Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 10 декабря 1999 года №856
О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан
(В редакции Конституционных Законов Республики Таджикистан от 15.07.2004 г. №44, 12.05.2007 г. №256, 06.10.2008 г. №444, 01.08.2012 г. №896, 14.03.2013 г. №1065, 26.07.2014 г. №1086, 18.07.2017 г. №1452, 21.02.2018 г. №1508)
По всему тексту Конституционного Закона слова "настоящим Законом", "Настоящий Закон", "настоящего Закона", "настоящий Закон", "Законом", "настоящему Закону", "данному Закону", "определенных Законом", "данного Закона", "данным Законом", "нарушен Закон", "голосующих", "голосующим" и "голосующего" соответственно заменены словами "настоящим конституционным Законом", "Настоящий конституционный Закон", "настоящего конституционного Закона", "настоящий конституционный Закон", "законом", "настоящему конституционному Закону", "определенных настоящим конституционным’ Законом", "нарушен закон", "избирателей", "избирателем" и "избирателя" в соответствии с Конституционным Законом 21.02.2018 г. №1508
I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим конституционным Законом
Настоящий конституционный Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан определяет избирательные права, их гарантии, подготовку и проведение выборов в Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Статья 1(1). Законодательство Республики Таджикистан о выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан
Законодательство Республики Таджикистан о выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего конституционного Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
(в редакции Конституционного Закона Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1065)
Статья 2. Структура Маджлиси Оли Республики Таджикистан
Маджлиси Оли Республики Таджикистан состоит из двух Маджлисов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.
Статья 3. Принципы участия граждан в выборах
Выборы депутатов в Маджлиси намояндагон проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при смешанной системе выборов, в которой не предусматриваются никакие квоты.
Участие в выборах является свободным и добровольным.
Выборы членов Маджлиси милли проводятся на основе косвенных избирательных прав при тайном голосовании, одну четвёртую часть членов назначает Президент Республики Таджикистан.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
Граждане Республики Таджикистан, достигшие 18-летнего возраста до дня выборов, независимо от национальности, расы, пола, языка, веры, политической позиции, социального положения, образования и собственности, имеют право выбора.
В Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон назначаются и выбираются граждане, отвечающие требованиям Конституции Республики Таджикистан и настоящего конституционного Закона.
Не имеют права участвовать в выборах лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституция и Настоящий конституционный Закон определяют порядок и условия избрания и несоответствия занимаемых должностей граждан со статусом члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1065, 21.02.2018 г. №1508)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Равное избирательное право
Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 6. Прямое и косвенное избирательное право
Народные депутаты избираются гражданами Республики Таджикистан в Маджлиси намояндагон непосредственно.
Члены Маджлиси милли избираются депутатами местных представительных органов государственной власти.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1065)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон является тайным. Вмешательство в волеизъявление избирателей не допускается.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов в Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон
Подготовку и проведение выборов членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют население о своей работе, об избирательных участках, составе, местонахождении и времени работы избирательных комиссий и знакомят их со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах, об итогах голосования и выборов.
Представители печати, телевидения и радио, могут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться в помещениях для принятия голосования, освещать ход подготовки и проведения выборов, а также решения избирательных комиссий.
Статья 8.1. Статус и полномочия национальных наблюдателей
Политические партии, выдвинувшие своих кандидатов в депутаты, и кандидаты в депутаты, выдвинутые путем самовыдвижения, в установленном порядке представляют список национальных наблюдателей для регистрации в соответствующие окружные избирательные комиссии. В день выборов национальные наблюдатели наблюдают за ходом выборов в помещениях для голосования.
Деятельность национальных наблюдателей начинается после утверждения их списка решением соответствующих участковых избирательных комиссий и прекращается после объявления предварительных итогов выборов.
