Недействующая редакция. Принята: 18.07.2019 / Вступила в силу: 27.07.2019

Недействующая редакция, не действует с 25 ноября 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 17 ноября 2011 года №255

Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления банками отчета по денежной статистике

(В редакции Постановлений Национального банка Республики Молдова от 23.10.2012 г. №243, 04.12.2014 г. №261, 01.12.2016 г. №332, 20.12.2018 г. №319, 18.07.2019 г. №194)

На основании ст.11 и 72 Закона №548-XIII от 21 июля 1995 г. о Национальном банке Молдовы (Официальный монитор Республики Молдова, 1995 г., №56-57, ст.624), с последующими изменениями и дополнениями, и ст.33, 37 и 40 Закона о финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 г. (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2011 г., №78-81, ст.199), с последующими изменениями и дополнениями, Административный совет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке составления и представления банками отчета по денежной статистике, в соответствии с приложением №1.

2. Признать утратившими силу постановления Административного Совета Национального банка Молдовы, в соответствии с Приложением №2.

3. Данное постановление публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова и вступает в силу с 1 января 2012 г.

Председатель Административного совета Национального банка Молдовы

Дорин Дрэгуцану

Приложение №1

к Постановлению Административного совета Национального банка Молдовы  от 17 ноября 2011 года №255

Инструкция о порядке составления и представления банками отчета по денежной статистике

Глава I. Общие Положения

1. Настоящая инструкция определяет порядок составления отчета по денежно-кредитной статистике в соответствии с приложениями, в котором счета банков классифицируются по категориям, необходимым для проведения денежного анализа, составления денежно-кредитных программ и контроля за их осуществлением.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Административного совета Национального банка Республики Молдова от 23.10.2012 г. №243)

(см. предыдущую редакцию

2. В настоящей инструкции используются следующие термины и выражения:

1) Денежный баланс - статистический обзор всех категорий балансовых активов и пассивов, сальдо которых существует на конец отчетного периода, классифицированных и разукрупненных таким образом, чтобы был возможен расчет денежных агрегатов и их эквивалентов.

(В подпункт 1) внесены изменения в соответствии с Постановлением Административного совета Национального банка Республики Молдова от 23.10.2012 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)  

2) Экономическая территория государства представляет собой управляемую правительством географическую территорию, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. (Согласно Системе национальных счетов, гл. III Государственной программы перехода Республики Молдова на международную систему бухгалтерского учета и статистики, Постановлению Правительства №710 от 23 сентября 1994 г., в дальнейшем - Система национальных счетов).

3) Физическим лицом является человек, рассматриваемый индивидуально как носитель гражданских прав и обязанностей. (В соответствии со ст.17 Гражданского кодекса Республики Молдова №1107 от 6 июня 2002 г.)

4) Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебной инстанции (согласно ст.55 Гражданского кодекса Республики Молдова №1107 от 6 июня 2002 г.).

5) Центр экономического интереса физического или юридического лица в пределах страны существует тогда, когда на экономической территории этой страны существуют места, в которых или с помощью которых это лицо осуществляет экономическую деятельность и операции в течение более одного года (согласно Системе национальных счетов).

6) Резидент соответствует статье 3 пункта 9) Закона о валютном регулировании №62-XVI от 21 марта 2008 г.

7) Нерезидент соответствует статье 3 пункта 10) Закона о валютном регулировании №62-XVI от 21 марта 2008 г.

8) Институциональная единица - это экономическая резидентная единица, имеющая центр интереса на данной территории, обусловленная ее экономической деятельностью на этой территории в течение не менее одного года, обладающая самостоятельностью в принятии основных решений и способная принимать обязательства и/или владеющая активами (согласно Системе национальных счетов).

9) Институциональный сектор - это совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования (согласно Системе национальных счетов).

