Недействующая редакция. Принята: 25.09.2018 / Вступила в силу: 20.10.2018

Недействующая редакция, не действует с 28 сентября 2019 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 ноября 2009 года №495

Об утверждении Правил ведения бюджетного учета

(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 20.09.10 г. №472, 28.12.2011 г. №668, 10.12.2012 г. №539, 08.10.2013 г. №469, 09.10.2015 г. №508, 31.12.2015 г. №738, 30.05.2017 г. №350, 23.02.2018 г. №277, 13.04.2018 г. №463, 25.09.2018 г. №848)

В соответствии с пунктом 2 статьи 122 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения бюджетного учета.

2. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.

3. Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (Досмукаметову К.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в официальных средствах массовой информации в установленном законодательством порядке.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр

Б.Жамишев

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года №495

Правила ведения бюджетного учета

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан (далее - Бюджетный кодекс) и определяют порядок ведения бюджетного учета исполнения республиканского и местных бюджетов.

Уполномоченные органы по исполнению бюджета и аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов (далее - уполномоченные органы по исполнению бюджета) осуществляют ведение бюджетного учета в соответствии с настоящими Правилами.

Бюджетный учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об операциях с единого казначейского счета (далее - ЕКС), контрольных счетов наличности (далее - КСН) и счетов государственных учреждений, о требованиях и обязательствах Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Бюджетный учет представляет собой учет исполнения бюджетов, осуществляемый на кассовой основе, при котором операции отражаются на счетах способом двойной записи в соответствии с планом счетов. Бюджетный учет ведется в национальной валюте Республики Казахстан.

Бюджетный учет охватывает все операции по исполнению бюджета, связанные с выполнением комплекса мероприятий по обеспечению поступлений в бюджет, реализации бюджетных программ (подпрограмм), финансированию дефицита (использованию профицита бюджета) и движением денежных средств на КСН предназначенных для учета операций, связанных с зачислением поступлений в республиканский и местные бюджеты и проведением расходов из республиканского и местных бюджетов, и обеспечивает характеристику состояния бюджета в процессе его исполнения.

Данные бюджетного учета являются основой составления бюджетной отчетности по исполнению бюджета.

Руководитель уполномоченного органа по исполнению бюджета создает необходимые условия для правильного ведения бюджетного учета, обеспечивает выполнение структурным подразделением по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета требований, предусмотренных настоящими Правилами в части порядка ведения бюджетного учета исполнения бюджета, оформления и представления для учета документов и сведений.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.02.2018 г. №277)
(см. предыдущую редакцию)

2. Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета в своей работе руководствуется настоящими Правилами.

3. Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета осуществляет контроль и обеспечивает отражение на счетах бюджетного учета всех осуществляемых уполномоченным органом по исполнению бюджета операций по исполнению бюджета, составление отчетов об исполнении бюджетов.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 09.10.2015 г. №508)

(см. предыдущую редакцию)

4. Руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета не принимает к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим бюджетному законодательству Республики Казахстан и нарушающим финансовую дисциплину.

5. При ведении бюджетного учета руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета определяет служебные обязанности для работников соответствующего структурного подразделения по бюджетному учету и обеспечивает контроль за их выполнением.

2. Документы учета

6. Документы бюджетного учета, предоставляемые территориальными органами казначейства на бумажном носителе и предусматривающие подписи уполномоченного органа, оформляются подписями руководителя уполномоченного органа по исполнению бюджета и руководителя структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета или лицами ими уполномоченными.

(Пункт 6 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.12.2015 г. №738)

(см. предыдущую редакцию)

7. Первичные учетные документы, представленные территориальными органами казначейства в соответствии с пунктами 113, 114, 115, 116, а также формы, установленные в соответствии с пунктом 68 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года №540 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №9934) проверяются уполномоченными органами по исполнению бюджета на правильность отражения оборотов и остатков по КСН соответствующих бюджетов, после чего принимаются к исполнению и учету.

(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.12.2015 г. №738)

(см. предыдущую редакцию)

7-1. Для ежедневного учета исполнения местных бюджетов, территориальные органы казначейства предоставляют на электронных носителях местным уполномоченным органам по исполнению бюджета отчеты по форме 5-34А "Отчет об остатках на КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, местного самоуправления, реконвертации внешнего займа или связанного гранта, счетах субъектов квазигосударственного сектора и счетах государственных закупок" в своде по соответствующему местному бюджету.