Национальные наблюдатели имеют право:
- ознакомиться со списком избирателей;
- находиться в помещении для голосования с начала работы участковой комиссии и до ее завершения;
- наблюдать за выдачей бюллетеней для голосования избирателям;
- находиться вне кабины голосования во время голосования;
- наблюдать за ходом погашения неиспользованных недействительных бюллетеней, бюллетеней, находящихся в урне для голосования, подсчетом голосов избирателей в условиях, обеспечивающих наблюдение за процессом подсчета бюллетеней для голосования;
- ознакомиться с протоколами участковых избирательных комиссий по результатам и голосования окружных избирательных комиссий по итогам выборов;
- обжаловать решение, действие (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей соответствующими избирательными комиссиями. Национальные наблюдатели не имеют права:
- выдавать бюллетени голосования избирателям;
- расписываться по просьбе избирателя при получении бюллетеня;
- заполнять бюллетень по просьбе избирателя;
- совершать какое-либо действие, мешающее тайне голосования;
- участвовать непосредственно в подсчете бюллетеней, производимом членами избирательной комиссии;
- совершать какое-либо действие, препятствующее работе избирательной комиссии, или участвовать при принятии решения соответствующей избирательной комиссией.
(В статью 8.1 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1065)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8.2. Статус и полномочия международных наблюдателей
С целью контроля за выборами, проведения их в условиях открытости и прозрачности приглашаются международные наблюдатели.
Деятельность международных наблюдателей начинается после аккредитации Центральной комиссией по выборам и референдумам Республики Таджикистан и завершается после объявления предварительных итогов выборов.
Международные наблюдатели получают разрешение в установленном порядке и аккредитуются в Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан при наличии приглашения. Приглашение высылается соответствующими органами Республики Таджикистан после официального опубликования решения о назначении даты выборов.
Центральная комиссия по выборам и референдумам выдает международным наблюдателям удостоверение установленного образца об их аккредитации. Данное удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения выборов.
Международные наблюдатели на территории Республики Таджикистан находятся под защитой Республики Таджикистан.
Международные наблюдатели осуществляют свою деятельность свободно. Материальное и финансовое обеспечение деятельности международных наблюдателей осуществляется за счет направившей их стороны или за их личный счет.
Международные наблюдатели имеют право:
- получать нормативные правовые акты и другие документы, регулирующие процесс выборов;
- проводить официальные встречи с политическими партиями и отдельными кандидатами, участвующими в выборах;
- находиться на избирательном участке или в помещении для голосования, в том числе в день голосования;
- наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов и определением их результатов в условиях, которые позволяют вести наблюдение за подсчетом бюллетеней;
- знакомиться с результатом рассмотрения жалоб (заявлений) и замечаний, связанных с нарушением законодательства о выборах;
- доводить до сведения представителей избирательных комиссий свои наблюдения без вмешательства в их работу;
- заявлять открыто, после окончания голосования свое мнение по подготовке и проведению выборов;
- представлять свои выводы по наблюдению за ходом избирательного процесса в Центральную комиссию по выборам и референдумам.
Международные наблюдатели не имею права:
- находиться в кабине для голосования во время внесения избирателем отметок в избирательные бюллетени;
- воздействовать на избирателей, распространять любую пропагандистскую продукцию или литературу;
- заявлять о преимуществе политических партий, кандидатов в депутаты или порядке проведения выборов;
- спрашивать у избирателей за кого они будут голосовать;
- использовать в своем заключении обстоятельства, не обоснованные документально и не подлежащие проверке;
- использовать свой статус для осуществления действий, не связанных с наблюдением за ходом выборов.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан аннулирует аккредитацию международных наблюдателей в случае нарушения ими законов Республики Таджикистан, принципов и общепризнанных международных правовых норм.
Международные наблюдатели обязаны:
- соблюдать Конституцию, законы Республики Таджикистан и международные акты;
- иметь при себе свидетельство об аккредитации в качестве международного наблюдателя и предъявлять его по требованию избирательной комиссии;
- выполнять свои обязанности на основе принципов политического нейтралитета, беспристрастности, воздерживаться от заявлений каких-либо преимуществ, оценки избирательной комиссии, государственных органов и других органов, должностных лиц и других участников избирательного процесса;
- не вмешиваться в избирательный процесс;
- делать выводы на основе наблюдения и фактического материала.
(В статью 8.2 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1065, 21.02.2018 г. №1508)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Финансирование выборов
Средства для подготовки и проведения выборов членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон выделяются из республиканского бюджета.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция