Недействующая редакция. Принята: 02.10.2010

Недействующая редакция, не действует с 10 февраля 2016 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

11 октября 2010 года №684

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 2 октября 2010 года №475

О Государственной программе подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы

С целью перехода на новую систему обучения учреждений общего образования, обеспечения учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами, укрепления материально-технической базы учреждений общего образования, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и материально-моральной заинтересованности преподавателей, в соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегии и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1) Утвердить Государственную программу подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы (прилагается).

2) Министерству образования Республики Таджикистан обеспечить реализацию Государственной программы подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы в рамках средств, ежегодно выделяемых Государственным бюджетом на содержание Министерства образования Республики Таджикистан (центральный аппарат), Академии образования Таджикистан и других учреждений подведомственных данному министерству.

3) Министерствам и ведомствам, председателям Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов обеспечить исполнение мероприятий указанной программы и по её итогам ежегодно предоставлять информацию Правительству Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2010 года №475

Государственная программа подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы

1. Предисловие

1) Государственная программа подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы (далее - Программа) разработана с учетом перехода на новую систему обучения в учреждениях общего образования с целью обеспечения образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами, укрепления материально - технической базы учреждений общего образования, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и содействует материально-моральному стимулированию преподавателей.

2) Программа разработана в рамках требований Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан "Об образовании", Национальной концепции образования Республики Таджикистан, Концепции перехода на новую систему обучения в общеобразовательных школах Республики Таджикистан, Государственной программы развития образования Республики Таджикистан на 2010 - 2015 годы и Послания Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 апреля 2010 года.

3) Одно из основных мер - обеспечение образовательных учреждений педагогическими кадрами нашло свое коренное решение, явка молодых специалистов с 49-55 процент в 2004 году в 2009 году превысило 92 процент. Зарплата учителей в среднем в 2005 году на одну ставку составляла 28,8 сомони, в 2009 году превысило 173 сомони. За это время было построено 624 учреждения общего образования, состоящих из 2416 класса для 129862 учащихся.

4) Была продолжена компьютеризация учреждений общего образования, число компьютеров от 9510 в 2005: году в 2010 году достигло 28202 компьютеров.

5) В рамках Плана реализации реформы системы образования на 2004 - 2009 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2004 года, №291, планы и содержание учебных программ были приведены в соответствии современным требованиям и в педагогических учебных заведениях высшего профессионального образования страны и зарубежья осуществилась подготовка специалистов по специальностей психология, логопеда и сурдопедагога.

6) Вместе с этим, переход на новую систему обучения в учреждениях общего образования требует решения некоторых проблем, реализация которых в учебно-воспитательном процессе учреждении общего образования, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования появляется новый этап, который даст возможность и создаст прочную основу для ускоренного вхождения в единое образовательное пространство.

2. Основные цели Программы

7) С целью совершенствования системы образования в рамках требований мировых стандартов, повышения уровня обучения и воспитания и подготовки педагогических кадров на должном уровне необходимо выполнить следующее:

- повышение социального и профессионального статуса работников сферы образования, укрепление их государственной и общественной поддержки;

- повышение роли и ответственности субъектов учебно-воспитательного процесса - учащихся, учителей, родителей, воспитателей и других лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе;

- пересмотр содержания учебных планов и программ во всех видах образовательных учреждений, с учётом перехода на новую систему обучения в учреждениях общего образования на основе новых достижений современной науки и технологии обучения;

- совершенствование содержания специализированных программ педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования, институтов и центров повышения квалификации работников сферы образования с целью подготовки высококвалифицированных педагогов;

- пересмотр сроков и содержания практики студентов педагогических специальностей;

- укрепление материально-технической базы учреждений среднего и высшего профессионального образования, институтов и центров повышения квалификации работников сферы образования;

- использование новых информационных и коммуникационных технологий в; учебно-воспитательном процессе, с учётом психологических и педагогических факторов.

3. Задачи Программ

8) Основными задачами Программы являются:

- повышение статуса учителя со стороны государства и общества

- укрепление двухсторонней связи школы и семьи, семьи и школы;

- повышение чувства ответственности и уровня знаний, профессиональной компетенции преподавателей и руководителей образовательных учреждений, путём повышения их квалификации и переподготовки;

- принятие конкретных мер путём совершенствования механизма распределения и явки молодых специалистов по месту работы;

- укрепление материально-технической базы университетов, институтов и педагогических колледжей;

- совершенствование системы подготовки педагогических кадров, распространение передового педагогического опыта и пути её реализации;

- укрепления материально-технической и кадровой базы учреждений общего образования.