3. В данной инструкции резиденты Молдовы сгруппированы в следующие институциональные сектора:

1) Сектор финансовых корпораций включает институциональные единицы, основная функция которых состоит в финансировании, т.е. сборе, преобразовании и перераспределении финансовых активов. Их основные ресурсы формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов (согласно Системе национальных счетов).

Этот сектор включает денежно-кредитные учреждения, страховые общества и другие финансовые посредничества.

а) Центральный банк - это институциональный подсектор, включающий Национальный банк Молдовы;

b) Банки и прочие финансовые учреждения включают в себя следующие компоненты:

– банки - юридические лица, соответствующие определению "банк", согласно статье 2 Закона о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июля 1995 г.;

– ссудно-сберегательные ассоциации (ССА), обладающие лицензией категорий B и C - юридические лица, соответствующие определению "ссудно-сберегательная ассоциация", согласно статье 3 Закона о ссудно-сберегательных ассоциациях №139-XVI от 21 июня 2007 года, которые обладают лицензией категории B и C в соответствии с пунктом (3) и пунктом статьи 29 данного закона;

c) внебанковский финансовый сектор включает в себя следующие компоненты:

- Страховщики (перестраховщики) - юридические лица, зарегистрированные в Республике Молдова, которые в соответствии с Законом о страховании №407-XVI от 21 декабря 2006 года обладают лицензией на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, которая, в основном, включает представление предложений о заключении договоров страхования и перестрахования, ведение переговоров и заключение таких договоров, получение премий, урегулирование ущерба, осуществление действий по возмещению расходов и регрессную деятельность (в соответствии со статьей 1 Закона о страховании №407-XVI от 21.12.2006);

- негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, осуществляющие сбор и учет денежных взносов, внесенных добровольно физическими или юридическими лицами либо от их имени, обеспечивающие приращение этих средств для выплаты дополнительной пенсии (в соответствии со статьей 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах №329-XIV от 25 марта 1999 г.);

- прочие финансовые посредники, в которые входят:

небанковские кредитные организации – юридические лица, соответствующие определению "небанковская кредитная организация", согласно ст. 3 Закона №1 от 16 марта 2018 г. о небанковских кредитных организациях;

ссудно-сберегательные ассоциации (ССА), обладающие лицензией категории А, - юридические лица, соответствующие определению "ссудно-сберегательные ассоциации", согласно статье 3 Закона о ссудно-сберегательных ассоциациях №139-XVI от 21 июня 2007 года, которые обладают лицензией категории А в соответствии с пунктом (2) статьи 29 данного Закона;

организации коллективного инвестирования в ценные бумаги (ОКИЦБ) - это инвестиционные компании, описанные в пункте (1) статьи 89 Закона о рынке капитала №171 от 11 июля 2012 года.);

финансовые лизинговые компании - юридические лица, основным видом деятельности которых является финансирование покупки материальных активов (в соответствии с Законом о лизинге №59-XVI от 28 апреля 2005 г.);

- вспомогательные финансовые единицы - финансовые институты, чья деятельность связана с финансовым посредничеством, но которые не функционируют в качестве финансовых посредников.

2) Сектор органов государственного управления включает институциональные единицы, основная функция которых состоит в предоставлении нерыночных услуг для индивидуального и коллективного потребления и осуществлении операций по перераспределению доходов государства. Ресурсы этих единиц формируются за счет обязательных платежей единиц, принадлежащих другим секторам (согласно Системе национальных счетов). Этот институциональный сектор разделен на два подсектора:

а) центральные органы исполнительной власти, включающие центральные органы власти, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны, в том числе некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые центральными органами исполнительной власти (согласно Системе национальных счетов);

b) Органы местного управления, включающие местные администрации, юрисдикция которых распространяется только на местные административные единицы, включая некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые органами местного управления (согласно Системе национальных счетов).

3) Сектор нефинансовых обществ объединяет институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для рынка, чьи ресурсы формируются за счет средств, полученных от продажи товаров и услуг (согласно Системе национальных счетов).

