Недействующая редакция. Принята: 22.12.2018 / Вступила в силу: 08.01.2019

Недействующая редакция, не действует с 7 ноября 2019 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 декабря 2018 года №490

О таможенном регулировании

В целях обеспечения применения в Республике Беларусь Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года и иных регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза:

1. Установить, что:

1.1. взыскание таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, процентов, пеней не производится, если требование об их уплате, решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не предъявлено в течение пяти лет со дня наступления срока их уплаты;

1.2. таможенные сборы за совершение таможенных операций не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

1.3. для установления и поддержания официальных отношений консультативного характера и взаимодействия в целях повышения эффективности таможенного контроля между таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, их ассоциациями и объединениями при Государственном таможенном комитете создается консультативный орган.

Порядок функционирования такого консультативного органа и порядок взаимодействия с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, направленный в том числе на предотвращение нарушений в сфере таможенного регулирования при осуществлении деятельности этими лицами, определяются Советом Министров Республики Беларусь;

1.4. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства о таможенном регулировании толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.

2. Определить особенности таможенного регулирования (приложение 1).

3. Для целей применения законодательства Республики Беларусь под используемыми в нем терминами понимается следующее:

государства - члены Таможенного союза - государства-члены в значении, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор);

международные договоры государств - членов Таможенного союза - международные договоры, заключенные в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в значении, определенном Договором;

таможенная территория Таможенного союза - таможенная территория ЕАЭС в значении, определенном в пункте 1 статьи 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС);

таможенная граница Таможенного союза - таможенная граница ЕАЭС в значении, определенном в пункте 2 статьи 5 ТК ЕАЭС;

единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;

Единый таможенный тариф Таможенного союза - Единый таможенный тариф ЕАЭС;

товар Таможенного союза - товар ЕАЭС в значении, определенном в подпункте 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС;

таможенное законодательство Таможенного союза - регулирующие таможенные правоотношения международные договоры и акты, составляющие право ЕАЭС.

Для целей настоящего Указа используются термины в значениях, определенных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

4. Совет Министров Республики Беларусь определяет:

порядок, условия и случаи, когда обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется;

перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых в соответствии со статьей 81 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются в первоочередном порядке, в случае, если такой перечень не определен регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

порядок признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов, и в иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и проводиться таможенный контроль;

порядок хранения в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора совместно с товарами, находящимися на временном хранении, иных товаров;

перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 59 ТК ЕАЭС, в случае, если такой перечень не определен регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

дополнительные условия, при выполнении которых может осуществляться периодическое таможенное декларирование в соответствии со статьей 116 ТК ЕАЭС, а также категории товаров, в отношении которых не применяются положения статьи 116 ТК ЕАЭС;

порядок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении декларации на товары, поданной в отношении товаров, выпуск которых произведен до ее подачи, документов, подтверждающих сведения, заявленные в указанной декларации, и сведений, заявленных в этой декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, если такой порядок не определен регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

особенности совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров до подачи декларации на товары, если эти особенности не определены регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, либо в случаях, предусмотренных такими актами;

порядок и сроки направления плательщику, а также лицу (лицам), несущему (несущим) с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, порядок и срок выполнения предусмотренных в этом решении требований, а также форму такого решения;

случаи, когда допускается изменение места временного хранения товаров до их выпуска;

порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение с товарами, находящимися на временном хранении, операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, а также отказа в выдаче такого разрешения;

случаи, когда товары, в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование, могут размещаться (находиться) в зоне таможенного контроля, находящейся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, зарегистрировавшего таможенную декларацию;

особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 116 ТК ЕАЭС.

5. Государственный таможенный комитет определяет:

структуру и формат таможенных документов в виде электронных документов, если иное не установлено регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС;

формы таможенных документов, не предусмотренных и (или) не определенных международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, порядок заполнения этих форм, внесения изменений (дополнений) в такие документы;

таможенные органы, которыми принимается предварительное решение о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;

порядок совершения таможенными органами таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов в случае, если такой порядок не определен регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с регистрацией документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачей подтверждения об их регистрации;

особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации либо отказом в такой регистрации при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами;

случаи и порядок проставления отметок о выпуске товаров на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах либо об аннулировании выпуска товаров на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, на которых проставлены отметки о выпуске товаров;

порядок совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенным органом подачи документов для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита;

таможенные органы, уполномоченные на проведение таможенной экспертизы;

порядок совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, при применении уполномоченным экономическим оператором специального упрощения, предусмотренного подпунктом 5 пункта 3 статьи 437 ТК ЕАЭС;

форму и порядок использования документа, подтверждающего принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также его структуру и формат в виде электронного документа;

классификаторы, используемые для указания в таможенных документах в кодированном виде сведений, в случае, если такие классификаторы не определены регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

форму заявления на возврат излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, авансовых платежей, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

форму заявления на возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин или ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 237 и пункте 1 статьи 242 ТК ЕАЭС;

форму заявления на возврат денежных средств, внесенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на текущий (расчетный) банковский счет таможенного органа;

порядок оформления регистрации декларации на товары и отказа в ее регистрации в части, не определенной регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС;

по согласованию с Государственным пограничным комитетом перечень мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, в которых применяется система двойного коридора.

6. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь (приложение 2).

7. Совету Министров Республики Беларусь в девятимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации.

8. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 7 и настоящий пункт - после официального опубликования настоящего Указа;

пункт 11 приложения 2 к данному Указу - с первого числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа - через десять дней после его официального опубликования.

До приведения в соответствие с настоящим Указом нормативные правовые акты действуют в части, ему не противоречащей.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Приложение 1

к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 года №490

Особенности таможенного регулирования

1. При непредставлении предварительной информации, которая должна представляться в обязательном порядке, или нарушении сроков ее представления таможенными органами принимаются меры по минимизации рисков.

2. В случае принятия таможенным органом решения о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС их возврат из места убытия должен быть осуществлен в течение трех часов с момента получения этого решения, а в случае перевозки товаров железнодорожным транспортом - в течение десяти рабочих дней со дня получения такого решения.

3. Иностранные товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, приобретают статус товаров ЕАЭС со дня осуществления реализации, передачи для иного использования, безвозмездной передачи таких иностранных товаров.

4. Таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС и в частях второй и третьей настоящего пункта.

В отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС, за исключением незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров с недостоверным таможенным декларированием, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым выявлен факт такого незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

При возникновении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280 и пункте 4 статьи 288 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым выявлены такие обстоятельства.

Взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством о таможенном регулировании для взыскания таможенных платежей, процентов, пеней.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин направляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.

5. Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров:

помещаемых под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, переработки вне таможенной территории, отказа в пользу государства, временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, временного вывоза и специальную таможенную процедуру;

указанных в пункте 2 статьи 136 и пункте 2 статьи 225 ТК ЕАЭС.

В отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций подлежит исполнению до подачи такой декларации.

6. Причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный им государственный заказ должны быть подтверждены плательщиком для целей предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.