9) Результаты реализации Программы:

Реализация указанной Программы предусматривает следующие результаты:

- будет обеспечена потребность учреждений общего образования в квалифицированных педагогических кадрах;

- повысится статус учителя в обществе;

- повышение чувства ответственности, качество знаний и профессиональная компетенция учителей удовлетворит потребность общества к качеству учёбы и воспитания в образовательных учреждениях и содействует перехода в систему обязательного 10-летнего образования и общего среднего 12-летнего образования.

4. Источники финансирования

10) Общее финансирование реализации мер по подготовке педагогических кадров до 2016 года составляют средства, ежегодно выделяемые из Государственного бюджета для Министерства образования (центрального аппарата), Академии образования Таджикистана, учреждений среднего и высшего профессионального образования, независимо от их организационно - правовых форм собственности и других подведомственных учреждений Министерства образования Республики Таджикистан. Также, привлекаются инвестиции, предусмотренные на эти цели для системы образования, другие внебюджетные источники, в том числе средства негосударственных организаций и учреждений, других спонсоров для реализации данной Программы.

5. Направления и периоды реализации Программы

11) Эффективность системы образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной жизни страны, реализация которой связана с подготовкой высококвалифицированных педагогических кадров, являющимся одни из основных направлений данной Программы.

12) Переход на новую систему общего образования создаст ряд важных проблем сферы, без удачного решения которых достичь основной цели образования - повышение качества обучения и воспитания, уровня знания учащихся и на этой базе воспитание и формирование всесторонне развитого человека, культурного, патриота, толерантного, ответственного и активного, практически не возможно.

13) Переход на новую систему образования, изменение содержания образования и приведение в соответствие ему учебных планов и программ не только требует дополнительного количества учителей, но и ставит проблему их повышения квалификации и переподготовки. Поэтому, с учётом вышеуказанных целей и задач, предусмотрены следующие пути реализации Программы:

14) Подготовка педагогических кадров с учётом потребности образовательных учреждений республики.

15) Педагогические учреждения среднего и высшего профессионального образования республики на основании потребности образовательных учреждений имеют возможность готовить педагогических кадров по всем направлениям и специальностям. Переход на новую систему общего образования требует во время подготовки педагогических кадров с учётом нового образовательного стандарта и новых учебных программ учитывать потребность городов и районов.

16) На основании данной Программы предусмотрена подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для учреждений дошкольного, начального, основного, общего среднего и среднего, высшего профессионального образования.

17) В то же время предусматривается подготовка педагогических кадров по отдельным специальностям в зарубежных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

18) Обеспечение сотрудничества педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования с местными органами государственной власти, отделами образования и учреждения общего образования.

19) Одним из эффективных путей и удачного решения проблемы подготовки педагогических кадров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования страны и полное обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами является сотрудничество педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования с исполнительными органами государственной власти, районными и городскими отделами образования и учреждений общего образования.

20) Исполнительные органы государственной власти путём своевременного обеспечения установленных льгот молодым учителям и установления дополнительных льгот и других поощрений учителям, содействующие повышению статуса учителя в обществе, в результате которого внимание и интерес нового поколения к профессии учителя увеличивается.

21) Укрепление материально-технической базы учреждения общего образования, учреждения среднего и высшего профессионального образования.

22) В данной Программе для общеобразовательных, средних и высших профессиональных педагогических учреждений предусмотрена покупка современной техники и технологии, лабораторных принадлежностей, химикаты для проведения лабораторных испытаний, оснащение компьютерных и лингафонных классов и другие мероприятия, содействующие подготовке высококвалифицированных педагогических кадров.

6. Периоды реализации Программы

23) Данная Программа реализуется в два этапа: первый этап 2011 - 2013 годы и второй этап 2014 - 2016 годы.

24) В первом этапе решаются следующие вопросы:

- на основе перехода на новую систему общего образования обновление содержания учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования;

- совершенствование системы переподготовки и повышение квалификации преподавателей;

- полное обеспечение учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования страны компьютерами, учебниками, учебными программами и методическими пособиями;

- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;

- установление эффективного сотрудничества педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования с исполнительными органами государственной власти, городских и районных отделов образования и учреждений общего образования в обеспечении потребности образовательных учреждений педагогическими кадрами;

- прогнозирование подготовки педагогических кадров для последующих годов, с учётом перехода на новую систему общего среднего образования;

- разработка и приведение в соответствие нормативных правовых актов сферы к новой системе общего образования.