(Пункт 7-1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказами Министра финансов Республики Казахстан от 08.10.2013 г. №469, 31.12.2015 г. №738, 30.05.2017 г. №350)

(см. предыдущую редакцию)

7-2. Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют сверку оборотов за день по формам отчетности 2-19, 5-20, 5-34, 5-34А, 5-52:

общая сумма строки "Итого" по столбцам "Входящий остаток", "Дебет", "Кредит", "Исходящий остаток" отчета по формам 5-34, 5-34А за день должна быть равна общей сумме строк "Входящий остаток", "Исходящий остаток", "Итого" по столбцам "Дебет", "Кредит" отчета по форме 5-20 за день;

сумма разницы между суммами строки "Распределение доходов" по столбцу "Дебет" и строки "Распределение доходов" по столбцу "Кредит" отчета по форме 5-20 за день должна быть равна сумме строки соответствующего бюджета столбца, отражающего сумму поступлений за день в данный бюджет, отчета по форме 2-19;

сумма строки "Итого" по столбцу "Исходящий остаток" отчета по форме 5-34 по соответствующему бюджету равняется сумме разницы строки "Итого" по столбцу соответствующего бюджета (поступления соответствующего бюджета с начала года) отчета по форме 2-19 и строки "Всего п

сумма строки "Итого" по столбцу "Входящий остаток" отчета по форме 5-34 за день должна соответствовать сумме строки "Итого" по столбцу "Исходящий остаток" отчета по форме 5-34 предыдущего операционного дня.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28.12.2011 г. №668)

(см. предыдущую редакцию)

3. Регистры учета исполнения бюджетов

8. Учет операций по исполнению бюджетов ведется в следующих учетных регистрах:

книга "Журнал - главная" по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

мемориальный ордер по единому казначейскому счету по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

мемориальный ордер по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

расшифровка по контрольным счетам наличности по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (предназначен для учета КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, целевого финансирования);

расшифровка размещенных с ЕКС сумм во вклады (депозиты) по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам;

расшифровка размещенных сумм депозитов с местных бюджетов по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

расшифровка по поступлениям и расходам бюджета по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам;

баланс Комитета казначейства по форме №1, согласно приложению 8 к настоящим Правилам;

баланс исполнения местного бюджета по форме №1-М, согласно приложению 9 к настоящим Правилам;

отчет о движении денег на Едином казначейском счете по форме №2, согласно приложению 10 к настоящим Правилам;

отчет о государственном и гарантированном государством долге, долг по поручительствам государства по форме №3, согласно приложению 12 к настоящим Правилам;

отчет по внешним займам и связанным грантам по форме №5, согласно приложению 14 к настоящим Правилам;

информация по расходованию резерва Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по форме, согласно приложению 15 к настоящим Правилам;

сведения об остатках на счетах для учета сумм аккредитивов государственных учреждений по форме, согласно приложению 16 к настоящим Правилам;

отчет о закрытии операционного дня по счетам в иностранной валюте по форме №6, согласно приложению 17 к настоящим Правилам;

отчет о движении денег местного бюджета по форме №2-М, согласно приложению 18 к настоящим Правилам;

расшифровка по счетам в иностранной валюте по форме, согласно приложению 19 к настоящим Правилам;

отчет о закрытии операционного дня в Интегрированной информационной системе казначейства (далее - ИИСК) по форме, согласно приложению 20 к настоящим Правилам;

информация по расходованию средств внешних займов и связанных грантов в рамках инвестиционных проектов по форме, согласно приложению 21 к настоящим Правилам;

справка по временно свободным бюджетным средствам (депозитам), размещенным в Национальном банке с Единого казначейского счета по форме, согласно приложению 23 к настоящим Правилам;

информация по кредитам, предоставленным из бюджета по форме, согласно приложению 27 к настоящим Правилам.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 13.04.2018 г. №463)
(см. предыдущую редакцию)

9. Первичными документами для учета исполнения республиканского и местных бюджетов для Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет казначейства) являются отчеты структурных подразделений согласно приложениям 12, 14, 15, 16, 17, 20 к настоящим Правилам.

Принятые к учету первичные документы оформляются мемориальными ордерами по всем операциям за день, но не позднее следующего дня по получении документов и подписываются структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета. Учет по внешним займам осуществляется по мере совершения операций.

Записи в первичных документах должны производиться лишь такими пишущими средствами, которые обеспечивают сохранность записей в них в течение длительного времени.

Мемориальные ордера до записи в учетных регистрах - нумеруются с номера один в последовательном порядке за каждый месяц в отдельности.

Расшифровки формируются ежедневно за исключением расшифровки размещенных сумм депозитов, которая формируется после совершения операций по размещению денег во вклады (депозиты) или возврату основной суммы вкладов (депозитов), и являются приложениями к мемориальным ордерам.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.12.2015 г. №738)

(см. предыдущую редакцию)

10. В книге "Журнал-главная" объединяются хронологические и систематические записи по субсчетам бюджетного учета исполнения бюджетов.

При открытии книги на новый финансовый год по первой строке записываются суммы остатков по субсчетам за истекший год. Суммы актива баланса записываются в дебет, а суммы пассива – в кредит соответствующих субсчетов книги.

Остатки на начало года по отдельным субсчетам должны соответствовать записям на начало года в регистрах аналитического учета.

Записи в книгу "Журнал-главная" производятся на основании мемориального ордера и приложенных к нему документов, являющихся основанием для его заполнения.

В книге "Журнал-главная" подсчитывается общий итог оборотов за месяц и выводятся по всем субсчетам дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего месяца.

На основании сумм остатков по субсчетам, выведенным в книге "Журнал-главная", составляется баланс по состоянию на 1 июля текущего года и на 1 января года, следующего за отчетным, который подписывается руководителем уполномоченного органа по исполнению бюджета и руководителем структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета.

Регистры учета на предстоящий год подготавливаются не позднее 31 декабря текущего финансового года.

Баланс Комитета казначейства отражает остатки денег на ЕКС, КСН республиканского и местных бюджетов, на счете внешних займов, на КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, целевого финансирования, местного самоуправления, реконвертации внешнего займа или связанного гранта, Национального фонда, Фонда компенсации потерпевшим, трансфертов ФСМС, на счете Евразийского экономического союза, на счетах субъектов квазигосударственного сектора, на счетах государственных закупок, на счетах в иностранной валюте, на счетах сумм до выяснения, на счете по деньгам в расчетах, по недостачам МБ, по размещению во вклады (депозиты) Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).

Баланс исполнения местных бюджетов отражает остатки денег на КСН соответствующих местных бюджетов, на соответствующих КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, на счетах по недостачам МБ, по размещению во вклады (депозиты) Национального Банка, на счете по внешним займам, счетах субъектов квазигосударственного сектора, счетах государственных закупок, КСН местного самоуправления.

До составления баланса производится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.

В отчете о движении денег на ЕКС по форме №2, показываются остатки денег на начало года и конец отчетного периода, с отражением поступлений и выбытия денег в течение отчетного периода.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Приказами Министра финансов Республики Казахстан от 30.05.2017 г. №350, 23.02.2018 г. №277, 13.04.2018 г. №463)
(см. предыдущую редакцию)

11. Исключен в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30.05.2017 г. №350

(см. предыдущую редакцию)

12. Исправление ошибок, обнаруженных в записях учетных регистров за текущий финансовый год, производится в следующем порядке:

обнаруженная ошибка за отчетный период до момента представления баланса, не требующая изменения мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписи над зачеркнутым новых правильных сумм и текста. Каждое исправление подтверждается подписями ответственных лиц с указанием даты исправления;

обнаруженная ошибочная запись до момента представления баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, исправляется дополнительным мемориальным ордером. Аналогично исправляются ошибки, когда они обнаружены в записях учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен.

13. По окончании финансового года, перед составлением баланса в регистрах учета просчитываются и сверяются итоги оборотов по субсчетам.

4. Хранение первичных документов, учетных регистров и отчетов по исполнению бюджетов

14. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера вместе с относящимися к ним документами брошюруются в хронологическом порядке. При незначительном количестве листов брошюровка допускается за три месяца в одну папку.

На обложке указывается: наименование уполномоченного органа по исполнению бюджета, название и порядковый номер папки (дела), отчетный период - год и месяц, начальный и последний номера мемориальных ордеров, количество листов в деле.

15. Сохранность первичных документов, учетных регистров, отчетов по исполнению бюджетов, оформление и передачу их в архив обеспечивает руководитель структурного подразделения по бюджетному учету уполномоченного органа по исполнению бюджета.

Документы и регистры за текущий финансовый год хранятся отдельно от документов за прошлые годы.

Хранение первичных документов, регистров учета на бумажных и электронных носителях, отчетов по исполнению бюджетов, программ электронной обработки учетных данных, расчетов к ним, других документов, а также сдача их в архив осуществляется в установленном Законом Республики Казахстан "О национальном архивном фонде и архивах" порядке.

5. План счетов бюджетного учета

16. Для учета операций по исполнению бюджетов уполномоченными органами по исполнению бюджета применяется план счетов согласно приложению 24 к настоящим Правилам.

(Пункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.12.2015 г. №738)

(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.