Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 22 августа 2017 года №498
Об утверждении Программы по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" и внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №1136 "Об утверждении перечня правительственных программ и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан"
(В редакции Постановлений Правительства Республики Казахстан от 19.04.2019 г. №215, 03.06.2019 г. №361)
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.
3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных и правительственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, а также разработки, реализации и контроля Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
5. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 03.06.2019 г. №361
(см. предыдущую редакцию)
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Б.Сагинтаев
Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года №498
Программа по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия"
1. Паспорт Программы | |
2. Введение | |
3. Анализ текущей ситуации | |
4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы | |
4.1. |
Цели Программы |
4.2. |
Целевые индикаторы |
4.3. |
Задачи |
|
Первое направление: улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан |
|
Второе направление: реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций |
|
Третье направление: Соответствие плана приватизации и механизмов государственно-частного партнерства с приоритетами привлечения иностранных инвестиций |
5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры | |
5.1. |
Первое направление: Улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан |
5.1.1. |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций |
|
Повышение прозрачности регулирования инвестиционной деятельности |
|
Упрощение порядка выхода на рынок страны и размещения иностранных инвестиций |
5.1.2. |
Повышение уровня защиты прав инвесторов |
|
Совершенствование механизма разрешения споров |
|
Повышение прозрачности и предсказуемости налогового администрирования для инвесторов |
5.1.3. |
Улучшение торговой логистики и развитие производственно-сбытовых связей между иностранными инвесторами и местными компаниями |
5.2. |
Второе направление: реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций |
5.2.1. |
Совершенствование институциональных механизмов по привлечению, сопровождению и поддержке инвесторов |
5.2.2. |
Развитие системы привлечения инвестиций в Республике Казахстан |
5.2.3 |
Формирование проактивных подходов к привлечению и удержанию инвестиций |
5.3. |
Третье направление: соответствие плана приватизации и механизмов государственно-частного партнерства с приоритетами привлечения иностранных инвестиций. |
5.3.1. |
Привлечение иностранных инвестиций к приватизации |
5.3.2. |
Привлечение инвестиций в проекты государственно-частного партнерства |
6. Необходимые ресурсы | |
Приложение к Программе. План мероприятий по реализации Программы по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия". |
1. Паспорт Программы
Программа по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" | |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года"; | |
Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан | |
Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, ориентированные на повышение эффективности | |
Первое направление. Улучшение инвестиционного климата Казахстана: | |
2018 - 2022 годы | |
К 2022 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы: | |
За счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, а также за счет внебюджетных средств, не противоречащих бюджетному законодательству Республики Казахстан |
2. Введение
Программа по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, данным в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность1".
Программа, призванная способствовать достижению целей развития и модернизации экономики Республики Казахстан, формирует инвестиционное видение страны, направленное на увеличение и диверсификацию инвестиций. В основе данной Программы лежит повышение инвестиционной конкурентоспособности страны, обеспечивающее привлечение инвестиций, ориентированных на повышение эффективности в больших объемах.
Данная Программа запускается в то время, когда мировая экономика все еще оправляется от глобального финансового кризиса. Падение мировых цен на товарных рынках осложнило ситуацию как для финансово-экономического состояния отдельных предприятий, так и для агрегированных макропоказателей.
Вместе с тем, Республика Казахстан продолжает быть привлекательным местом для инвестиций, ориентированных на получение доступа к богатым природным ресурсам страны. Помимо этого, страна продолжает привлекать инвесторов, заинтересованных в растущем внутреннем рынке Республики Казахстан.
Важность инвестиций в достижении целей развития Республики Казахстан, повышении уровня диверсификации экономики, росте производительности, экспорта и создании рабочих мест отмечена в ряде документов Системы государственного планирования (Казахстан 2050, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственная программа инфраструктурного развития "Нурлы жол" на 2015-2019 годы, План нации "100 конкретных шагов", Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, Государственная программа развития агропромышленного комплекса, "Модернизация 3.0.").
Актуальным вызовом для Республики Казахстан является привлечение в больших объемах инвестиций, ориентированных на повышение эффективности. Данный вид инвестиций повышает конкурентоспособность финансируемого производства на международных рынках и в глобальных цепочках добавленной стоимости путем использования конкурентных преимуществ инвестиционного климата Республики Казахстан, предлагает для страны-получателя совокупность капитала, ноу-хау и технологий, которые способствуют модернизации отраслей и расширению производственных возможностей для достижения экономической диверсификации.
Данный вид инвестиций не "поступает" в страну так же, как инвестиции, ориентированные на внутренний рынок. Привлечение и удержание их потребуют повышения международной конкурентоспособности Республики Казахстан, а также улучшения инвестиционного климата.
Программа предполагает проведение активной государственной и инвестиционной политики, направленной на стимулирование инвестиций, ориентированных на повышение эффективности. В реализацию Программы Правительство Республики Казахстан продолжит улучшать конкурентоспособность и привлекательность инвестиционного климата страны соответствующим стандартам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР)2
Успешная реализация данной Программы должна способствовать устойчивому экономическому росту страны. Для обоснования отдельных предложений и мероприятий проводится страновой и региональный анализ, а также анализируется опыт зарубежных стран по реализации инвестиционной политики, а также факторов, которые будут способствовать достижению преимуществ страны.
Программа и составляющие ее мероприятия основаны на детальной оценке институциональной и нормативно-регуляторной среды для привлечения инвестиций. Оценка реализована Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан при технической поддержке группы Всемирного банка. Кроме того, при разработке Программы были учтены аналитические выводы ОЭСР, изложенные в детальном обзоре инвестиционного климата Республики Казахстан за 2016 и 2017 годы, а также исследовательские и аналитические работы других международных и национальных организаций, аналитических центров.
__________________________
1 Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"
2 Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики
Основные термины и определения
В настоящей Программе используются следующие новые термины и определения:
1) инвестиции, ориентированные на повышение эффективности, - тип инвестиций, направленных на организацию производства в определенной стране с целью использования ее факторов конкурентоспособности, которые обеспечат возможность экспорта в другие страны или регионы. Такие факторы конкурентоспособности могут включать эффективную рабочую силу в плане стоимости, образования или специализации, легкий доступ к иностранным рынкам, качественную инфраструктуру и т.д. Мотивирующими факторами в привлечении данного типа инвестиций являются уровень конкурентоспособности на международных рынках, предлагаемый той или иной страной инвестору, а в особенности способность интеграции в глобальные цепочки создания стоимости;
2) инвестиции, ориентированные на внутренний рынок, - тип инвестиций, направленных на развитие внутреннего рынка страны-получателя. Таким образом, главными факторами такого типа инвестиций являются размер и темпы роста внутреннего рынка.
3) информационно-мониторинговая система IRM (follow-up) - единая информационная площадка для казахстанских, иностранных инвесторов и предпринимателей, которая содержит полную, достоверную и актуальную информацию об инвесторах, инвестиционных проектах, производственных площадках и информационных запросах потенциальных инвесторов;
4) внештатные советники - региональные директора совместительству внештатными советниками акимов областей и городов Астаны, Алматы, осуществляющие мониторинг и полное сопровождение реализации инвестиционных проектов, адресную работу с инвесторами по решению проблемных вопросов путем взаимодействия с центральными и местными исполнительными органами, иными организациями;
5) инвестиционные преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, и лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект;
6) инвестиционный омбудсмен - должностное лицо, назначаемое (определяемое) Правительством Республики Казахстан, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов;
7) "одно окно" ("единое окно") - централизованная форма содействия инвесторам со стороны уполномоченного органа по инвестициям в предоставлении государственных услуг, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами.
3. Анализ текущей ситуации
Улучшение глобальных экономических условий
Задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста Республики Казахстан на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в условиях ограниченности внутренних финансовых ресурсов невозможно осуществить без реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций.
Инвестиции оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие страны:
на макроуровне являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, структурной перестройки производственного сектора и сбалансированного развития всех отраслей экономики, внедрения инноваций, обеспечения конкурентоспособности экономики страны;
на микроуровне необходимы для расширения и развития производства, повышения его технического и технологического уровней, снижения морального и физического износа основных фондов, повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также уменьшения вредного экологического воздействия на окружающую среду.
Республика Казахстан запускает новую Программу по привлечению инвестиций в то время, когда мировая экономика продолжает восстановление после глобального финансового кризиса. Ожидается, что в 2017 и 2018 годы экономическая активность увеличится, несмотря на сокращение мировых потоков ПИИ в 2016 году на 13 % в связи со слабым мировым экономическим ростом и низкой динамикой объемов мировой торговли3, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.4
Следует особо отметить, что при рассмотрении внешнего инвестирования в экономику страны традиционно рассматриваются ПИИ по привлеченному объему, по которому судят об эффективности работы с иностранными инвесторами.