25) Во втором этапе решаются следующие вопросы:

- институциональная перестройка всех ступеней образования на основе эффективного сотрудничества с рынком труда;

- совершенствование системы управления сферы образования;

- эффективное использование ресурсов сферы и эффективное привлечение частного сектора для создания образовательных услуг;

- привлечение всего общества к управлении учреждении общего образования."

7. Меры реализации Государственной Программы подготовки педагогических кадров на 2011 - 2016 годы

+--+-----------------------------+---------+--------------------------
|№ | Наименование мероприятий    | Срок    |       Исполнители       |
|  |                             | испол-  |                         |
|  |                             | нения   |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|1 |Укрепление сотрудничества    |Постоянно|Министерство образования |
|  |между институтами и центрами |         |Республики Таджикистан,  |
|  |повышения квалификации с     |         |Академия образования     |
|  |методическими кабинетами и   |         |Таджикистан, Респуб-     |
|  |методическими объединениями  |         |ликанский институт       |
|  |образовательных учреждений   |         |повышены квалификации    |
|  |                             |         |переподготовки работ-    |
|  |                             |         |ников образования        |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|2 |Переподготовка и  повышение  |Постоянно|Министерство образования |
|  |квалификации учителей и      |         |Республики Таджикистан,  |
|  |руководящих кадров сферы     |         |Академия образования     |
|  |образования                  |         |Таджикистан              |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|3 |С учётом перехода учреждений |2012     |Министерство образования |
|  |высшего профессионального    |         |Республики Таджикистан,  |
|  |образования на кредитную     |         |учреждения высшего       |
|  |систему образования,         |         |профессионального        |
|  |пересмотр Государственного   |         |образования              |
|  |стандарта высшего професси-  |         |                         |
|  |онального образования        |         |                         |
|  |Республики Таджикистан       |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|4 |Внесение изменений и допол-  | 2011    |Министерство образования |
|  |нений в Типовое положение    |         |Республики Таджикистан,  |
|  |учреждений высшего           |         |учреждения высшего       |
|  |профессионального образо-    |         |профессионального        |
|  |вания, с учётом  перехода    |         |образования              |
|  |учреждений высшего професси- |         |                         |
|  |онального образования на     |         |                         |
|  |многоуровневую и кредитную   |         |                         |
|  |систему образования          |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|5 |Пересмотр учебных планов и   |2012-2014|Министерство образования |
|  |программ по направлениям     |         |Республики Таджикистан,  |
|  |и специальностям,с  учётом   |         |Академия образования     |
|  |международных норм и государ-|         |Таджикистан, Учебно-     |
|  |ственных образовательных     |         |методический центр,      |
|  |стандартов                   |         |учреждения среднего и    |
|  |                             |         |высшего профессиональ-   |
|  |                             |         |ного образования         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|6 |Компьютеризация образовате-  | 2011    |Министерство образования |
|  |льного процесса, запись      |         |Республики Таджикистан,  |
|  |моментов  практических,      |         |образовательные          |
|  |лабораторных занятий,текст   |         |учреждения               |
|  |лекции в дисках, использо-   |         |                         |
|  |вание новых технологий       |         |                         |
|  |обучения в учреждениях       |         |                         |
|  |среднего и высшего професси- |         |                         |
|  |онального образования        |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|7 |Разработка и утверждение     |  2011   |Министерство образования |
|  |Положения о прохождении      |         |Республики Таджикистан   |
|  |педагогической практики для  |         |                         |
|  |студентов учреждений среднего|         |                         |
|  |профессионального образования|         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|8 |Укрепление материально-техни-|2011-2016|Министерство образования |
|  |ческой базы учреждений       |         |Республики Таджикистан   |
|  |начального и среднего        |         |                         |
|  |профессионального образования|         |                         |
|  |организация,специальностей,  |         |                         |
|  |соответствующих к            |         |                         |
|  |требованиям рынка труда      |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|9 |Обеспечение предметных       |2014-2016|Министерство образования |
|  |кабинетов школ необходимым   |         |Республики Таджикистан,  |
|  |оборудованием, создание      |         |Министерство финансов    |
|  |условий для перехода на      |         |Республики Таджикистан   |
|  |систему профильного и        |         |                         |
|  |профессионального обучения в |         |                         |
|  |учреждениях общего образо-   |         |                         |
|  |вания, учреждениях среднего  |         |                         |
|  |и высшего профессионального  |         |                         |
|  |образования                  |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|10|Разработка и представление   | 2011    |Министерство образования |
|  |новых форм аттестации и      |         |Республики Таджикистан   |
|  |проверки знаний, умений и    |         |                         |
|  |профессионализма студентов   |         |                         |
