Недействующая редакция. Принята: 14.11.2018 / Вступила в силу: 15.11.2019

Недействующая редакция, не действует с 15 ноября 2019 года

О вступлении в силу документа смотри Справку

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

15 декабря 2018 года №3101

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 14 ноября 2018 года №145, №45

Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций

В соответствии с законами Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" и "Об аудиторской деятельности" Министерство финансов и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан постановляют:

1. Утвердить Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций согласно приложению 1.

2. Признать утратившими силу некоторые ведомственные нормативно-правовые акты согласно приложению 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Министр финансов

Д.Кучкаров

И.о. начальника Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре

Д.Рахимов

Приложение 1

к Постановлению Министерства финансов и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года №№145, 45

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций

Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" и "Об аудиторской деятельности" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций при оказании клиентам профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета.

Глава 1. Общие положения

1. Действие настоящих Правил распространяется на аудиторские организации при оказании профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета на территории Республики Узбекистан.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

бенефициарный собственник — физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;

внутренний контроль — деятельность аудиторских организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов, по надлежащей проверке клиента, управлению рисками легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, выявлению подозрительных операций, а также операций, участниками которых являются лица, участвующие или подозреваемые в участии в террористической деятельности, финансировании терроризма или финансировании распространения оружия массового уничтожения;

внутренние правила — внутренний документ, регламентирующий порядок организации и осуществления внутреннего контроля в аудиторской организации и ее филиалах;

государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма — государства и территории, определенные в официальных заявлениях группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, имеют стратегические недостатки;

идентификация клиента — установление данных о клиентах, на основе предоставленных ими документов, в целях осуществления надлежащей проверки клиента;

идентификация бенефициарного собственника клиента — определение собственника клиента или контролирующего его юридического лица путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и/или учредительного договора, положения);

клиент — юридическое лицо, заключившее договор с аудиторской организацией на оказание профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности — физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения — физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

надлежащая проверка клиента — проверка клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника клиента, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о нем и его деятельности;

операции, подлежащие сообщению — совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные аудиторскими организациями подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;

ответственный сотрудник — лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего контроля;

оффшорная зона — государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций;

Перечень — перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;

подозрительная операция — находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная операция с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которой у аудиторской организации при реализации настоящих Правил возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

приостановление операции — приостановление исполнения поручений клиента по операциям с денежными средствами или иным имуществом, а также совершении других юридически значимых действий;

публичные должностные лица — лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства либо в международной организации;

риск — риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма;

система внутреннего контроля — совокупность действий ответственного сотрудника и аудиторской организации, направленных на достижение целей и выполнение задач, определенных настоящими Правилами и внутренними документами;

специально уполномоченный государственный орган — Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

участники операции — клиенты (в том числе учредители, акционеры и иные участники) и их представители, а также партнеры клиента, участвующие в операции.

3. Целями внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения аудиторской организации в преступную деятельность;

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков;

обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

4. Основными задачами внутреннего контроля являются:

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению своих рисков;

осуществление процедур идентификации и мер по надлежащей проверке клиентов, в том числе верификации и регулярного обновления данных о клиентах и их бенефициарных собственниках;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности;

осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами и их близкими родственниками;

выявление подозрительных операций в порядке, установленном настоящими Правилами и внутренними правилами;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства аудиторской организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, участников операций, осуществивших подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с другими государственными органами в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности или финансированием распространения оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем.

Глава 2. Организация системы внутреннего контроля

5. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования аудиторской организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.

6. Ответственный сотрудник аудиторской организации назначается приказом руководителя аудиторской организации. Аудиторская организация направляет сведения о своем ответственном сотруднике и выполнении требований настоящих Правил в Министерство финансов Республики Узбекистан ежегодно до 10 января в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

7. Ответственный сотрудник должен занимать руководящую должность и являться штатным аудитором аудиторской организации.

8. Лицо, назначаемое на должность ответственного сотрудника должно знать законодательство об аудиторской деятельности, противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также международные стандарты в данной сфере.