Этот сектор включает в себя компании, в том числе и их филиалы, представительства, а также аффилированные коммерческие общества, основной целью которых является производство товаров и нефинансовых услуг. Сектор содержит два подсектора:

а) нефинансовые коммерческие общества с преобладанием государственного капитала объединяют коммерческие общества, включая аффилированные коммерческие общества, контролируемые органами государственного управления, в случае обладания последними правом собственности на более чем 50 процентов капитала;

b) нефинансовые коммерческие общества с преобладанием частного капитала объединяют коммерческие общества, в которых более 50 процентов капитала принадлежит частному сектору либо иностранному капиталу.

4) Сектор Прочие сектора резиденты состоит из следующих подсекторов:

a) домашние хозяйства, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, исполняющих одновременно функцию потребителей и возможно функцию производителей.

К этому подсектору относятся:

- физические лица, объединяющие физических лиц, проживающих самостоятельно, и группы физических лиц, проживающих и потребляющих товары и услуги совместно, которые могут производить товары и/или нефинансовые услуги исключительно для собственного потребления;

- физические лица, которые осуществляют деятельность - ассоциации физических лиц, не имеющие статуса юридического лица, но являющиеся производителями товаров и услуг на рынке, а именно: индивидуальные предприятия, фермерские хозяйства, нотариусы, адвокаты, судебные исполнители и т.д.

b) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, объединяют институциональные единицы, функцией которых является предоставление нерыночных услуг домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не являющимся экономически значимыми. Их ресурсы формируются за счет добровольных взносов и доходов от собственности. К этому сектору относятся: профессиональные союзы, политические партии, религиозные общества, культурные и спортивные ассоциации и т.д. (в соответствии с Системой национальных счетов).

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Национального банка Республики Молдова от 23.10.2012 г. №243, 01.12.2016 г. №332, 20.12.2018 г. №319)

(см. предыдущую редакцию)

4. Сектор нерезиденты Молдовы делится на следующие категории:

1) банковские учреждения включают центральный банк, банки и другие финансовые учреждения;

2) небанковские учреждения включают правительственные органы, нефинансовые корпорации, небанковский финансовый сектор, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Балансовые активы отражаются на валовой основе и классифицируются следующим образом:

1) денежные средства - это банкноты и монеты, которые имеют фиксированную номинальную стоимость и выпускаются центральным банком или правительством. К этой категории также относятся дорожные чеки;

2) займы - представляют собой финансовые активы, которые создаются, когда кредитор предоставляет средства напрямую заемщику и которые засвидетельствованы необращающимися инструментами. Эта категория включает в себя:

а) кредиты - любые обязательства дать взаймы денежные средства с условием их погашения, выплаты процентов и других связанных с ними выплат; любые продления срока погашения долга; любые гарантии, а также любые обязательства приобрести долговые обязательства или другие права на осуществление выплат;

b) соглашения о последующем выкупе (РЕПО) - операции продажи ценных бумаг или других активов, отличных от займов, с последующим выкупом тех же ценных бумаг или других активов в определенный срок или по требованию по цене, определенной на дату продажи;

c) финансовый лизинг - операция, осуществляемая на контрактной основе, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) обязуется по ходатайству другой стороны (лизингополучатель) предоставить во временное владение и пользование вещь, приобретенную или произведенную лизингодателем, взамен периодических платежей (лизинговых платежей), а по истечении срока действия договора обязуется соблюдать право лизингополучателя выбрать: приобрести вещь, продлить договор лизинга или прекратить договорные отношения.

3) ценные бумаги (кроме акций) - свободно обращающиеся финансовые инструменты.

В эту категорию включаются:

а) облигации и другие ценные бумаги, в том числе депозитные расписки на эти ценные бумаги, а именно: государственные ценные бумаги, казначейские векселя, сертификаты Национального банка и других финансовых учреждений и т.д;

b) любые другие финансовые инструменты, которые могут конвертироваться или предоставляющие права на покупку или продажу ценных бумаг, определенных в пункте а).

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.