Дата обновления БД:
22.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
88 / 361
Всего документов в БД:
133060
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 28 марта 2017 года №229/6
О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года
В целях развития финансового рынка Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Утвердить прилагаемую стратегию развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года.
2. Исполнителям мероприятий, предусмотренных в плане, являющемся приложением к стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года, ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Национальный банк информацию о ходе выполнения указанного плана при необходимости с предложениями о его корректировке.
3. Национальному банку ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
А.Кобяков |
Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь |
П.Каллаур |
Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2017 года №229/6
Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года
Глава 1. Общие положения
В настоящей стратегии определены цель, задачи и приоритетные направления развития финансового рынка Республики Беларусь (далее - финансовый рынок) на среднесрочную перспективу.
На финансовом рынке функционируют следующие институты:
Национальный банк;
Министерство финансов;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
открытое акционерное общество "Банк развития Республики Беларусь" (далее - Банк развития);
профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее - ОАО "БВФБ");
страховые организации, включая республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация", осуществляющее страховую деятельность исключительно по перестрахованию;
организации, осуществляющие лизинговую деятельность;
микрофинансовые организации;
форекс-компании;
иные организации, осуществляющие посредническую деятельность на финансовом рынке.
Настоящая стратегия разработана с учетом положений следующих основных программных документов:
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 3 октября 2016 г. №359 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.10.2016, 1/16669);
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. №466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792);
Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. №274 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2016, 5/41945);
Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2016 г. №922 "О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2016-2020 годы" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2016, 5/42916);
план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2013 г. №31/1 "О плане совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 годы" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2013, 5/36811);
Концепция развития платежной системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. №779;
Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, одобренная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 марта 2016 г. №108.
Глава 2. Цель, задачи развития финансового рынка
Целью развития финансового рынка на период до 2020 года является его качественная трансформация, повышение стабильности и эффективности функционирования, направленные на рост экономики и благосостояния населения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать полноценный, структурно развитый финансовый рынок, для чего требуется:
обеспечить ускоренное развитие небанковских секторов финансового рынка;
совершенствовать линейку банковских продуктов;
активно использовать и развивать новые цифровые технологии во всех секторах финансового рынка;
развить инфраструктуру финансового рынка;
повысить доверие к финансовому рынку.
2. Устранить основные дисбалансы, в том числе снизить долларизацию, применение директивного кредитования, ликвидировать диспропорции в распределении финансовых ресурсов между секторами экономики, иные несоответствия.
3. Активизировать конкуренцию посредством:
развития институциональной структуры рынка ценных бумаг;
развития страхового рынка;
повышения доли частной собственности, снижения концентрации капитала в банковском и страховом секторах;
развития платежных агрегаторов;
совершенствования корпоративного управления;
повышения степени информационной открытости всех участников финансового рынка.
4. Активизировать сберегательный процесс, вовлечь в него широкие слои населения и возродить долгосрочные формы сбережений за счет:
повышения доверия к белорусскому рублю и проводимой денежно-кредитной политике;
разработки и внедрения надежных, ликвидных и доходных финансовых инструментов, отвечающих потребностям рынка (включая небанковские);
вовлечения населения в сберегательный процесс путем повышения его финансовой грамотности, роста доступности финансовых продуктов.
5. Обеспечить ценовую и финансовую стабильность посредством:
проведения эффективной и транспарентной денежно-кредитной политики;
обеспечения устойчивости банковской системы и других секторов финансового рынка;
эффективного урегулирования необслуживаемых кредитов и предотвращения образования иных дисбалансов;
развития институциональной инфраструктуры, направленной на содействие участникам финансового рынка в разрешении проблемных ситуаций.
6. Развить организационную инфраструктуру финансового рынка для координации ключевых направлений политики в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную политику.
Для реализации настоящей стратегии планируется выполнение мероприятий согласно приложению.
Глава 3. Состояние финансового рынка
Несмотря на то, что финансовый рынок в целом выполняет свои функции, имеющиеся структурные диспропорции и накопленные проблемы не позволяют ему развиваться достаточно динамично, а также влияют на качество предоставляемых финансовых услуг.
Доминирование банковского сектора снижает конкурентное давление и уменьшает стимулы к его развитию. Косвенным свидетельством этого может являться отсутствие или малая эффективность отдельных финансовых инструментов (рыночных долгосрочных кредитных и сберегательных инструментов в национальной валюте, инструментов хеджирования риска, специализированных инструментов (для малого бизнеса, физических лиц и других), долевых инструментов аккумулирования капитала), а также недостаточное обеспечение частного сектора финансовыми ресурсами.
Развитие финансового рынка в 2011-2016 годах характеризовалось в первую очередь институциональными изменениями. Совершенствовались подходы к оказанию финансовой поддержки в рамках реализации государственных программ и мероприятий, создан Банк развития, урегулирована деятельность на рынке лизинга, микрофинансирования и внебиржевом рынке Форекс, обеспечено комплексное совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг и страховании, сняты основные барьеры, препятствующие их развитию. Важнейшими изменениями стали переход к режиму монетарного таргетирования при проведении денежно-кредитной политики, повышение гибкости обменного курса.
Данные изменения заложили основу для повышения эффективности функционирования финансового рынка и дальнейшего его развития.
Вместе с тем динамика роста финансового рынка сдерживалась несколькими факторами, основные из которых - внешние шоки (главным образом ухудшение макроэкономической ситуации в странах - основных торговых партнерах), замедление темпов экономического роста, повышение долларизации и сегментации кредитного рынка, ускорение инфляционно-девальвационных процессов, потребовавшее поддержания высокого уровня процентных ставок на рыночные кредитные и депозитные продукты в белорусских рублях.
В результате снижение отношения активов банков и Банка развития к валовому внутреннему продукту на 1 января 2017 г. по сравнению с 1 января 2011 г. составило 2,8 процентного пункта. Серьезным ограничением стала закредитованность предприятий реального сектора. В условиях достаточно сложной макроэкономической динамики значительная долговая нагрузка создала предпосылки для ухудшения качества кредитной задолженности.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 4 августа 2019 года