Недействующая редакция. Принята: 24.05.2016 / Вступила в силу: 30.05.2016

Недействующая редакция, не действует с 25 июня 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 7 августа 2006 года №164

Об утверждении Правил проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.11.2012 г. №313, 13.08.2015 г. №238, 24.05.2016 г. №175)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О рациональном использовании энергии" Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов согласно приложению.

2. Министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Шаисматова Э.Р.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

Приложение

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2006 года №164

Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов

I. Основные понятия и термины

1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и термины:

энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;

топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;

эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдения требований к охране окружающей среды;

вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;

непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм и регламентов;

потребитель ТЭР - юридическое лицо, использующее ТЭР для производства продукции, оказания услуг, в том числе при переработке, транспортировке и хранении, а также на собственные нужды;

энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области энергоэффективности проектов и схем энергоснабжения, энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования на действующих, вновь вводимых и реконструируемых объектах и на соответствие нормативно-правовым актам;

органы государственного надзора - Государственная инспекция по надзору в электроэнергетике (далее - Узгосэнергонадзор), осуществляющая надзор за потреблением электрической, тепловой энергии и использованием угля, и Узбекская государственная инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Узгоснефтегазинспекция), осуществляющая надзор за использованием нефтепродуктов и газа;

энергоаудитор - юридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования и экспертизы потребителей ТЭР.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУ от 01.11.2012 г. №313)

(см. предыдущую редакцию)

II. Общие положения

2. Настоящие Правила регулируют порядок проведения энергоаудиторами энергетических обследований и экспертиз потребителей ТЭР в целях оценки эффективности использования ими ТЭР и определения возможности снижения затрат на топливо и энергообеспечение.

3. Перечень потребителей ТЭР, подлежащих обязательному первичному энергетическому обследованию, составляется органами государственного надзора по согласованию с Министерством экономики Республики Узбекистан и утверждается Республиканской комиссией по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.08.2015 г. №238)

(см. предыдущую редакцию)

4. Энергетическая экспертиза проектной документации новых и реконструируемых объектов, технологий и оборудования является обязательной.

III. Организация проведения энергетических обследований и экспертиз

5. Организацию, общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований и экспертиз потребителей ТЭР в республике осуществляют органы государственного надзора.

6. Энергетические обследования и экспертизы потребителей ТЭР осуществляются только энергоаудиторами.

7. Перед проведением обследований и экспертиз составляются программы проведения энергетических обследований и экспертиз (типовые программы проведения энергетических обследований и экспертиз приведены в приложениях №№1 и 3 к настоящим Правилам) энергоаудиторами, которые согласовываются с обследуемым потребителем ТЭР и утверждаются в органах государственного надзора. Программы проведения энергетических обследований и экспертиз должны разрабатываться на основе существующих или новых прогрессивных методов оценки эффективности использования ТЭР в отраслях экономики.

8. Содержание обследований и экспертиз должно соответствовать:

принятым республиканским и международным нормам;

оценке экономической ситуации;

обеспечению энергетической и экологической безопасности;

оценке влияния на конкурентоспособность продукции, работ и услуг;

программам проведения энергетических обследований и экспертиз.

IV. Виды энергетических обследований

9. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат потребители ТЭР, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более двух тысяч тонн условного топлива или более одной тысяч тонн моторного топлива в год.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.05.2016 г. №175)
(см. предыдущую редакцию)

10. Энергетические обследования потребителей ТЭР, годовое потребление ТЭР которых составляет менее двух тысяч тонн условного топлива или менее одной тысячи тонн моторного топлива, проводятся по обращению потребителей ТЭР или решению органов государственного надзора при нерациональном использовании ТЭР потребителем, выявленном в ходе координационных проверок.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.05.2016 г. №175)
(см. предыдущую редакцию)

11. Энергетические обследования подразделяются на: первичные, периодические (повторные), внеочередные, экспресс-обследования (локальные).

12. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР; состояние учета используемых ТЭР; отчетность по их использованию; анализ затрат на топливо- и энергообеспечение).

Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.

Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца (приложение N2 к настоящим Правилам).

По результатам обследования ТЭР выдаются рекомендации по устранению нарушений в использовании ТЭР и перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности их использования, при технической возможности, с использованием вторичных энергетических ресурсов.

13. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных рекомендаций, оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость энергоресурсов в общих материальных затратах производства).

По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР, а также выдаются рекомендации, аналогичные указанным в пункте 12 настоящих Правил. Периодическое (повторное) обследование потребителей ТЭР проводится не реже одного раза в 5 лет.

14. Внеочередные (внеплановые) обследования проводятся:

по инициативе органа государственного надзора в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления энергоресурсов, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и др.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности;

по инициативе потребителя - при обращении с просьбой о проведении обследования его деятельности по использованию ТЭР;

в случае, когда срочное вмешательство вызвано необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения.

15. Экспресс-обследования (локальные) носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая или тепловая энергия, твердое, жидкое или газообразное топливо, вторичные энергоресурсы), либо по отдельной группе агрегатов, (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.

V. Порядок проведения энергетических обследований, экспертиз и их оформления

16. Энергоаудиторы проводят энергетические обследования и экспертизы по типовым программам.

17. Энергоаудиторы по завершении энергетического обследования оформляют следующую документацию:

отчет о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;

инструментально подтвержденный топливно-энергетический баланс. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается;

энергетический паспорт потребителя ТЭР (приложение №2 к настоящим Правилам);

рекомендации (по согласованию с руководством обследуемого потребителя ТЭР - программу) по повышению эффективности использования ТЭР и снижению затрат на топливо- и энергообеспечение. По рекомендациям должен быть подготовлен план потребителя ТЭР по оценке энергетической эффективности, конкретно определяющий экономическое состояние объекта.

18. В результатах энергетического обследования должна быть указана оценка эффективности использования ТЭР потребителем ТЭР, раскрыты причины нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения, с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимость их реализации. При технической возможности рекомендованы организационно-технические мероприятия по использованию вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии.

Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество продукции.

19. Отчеты проведенных энергетических обследований подписываются руководством организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителем ТЭР.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.