Недействующая редакция. Принята: 28.03.2017 / Вступила в силу: 08.04.2017

Недействующая редакция, не действует с 4 августа 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 28 марта 2017 года №229/6

О стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года

В целях развития финансового рынка Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую стратегию развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года.

2. Исполнителям мероприятий, предусмотренных в плане, являющемся приложением к стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года, ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в Национальный банк информацию о ходе выполнения указанного плана при необходимости с предложениями о его корректировке.

3. Национальному банку ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения стратегии развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь

П.Каллаур

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2017 года №229/6

Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года

Глава 1. Общие положения

В настоящей стратегии определены цель, задачи и приоритетные направления развития финансового рынка Республики Беларусь (далее - финансовый рынок) на среднесрочную перспективу.

На финансовом рынке функционируют следующие институты:

Национальный банк;

Министерство финансов;

банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

открытое акционерное общество "Банк развития Республики Беларусь" (далее - Банк развития);

профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее - ОАО "БВФБ");

страховые организации, включая республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация", осуществляющее страховую деятельность исключительно по перестрахованию;

организации, осуществляющие лизинговую деятельность;

микрофинансовые организации;

форекс-компании;

иные организации, осуществляющие посредническую деятельность на финансовом рынке.

Настоящая стратегия разработана с учетом положений следующих основных программных документов:

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 3 октября 2016 г. №359 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.10.2016, 1/16669);

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. №466 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16792);

Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. №274 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2016, 5/41945);

Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2016 г. №922 "О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2016-2020 годы" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2016, 5/42916);

план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2013 г. №31/1 "О плане совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 годы" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2013, 5/36811);

Концепция развития платежной системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. №779;

Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, одобренная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 марта 2016 г. №108.

Глава 2. Цель, задачи развития финансового рынка

Целью развития финансового рынка на период до 2020 года является его качественная трансформация, повышение стабильности и эффективности функционирования, направленные на рост экономики и благосостояния населения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать полноценный, структурно развитый финансовый рынок, для чего требуется:

обеспечить ускоренное развитие небанковских секторов финансового рынка;

совершенствовать линейку банковских продуктов;

активно использовать и развивать новые цифровые технологии во всех секторах финансового рынка;

развить инфраструктуру финансового рынка;

повысить доверие к финансовому рынку.

2. Устранить основные дисбалансы, в том числе снизить долларизацию, применение директивного кредитования, ликвидировать диспропорции в распределении финансовых ресурсов между секторами экономики, иные несоответствия.

3. Активизировать конкуренцию посредством:

развития институциональной структуры рынка ценных бумаг;

развития страхового рынка;

повышения доли частной собственности, снижения концентрации капитала в банковском и страховом секторах;

развития платежных агрегаторов;

совершенствования корпоративного управления;

повышения степени информационной открытости всех участников финансового рынка.

4. Активизировать сберегательный процесс, вовлечь в него широкие слои населения и возродить долгосрочные формы сбережений за счет:

повышения доверия к белорусскому рублю и проводимой денежно-кредитной политике;

разработки и внедрения надежных, ликвидных и доходных финансовых инструментов, отвечающих потребностям рынка (включая небанковские);

вовлечения населения в сберегательный процесс путем повышения его финансовой грамотности, роста доступности финансовых продуктов.

5. Обеспечить ценовую и финансовую стабильность посредством:

проведения эффективной и транспарентной денежно-кредитной политики;

обеспечения устойчивости банковской системы и других секторов финансового рынка;

эффективного урегулирования необслуживаемых кредитов и предотвращения образования иных дисбалансов;

развития институциональной инфраструктуры, направленной на содействие участникам финансового рынка в разрешении проблемных ситуаций.

6. Развить организационную инфраструктуру финансового рынка для координации ключевых направлений политики в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную политику.

Для реализации настоящей стратегии планируется выполнение мероприятий согласно приложению.

Глава 3. Состояние финансового рынка

Несмотря на то, что финансовый рынок в целом выполняет свои функции, имеющиеся структурные диспропорции и накопленные проблемы не позволяют ему развиваться достаточно динамично, а также влияют на качество предоставляемых финансовых услуг.

Доминирование банковского сектора снижает конкурентное давление и уменьшает стимулы к его развитию. Косвенным свидетельством этого может являться отсутствие или малая эффективность отдельных финансовых инструментов (рыночных долгосрочных кредитных и сберегательных инструментов в национальной валюте, инструментов хеджирования риска, специализированных инструментов (для малого бизнеса, физических лиц и других), долевых инструментов аккумулирования капитала), а также недостаточное обеспечение частного сектора финансовыми ресурсами.

Развитие финансового рынка в 2011-2016 годах характеризовалось в первую очередь институциональными изменениями. Совершенствовались подходы к оказанию финансовой поддержки в рамках реализации государственных программ и мероприятий, создан Банк развития, урегулирована деятельность на рынке лизинга, микрофинансирования и внебиржевом рынке Форекс, обеспечено комплексное совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг и страховании, сняты основные барьеры, препятствующие их развитию. Важнейшими изменениями стали переход к режиму монетарного таргетирования при проведении денежно-кредитной политики, повышение гибкости обменного курса.

Данные изменения заложили основу для повышения эффективности функционирования финансового рынка и дальнейшего его развития.

Вместе с тем динамика роста финансового рынка сдерживалась несколькими факторами, основные из которых - внешние шоки (главным образом ухудшение макроэкономической ситуации в странах - основных торговых партнерах), замедление темпов экономического роста, повышение долларизации и сегментации кредитного рынка, ускорение инфляционно-девальвационных процессов, потребовавшее поддержания высокого уровня процентных ставок на рыночные кредитные и депозитные продукты в белорусских рублях.

В результате снижение отношения активов банков и Банка развития к валовому внутреннему продукту на 1 января 2017 г. по сравнению с 1 января 2011 г. составило 2,8 процентного пункта. Серьезным ограничением стала закредитованность предприятий реального сектора. В условиях достаточно сложной макроэкономической динамики значительная долговая нагрузка создала предпосылки для ухудшения качества кредитной задолженности.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.