|  |учреждений профессионального |         |                         |
|  |образования                  |         |                         |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|11|Разработка Программы издания |2011-2014|Министерство образования |
|  |учебников для учреждений     |         |Республики Таджикистан,  |
|  |общего образования, с учётом |         |Министерство финансов    |
|  |перехода на новую систему    |         |Республики Таджикистан,  |
|  |общего рбразования           |         |Министерство экономиче-  |
|  |                             |         |ского развития и         |
|  |                             |         |торговли Республики      |
|  |                             |         |Таджикистан              |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|12|Разработка Программы         | 2012    |Министерство образования |
|  |обеспечения образовательных  |         |Республики Таджикистан,  |
|  |учреждений страны            |         |Министерство финансов    |
|  |лабораторными принадлежнос-  |         |Республики Таджикистан,  |
|  |тями и наглядными пособиями  |         |Министерство экономиче-  |
|  |                             |         |ского развития и         |
|  |                             |         |торговли Республики      |
|  |                             |         |Таджикистан              |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|13|Ежегодное планирование       |2011-2016|Министерство экономиче-  |
|  |перечня необходимых          |         |ского развития и         |
|  |специальностей, необходимых  |         |торговли Республики      |
|  |для национальной экономики   |         |Таджикистан              |
|  |готовящихся в образовательных|         |Министерство финансов    |
|  |учреждениях за рубежом       |         |Республики Таджикистан,  |
|  |                             |         |Министерство образования |
|  |                             |         |Республики Таджикистан,  |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|14|Привлечение  инвестиций,     |2011-2016|Государственный комитет  |
|  |международных организаций,   |         |по инвестициям и управле-|
|  |грантов для повышения        |         |нию государственным      |
|  |квалификации учителей        |         |имуществом Республики    |
|  |                             |         |Таджикистан,             |
|  |                             |         |Министерство образования |
|  |                             |         |Республики Таджикистан,  |
|  |                             |         |Министерство финансов    |
|  |                             |         |Республики Таджикистан   |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|15|Организация распределения    |Постоянно|Министерство образования |
|  |молодых специалистов и       |         |Республики Таджикистан,  |
|  |контроль его исполнения на   |         |учреждения среднего и    |
|  |основании потребностей       |         |высшего профессиональ-   |
|  |образовательных учреждений   |         |ного образования,        |
|  |городов и районов            |         |исполнительные органы    |
|  |                             |         |государственной власти   |
|  |                             |         |областей, городов и      |
|  |                             |         |районов                  |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|16|Принятие практических мер по |2011-2014|Министерство образования |
|  |обеспечению учреждений общего|         |Республики Таджикистан,  |
|  |образования учителями        |         |Министерство экономиче-  |
|  |начальных классов, с учётом  |         |ского развития и торговли|
|  |принятия в 2014 году в первый|         |Республики Таджикистан,  |
|  |класс детей 6 - летнего и    |         |исполнительные органы    |
|  |7-летнего возраста           |         |государственной власти   |
|  |                             |         |областей городов и районо|
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|17|Институциональная перестройка|2010-2016|Министерство образования |
|  |всех ступеней образования на |         |Республики Таджикистан,  |
|  |взаимовыгодной основе с      |         |образовательные учреждени|
|  |рынком труда                 |         |исполнительные органы    |
|  |                             |         |государственной власти   |
|  |                             |         |областей, городов и      |
|  |                             |         |районов                  |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|18|Изучение и распространение   |Постоянно|Министерство образования |
|  |передового опыта творческих  |         |Республики Таджикистан,  |
|  |учителей и новаторов в       |         |Академия образования     |
|  |образовательных учреждениях  |         |Таджикистан,исполнитель- |
|  |                             |         |ные органы государстве-  |
|  |                             |         |нной власти областей,    |
|  |                             |         |городов и районов        |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|19|Контроль кадрового обеспече- |2011-2016|Министерство образования |
|  |ния во всех городах и районах|         |Республики Таджикистан,  |
|  |особенно в отдаленных селах и|         |Министерство финансов    |
|  |нахождения путей поиска льгот|         |Республики Таджикистан   |
|  |для этих слоев учителей      |         |исполнительные органы    |
|  |                             |         |государственной власти   |
|  |                             |         |областей, городов и      |
|  |                             |         |районов                  |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+
|20|Пересмотр сроков и содержания|2011-2013|Министерство образования |
|  |практики студентов,          |         |Республики Таджикистан,  |
|  |педагогических специальностей|         |учреждения среднего и    |
|  |учреждений среднего и высшего|         |высшего профессионального|
|  |профессионального образования|         |образования              |
+--+-----------------------------+---------+-------------------------+