9. Ответственным сотрудником не могут быть назначены лица, продемонстрировавшие в своей деятельности и личном поведении неправильное управление вверенным подразделением, а также ранее привлекавшиеся судом к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики.

10. Аудиторские организации обязаны проводить регулярную переподготовку ответственных сотрудников с целью повышения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

11. Ответственный сотрудник выполняет следующие функции:

принимает меры, предусмотренные законодательством, настоящими Правилами и внутренними правилами, для пресечения угрозы использования услуг аудиторской организации для легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма;

осуществляет контроль соблюдения аудиторской организацией требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, настоящих Правил и внутренних документов;

предоставляет руководителю аудиторской организации информацию о фактах нарушений законодательства, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

вносит на рассмотрение руководителю аудиторской организации предложения об устранении выявленных недостатков и нарушений в деятельности аудиторской организации в части несоблюдения требований законодательства, настоящих Правил и внутренних правил о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности;

предоставляет руководителю аудиторской организации не реже одного раза в год отчет о результатах реализации настоящих Правил;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях, о попытках их совершения, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении дополнительной информации;

осуществляет взаимодействие с ответственными лицами Министерства финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченного государственного органа по организации внутреннего контроля, предупреждению и устранению случаев нарушений требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

доводит Перечень до работников аудиторской организации.

12. Ответственный сотрудник вправе:

истребовать от работников аудиторской организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля;

вносить руководителю аудиторской организации предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению.

Ответственный сотрудник может иметь иные права в соответствии с законодательством.

13. Ответственный сотрудник обязан:

принимать необходимые меры в пределах своей компетенции для достижения целей и выполнения задач, возложенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

принимать меры по надлежащей проверке, идентификации клиентов и сверке с Перечнем;

принимать соответствующие меры по обеспечению выявления идентификации бенефициарных собственников;

передавать в специально уполномоченный государственный орган, в установленном порядке, сообщения о подозрительных операциях, в том числе о попытках их совершения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

14. Аудиторские организации, исходя из требований настоящих Правил, должны разработать внутренние правила, в которых должны отражаться:

порядок осуществления мер по выявлению, оценке, мониторингу, снижению и документированию уровня рисков;

правила надлежащей проверки клиентов и их бенефициарных собственников, а также осуществления постоянного контроля за операциями клиентов;

порядок оформления необходимой информации и обеспечения ее конфиденциальности;

порядок выявления подозрительных операций, а также порядок подготовки и отправки сообщений о таких операциях в специально уполномоченный государственный орган;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

меры по недопущению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами и их близкими родственниками, а также осуществления мониторинга проводимых такими лицами операций;

порядок учета и мониторинга клиентов, отнесенных к категории высокого уровня риска, и мониторинга операций таких клиентов;

другие правила, не противоречащие законодательству.

15. Внутренние правила аудиторской организации должны соответствовать требованиям законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, настоящих Правил, а также составляться с учетом выявленных рисков и их оценки. Внутренние правила, а также вносимые к ним изменения и дополнения утверждаются руководителем аудиторской организации.

16. Зарубежные обособленные подразделения аудиторских организаций (при наличии таковых) при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма должны соблюдать требования страны нахождения, а в случае, когда данные требования отличаются от требований законодательства Узбекистана, применять международные стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

17. Аудиторская организация обязана требовать от своих зарубежных обособленных подразделений информирования головного офиса в случае невозможности применения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, из-за имеющегося запрета в законодательстве страны, в которой находятся такие обособленные подразделения.

Глава 3. Надлежащая проверка клиентов

18. Аудиторские организации должны принимать меры по надлежащей проверке клиентов.

Меры по надлежащей проверке клиента применяются ко всем новым клиентам, а также в отношении существующих клиентов, исходя из уровня риска.

19. Надлежащая проверка клиента должна осуществляться:

при установлении деловых отношений с клиентом;

при заключении договора с клиентом на оказание профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета;

при осуществлении подозрительных операций;

при оценке неотъемлемого и контрольного риска в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности;

при наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о клиенте;

при осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 400-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции.

20. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:

проверку клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

21. Помимо применения указанных в пункте 20 настоящих Правил мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц и их близких родственников, выступающих в качестве участника операции или бенефициарного собственника клиента, аудиторские организации должны:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать деловые отношения с публичным должностным лицом только с разрешения руководства аудиторской организации;

осуществлять мониторинг деловых отношений.

22. Усиленные меры по надлежащей проверке клиентов включают:

сбор и фиксирование дополнительных сведений о клиенте, доступных в открытых источниках и базах данных;

получение от клиента сведений об источнике денежных средств или финансовом состоянии клиента;

проведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями клиента.

23. При обращении клиента для заключения договора на оказание профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета аудиторская организация обязана:

идентифицировать клиента и/или бенефициарного собственника по операции в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и настоящих Правил;

изучить ранее проводившиеся операции клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;

определить вид операции и степень ее соответствия цели и виду деятельности клиента, установленным в его учредительных документах;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента.

24. Идентификация клиента и бенефициарного собственника клиента осуществляется аудиторской организацией на основе информации, предусмотренной приложением 2 к настоящим Правилам.

Результат идентификации вносится в отдельный журнал ответственным сотрудником с указанием фамилии, имени и отчества.

25. При идентификации клиентов должны поверяться сведения о государственной регистрации, о руководителях, а также иные сведения, указанные в учредительных документах.

Получение указанных сведений осуществляется через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства либо непосредственно от клиента в случае, когда получение информации из данной системы невозможно.

26. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и иных участников операции должны быть действительными на дату их предъявления.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника изучаются сведения о деловой репутации клиента.

27. Не требуется осуществление мер надлежащей проверки клиентов в отношении органов государственной власти и управления.

28. Аудиторские организации отказывают клиентам в оказании профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета в случае:

невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента;

невозможности завершения идентификации или получения данных по результатам надлежащей проверки клиента, указывающих на нецелесообразность установления с ним деловых отношений;

предоставления заведомо недостоверных документов или непредставления документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В случае отказа клиентам аудиторские организации должны направить сообщение в специально уполномоченный государственный орган.

Глава 4. Определение и оценка уровня риска

29. Аудиторские организации должны определять уровень риска, а также разработать и реализовать программу мер по его снижению.

Уровень риска определяется ответственным сотрудником на основании представленной клиентом информации с учетом видов деятельности и операций, совершаемых клиентом, критериев, установленных настоящими Правилами, результатов надлежащей проверки клиента.

На основании требований абзаца второго настоящего пункта клиенту присваивается соответствующий уровень риска (высокий или низкий) совершения операции в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

30. К категории высокого уровня риска должны быть отнесены участники операции, отвечающие изначально следующим критериям:

а) лица, включенные в Перечень либо находящиеся в собственности или под контролем лица, включенного в Перечень, либо прямо или косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

б) лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорных зонах;

в) представительства иностранных компаний и физические лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан;

г) лица, имеющие счета в оффшорных зонах;

д) организации, бенефициарным собственником которых является лицо, указанное в подпунктах "а" и/или "б" настоящего пункта;

е) клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);

ж) публичные должностные лица и их близкие родственники;

з) иные лица, определяемые внутренними правилами.

31. При установлении высокого уровня риска аудиторские организации должны принимать усиленные меры по надлежащей проверке клиента и осуществлять постоянный мониторинг совершаемых им операций.

32. По мере изменения характера проводимых клиентом операций аудиторские организации должны пересматривать уровень риска работы с учетом собранных сведений по результатам надлежащей проверки клиента.

33. Аудиторские организации должны вести учет всех клиентов (участников операции), отнесенных к категории высокого уровня риска, в порядке, установленном внутренними правилами. Сведения о клиентах (участников операции), отнесенных к категории высокого уровня риска, заносятся в специальный журнал.

34. Аудиторские организации должны принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях аудиторские организации должны определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи с использованием новых или развивающихся технологий для оказания услуг. Такая оценка риска должна проводиться до использования новых или развивающихся технологий.

