую среду.
2. Иные понятия определяются в отдельных статьях настоящего Кодекса.
Статья 2. Водное законодательство Туркменистана
1. Водное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих водные отношения.
2. Нормативные правовые акты Туркменистана, регулирующие вопросы использования и охраны вод, принимаются на основе настоящего Кодекса и не должны противоречить его положениям.
3. Отношения, возникающие в области использования питьевой воды и питьевого водоснабжения, регулируются настоящим Кодексом и законодательством Туркменистана о питьевой воде.
4. Отношения, возникающие в области использования и охраны морских и трансграничных вод, регулируются настоящим Кодексом и международными договорами Туркменистана.
5. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели и задачи водного законодательства Туркменистана
1. Целями водного законодательства Туркменистана являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и обеспечение охраны вод для улучшения жизненных условий населения и сохранения окружающей среды.
2. Задачами водного законодательства Туркменистана являются:
1) проведение государственной политики в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения;
2) обеспечение правовой основы поддержки и развития устойчивого водопользования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения;
3) управление отношениями в области изучения, разведки, рационального и комплексного использования и охраны водных ресурсов, гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
4) определение направлений развития водного хозяйства и улучшения мелиорации земель;
5) защита населения, территории и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях и последствий, вызванных ими.
Статья 4. Основные принципы водного законодательства Туркменистана
Водное законодательство Туркменистана основывается на следующих основных принципах:
1) признание государственного значения вод, являющихся основой социально-экономического развития страны и сохранения здоровья населения;
2) государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны вод;
3) обеспечение равного доступа населения к воде;
4) устойчивое и рациональное использование водных ресурсов;
5) интегрированное (комплексное) управление водными ресурсами;
6) сочетание административно-территориального и бассейнового принципов управления водными ресурсами;
7) создание оптимальных условий водопользования, сохранение экологической устойчивости окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности населения;
8) приоритет использования пресных вод для питьевых нужд, соответствующих нормативам качества;
9) предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод;
10) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся использования и охраны водных объектов, в подготовке решений, реализация которых может оказать положительное воздействие на водные объекты при их использовании и охране;
11) обеспечение гласности при проведении мероприятий, связанных с использованием и охраной вод, и доступности информации об использовании и охране вод;
12) платность специального водопользования, за исключением отдельных видов специального водопользования, устанавливаемых Кабинетом Министров Туркменистана;
13) ответственность за нарушение водного законодательства Туркменистана;
14) возмещение ущерба, причинённого вследствие нарушения водного законодательства Туркменистана;
15) международное сотрудничество в области использования и охраны вод, в том числе путём регулирования водных отношений в границах бассейнов трансграничных водных объектов.
Статья 5. Право собственности на водный фонд Туркменистана
1. Водный фонд Туркменистана находится в исключительной собственности государства.
2. Право владения, пользования и распоряжения водным фондом принадлежит Кабинету Министров Туркменистана.
3. Действия юридических и физических лиц, нарушающих право государственной собственности на водные объекты, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Туркменистана.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 18 октября 2019 года