Несмотря на глобальную геополитическую и экономическую неопределенность, ПИИ находятся в предварительной стадии восстановления после кризиса. Согласно данным ЮНКТАД (UNCTAD - Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) (далее - ЮНКТАД) наиболее высокий уровень мировых инвестиционных потоков был отмечен в докризисный 2007 год, составив 1,9 трлн. долл. США. При этом, общие входящие потоки ПИИ в 2015 и 2016 годы увеличились до 1,8 трлн. долл. США (рисунок 1), что является наибольшим показателем с 2008 года.
Увеличение ПИИ в последние два года было вызвано состоянием мировой макроэкономической среды, в которой преобладали сокращение темпов роста развивающихся рынков и резкое снижение цен на сырьевые товары. Также на данный рост оказал влияние процесс слияний и поглощений (далее - СиП) компаний на транснациональном уровне.
________________________________
3 Мониторинг глобальных инвестиционных тенденций, UNCTAD, февраль 2017 года
4 Доклад о состоянии и перспективах мировой экономики, МВФ, январь 2017 года
Рисунок 1
Показатели притока ПИИ на глобальном уровне и по отдельным группам стран
(млрд. долл. США)
Источник: UNCTAD
По данным ЮНКТАД ожидается рост валового показателя фиксированных капитальных инвестиций в развивающихся странах, в том числе странах с переходной экономикой. Вместе с тем, ожидается, что объем мировой торговли товарами и услугами в 2017 году увеличится на 3,8%, что больше чем в 2016 году (2,3%).
Следует отметить, что поток ПИИ меняется под влиянием мировых экономических тенденций и факторного влияния внутренней экономической политики глобальных игроков.
В зависимости от классификации стран по уровню развития большая часть потоков ПИИ направляется в развитые страны по сравнению с остальными группами стран. Кроме того, данный сегмент отличается относительной волатильностью, что мешает определить конкретные тренды за определенные периоды времени.
Так, приток ПИИ в развитые страны в 2016 году вновь показал положительную динамику, хотя и более медленными темпами, достигнув 1,03 трлн. долларов США (в 2015 году - 0,98 трлн. долл. США).
В среднесрочной перспективе глобальные потоки ПИИ по прогнозам возобновят рост в 2017 году и превысят 1,8 трлн. долл. США в 2018 году, что отражает ожидаемый рост в мировой экономике.
В это же время, приток ПИИ в развивающиеся экономики демонстрирует восходящую тенденцию, которая возобновилась после кризиса 2008 года и немного снизилась к 2016 году.
В сравнении с другими группами стран страны с переходной экономикой, к которым относится и Республика Казахстан, отличаются малыми объемами ПИИ. В 2016 году приток ПИИ в данную группу составил 68 млрд. долл. США, увеличившись на 81 % по сравнению с показателем 2015 года, что также свидетельствует о наличии некоторой волатильности.
Страны с переходной экономикой обладают небольшим положительным показателем чистых ПИИ, однако на него может повлиять огромный отток из России. Доля, а также объем ПИИ в данных странах (как тенденция) снижаются с 2008 года. Так, приток ПИИ в эти страны сократился более чем наполовину с 2013 по 2015 годы с 85 млрд. долл. США до 35 млрд. долл. США, снизившись с почти 6 % мирового оттока ПИИ до всего лишь 2 %.
Несмотря на положительные перспективы оздоровления мировой экономики, новые геополитические реалии и растущая напряженность могут иметь потенциальные последствия. Приток ПИИ в странах с переходной экономикой снизился до уровней почти 10-летней давности. Это произошло из-за таких факторов, как низкие цены на сырьевые товары, ослабление внутренних рынков и влияние ограничительных мер ввиду геополитической напряженности.
Быстрое падение цен на нефть, которое произошло в 2014 году, сильно повлияло на приток ПИИ в страны-экспортеры нефти в Африке, Южной Америке и странах с переходной экономикой. Отток ПИИ из региона также сократился из-за сокращения доступа к международным рынкам капитала.
Недействующая редакция, не действует с 29 июля 2019 года