Глава 5. Критерии и признаки подозрительных операций, а также порядок их выявления

35. Операция признается подозрительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

предоставленные документы на проведение операции вызывают сомнение в их подлинности (достоверности), и (или) сведения об операции, в том числе о какой-либо из ее сторон, не соответствуют имеющейся информации;

операция не имеет явного экономического смысла и не соответствует характеру и виду деятельности клиента;

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью идентификации, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

наличие неучтенных финансово-хозяйственных операций и уничтожение учетной документации ранее установленных сроков;

немедленное прекращение деловых отношений по инициативе клиента при применении по отношению к нему требований, предусмотренных настоящими Правилами;

невозможно завершить идентификацию или получить по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;

денежные средства переводятся за пределы Республики Узбекистан в пользу лиц, постоянно проживающих или зарегистрированных в оффшорных зонах;

один из участников операции является лицом, постоянно проживающим, находящимся или зарегистрированным в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, которые дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур контроля, установленных законодательством;

наличие любых подозрений, что денежные средства или иное имущество, использованные при осуществлении операции, имеют преступное происхождение.

36. Информация, полученная в ходе идентификации, а также присвоенный уровень риска работы с клиентом являются основой для мониторинга операций.

37. Идентификация клиента и текущая проверка его операции проводится работником аудиторской организации в соответствии с должностными обязанностями, которые при выявлении операций, имеющих признаки подозрительных операций, обязаны незамедлительно сообщить о таких операциях ответственному сотруднику.

38. Последующая проверка операций клиента проводится ответственным сотрудником посредством анализа совершенных за предыдущий период операции клиента с целью выявления подозрительных операций, не определяемых на стадии текущей проверки.

При наличии обоснованных подозрений ответственный сотрудник принимает письменное решение о признании операции клиента подозрительной.

39. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, целями и размером операций и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операций.

40. После признания операции клиента подозрительной ответственный сотрудник должен принять нижеследующие меры:

усилить мониторинг за операциями клиента;

получить дополнительную информацию о клиенте;

пересмотреть уровень риска клиента;

занести информацию об операции в специальный журнал;

обеспечить предоставление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

внести предложение руководителю аудиторской организации о прекращении договорных отношений с клиентом в соответствии с законодательством и заключенным с ним договором.

41. Сообщение о подозрительной операции передается аудиторской организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня, с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года №272.

42. Аудиторская организация должна также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.

Глава 6. Операции с участием лиц, включенных в Перечень или участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения и меры, принимаемых при их выявлении

43. Аудиторские организации при оказании профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета обязаны сверять идентификационные данные клиента, бенифициарного собственника клиента и участников операции с Перечнем.

Если во время установления деловых отношений или при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом, работниками аудиторской организации будет установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента, бенифициарного собственника клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень, они должны безотлагательно и без уведомления клиента сообщить об этом ответственному сотруднику.

В свою очередь ответственный сотрудник должен занести идентификационные данные об участнике операции и совершаемой операции в специальный журнал, а также направить сообщение в специально уполномоченный орган.

44. Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит сообщению в специально уполномоченный государственный орган, если:

установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень;

клиент действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

клиент, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

45. Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. №2833 от 11 октября 2016 года).

Глава 7. Исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа

46. Специально уполномоченный государственный орган в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" вправе письменно запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в том числе из автоматизированных информационных систем и баз данных аудиторской организации.

47. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются с записью в специальном журнале:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации клиента, совершающего операцию.

Глава 8. Оформление, хранение, обеспечение конфиденциальности информации и документов

48. Аудиторские организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с клиентами.

По истечении сроков хранения документы сдаются в установленном порядке в архив.

49. Информация о клиенте, полученная в процессе надлежащей проверки клиента, указывается в анкете клиента по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Аудиторская организация вправе включить иные данные в анкету клиента согласно внутренним правилам.

50. Анкета клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью ответственного сотрудника.

51. Анкеты клиентов подшиваются в отдельной папке в хронологическом порядке и находятся на хранении у ответственного сотрудника.

52. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом и надлежащей проверке клиента должна быть оформлена таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции и информация была доступной для специально уполномоченного государственного органа.

53. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться не реже одного раза в год в случаях, когда аудиторская организация оценивает риск осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма, как высокий, в иных случаях не реже одного раза в три года и при наличии изменений в сведениях клиента.

54. В целях ограничения доступа ко всем документам, использованным в деятельности ответственного сотрудника, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим лицом в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

55. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным сотрудником вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.

56. Аудиторские организации:

ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать клиентов и других участников операции о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган;

обеспечивают неразглашение (либо неиспользование в личных целях или интересах третьих лиц) сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.

Глава 9. Заключительные положения

57. Мониторинг и контроль за соблюдением аудиторскими организациями требований настоящих Правил осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом.

58. Руководитель аудиторской организации и ответственный сотрудник за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством.

59. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Приложение 1

к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в аудиторских организациях

Сведения об ответственном сотруднике аудиторской организации и реализации Правил внутреннего контроля
_____________________________________
(наименование аудиторской организации)

1. Фамилия, имя и отчество, должность, контактный телефон.

2. Дата и номер приказа о назначении ответственным лицом.

3. Информация об оказанных аудиторской организацией услугах по ведению бухгалтерского учета за истекший год:
а) наименование клиента;
б) продолжительность периода оказания услуг;
в) сумма услуги;
г) функции, выполняемые аудиторской организацией при оказании услуг;
д) основные меры, принимаемые для обеспечения внутреннего контроля и законности осуществляемых хозяйственных операций в ходе оказания услуг по ведению бухгалтерского учета.

4. Наименование и дата утверждения документа аудиторской организации по обеспечению внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

5. Информация о проведении регулярной переподготовки ответственного лица и сотрудников аудиторской организации.

6. Количество сообщений, переданных в специально уполномоченный государственный орган.


Приложение 2

к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в аудиторских организациях

Информация, необходимая при идентификации клиента и его бенефициарного собственника

Информация, необходимая при идентификации клиента и его бенефициарного собственника:

а) полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) местонахождение (почтовый адрес);

д) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

е) информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия;

ж) данные об идентификации физического лица, действующего от имени клиента;

з) информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевых участиях в уставном фонде (капитале) клиента;

и) информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала);

к) информация об органах управления клиента (структура и персональный состав органов управления юридического лица);

л) номера телефонов.

Приложение 3

к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в аудиторских организациях

Информация, указываемая в анкете клиента

1. Информация, полученная в процессе идентификации клиента, указанная в приложении 1 к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в аудиторских организациях.

2. Информация об уровне риска, включая обоснование оценки риска.

3. Результаты дополнительных мероприятий, проведенных аудиторской организацией, при идентификации клиента.

4. Дата начала отношений с клиентом и продолжительность периода оказания аудиторской услуги.

5. Функции, выполняемые работником аудиторской организацией при оказании услуги по ведению бухгалтерского учета.

6. Стоимость аудиторской услуги по ведению бухгалтерского учета.

7. Дата заполнения и внесения изменений в анкету клиента.

8. Фамилия, имя и отчество, должность, контактный телефон сотрудника аудиторской организации, ответственного за работу с клиентом.

9. Подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и отчества, должности) и фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде.

10. Иные данные, определяемые внутренними правилами.

Приложение 2

к Постановлению Министерства финансов и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года №№145 и 45

Перечень ведомственных нормативно-правовых актов, признаваемых утратившими силу

1. Постановление Министерства финансов и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 13 октября 2009 года №№102, 42 "Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций" (рег. №2035 от 3 ноября 2009 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., №45, ст. 493).

2. Постановление Министерства финансов и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 26 мая 2010 года №№45,15 "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций" (рег. №2035-1 от 28 мая 2010 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., №22, ст. 177).

3. Постановление Министерства финансов и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходовпри Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 13 апреля 2015 года №№30,11 "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций" (рег. №2035-2 от 15 апреля 2015 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., №15, ст. 191).

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация системы внутреннего контроля Глава 3. Надлежащая проверка клиентов Глава 4. Определение и оценка уровня риска Глава 5. Критерии и признаки подозрительных операций, а также порядок их выявления Глава 6. Операции с участием лиц, включенных в Перечень или участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения и меры, принимаемых при их выявлении Глава 7. Исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа Глава 8. Оформление, хранение, обеспечение конфиденциальности информации и документов Глава 9. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Перечень ведомственных нормативно-правовых актов, признаваемых утратившими силу